| Автор блога: | Даниил Ананин |
|
Доброго утра! Сегодня я расскажу про ещё один дом на Баумана – дом купца Каретникова.
Дом купца Каретникова - объект культурного наследия муниципального значения, построенный в первой половине XIX века. Каретников-старший был крепостным-старовером, выкупившим вольную и выбившимся в купцы. Это было семейство, у которого было много родственников в городе: Карповы, Коровины, Жаровы (Шаровы). В частности, один из Карповых был уважаемым старовером. Неподалеку от Баумана, 68 располагалась молельня их общины (сегодня это «Дом чая»). После Каретниковых дом перешел к другому крупному торговцу – Гайнутдину Мукминову. Это был первый и единственный купец татарской национальности, который смог пробиться со своим бизнесом на улицу Проломную (прежнее название Баумана). Мукминов прославился своей общественной и благотворительной деятельностью. До революции здесь работал мануфактурный магазин купца по продаже тканей. На втором этаже располагалась его же гостиница «Бристоль». После революции все перешло в руки государства, но магазин тканей работал и в советские годы. Недолго здесь находилась редакция еженедельной татарской газеты «Эль-ислах» («Реформа»).
Даниил Ананин
30 марта 2023
+1
1211
4 комментария
купечество, культурное наследие, каретниковы, баумана
|
|
Доброго всем утра! Памятник Коту Казанскому — пожалуй, одна из ярких и интересных достопримечательностей Казани. Вокруг кота ходит много легенд и историй, примет и сказаний. Самая известная из них: про нашествие мышей в Санкт-Петербурге. Но существуют и другие легенды. Одна из них гласит, что во время русско-казанской войны войска Ивана Грозного пытались захватить хана, который находился в это время в Казанском Кремле. Это задание было провалено. Ханский кот разбудил правителя и тот успел скрыться со своей семьей.
Памятник Коту Казанскому по улице Баумана был установлен в 2009 году. Объект получился 3 метра в высоту и 2,8 метра в ширину. Композиция выполнена из алюминия. Создал памятник известный в Республике Татарстан скульптор Игорь Башмаков. Казанский кот довольно упитанный. Он лежит на кушетке, где у её подножья круглый ковер с надписью: «Кот Казанский: ум астраханский, разум сибирский…» Интересная деталь у памятника – это мышка наверху, застывшая в молящейся позе. По легенде, Алабрыс — имя первого Кота Казанского, появившегося в городе. В переводе с татарского означает «великан». С начала установки этого памятника ежегодно в филиале Казанского Государственного музея Эрмитаж проводятся фестивали и выставки, посвященные фольклорной фигуре кота. Образ Кота Казанского встречается во многих видах искусства: в народной русской сказке «О сизом орле и мальчике», русский поэт Василий Андреевич Жуковский использовал этого героя в своем рассказе «Как мыши кота хоронили», а чуть позже, в XX веке Михаил Эдишерович Чиаурели снял одноименный мультфильм. ![]()
Даниил Ананин
29 марта 2023
+5
532
10 комментариев
центральная улица, коты и кошки, кот казанский, интересные памятники казани
|
|
Сегодня расскажу про дом К.Я. Калинина - Е.В. Жадина, который находится на Баумана. Во II-й половине XIX в. на месте усадьбы было 2 домовладения. Правая часть дома была флигелем усадьбы купца К.Я.Калинина, который возвел его в 1880-е гг. по проекту архитектора П.Е.Аникина. Левая часть принадлежала детям купца А.П.Сапугольцева. На их участке во II-й половине XIX в. на красной линии улицы располагались каменный двухэтажный дом и флигель. В 1911 г. хозяином обоих домовладений стал купец Ф.Ф.Жадин, который владел ими до 1917 г. Он объединил 3 здания в одно.
Расскажу немного про купечество. Первые известные торговые соглашения с Русью относятся к концу Х – началу XI вв. Уже тогда купечество составляло особую социальную группу в государстве. Торговля продолжала развиваться в Золотой Орде, позже в Казанском ханстве. Выгодное экономическое и географическое положение Казани на караванных и водных путях способствовало быстрому формированию в XV–XVI вв. купеческого сословия и возникновению крупных международных ярмарок. Купцы принадлежали к привилегированной группе городских сословий. Богатейших представителей купечества в официальных документах называли «гостями», они освобождались от «тягла» (повинностей), могли владеть земельными вотчинами, ездить за границу, не платили проезжих пошлин.
