| Автор блога: | Ясмина Даукаева |
| Все рубрики (605) |
| Театр (61) |
| Выставки, музеи (177) |
| Фестивали (21) |
| Цирк (5) |
| Концерты (24) |
| Кино (22) |
| Мастер-классы (24) |
|
Дом Ушковой - это красивый особняк на улице Кремлевской, который своей архитектурой выделяется среди других на этой улице. Он словно свадебный торт среди бисквитов. Свадебный — это самое подходящее для него определение, так как дом этот был построен известным архитектором Карлом Мюфке по заказу Алексея Ушкова в подарок своей невесте Зинаиде Высоцкой. Сын магната химической промышленности Константина Ушкова, Алексей не стал мелочиться и заказал у архитектора Карла Мюфке реконструкцию сразу трёх домов по Воскресенской улице. Если внимательно посмотреть на фасад дома, то можно заметить, что состоит он из трёх разных объёмов, которые объединяют декоративные вставки. В 1908 году, когда работа по объединению нескольких строений была закончена, счастливая невеста Алексея Зинаида получила один из самых запоминающихся подарков в своей жизни. Множество мелких деталей, оригинальная лепнина, сливочный цвет, башенки и балконы делают дом похожим на свадебный торт. Будущий супруг не скупился и не ограничивал архитектора ни в чем. Есть легенда, что когда Мюфке попытался выяснить предпочтения заказчика и спросил: «В каком стиле строить?», тот гордо заявил: «Строй во всех, денег хватит на все!» Внутри дом анфиладный, то есть одна комната переходит в другую. Великолепные деревянные двери покрыты лаком и украшены резными фигурами орлов. Дверные ручки выглядят как настоящие произведения искусства. К счастью, в здании сохранилась почти вся планировка столетней давности – кабинет Алексея Ушкова, "зелёная" и "розовая" гостиные, парадные залы, камины, старинные потолки и другие детали интерьера. Согласно моде начало прошлого века каждое помещение казанского особняка декорировано в своём стиле. Парадный зал на верхнем этаже отделан в лучших традициях ампира. На потолке можно увидеть красочные орнаменты с военной атрибутикой – щитами, мечами, крылатыми львами, орлами, конями и изображениями медузы Горгоны. Бывшая столовая представляет стиль рококо, а гостиная отделана темным морёным дубом в традициях готики, в ней сохранился и большой мраморный камин. Двери, которые ведут в "курительную" мавританскую комнату усадьбы, украшены арабской вязью. В представительной парадной лестнице угадываются средневековые азиатские мотивы. Утончённый восточный стиль "Шинуазри" был очень популярен в европейской архитектуре того времени. На дверях и ограждениях красуются китайские драконы, на окнах – цветные картины-витражи. Расписные панно на стенах напоминают драгоценный шёлк, а обрамляющее их дерево похоже на бамбук. Примечательно, что в оконных проёмах здания сохранились витражи с изображением живописных пейзажей, диковинных растений и сказочных животных. Они были сделаны в мастерских знаменитого французского мастера Шарля Шампиньоля. Известно, что уникальные витражи изготавливали в Париже и вместе с рамами привозили в Казань. В одном из залов второго этажа устроен оригинальный "сад-грот", стилизованный под естественную пещеру. Стены облицованы ракушечником, из расщелин пробиваются вьющиеся растения, а с потолка свисают искусственные сталактиты. В живописном аквариуме можно увидеть маленький фонтан в виде сказочной рыбы, камни и раковины. Одну стену зала занимают окна. По вечерам с улицы освещённый грот выглядит как настоящая сказка. В начале прошлого века это помещение было гордостью хозяев особняка. В "саде-гроте" проводились светские вечера и собиралась интеллигенция Казани. Зинаида Николаевна Ушкова в девичестве Высоцкая была дочерью Николая Фёдоровича Высоцкого (1843–1922), профессора хирургической патологии. Познакомились супруги на естественнонаучном факультете Казанского университета, где вместе учились. К сожалению, супружеская жизнь длилась недолго, через три года совместной жизни последовал развод. Алексей уехал в Москву, где женился второй раз на балерине Большого театра Александре Балашовой. А Зинаида Ушкова в 1916 году продала особняк в городскую казну. А в 1917 году эмигрировала за границу и о дальнейшей её судьбе ничего не известно. В доме же поселились новые жильцы, так как здесь по решению Советской власти устроили коммунальные квартиры. Но благодаря счастливому вмешательству Надежды Крупской в 1919 году вся эта красота сохранилась. Она передала это здание библиотеке и в настоящий момент здание носит название Национальной библиотеки Республики Татарстан. В наши дни роскошный особняк в Казани имеет статус памятника градостроительства, объекта культурного наследия федерального значения и находится под охраной государства.
