| Автор блога: | Саша Кузьмин |
| Все рубрики (968) |
| Картинные галереи (55) |
| Казань литературная. (34) |
| Путешествия. (91) |
| Казань научная. (22) |
| Музеи (105) |
| Парки. (8) |
| Конкурсы и олимпиады (104) |
| Архитектура Казани (32) |
| Мастер классы (15) |
| Памятники (44) |
| Походы в кинотеатр. (17) |
| Конкурсы чтецов (36) |
| Конкурсы вокала (34) |
| Москва (75) |
| Концертв (0) |
| Концерты (10) |
| Ремесла (8) |
|
Сегодня я расскажу о двух самых больших залах Оружейной палаты Московского Кремля- зале серебряной и зале золотой посуды. Среди музеев Московского Кремля особое место занимает Оружейная палата — и не только потому, что в ней хранятся уникальные, бесценные экспонаты. Если петербургскую Кунсткамеру называют первым музеем в России, поскольку годом ее основания считается 1714-й, то Оружейную палату с полным основанием можно назвать первым государственным музеем в Москве. Но не только это делает палату уникальной: в ней хранится колоссальное количество древних государственных регалий и парадных церемониальных атрибутов России, созданных начиная с XIII века. Первое упоминание об «оружельничей палате» сегодня относят к 1537 году. В летописных источниках именно за этот год она упоминается как место заточения князя Андрея Старицкого – младшего сына великого князя Василия III и Софьи Палеолог, рискнувшего выступить против Елены Глинской, регентши при малолетнем Иване IV, будущем Грозном. Спустя десять лет уже в другой летописи, повествующей о знаменитом московском пожаре 1547 года, вновь встречается фраза «оружничая палата». А уже в следующем, XVII столетии в структуре московских приказов появляется приказ Государевой Оружейной палаты. Уже в то время он был прообразом нынешней Оружейной палаты, но функции созданного приказа были шире. Помимо того, что это было казнохранилище, здесь работали и мастерские по изготовлению разнообразного оружия (как холодного, так и огнестрельного), мастера приказа создавали и драгоценную утварь для царского двора. Немалую часть коллекции Оружейной палаты составляют драгоценные предметы быта: посуда, украшения, одежда и иконы. Среди них тоже встречаются уникальные древности: например, рака царевича Дмитрия (1630 год) или подаренный шведской королевой Христианой царю Алексею Романову по случаю его коронации в 1647 году «Рог Изобилия», а также некогда заложенная в фундамент Преображенского собора в Переславле-Залесском церковная чаша Юрия Долгорукого по случаю его коронации в 1647 году «Рог Изобилия», а также некогда заложенная в фундамент Преображенского собора в Переславле-Залесском церковная чаша Юрия Долгорукого.
Саша Кузьмин
11 марта 2023
+5
482
7 комментариев
оружейная палата, музеи московского кремля
|
|
Собрание оружия Музеев Московского Кремля включает около восьми тысяч памятников XI–XX веков. Его основу составляют два исторически сложившихся комплекса: Большая государева оружейная казна – арсенал русских царей XVI–XVII веков и Императорская Рюст-камера – коллекция оружия XVIII – начала XIX века. Предметы вооружения, входившие в состав обоих комплексов, использовались российскими самодержцами и представителями высшей знати на войне, охоте, во время торжественных церемоний и парадов. Отдельные предметы церемониального вооружения русских царей можно рассматривать как военные государственные регалии. Таковы, например, знаменитый шлем «шапка ерихонская», изготовленный в 1621 году лучшим мастером Государевой Оружейной палаты Никитой Давыдовым, и саадак (налуч и колчан), над созданием которого в 1627–1628 годах трудилась целая группа придворных ювелиров из Серебряного приказа. Исключительно интересны с художественной и технической стороны образцы огнестрельного оружия, выполненные в XVII столетии русскими и иноземными мастерами Оружейной палаты Первушей Исаевым, Иваном и Тимофеем Лучаниновыми, Григорием и Афанасием Вяткиным, Филиппом Тимофеевым, а