Даниил Ананин
27 марта 2023
+5
1254
10 комментариев
учреждения культуры, культурное наследие, исторические дома, баумана
|
|
Доброго всем вечера!
Родные места поэта Габдуллы Тукая — Заказанье. Безземелье было настоящим бичом. Здесь нет ни больших рек, ни бескрайних лугов, ни скалистых гор. Красота Заказанья — в его дремучих лесах с их сказочным хозяином — Шурале; в ветряках, выcтупающих из-за горизонта, точно Алып-батыр, размахивающий ручищами; тихих прудах с нависающими над водой густыми ивами, под которыми лунными ночами расчесывает мокрые косы водяная — Су Анасы. «Я домой уже собрался, оглянулся на мостки — Глядь! — там ведьма водяная ноги свесила с доски! Золотым блестящим гребнем над зеркальною водой Космы ведьма продирает, прядью тешится седой. За деревьями густыми, что росли на берегу Я укрылся, зубы стиснул: и вздохнуть-то не могу. Причесалось чудо-юдо и в мгновение одно В озеро — бултых! — нырнуло и ушло к себе на дно». Поэма-сказка «Су Анасы» одно из любимейших произведений не только детворы, но и взрослых. Открытый в 1998 г. фонтан-памятник Су Анасы, спроектированный выдающимся архитектором-монументалистом, Народным художником и Заслуженным деятелем искусств Республики Татарстан Игорем Николаевичем Башмаковым, расположен в центральной части Казани, на улице Баумана. Выполненная из кованой меди гибкая девичья фигура восседает на погруженной в воду глыбе красного гранита. Отложив позолоченный гребень, которым она расчесывала пряди длинных волос, русалка, прищурив глаза, воздела руки к небу, словно призывая высшие силы защитить город и его население от любых невзгод. |
|
Одно из ярких зданий на улице Баумана это дом Шарова. Дом Викулы Ефимовича Шарова представляет собой тип доходного дома первой половины XIX века. 3 апреля 1835 года в Казанской городской палате провели сделку по продаже земли Шарову: «с обоих сторон длин 21 сажень 2 1/2 аршин поперечку, по Проломной улице 24 сажени 1/2 аршин». А в 1836 году казанский губернский архитектор Фома Иванович Петонди разработал проект каменного двухэтажного дома. Прошение о разрешении постройки было отправлено государю императору Николаю I Павловичу.
В процессе строительства Шаров меняет проект двухэтажного дома на проект двухэтажного дома с антресолями. Известно, что в 1841 году в этом доме находились гостиница для приезжающих, пряничное заведение Тябухова, кондитерская Аппельгрена, фруктовая лавка Подуруева, мыльная лавка Замановых. В 1930-х годах частично заложены первоначальные арочные проемы первого этажа, на угловой части уличного фасада утрачен балкон, а в 1960-е годы частично утрачены некоторые лепные элементы фасадов. В советское время в здании располагались квартиры.
Даниил Ананин
25 марта 2023
+6
563
12 комментариев
купечество, культурное наследие, здания и архитектура, доходный дом
|
|
Доброго утра! Сегодня мы познакомимся с виртуальным Музеем Дерева (http://m-der.ru/). Художественная обработка древесины относится к декоративно-прикладному искусству, которое играет особую роль в жизни людей. Народно-художественный промысел, связанный с деревообработкой, отражает мировоззрение людей, особенности их религии, мифологии, эстетические идеалы.