Ясмина Даукаева
30 апреля 2023
+9
478
14 комментариев
объект культурного наследия, дом зинаиды ушковой
|
|
Сегодня мы с культурной командой КДШ приняли участие в акции «Культура Памяти», объявленной Министерством культуры РТ. В рамках этой акции проводятся мероприятия по уборке мест захоронений известных деятелей культуры, науки, просвещения и журналистики. Мы провели уборку на месте захоронения Гайнутдинова Исмагила Галеевича на Новотатарском кладбище. Гайнутдинов Исмагил Галеевич - советский архитектор, профессор Московского архитектурного института, общественный деятель; Заслуженный деятель искусств Татарской АССР, Башкирской АССР и Северо-Осетинской АССР; Первый секретарь Татарского отделения Союза архитекторов СССР. Среди его самых известных проектов - здание Татарского академического театра оперы и балета имени Мусы Джалиля, а также здание Речного вокзала в Казани. В ходе сегодняшней акции мы отдали дань памяти многим известным деятелям культуры и науки, похороненным на Новотатарском кладбище. Мы побывали у мест захоронений Габдуллы Тукая, Фатиха Амирхана, Баки Урманче, Марселя Салимжанова, Габдуллы Кариева, Шарифа Камала, Кави Наджми, Сибгата Хакима, Сахибжамал Гиззатуллиной-Волжской, Шигабутдина Марджани, Тази Гиззата, Хасана Туфана, Хайдара Бигичева, Сары Садыковой, Салиха Сайдашева, Альберта Камалеева, Хусаина Ямашева, Абдурахмана Абсалямова, Ильхама Шакирова, Альфии Авзаловой, Хании Фархи, Тимура Акулова. Небольшую экскурсию для нас провёл Файзрахманов Айрат Шамилевич, начальник отдела взаимодействия со средствами массовой информации и общественными организациями Министерства культуры РТ, кандидат исторических наук. Айрат Шамилевич указал нам место захоронения Даржии Сейфулловны Аппаковой, татарской писательницы, драматурга и журналиста, чтобы активисты культурной команды во главе с Эльвирой Рависовной Рысаевой могли высадить там цветы. ![]() Впервые акция «Культура Памяти» прошла в Москве 24 апреля 2023 года и будет продолжена ежегодно во всех субъектах РФ. Предполагалось, что федеральный статус акция приобретет следующей весной, но в Татарстане решили начать акцию уже в нынешнем году. Главная цель акции - отдать дань памяти и уважения деятелям культуры, науки и искусств, навести порядок на местах захоронений и памятниках, которые нуждаются в присмотре.
Ясмина Даукаева
29 апреля 2023
+7
453
10 комментариев
фатих амирхан, салих сайдашев, культурная команда, культура памяти, габдулла тукай
|
|
В Национальной художественной галерее «Хазинэ» ГМИИ РТ, расположенной на территории Казанского Кремля, представлена выставка скульптуры, графики и живописи прославленного художника, мастера монументального и декорационного искусства Баки Урманче.