в XVIII веке – придворными оружейниками: Петром Лебедевым, Иваном и Гаврилой Пермяковыми, Иоганном Грекке и другими выдающимися мастерами того времени. Как в собрании Государевой Оружейной палаты, так и в собрании Императорской Рюст-камеры значительное место занимали работы западноевропейских и восточных мастеров, привезенные в качестве посольских даров или специально закупленные для нужд двора за границей. Особой роскошью отличается усыпанный драгоценными камнями саадак «Большого наряда» царя Алексея Михайловича, выполненный в Стамбуле в 1656 году. Необыкновенной красотой художественной отделки и высокими техническими качествами характеризуются образцы огнестрельного оружия западноевропейских мастеров, таких как голландец Барент Пентерман, француз Клод Шасто, англичанин Джон Хоукинс, и многих других известных оружейников. Сохранившиеся в архивах описи, относящиеся к XVII–XIX векам, позволяют порой абсолютно точно датировать оружейный памятник и определить место его производства, выяснить обстоятельства поступления в арсеналы русских царей и императоров. Все это делает памятники оружейного собрания Музеев Московского Кремля своеобразными эталонами, сравнение с которыми может помочь атрибуции памятников из других музейных коллекций. В начале XIX века по распоряжению императора Александра I оба комплекса были объединены в здании вновь учрежденного музея – Московской Оружейной палаты. В дальнейшем собрание пополнялось как отдельными памятниками, так и целыми группами предметов оружия, поступившими из собраний М.П. Погодина, П.Ф. Коробанова, из оружейной палаты Троице-Сергиева монастыря. В начале XX века на музейный учет была поставлена артиллерийская коллекция Московского Кремля – одна из крупнейших в мире, включающая, в частности, знаменитую Царь-пушку, а во второй половине века к работам старых мастеров добавились произведения лучших современных российских оружейников. Входящие в состав собрания работы русских, западноевропейских и восточных мастеров позволяют проследить историю развития мировой оружейной культуры на протяжении нескольких столетий. |
|
Продолжаю знакомить вас с музеем изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Сегодня я расскажу про Итальянский дворик. Архитектура зала воспроизводит в свободной манере внутренний дворик флорентийского палаццо Барджелло, (в настоящее время в нем располагается городской музей скульптуры Флоренции). Дворец, построенный между 1260–1320 гг., некоторое время служил резиденцией правителя города – подесты, почему имеет и другое название: Палаццо дель Подеста. Внушительные по размерам, подобные дворцы своими масштабами и украшенностью спорили с церковными постройками, утверждая престиж, богатство и могущество нового городского патрициата. Дворец был воздвигнут на рубеже Средних веков и эпохи Возрождения. Об искусстве этих двух этапов развития европейской культуры дают представление экспонаты зала – скульптурные работы ваятелей Германии, Франции и Италии, воспроизведенные в слепках. Воспроизведения шедевров европейской скульптуры выразительно иллюстрируют смену стилей и направлений в искусстве XIII–XVI веков. Первоначально создатели музея назвали этот зал «Христианским двориком», так как представленные в нем экспонаты восходят к художественной традиции, сложившейся на основе религиозно-философского мировоззрения христианства. Позднее появилось название «Итальянский дворик». Центральное место в Итальянском дворике занимают слепки с двух конных монументов, сооруженных в XV веке кондотьерам Гаттамелате и Коллеони по решению Сената Венецианской республики в Падуе и Венеции, и выполненных крупнейшими скульпторами Раннего Возрождения – Донателло и Верроккио, а также статуя Давида Микеланджело – шедевр Высокого Возрождения. Экспозиция Итальянского дворика служит своеобразным введением к разделу скульптуры итальянского Возрождения в коллекции слепков Музея.
