После посещения замечательной выставки «Казанское Поволжье: ОБРАЗЫ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ» в выставочных залах Присутственных мест Казанского Кремля я так вдохновилась красивыми народными костюмами, что мне захотелось побольше узнать о вышивке. Ведь на всех народных костюмах есть вышитые элементы.
Вышивка как элемент традиционной культуры была наиболее любима татарскими мастерицами. Во-первых, для этого не требовалось сложных манипуляций - в техническом плане нужна была лишь нить, игла, вышивальный крючок, пяльца и прочие не очень сложные и недорогие приспособления. Во-вторых, благодаря этим нехитрым устройствам, женщины могли показать не только свое мастерство, но и украсить одежду, интерьер жилища.
Как известно, тканевого убранства в доме татарина было всегда много — разнообразные занавеси, скатерти, салфетки, полотенца, покрывала, наволочки подзоры, молитвенные коврики (намазлыки). И как было отмечено еще К.Ф. Фуксом, «татарки — большие рукодельницы: скатерти, платки и полотенца их работ, очень красивы. Ежели у них гости, или кто из посторонних, все их рукоделия вывешиваются по стенам на веревочках и столы накрываются разноцветными скатертями».
Наиболее любима татарскими мастерицами была тамбурная вышивка (элмэле чигу). Вышивка тамбурным швом (ряд петелек, выходящих одна из другой) был распространен как среди Волго-Уральских татар, так и среди многих других тюркских народов. Татарскому тамбуру присущ цветочно-растительный орнамент.
Тамбурная вышивка является объектом нематериального культурного наследия татарского народа. Побольше узнать о ней и других ОНКН можно на сайте tatcultresurs.ru, на котором размещено много информации об объектах нематериального культурного наследия.
Тамбурный шов активно использовался в вышивке еще с булгарских времен. Тамбурная вышивка (элмале чигу) в искусстве татар, татар-мишар была традиционным способом декорирования тканей. Вышивкой украшались как отдельные элементы одежды грудь, подол, рукава женской рубахи, концы полотенцеобразного головного покрывала замужней женщины, всевозможные калфачки, женские нагрудники у татар-мишар, так и предметы быта (полотенца, подзоры, настенные украшения).
Татарские национальные полотенца отличаются большой красочностью, нарядностью. Поэтому не случайно в XIX веке татарские полотенца славились далеко за пределами края и назывались "казан селгесе" (казанские полотенца).
Среди них редким изяществом и красотой выделяются две группы полотенец: вышитые белым шелком и золото-серебряными нитями. И те, и другие вышивки представляют самое наглядное подтверждение удивительного свойства тамбурной техники "свободно рисовать иглой". Такая вышивка воспринимается как ажурная скань искусных татарских ювелиров: та же легкость, четкость, изящество линий. Это устойчивый атрибут интерьера любого татарского дома, емкий образ-символ, ассоциирующийся с атмосферой народных праздников, свадеб, обрядов и спортивных состязаний.
Таким образом, вышивка, несмотря на кажущуюся простоту исполнения, являет собой не только кусочек истории, сохраняя богатство поколений, но и предстает ярким выразителем основ традиций и культуры, которые были свойственны татарскому народу.