Баки Урманче родился в деревне Куль-Черкен (Черки-Гришино) Казанской губерернии в семье имама Идриса Урманче и вышивальщицы Махджубы Урманче. Мать с детства прививала будущему художнику любовь к творчеству. В возрасте десяти лет он приехал в Казань для обучения в медресе, однако настоящим его желанием было обучиться живописи. Юноша много ездил по стране и примерил на себя множество профессий – был шахтером в Донбассе, учителем на Тамбовщине, рабочим Надеждинских заводов на Урале, во время Первой мировой войны служил в Средней Азии. Только после Октябрьской революции, в 1918 году, он получил первые уроки рисования, будучи школьным инспектором в Глазове и посещая местную художественную студию. Баки Урманче стал первым татарским художником, который получил высшее профессиональное образование – окончил ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские). В 1926 году Урманче возвращается в Казань и становится руководителем Художественной школы, где пишет собственные картины и читает лекции. Вместе со своим младшим братом он попадает под первую волну сталинских репрессий и в 1929-м отправляют в печально известный Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН). После освобождения, которого пришлось ждать пять лет, художник переехал в Москву, стал членом Союза художников СССР. С 1941-го по 1956 год работал в Казахстане и только в возрасте 60 лет возвратился в Казань. Именно этот период его творчества считается самым плодотворным: создаются основные скульптурные работы, портреты деятелей татарской культуры, включая известный «Тукаевский комплекс». Баки Урманче умер в возрасте 93 лет в 1990 году, еще при жизни став классиком татарской живописи. Мне очень нравится стиль Баки Урманче, некоторая размытость его художественного мазка и яркие правильные цвета, его работы всегда узнаваемы.
Ясмина Даукаева
29 апреля 2023
+5
466
6 комментариев
национальная художественная галерея «хазинэ», баки урманче
|
|
В Национальной художественной галерее «Хазинэ» представлена выставка «Рифкат Вахитов. К 85-летию». Вахитов Рифкат Мухамедович - один из ведущих художников Республики Татарстан, мастер широкого творческого диапазона. Заслуженный деятель искусств (2005) и народный художник Республики Татарстан (2013), член Союза художников СССР (1972), член ВТОО «Союз художников России» в Республике Татарстан (1993). Имеет значительный опыт педагогической, организаторской и общественной деятельности. Родился будущий художник в 1938 году в Ижевске в типичной татарской семье, где почитали Коран и прививали любовь к своим национальным традициям. Желание постичь изобразительное ремесло привело его в седьмом классе в изостудию Дворца культуры «Машиностроитель». В 1954 году ему открывает свои двери Казанское художественное училище. В дальнейшем будучи уже студентом Харьковского художественного института, он часто приезжал в Казань, чтобы поддерживать в себе дух Казанской школы. В начале творческого пути, получив профессиональные живописные навыки, приобщившись к европейской традиции, он работал в русле современного европейского (русского) искусства, постепенно обретая неповторимо индивидуальное лицо национального художника. Знание истории исламского искусства и традиций татарского народного творчества легли в основу одного из ведущих в творчестве художника направления – исторического. Это картины-фантазии о Булгарском царстве и Казанском ханстве, о ставших легендой богатырских подвигах. Рифкат Мухамедович оформил монументальными росписями и мозаиками общественные здания в Ташкенте, Казани, Набережных Челнах. Им создано мозаичное панно на станции Казанского метрополитена «Тукаевская». Особое место в творчестве художника занимают портреты. За долгие годы творческой деятельности Рифкат Мухамедович создал галерею живописных портретов своих современников и исторических деятелей, людей, обладающих незаурядным мужеством, талантом, высоким чувством гражданского долга и достоинства. Вот, например, портрет Баки Урманче. А это, как вы наверное уже узнали, портрет Роберта Миннуллина. Есть на выставке и автопортреты художника: один в молодом возрасте, а другой - уже в гораздо более зрелом. Мне очень понравились работы художника: выбор цветов, техника, сюжеты - всё прекрасно. Рекомендую вам тоже посетить эту чудесную выставку, друзья |
|