Саша Кузьмин
4 марта 2023
+2
503
4 комментария
музей изобразительного искусства им. а. с. пушкина, искусство италии
|
|
Продолжаю знакомство с музеем изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Сегодня мы идём в зал, где представлено искусство Италии, эпохи раннего Возрождения, 15 век. Декоративное оформление зала по своему стилю и тематике связано историей Раннего Возрождения. На сводах помещены декоративные панно с видами прославленных городов Италии – Флоренции, Венеции, Сиены, Орвьето, написанные по заказу музея к моменту его открытия молодыми русскими художниками. В зале представлены слепки с выдающихся произведений итальянской скульптуры раннего Возрождения (XV век). Творчество трех крупнейших мастеров первой половины столетия Якопо делла Кверча, Гиберти и Донателло позволяет проследить сложение нового художественного языка. Если прежде реалистические наблюдения обычно касались внешних сторон натуры, то теперь в передаче поз и движений скульпторы считаются с реальными пропорциями и анатомией, соблюдают правдоподобное распределение тяжести внутри человеческой фигуры, так что персонажи в отличие от средневековых, прочно стоят на ногах («Св. Георгий» Донателло). В эпоху кватроченто наряду с традиционной для этого региона скульптурой из камня, особенно мрамора, происходит расцвет бронзовой пластики, изобретается полихромная терракота, чей секрет передается по наследству в семействе делла Роббиа. Широкое развитие в XV веке получает новый вид скульптуры: так называемый «живописный» или «перспективный» барельеф, отличающийся подробной разработкой пейзажного или архитектурного фона (рельефы «Райских врат» Гиберти, Падуанского алтаря Донателло и др.). Возникает интерес к выявлению различий изображаемых материалов, например, к имитации узорной ткани в надгробии кардинала Португальского Антонио Росселино. Складываются новые жанры: пристенное надгробие, светская декоративная скульптура на мифологические темы (так называемый «Амур-атис» Донателло, «Путто с дельфином» Верроккио), а также портретный бюст. На появление последнего повлиял интерес эпохи к ярким личностям, таким как политик и философ Никколо Маккиавели, меценат и коллекционер Лоренцо Медичи, святой Франциск Ассизский, полководец Гаттамелата. Среди всех экспонатов обращают на себя особое внимание «Райские врата» флорентийского Баптистерия, созданные Гиберти. Творчество Донателло, бесспорно, самого великого скульптора кватроченто, представлено слепками с основных произведений: статуи «Св. Георгий», статуй пророков для Кампаниллы (колокольни) флорентийского Собора. |
|
Продолжаю знакомить вас с коллекцией Оружейной палаты Московского Кремля. Сегодня мы побываем в первом и втором залах знаменитого музея, где представлены работы русских мастеров. В первом зале представлена древнейшая часть собрания Оружейной палаты. На протяжении многих столетий эти драгоценные реликвии составляли основное ядро великокняжеской и царской казны, бережно хранились в Патриаршей ризнице и кремлевских храмах. Открывают экспозицию уникальные произведения декоративно-прикладного искусства Византии IV–XV веков, которые свидетельствуют о глубоком влиянии столицы православного мира на художественное развитие искусства Древней Руси. О высоком уровне декоративно-прикладного искусства домонгольской Руси свидетельствуют памятники XII–XIII веков. Они представляют искусство Киева, Чернигова, Рязани, Суздаля, Новгорода и других городов, более древних, чем Москва. Основная часть витрин зала демонстрирует шедевры золотого и серебряного дела Москвы от его истоков в начале XV века, до периода расцвета в XVI столетии. О творческом взаимовлиянии столичного и провинциального искусства повествуют самобытные произведения Новгорода Великого. Отдельно экспонируются крышки на раки Кирилла Белозерского и царевича Дмитрия. Во втором зале Оружейной палаты, в витринах 9–14 представлены драгоценные произведения русских мастеров XVII века. Основу экспозиции составляют изделия Золотой и Серебряной палат Кремля, которые к концу XVII века достигли своего расцвета. Экспонируются также работы лучших провинциальных художественных центров: Сольвычегодска, Костромы, Ярославля, Нижнего Новгорода, Устюга Великого. В витринах 15–19 можно увидеть произведения мастеров Москвы, Санкт-Петербурга и местных художественных центров XVIII и первой половины XIX века. Витрины 20–21 во всем блеске представляют искусство крупнейших русских ювелирных фирм XIX – начала XX века: Карла Фаберже, Хлебникова, Овчинникова, Курлюкова, Семенова. Многообразие ювелирных техник и художественное совершенство исполнения принесли мастерам этих фирм и их работам заслуженные высокие награды на всероссийских и международных выставках.