Когда определенные ремесленные навыки и художественные средства выражения становились привычными для данного места, возникала традиция, формировался определенный стиль, которого придерживались последующие поколения мастеров. Мне бы хотелось рассказать про игрушки из дерева. И конечно, самой известной в России да и во всем мире деревянной игрушкой является Матрёшка. Матрёшка (уменьшительное от имени «Матрёна») — русская деревянная игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. Число вложенных кукол обычно от трех и более. Почти всегда они имеют яйцеподобную форму с плоским донцем и состоят из двух частей — верхней и нижней. По традиции рисуется женщина в сарафане и платке. Наша первая матрешка игрушка представляла собой детскую группу: восемь кукол изображали девочек разных возрастов, от самой старшей (большой) девушки с петухом до завернутого в пеленки младенца. Матрешка стала нашим национальным сувениром и шагнула за рубежи нашей Родины. Многие иностранцы, посетившие нашу страну, увозят к себе на родину нашу русскую матрешку. Любопытно, что самая большая матрешка – семеновская – высотой1 метр, диаметром 0,5м. насчитывает 72 фигурки. А самая маленькая матрешка1.1 миллиметр, сделана из слоновой кости. В нескольких городах работают музеи матрёшки: в Москве, в Нижнем Новгороде, в Калязине и в Вознесенском, в Сергиеве Посаде.
Даниил Ананин
25 марта 2023
+4
3659
8 комментариев
цифровая культура, национальный колорит, музей дерева, матрешка, дерево
|
|
Сара Гарифовна Садыкова – великий деятель искусства Республики Татарстан.
Сара Садыкова родилась 1 ноября 1906 г. в городе Казань. Нареченная родителями при рождении Бибисарой, она росла любознательным ребенком. Со временем ласковая приставка «Биби» исчезла и осталось известное в мире татарского искусства имя Сара. Училась маленькая Бибисара в женской школе, а после окончания получила образование в педагогическом техникуме, уже в это время проявив свои способности. Преподаватель, первый обративший внимание на прекрасный голос Сары, стал Солтан Габаши, сразу предложивший ей ведущую партию Сахипжамал в спектакле «Буз егет» (Прекрасный юноша). Комиссариат народного образования ТАССР был сражён наповал талантом певицы и направил её на обучение в Московскую консерваторию имени Чайковского. Учебу она успешно совмещала с работой в Московском государственном татарском музыкально-драматическом театре «Эшче» (Рабочий), организатором и руководителем которого был её муж Г.Айдарский. Совместно с труппой она периодически выезжала на гастроли по городам страны, где её пение и актёрскую игру с восторгом принимало татарское население. В 20-егоды музыкальная эпоха озаряется постановками первых опер «Сания» и «Эшче» Альмухаметова, Виноградова и Габаши. Главную роль Сании Габаши создавал именно под Садыкову, которая вскоре стала её основной исполнительницей. В 1930-1934 гг. Сара Садыкова трудилась в труппе Татарского академического театра, ныне известного в Казани как театр Галиаскара Камала, исполняя главные партии музыкальных драм С.Сайдашева. В то время как основалась Татарская оперная студия при Московской консерватории (1934), Садыкова совершенствует своё вокальное искусство и обучается у таких известных мастеров музыкального искусства того времени, как М.Г.Цыбушенко, В.Ф.Туровская, Г. Свешников, А.И.Губерт. Возвратившись в Казань, С.Садыкова становится солисткой только что открывшегося татарского театра оперы и балета (1939) и играет в течение десяти лет все ведущие партии оперных постановок. Началом её деятельности как композитора можно считать танго «Ожидание» на стихи А. Ерикеева (1942 год). Женщина-композитор открыла для татарского народа неведомые им доселе песенные жанры – танго, фокстрот и блюз. Также её можно считать основоположницей бытовой лирики Татарстана. Ещё при жизни Сара Садыкова получила народный титул «Татарская соловушка», как ласково называли её поклонники. В 1977 г. Саре Садыковой было присвоено гордое звание Народной артистки Республики Татарстан, также она являлась лауреатом государственной премии имени Габдуллы Тукая.
Даниил Ананин
24 марта 2023
+1
1106
6 комментариев
солисты, мемориальные доски, композиторы казани, деятели искусства
|
|
Доброго дня!