Национальный музей Республики Татарстан был основан в 1894 году как Казанский городской научно-промышленный музей и открыт 5 апреля 1895 года. Музей является одним из старейших и крупнейших музеев в России, имеющим статус научно-исследовательского центра, так как одним из важных направлений деятельности музея считаются экспедиции (археологические, историко-бытовые, этнографические). Второе приоритетное направление — издательская деятельность (работы по краеведению, искусству, нумизматике, зоологии и др.) Книги можно приобрести в здании музея. Каждый год публикуются десятки научных работ, каталогов, буклетов и афиш. Национальный музей располагает одним из крупнейших в России фондом музейных собраний — 940 тысяч предметов. В фондах музея — обширные коллекции археологии Волго-Камья и этнографии народов Поволжья и Приуралья; памятники булгаро-татарской цивилизации Средневековья и государств Древнего мира; предметы культур Востока и Запада, ислама и православия, мемориальные коллекции выдающихся личностей в истории России и татарского народа. В 2020 году была открыта экспозиция «История Татарстана с древнейших времен до наших дней». В залах музея можно увидеть всю историю края от бивней мамонта до факела Универсиады, от древнейших находок каменного века до высоких технологий XXI столетия, от первобытной утвари до мебели из кабинета первого президента Татарстана. В Национальном музее РТ есть такие уникальные реликвии, как подлинная рукопись эпохи Казанского ханства; Ефремово евангелие, которым венчали на царство первого Романова; карета Екатерины II; редкой красоты украшения, которые делали только татарские ювелиры; вещи «с секретом», созданные по заказу Державина и многие другие значимые экспонаты. Почти любой зал музея оснащен интерактивными панелями, где можно познакомиться с экспонатами и почитать их историю. Также для посетителей проводятся разнообразные экскурсии и квесты, музейные занятия и мастер-классы, лекции и фондовые показы. Я очень люблю ходить в Национальный музей, здесь всегда можно найти много интересного |
|
В рамках празднования Дня родного языка портал «Культурный дневник школьника» организовал для активистов-участников проекта мастер-класс «Искусство арабской каллиграфии». Огромная благодарность Эльвире Рависовне за организацию таких замечательных мероприятий! Проходил мастер-класс в Музее исламской культуры, находящемся на цокольном этаже мечети Кул-Шариф. На протяжении более чем тысячи лет арабская графика была традиционным способом письменности наших предков. Многие произведения классиков татарской литературы написаны именно на арабском языке, что доказывает сильное влияние ислама на жизнь и культурные традиции казанских татар. К тому же арабская вязь является одним из наиболее красивых видов письма. При внимательном рассмотрении арабской вязи можно увидеть удивительные по своей красоте узоры, которые манят и привлекают взгляд - да так, что хочется научиться так же. На мастер-классе «Искусство арабской каллиграфии» мы познакомились с искусством арабской каллиграфии, изучили различные каллиграфические шрифты: куфь, насх, сульс, дивани, насталик. Ещё мы узнали, что такое калям и как им пользоваться, что собой представляет арабский алфавит, а также изучили правильность написания арабских букв и слов. Мы разбирали по буквам слово «бэрэкэт», написанное в виде лебедя, это было очень интересно.. В конце мастер-класса мы научились самостоятельно писать своё имя арабской вязью. Вот так я написала своё имя - скажу вам честно, это было не очень легко, но очень увлекательно Так как музей исламской культуры находится в мечети Кул-Шариф, то нам предоставилась ещё и возможность полюбоваться внутренним убранством мечети. А ещё нас ждала удивительная встреча: прямо у дверей Кул-Шариф мы встретились с Татьяной Петровной Ларионовой, членом комитета Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей, депутатом Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации VIII созыва. Татьяна Петровна с удовольствием с нами побеседовала, расспросила нас о проекте «Культурный дневник школьника», пожелала нам быть активными и дальше и конечно же побеждать
Ясмина Даукаева
28 апреля 2023
+6
354
8 комментариев
музей исламской культуры, искусство арабской каллиграфии
|
|