Саша Кузьмин
26 февраля 2023
+5
436
10 комментариев
русское ювелирное искусство, оружейная палата, московский кремль
|
|
Продолжаю знакомить вас с музеем изобразительного искусства имени А. С. Пушкина в г. Москва. Сегодня я покажу вам один из самых красивых залов этого музея, с самим знаменитыми и узнаваемыми скульптурами. Это слепки с оригинальных скульптур, большинство из которых хранится в музеях Ватикана. Период 410–323 годов до н. э. вошел в историю древнегреческого искусства как период поздней классики, представленной в зале на примере слепков с оригиналов и более поздних римских копий произведений наиболее крупных скульпторов эпохи – Скопаса, Праксителя, Лисиппа и Леохара. Леохар (ок. 390/85– после 320 г. до н. э.) – автор, получивший всемирную известность благодаря статуе Аполлона Бельведерского. Названная так по месту своего хранения в ватиканском Бельведере, она представляет собой мраморную римскую копию с бронзового греческого оригинала. Бог искусств и солнечного света стремительным и легким движением посылает из лука стрелу, дабы поразить чудовищного змея Пифона. Ближе всего к достоверным работам Праксителя статуя вестника богов Гермеса, который несет на воспитание нимфам сына Зевса, младенца Диониса (ок. сер. IV в. до н. э.). Пракситель первым решился изобразить обнаженное женское тело в статуе Афродиты Книдской (сер. IV в. до н. э., слепок с римской копии). Скопас, выходец с острова Парос, работал в 380–330 гг. до н.э. Прославленная уже в древности «Неистовая менада» Скопаса дошла в уменьшенной и сильно поврежденной римской копии, сохранившей все пластическое богатство исступленного движения вакханки, совершающей жертвоприношение. Длительный период войн, начавшийся после смерти Александра, завершился распадом его державы на ряд самостоятельных государств. Этот этап, продлившийся до образования Римской империи, принято называть эллинистическим. Важную роль в развитии искусства эллинизма сыграло Пергамское царство, где сложилась своеобразная художественная школа. В честь победы пергамцев над галатами (галлами) на святилище, окружавшем храм Афины, были воздвигнуты статуи, известные нам по римским копиям – «Умирающий галл» и «Галл, убивающий себя и свою жену» Героическим пафосом пронизана статуя Ники Самофракийской (ок. 190 г. до н. э.), которая была воздвигнута в честь победы родосцев над сирийским царем Антиохом III. Установленная в святилище на мысе острова Самофракия, статуя изображала богиню, опускающейся на нос боевого корабля, и была обращена к морскому простору. Прославленным шедевром эллинистического искусства стала статуя Афродиты (Венеры) Милосской (ок. 120 г. до н. э.). На постаменте статуи, найденной в 1821 году, сохранилось имя скульптора – Александра из Антиохии на Меандре. Вплоть до наших дней статуя Венеры Милосской воспринимается как высшее воплощение гармонии и благородного совершенства. С конца XV века широкую известность получила найденная при раскопках в Риме драматическая скульптурная группа «Лаокоон с сыновьями, погибающие в тисках змей» (40–20 гг. до н. э.). Троянский жрец Лаокоон призывал своих сограждан не доверять ахейцам и не впускать в город деревянного коня, в котором укрылись вражеские воины. За это он был наказан богами - сограждане его не послушались, и это привело к гибели Трои.
