| Автор блога: | Ясмина Даукаева |
| Все рубрики (598) |
| Театр (61) |
| Выставки, музеи (177) |
| Фестивали (21) |
| Цирк (5) |
| Концерты (24) |
| Кино (22) |
| Мастер-классы (24) |
| Цифровая культура (4) |
|
Сегодня я решила посмотреть мультфильм «Стрела наследия».
«Стрела наследия» - это познавательный мультфильм о Республике Татарстан производства студии «Татармультфильм». Мультфильм интересен не только сюжетом, но и фактами из истории родного края. В нём много рассказывается о достопримечательностях Татарстана. Мультфильм несет позитив и радость, учит детей быть добрыми и культурными. Персонажи Роман и Зулейха как нельзя лучше демонстрируют эти качества, своим примером они показывают, что нужно бороться со злом, противостоять ему. Действие мультфильма начинается в Национальном музее, где Зулейха проводит много времени, изучая историю родного края. К ней приходит Роман и случайно стрелой попадает в бубен шамана, выпуская его на волю. Теперь ребятам нужно собрать стрелу наследия, чтобы победить злого шамана. Стрела эта непростая и состоит из 10 отдельных частей, которые спрятаны в исторически значимых местах Татарстана. Они олицетворяют собой «достоинства булгар»: скорость и выносливость, чутьё и упорство, пытливость и устремленность, традиции и мастерство, достоинство и единство (10 частей – 10 достоинств). Оказывается, более тысячелетия назад правитель Волжской Булгарии хан Котраг запустил в бубен специальную магическую стрелу и заточил в нём Шамана. Стрелу ему выдал верховный языческий бог Тенгри. Роман и Зулейха отправляются на поиски этих 10 частей стрелы. В поисках артефактов они посещают Елабугу, Чертово городище, Казанский Кремль, Зилантову гору, Великий Болгар и остров-град Свияжск. По дороге ребята встречаются с пятью стражами, которые защищают по две части стрелы каждый: Воин-тень, Су анасы, домовенок, дракон Зилант и Волк с механической передней лапой. Ребятам удается собрать все части стрелы наследия и вместе со стражами победить злого шамана. Вот такой интересный и познавательный мультфильм я посмотрела сегодняшним морозным вечером
Ясмина Даукаева
7 декабря 2023
+5
592
6 комментариев
|
|
Не менее известным, чем тамбурный шов (о котором я писала в предыдущем блоге), а может и более, было золотное шитье, получившее широкое распространение среди татар с конца XVIII века. Это тоже очень интересная тема, немного расскажу вам о том, что я узнала о золотном шитье. Прежде всего, это связано с «каляпушным промыслом», который в конце XIX века кормил многих мастеров и мастериц Казани и Заказанья. Основной продукцией были вышитые золотом бархатные калфаки, тюбетейки и обувь. Бархат для головных уборов закупали высших сортов, и привозился он из Западной Европы, Средней Азии, Турции, Ирана и даже Индии. Причем эти изделия продавались не только в лавках Сенного базара в Старо-Татарской слободе, а вывозились на ярмарки Российской империи, в Москву и Нижний Новгород, на Урал и в Сибирь, а также в Среднюю Азию. Из всех видов вышивки золотное шитье является самым трудоемким и дорогостоящим. Для этого вида шитья использовали специальные нити из золота и серебра. Чтобы сделать такую нить, металл выделывали в очень тонкую проволоку, которой по спирали обвивали льняные или шелковые нити, или пользовались для шитья непосредственно самой проволокой. Выполняли вышивку на дорогих плотных тканях: тафте, атласе, парче, бархате, а также на замше и коже, украшали жемчугом и самоцветами. Понятно, что и материалы для работы, и готовые изделия получались очень дорогими. Поэтому позднее нити были заменены на более дешевые, позолоченные, в которых было всего 2-3 % золота. По этой причине декоративное шитье стало называться золотным, а не золотым. Золотное шитье как объект нематериального культурного наследия также представлено ка сайте Таткультресурсцентр, tatcultresurs.ru/onkn. |
|
После посещения замечательной выставки «Казанское Поволжье: ОБРАЗЫ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ» в выставочных залах Присутственных мест Казанского Кремля я так вдохновилась красивыми народными костюмами, что мне захотелось побольше узнать о вышивке. Ведь на всех народных костюмах есть вышитые элементы. Вышивка как элемент традиционной культуры была наиболее любима татарскими мастерицами. Во-первых, для этого не требовалось сложных манипуляций - в техническом плане нужна была лишь нить, игла, вышивальный крючок, пяльца и прочие не очень сложные и недорогие приспособления. Во-вторых, благодаря этим нехитрым устройствам, женщины могли показать не только свое мастерство, но и украсить одежду, интерьер жилища. Как известно, тканевого убранства в доме татарина было всегда много — разнообразные занавеси, скатерти, салфетки, полотенца, покрывала, наволочки подзоры, молитвенные коврики (намазлыки). И как было отмечено еще К.