В рамках празднования Дня родного языка портал «Культурный дневник школьника» организовал для нас творческую встречу с автором выставки «Гарәби матур язу сәнгате – Арабографическая каллиграфия», известным каллиграфом Наджипом Наккашем. Наджип Наккаш — национальный художник, он возродил забытый за последние 80 лет древний вид татарского изобразительного искусства — арабскую каллиграфию. За заслуги в возрождении традиций каллиграфии, в воспитании здорового художественного вкуса у современников Наджип Наккаш был удостоен почётного звания «Заслуженный деятель искусств Республики Татарстан». А ещё он член Союза художников Татарстана, член палаты художественных промыслов и ремёсел Татарстана, лауреат Госпремии имени Габдуллы Тукая Республики Татарстан. Творческая встреча прошла в Национальной художественной галерее «Хазинэ», где сейчас проходит выставка Наджипа Наккаша. В формате живой беседы мы узнали, что такое шамаиль, тугра, шаджара, ляуха. Наджип Наккаш свободно владеет разными стилями арабского письма, его произведения ярки и самобытны, композиционно выдержаны, в них хорошо чувствуется национальный колорит; он мастерски владеет орнаментом, вносит много нового, истинно татарского в область традиционного исламского искусства. Особенным спросом пользуются его тугры (личные и фамильные знаки, гербы) на арабском шрифте, он автор более 1000 тугр, около 400 из них выполнены на стекле. Вот, например, тугра Минтимера Шариповича Шаймиева, первого Президента Республики Татарстан. А это тугра самого художника. Красивая, правда? Наджип Наккаш провёл для нас экскурсию по своей выставке «Гарәби матур язу сәнгате – Арабографическая каллиграфия», подробно рассказав о каждой работе. Мы увидели тугры многих известных деятелей культуры. Вот, например, шамаиль из серии «Великие личности татарской нации» с тугрой Баки Урманче. А это шамаиль «С любовью родному народу» с тугрой Габдуллы Тукая. Больше всего мне понравился вот этот шамаиль с тюльпаном, также посвященный Габдулле Тукаю В конце творческой встречи каждого из нас ждал замечательный подарок — авторская тугра от Наджипа Наккаша. Я даже представить себе не могла, что можно так красиво написать моё имя! Я попросила Наджипа Наккаша написать мне ещё имя моей мамы и он любезно исполнил мою просьбу, он очень добрый и душевный человек Спасибо большое проекту «Культурный дневник школьника» за организацию такой чудесной и интересной творческой встречи! |
|
В Музее исламской культуры представлена выставка «Медресе эпохи перемен».
Музей исламской культуры - это одно из музейных подразделений музея-заповедника «Казанский Кремль». Музей находится на цокольном этаже мечети Кул-Шариф, расположенной на территории Казанского кремля, и действует с 21 февраля 2006 года. Это единственный в России музей, посвящённый истории и культуре ислама у тюрко-татарских народов Поволжья и Приуралья. Выставка «Медресе эпохи перемен» приурочена к 140-летию казанского медресе Мухаммадия и 165-летию его основателя, татарского богослова, общественного и религиозного деятеля, педагога Галимджана Баруди. Медресе Мухаммадия – одно из крупнейших мусульманских учебных заведений дореволюционной России. Его выпускники-известные деятели культуры, науки, искусства, политики Татарстана. Деятельность Галимджана Баруди на посту руководителя этого учебного заведения – пример служения интересам нации, религии, прогресса. За 35 лет своего функционирования в один из интереснейших периодов истории нашей страны, медресе развивалось, менялось само и меняло людей. Медресе Мухаммадия — яркое подтверждение тому, что реформа образования всегда отражает представления о том, как должно быть устроено общество, и как сформировать человека, которому в этом обществе жить. На выставке представлены фотографии шакирдов (учеников) и преподавателей медресе, дореволюционные книги, номера журнала «Дин вә әдәб» (Религия и нравственность) из фондов Музея-заповедника «Казанский Кремль», рукописи Галимджана Баруди, воспоминания шакирдов, дипломы, учебные программы и другие уникальные документы из собрания Научной библиотеки Казанского федерального университета. Медресе, закрытое в 1918 году, было вновь открыто в постсоветское время как религиозное учебное заведение. Новая история татарского медресе представлена архивными документами медресе Мухаммадия и издательского дома «Хозур».
Ясмина Даукаева
27 апреля 2023
+4
288
4 комментария
музей исламской культуры, галимджан баруди, выставка «медресе эпохи перемен»
|
|
Сегодня я посетила День культуры Алексеевского района в рамках конкурса «Культурная столица Татарстана».