Саша Кузьмин
26 февраля 2023
+5
487
7 комментариев
скульптура, музей изобразительного искусства им. а. с. пушкина, древняя греция
|
|
Продолжаю знакомить вас с собранием Оружейной палаты. Сегодня я расскажу о драгоценных экипажах из этого музея. Одно из основных фундаментальных собраний Оружейной палаты – экипажи XVI–XVIII веков – формировалось на базе государева казнохранилища. Тесно связанная с историей Московского Кремля, коллекция начала складываться в начале XVI века и в настоящий момент насчитывает семнадцать экипажей. Они были созданы в период с XVI по XVIII столетие лучшими мастерами России и Западной Европы. В число экспонатов Оружейной палаты также входят наиболее ранние экипажи из числа сохранившихся в музейных собраниях. В отличие от большинства собраний других стран кремлевская коллекция обладает типологическим разнообразием, а в конструктивном отношении демонстрирует использование передовых достижений экипажной техники. В ней имеются почти все типы и конструкции экипажей, распространенных в России и Западной Европе в XVI–XVIII столетиях: колымаги, возки, купе, берлины, портшез, коляски и кареты с очень крупным кузовом. В их художественно-образном строе нашли отражение такие стилистические направления, как поздний ренессанс, барокко, регентство, рококо и классицизм. Многие из этих редчайших памятников непосредственно связаны с важными историческими событиями, с крупными русскими и зарубежными государственными деятелями. В Московском Кремле – до начала XVIII века бывшем резиденцией великих князей, царей, митрополитов и патриархов – не только размещалась государственная казна, но также работали искусные ремесленники, а в мастерских Конюшенного приказа создавались богатые конские уборы и великолепные экипажи. Здесь же хранились кареты, привезенные в Россию в качестве посольских даров или закупленные в зарубежных странах. Эти уникальные экипажи, представляющие собой большую материальную и художественную ценность, использовались лишь для торжественных праздничных выездов и не только служили средством передвижения, но и несли особую репрезентативную функцию. Как и другие предметы царского обихода, экипажи приобретали все большее мемориальное значение, а позднее вошли в коллекцию Оружейной палаты. С 1834 по 1851 год экипажи размещались в здании Оружейной палаты, построенном по проекту архитектора И. В. Еготова в 1806–1809 годах. В новом здании музея, возведенном в 1851 году по проекту К. А. Тона, каретам был отведен красивый Овальный зал на первом этаже, где они экспонировались вместе с другим драгоценным имуществом царской Конюшенной казны. Со второй половины 1940-х годов коллекция конских уборов была перемещена в два соседних зала, в Овальном же зале остались только экипажи. Экспозиция каретного зала в послевоенный период была организована по хронологическому принципу и давала комплексное представление о бытовом функционировании экипажей, для чего, в частности, были использованы конские манекены. В 1986 году была открыта современная экспозиция каретного зала, при создании которой было учтено все лучшее из опыта организации предшествующих экспозиций, а также внесены существенные коррективы на основе новейших исследований и атрибуций. Музей ведет систематическую работу по сохранению и реставрации карет, многим из которых возвращен их первоначальный вид.
Саша Кузьмин
22 февраля 2023
+6
528
12 комментариев
оружейная палата, музеи московского кремля, москва, карета
|
|
Сегодня я расскажу об одном из самых красивых залов Оружейной палаты, где выставлены драгоценные платья. В зале представлена коллекция церковных облачений русских митрополитов и патриархов, парадной светской одежды и коронационного костюма. Облачения русского духовенства и произведения художественного шитья, основная часть которых поступила в собрание Оружейной палаты из Патриаршей ризницы Московского Кремля, московских церквей и монастырей, выполнены из драгоценных тканей ручной работы стран Востока, Западной Европы и России XIV–XVIII веков и представляют исключительную историко-культурную и художественную ценность. Жемчужина коллекции светской одежды XVI–XVII веков – парадное платье Петра I: становые кафтаны, роскошное платно и знаменитый «черный голландский костюм» – наглядно демонстрирует резкий переход на рубеже XVII–XVIII веков от одежды национального русского покроя к европейскому костюму. Коронационные платья русских императоров и императриц, являвшиеся неотъемлемой частью официального придворного церемониала, напоминают о важнейших событиях в истории Российской империи XVIII–XIX веков и позволяют проследить развитие придворного костюма. Собрание древнерусской одежды кремлевского музея по своему объему и разнообразию – самое значительное среди отечественных и зарубежных музейных коллекций. Сохранившиеся до наших дней памятники позволяют раскрыть общенациональные черты древнерусского платья. Многие экспонаты XVII века выполнены в мастерских Московского Кремля для царской семьи. Экспозиция знакомит с такими уникальными памятниками, как платно царя Петра Алексеевича, парадный кафтан из иранской ткани с сюжетными изображениями XVI века, шуба митрополита Филиппа. Ценность представляет гардероб царя Петра Алексеевича, в составе которого среди многочисленных кафтанов находится и европейский костюм конца XVII века. Для отделки придворного платья использовалось шитье драгоценными нитями и жемчугом, кружево из золотных нитей, запоны с драгоценными камнями. В витрине экспонируются архиерейские облачения и священническая одежда, предметы храмового убранства и богослужебные предметы из драгоценных зарубежных