Одно из самых популярных мест для жителей и гостей города – это Часы на Баумана. Здесь назначают встречи, а ещё часы являются отправной точкой прогулки по исторической пешеходной улице Баумана. Часы на Баумана установили в 1999 году. Автор часов – известный казанский архитектор Игорь Башмаков. А сам часовой механизм изготавливался на Часовом заводе «Восток» в городе Чистополе. Верхнюю часть композиции составляют фигуры мальчика с дудкой, музы, выпускающей птицу из клетки, и пары лошадей. Нижнюю – три циферблата с солнцем и полумесяцем на концах стрелок. Фигуры созданы по мотивам стихотворений Тукая: «Фатима и соловей», «Маленький музыкант» и «Пара лошадей». Эти фигуры символичны и не случайны. Мальчик - символ жизнелюбия, муза - свободы и вдохновения, а пара лошадей – вечные спутники поэта. |
|
Добрый вечер! Сегодня я расскажу вам про Казанское подворье.
В 1835 году чистопольский купец второй гильдии Герасим Семенович Мельников построил в Казани гостиницу. Она получила название Казанское подворье. При строительстве был задействован архитектор Фома Петонди. Так, в 1841 году в доме купца помещались гостиница, университетская типография, трактир, сахарные и чайные лавки купцов Голенищева, Унженина, Тужнова, Цылбова, пряничное заведение Медведева, сапожная мастерская Зверева, цирюльня Кочетова, швейная мастерская Кораблевой. В начале XX века номера покупает купец первой гильдии и крупнейший домовладелец города начала XX века Павел Щетинкин, который решает надстроить четвертый этаж и присоединяет к подворью соседнее здание с улицы Проломной. В разные годы в гостинице останавливались такие известные культурные деятели как писатели Максим Горький, Александр Фадеев, Демьян Бедный, Алексей Толстой. Здесь также жил поэт Владимир Маяковский. А вот и моё любимое стихотворение поэта «Тучкины штучки»: Плыли по небу тучки. Тучек — четыре штучки: от первой до третьей — люди; четвертая была верблюдик. К ним, любопытством объятая, по дороге пристала пятая, от нее в небосинем лоне разбежались за слоником слоник. И, не знаю, спугнула шестая ли, тучки взяли все — и растаяли. И следом за ними, гонясь и сжирав, солнце погналось — желтый жираф.
Даниил Ананин
23 марта 2023
+1
4928
4 комментария
учреждения культуры, маяковский, купцы, культурная казань, казанское подворье, исторические здания
|
|
Мунира Закировна Булатова (настоящая фамилия Бикбулатова) родилась в Архангельске. Будущая певица рано осиротела и с 1920 года воспитывалась в Казанской школе-интернате. Окончив в 1930 году индустриальный техникум, работала мастером свечного цеха на Казанском заводе им.Вахитова. Здесь же она начала выступать в самодеятельности.
В 1934-1936 годах Мунира Булатова училась в Казанском музыкальном училище, в 1936 году по приглашению Н.Г.Райского поехала в Москву в Татарскую оперную студию, которую окончила спустя два года. Позже, в 1948-1953 гг., совершенствовала свое вокальное мастерство в Московской государственной консерватории, а в сезоне 1949/1950 годов, будучи стажером Большого театра в Москве, выступала в партиях Полины и Миловзора («Пиковая дама»). В 1939 году Мунира Булатова была принята солисткой в труппу Татарского театра оперы и балета. Молодая певица дебютировала в партии Бикэ ("Качкын" Н.Жиганова). Оперная карьера Муниры Булатовой продолжалась 40 лет, до 1979 года. Начиная с 1940 года Мунира Закировна вела большую концертную деятельность, исполняла произведения татарских и русских композиторов, была первой исполнительницей большинства романсов Р.Яхина. Выступала с концертами в Средней Азии, на Украине, на Дальнем Востоке, в Закавказье, выезжала и в зарубежные страны - Болгарию, Румынию, Монголию. Один из последних сольных концертов певицы состоялся осенью 1992 года. В музыкальном фонде ГТРК "Татарстан" хранятся многочисленные записи певицы. С 1978 года Мунира Булатова преподавала сольное пение в Казанском государственном институте культуры, воспитала целую плеяду учеников. Была музыкально-общественным деятелем: более 10 лет избиралась председателем Татарского отделения ВТО, возглавляла Казанское отделение общества Советско-Чехословацкой дружбы.
Даниил Ананин
23 марта 2023
+2
3693
6 комментариев
скульптуры казани, память, мемориальные плиты, знаменитые люди казани
|