Ф. Фуксом, «татарки — большие рукодельницы: скатерти, платки и полотенца их работ, очень красивы. Ежели у них гости, или кто из посторонних, все их рукоделия вывешиваются по стенам на веревочках и столы накрываются разноцветными скатертями». Наиболее любима татарскими мастерицами была тамбурная вышивка (элмэле чигу). Вышивка тамбурным швом (ряд петелек, выходящих одна из другой) был распространен как среди Волго-Уральских татар, так и среди многих других тюркских народов. Татарскому тамбуру присущ цветочно-растительный орнамент. Тамбурная вышивка является объектом нематериального культурного наследия татарского народа. Побольше узнать о ней и других ОНКН можно на сайте tatcultresurs.ru, на котором размещено много информации об объектах нематериального культурного наследия. Тамбурный шов активно использовался в вышивке еще с булгарских времен. Тамбурная вышивка (элмале чигу) в искусстве татар, татар-мишар была традиционным способом декорирования тканей. Вышивкой украшались как отдельные элементы одежды грудь, подол, рукава женской рубахи, концы полотенцеобразного головного покрывала замужней женщины, всевозможные калфачки, женские нагрудники у татар-мишар, так и предметы быта (полотенца, подзоры, настенные украшения). Татарские национальные полотенца отличаются большой красочностью, нарядностью. Поэтому не случайно в XIX веке татарские полотенца славились далеко за пределами края и назывались "казан селгесе" (казанские полотенца). Среди них редким изяществом и красотой выделяются две группы полотенец: вышитые белым шелком и золото-серебряными нитями. И те, и другие вышивки представляют самое наглядное подтверждение удивительного свойства тамбурной техники "свободно рисовать иглой". Такая вышивка воспринимается как ажурная скань искусных татарских ювелиров: та же легкость, четкость, изящество линий. Это устойчивый атрибут интерьера любого татарского дома, емкий образ-символ, ассоциирующийся с атмосферой народных праздников, свадеб, обрядов и спортивных состязаний. Таким образом, вышивка, несмотря на кажущуюся простоту исполнения, являет собой не только кусочек истории, сохраняя богатство поколений, но и предстает ярким выразителем основ традиций и культуры, которые были свойственны татарскому народу. |
|
В преддверии дня рождения Габдуллы Тукая 26 апреля я решила вспомнить его чудесные сказки.
На сайте анимационной студии «Татармультфильм» (tatarmultfilm.ru) есть замечательные мультфильмы, созданные по произведениям Габдуллы Тукая. Примечательно, что всё началось в 2009 году с мультфильма «Бала белән кубәләк" («Ребёнок и бабочка»), созданному также по мотивам стихотворения Габдуллы Тукая. А уже 1 февраля 2010 года появилась студия «Татармультфильм». С тех пор специалистами студии создано более 200 мультфильмов на татарском, русском и английском языках, многие из которых были удостоены наград на российских и международных кинофестивалях. Для просмотра я выбрала свои любимые сказки - «Шурале» и «Су анасы». Мультфильм «Шурале» создан по мотивам самой известной поэмы Габдуллы Тукая. Это история о красоте татарского края, гармонии природы и мистического создания Шурале - духа леса, который живёт в дремучем лесу и любит защекотать до смерти непрошеных гостей. Но одному смекалистому парню, который приехал в лес за дровами, удаётся оставить Шурале в дураках и выбраться живым. В этой сказке главная мысль: хитрость, смекалка и находчивость помогают выйти из безвыходных ситуаций, главное - не опускать руки. Мультфильм «Су анасы» также создан по мотивам сказки Габдуллы Тукая. В этой сказке мальчик случайно встречает у реки водяную, Су анасы, расчёсывающую свои длинные волосы золотым гребнем. И так его завораживает блеск этого гребня, что он решается на кражу. Су анасы приходит ночью к нему домой, требуя свой гребень назад. Мама мальчика отдаёт Су анасы её гребень, а мальчика очень сильно ругает за воровство. Но мальчик уже и сам так испуган, что навсегда усвоил - чужого брать нельзя. Это очень поучительная сказка. Мне очень нравятся мультфильмы студии «Татармультфильм», они помогают детям узнавать сказки и предания родного края, учат хорошему и доброму и ещё они очень красивые, красочные и интересные
Ясмина Даукаева
23 апреля 2023
+5
737
6 комментариев
шурале, цифровая культура, татармультфильм, су анасы, мультфильм
|