тканей XV–XVII вв. и русских тканей XVIII – конца XIX в. Вещи с лицевым шитьем входили в повествовательную, содержательную часть церковной службы. В свою очередь, предметы из узорных разноцветных тканей оказывали эмоциональное воздействие, которому в православных богослужениях неизменно придавалось большое значение. Яркие, сверкающие золотом парадные церковные одежды усиливали торжественную зрелищность праздничных служб. Комплект богослужебного облачения – фелонь, епитрахиль, поручи, украшенные великолепным жемчужным шитьем, выполненным лучшими мастерами петербургской придворной цалмейстерской конторы, – был изготовлен в середине XVIII в. для архимандрита Троице-Сергиевой лавры Платона, будущего московского митрополита. После издания первых указов императора Петра I об обязательном ношении европейского платья Россия включилась в общее русло развития европейского типа одежды. В большинстве стран к началу XVIII века французский костюм стал наиболее распространенным видом платья среди господствующих классов. Созданный в период становления стиля рококо силуэт мужского костюма имел большое сходство с силуэтом женской одежды. Мужской костюм состоял из плотно облегавшего фигуру кафтана (жюстокара) с веерными боковыми складками, камзола (весты) и коротких штанов (кюлотов), заправленных в высокие шелковые чулки или застегнутых под коленями. Представление о мужском костюме первой половины XVIII в. дает одежда из гардероба императора Петра II (1715–1730) – многочисленные парадные костюмы, образцы домашнего платья и верхней повседневной одежды. Основным видом отделки, наряду с вышивкой и аппликативным шитьем, были кружева и пуговицы, стоимость которых равнялась иногда целому состоянию. В XVIII веке Франция, окруженная ореолом создательницы новых форм костюма, подчинила своему влиянию и Россию. Женское платье этого времени включало широкую юбку, сильно затянутый в талии корсаж с большим декольте, с рукавами до локтя и пышное верхнее платье – робу. Размах фижм на парадных туалетах в период наивысшего расцвета этой моды превышал два метра (платье 1762 г.). Выполняли женские костюмы из парчи, бархата, шелка, сукна. В особо торжественных случаях платье шили из серебряной парчи – глазета. В декорировке костюма восемнадцатое столетие предпочитало вышивку золотной и серебряной нитью, кружева; женский костюм обильно украшали воланами, рюшами, лентами и цветами |
|
Продолжаю знакомить вас с коллекциями музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Сегодня мы заглянем в зал Европейского искусства Средних веков. В зале представлены слепки и копии с выдающихся произведений раннехристианского, византийского и западноевропейского искусства средних веков. Средневековым в истории западноевропейской культуры принято считать период с V по XV век, от падения Западной Римской империи в 476 году до начала эпохи Возрождения. Средневековье создало культуру, отличную от античности. Эта эпоха была временем господства в Европе монотеистической христианской религии, отличавшейся стремлением к системности и развитым богословием. В рамках господствующего религиозного мировоззрения средневековое искусство отразило новое положение человека в мире, рожденное феодальным обществом, утверждало новые духовные и моральные ценности, на их основе создало свою эстетику. В 395 году Римская империя разделилась на Западную и Восточную. Восточную Римскую империю позднейшие историки назвали Византией, от имени мегарской колонии Византий, на месте которой римский император Константин I основал новую столицу империи Константинополь. В наибольшей сохранности дошли памятники византийского круга V–VI веков в церквах итальянского города Равенна. Копии с равеннских мозаик представлены в зале. Иную картину развития являет в средние века искусство западноевропейских стран. Варварские завоевания сокрушили древнюю цивилизацию. Приобщение пришлых народов к античной культуре, прежде всего к римской, шло извилистым и трудным путем. Развитие искусства Западной Европы прошло несколько этапов, среди них наиболее значительными были два – романский (Х–середина XII века) и готический (вторая половина XII– XV века). Своеобразной преамбулой романики явилось искусство Священной Римской империи, возрожденной в Х веке немецкими императорами династии Оттонов. Одним из важных центров оттоновского времени был епископский город Хильдесхейм, где в литейной мастерской были созданы выдающиеся произведения средневекового искусства. Родиной готики (название условное: деятели Возрождения считали искусство этого времени порождением племени готов, разгромивших в V веке Рим) была Франция, королевский домен Иль-де-Франс, где новое искусство зародилось в 30-е–40-е годы XII века. В зале представлены слепки со скульптур самых прославленных готических соборов Франции в Шартре, Париже, Реймсе и Амьене. Особый путь развития в XIII и XIV веках прошла Италия. Здесь рано стали формироваться гуманистические воззрения, были живы знания и воспоминания об античной культуре, памятники которой сохранялись в Италии. Уже в XIII веке здесь закладываются основы культурного движения, получившем в дальнейшем название Возрождения. Предтечами итальянского Ренессанса были поэт Данте, живописец Джотто и скульптор Никколо Пизано, слепок с центрального произведения последнего – проповеднической кафедры пизанского баптистерия, представлен в зале. В XIV веке новые веяния стали ощутимыми и на севере Европы, в Нидерландах. Нидердандский скульптор Клаус Слютер, работавший во французском Дижоне, создал один из монументальнейших скульптурных памятников своего времени – «Колодец пророков».