Проходило мероприятие в Культурном центре имени А.С.Пушкина. Представители русского, татарского, чувашского, мордовского и кряшенского народов показали свою культуру и традиции. Углубиться в культуру помогали мастер-классы и выставки. Я с удовольствием поучаствовала в различных мастер-классах: украшала калфак, делала декупаж сувенира-магнита, красила пасхальное яйцо, делала куклу-столбушку и подставку под горячее из деревянных спилов. Было очень увлекательно и познавательно. Позже в концертном зале центра состоялась концертная программа «Алексеевские зори», где выступили артисты народной самодеятельности Алексеевского района. Мне очень нравится посещать мероприятия в рамках конкурса «Культурная столица Татарстана»! Татарстан — большая многонациональная республика и очень важно сохранять её самобытность, традиции и обычаи проживающих здесь народов. Дни культуры муниципальных районов очень этому способствуют, как мне кажется. А ещё они наглядно демонстрируют, как дружно живут разные народы в нашей республике, уважая традиции и обычаи друг друга
Ясмина Даукаева
27 апреля 2023
+7
290
8 комментариев
культурная столица татарстана, день культуры алексеевского района рт
|
|
Одна из главных концертных сцен Казани – Государственный Большой концертный зал носит имя композитора, основоположника татарской профессиональной музыки Салиха Сайдашева и находится на площади Свободы по соседству с казанской ратушей. Со дня основания в 1996 году ГБКЗ имени Салиха Сайдашева является главной академической сценой Казани и Республики Татарстан, на которой выступают мировые звезды классической музыки. Ранее на его месте находился концертный зал Казанской консерватории, построенный в 1967 году по проекту архитектора М.Х.Агишева в популярном в 60-е годы стиле остекленного здания-аквариума и ставший первым амфитеатром в Казани. Здесь выступали известные всему Советскому Союзу музыканты и творческие коллективы. ![]() За почти 30 лет эксплуатации здание сильно обветшало и устарело архитектурно и в 1994 г. было принято решение о реконструкции здания. Авторы нового проекта – конструктор В.А. Абрамов, архитекторы В.П.Логинов, Е.И.Прокофьев из архитектурно-творческой мастерской «ВЕЛП». В 1996 году зал обрел великолепный интерьер, современное техническое оснащение и усовершенствованные акустические параметры, рассчитанные английской фирмой “Acoustic Dimensions”. В 2000 г. авторы реконструкции были удостоены Государственной премии Российской Федерации. По замыслу архитекторов новое здание концертного зала стало примером взаимовлияния художественных традиций Востока и Запада. 15 декабря 2000 года залу было присвоено имя композитора Салиха Сайдашева. Основой композиции интерьера зрительного зала стал большой орган. Он был установлен в 1997 году, и, по отзывам зарубежных гостей, является одним из лучших инструментов в Европе. Орган изготовлен всемирно известной фирмой «Flentrop» (Заандам, Нидерланды). Главный оркестровый орган Казани содержит 59 регистров. Три регистра расположены внутри акустической камеры зала отдельно от инструмента. Это дает возможность использовать характерный прием «эха», часто встречающийся в музыке старинных мастеров. Авторам проекта удалось реализовать идею модулируемой акустики, а это значит - зал можно настроить как инструмент для любого вида музицирования. ГБКЗ – пример органичной дизайнерской композиции, учитывающей и национальные культурные традиции, и стандарты современной европейской эстетики, и практические задачи концертного комплекса. Концертный комплекс составляют: большой концертный зал на 700 мест с 4 ложами, камерный зал на 70 мест, репетиционный зал, хоровая, оркестровая, индивидуальные артистические. В фойе ГБКЗ имени Салиха Сайдашева расположена красивая анфилада скульптурных портретов выдающихся композиторов. За годы своего существования ГБКЗ не раз становился центром общественно-политической жизни Татарстана: здесь проходили инаугурации президентов Республики Татарстан, общественные форумы, заседания Госсовета РТ и другие торжественные церемонии. В стенах зала репетируют и дают концерты Государственный симфонический оркестр РТ, Государственный камерный хор РТ, Государственный струнный квартет РТ, коллективы Казанской государственной консерватории им. Н. Жиганова. Особое место в многогранной и насыщенной жизни ГБКЗ им. С. Сайдашева занимают концертные программы для юных зрителей, которые знакомят их с классической музыкой, литературой, национальным искусством. На одном из таких чудесных музыкально-литературных представлений мне посчастливилось побывать в прошедшее воскресенье и я осталась под большим впечатлением. |