Не менее известным, чем тамбурный шов (о котором я писала в предыдущем блоге), а может и более, было золотное шитье, получившее широкое распространение среди татар с конца XVIII века. Это тоже очень интересная тема, немного расскажу вам о том, что я узнала о золотном шитье.
Прежде всего, это связано с «каляпушным промыслом», который в конце XIX века кормил многих мастеров и мастериц Казани и Заказанья. Основной продукцией были вышитые золотом бархатные калфаки, тюбетейки и обувь. Бархат для головных уборов закупали высших сортов, и привозился он из Западной Европы, Средней Азии, Турции, Ирана и даже Индии.
Причем эти изделия продавались не только в лавках Сенного базара в Старо-Татарской слободе, а вывозились на ярмарки Российской империи, в Москву и Нижний Новгород, на Урал и в Сибирь, а также в Среднюю Азию.
Из всех видов вышивки золотное шитье является самым трудоемким и дорогостоящим. Для этого вида шитья использовали специальные нити из золота и серебра. Чтобы сделать такую нить, металл выделывали в очень тонкую проволоку, которой по спирали обвивали льняные или шелковые нити, или пользовались для шитья непосредственно самой проволокой.
Выполняли вышивку на дорогих плотных тканях: тафте, атласе, парче, бархате, а также на замше и коже, украшали жемчугом и самоцветами. Понятно, что и материалы для работы, и готовые изделия получались очень дорогими. Поэтому позднее нити были заменены на более дешевые, позолоченные, в которых было всего 2-3 % золота. По этой причине декоративное шитье стало называться золотным, а не золотым.
Золотное шитье как объект нематериального культурного наследия также представлено ка сайте Таткультресурсцентр, tatcultresurs.ru/onkn.