Саша Кузьмин
15 февраля 2023
+5
535
7 комментариев
музей изобразительных искусств им а. с. пушкина, искусство средневековья
|
|
Продолжаю знакомить вас с залами музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Греческий дворик – один из самых больших и красивых залов музея, где экспонированы слепки с сохранившихся статуй и рельефов Парфенона (447–432 гг. до н.э.), портик храма Эрехтейон в натуральную величину, портик храма Гефеста на Афинской агоре – торговой площади, а также макет Афинского Акрополя. Акрополь – верхний город – древняя крепость Афин, расположенная на вершине скалы, поднимающейся на 80 метров над уровнем моря (её размеры 300 х 130 м). Знаменитые сооружения Афинского Акрополя были созданы во второй половине V в. до н.э. после победы, одержанной греками в греко-персидских войнах (500 – 449 гг. до н.э.). Общий замысел ансамбля принадлежит афинянину Фидию (ок. 500 – 431 гг. до н.э.), одному из величайших скульпторов Древней Греции. Небольшой макет-реконструкция дает представление о первоначальном облике Парфенона. По своему плану Парфенон – дорический периптер размерами 70 х 31 х 13 м, окруженный сорока шестью колоннами. Совершенные пропорции храма, прекрасная соразмерность всех его частей и точный расчет масштабов здания по отношению к холму Акрополя делают его шедевром греческого зодчества. В зале воспроизведен юго-восточный угол храма в натуральную величину, высота колонн храма – 10,4 м. Скульптурные композиции во фронтонах Парфенона (437–432 гг. до н.э.), созданные Фидием совместно с учениками, воссоздают легенды о богине Афине, покровительнице города. На восточном фронтоне мастер запечатлел сцену рождения богини из головы громовержца Зевса. Тема западного фронтона – спор Афины с Посейдоном за господство над Аттикой. В древности на фронтонах было около пятидесяти статуй, до наших дней дошли поврежденными только одиннадцать. В Греческом дворике рядом с творениями Фидия можно видеть и скульптурный портрет выдающегося политического деятеля Афин, оратора и полководца Перикла работы скульптора Кресилая. С Периклом Фидия связывало духовное единство и личная дружба. По инициативе Перикла народное собрание Афин приняло решение о создании ансамбля храмов и статуй на вершине Афинского акрополя, которое воплотили в жизнь Фидий и его ученики. В зале представлен целый ряд слепков с работ учеников и последователей Фидия, исполненных в третьей четверти V в. до н.э. и сохранившихся в римских мраморных копиях. В их числе большая статуя Афины, видимо, выполненная первоначально в хрисоэлефантинной технике скульптором Колотом для святилища Афины в Элиде. Величавый и благородный стиль искусства Фидия сказывается в статуях бога-врачевателя Асклепия, главного греческого бога Зевса и богини мира Эйрены с богом богатства Плутосом на руках. Последняя была отлита из бронзы и находилась на торговой площади (агоре) в Афинах. Она наглядно выражает идею мира, несущего богатство и процветание. Её создатель – Кефисодот Старший был отцом и первым учителем прославленного скульптора IV в. до н.э. Праксителя, ярко выразившего в скульптуре идеалы нового этапа в развитии греческого искусства эпохи поздней классики.
Саша Кузьмин
28 января 2023
+6
750
6 комментариев
парфенон, музей изобразительного искусства им. а. с. пушкина, древняя греция
|