| Автор блога: | Саша Кузьмин |
| Все рубрики (968) |
| Картинные галереи (55) |
| Казань литературная. (34) |
| Путешествия. (91) |
| Казань научная. (22) |
| Музеи (105) |
| Парки. (8) |
| Конкурсы и олимпиады (104) |
| Архитектура Казани (32) |
| Мастер классы (15) |
| Памятники (44) |
| Походы в кинотеатр. (17) |
| Конкурсы чтецов (36) |
| Конкурсы вокала (34) |
| Москва (75) |
| Концертв (0) |
| Концерты (10) |
| Ремесла (8) |
|
Когда попадаешь в Государственный исторический музей, первый экспонат встречает нас не в выставочном зале, а в парадной. Это знаменитая роспись плафона- «Древо государей Российских» — художественное изображение родословного (генеалогического) древа русских царей и великих князей — от Рюриковичей до Романовых. Иконография возникла и процветала при царях из династии Романовых (XVII век), однако встречаются и более поздние образцы. Интерьер здания ГИМа в Москве украшен репликами многих исторических росписей и мозаик, в том числе и «Древом», выполненным артелью мастеров под руководством художника Ф. Г. Торопова в мае 1883 года. Роспись находится на потолке парадных сеней, начинается со свв. Бориса и Глеба, Ольги и Владимира, а доведено до основателей музея — Александра III и его супруги Марии Федоровны. Потолок был закрашен в 1937 году, а в 1997 вновь расчищен. Медальоны с изображениями написаны на холсте и наклеены на штукатурный слой. Орнаменты написаны по грунту на штукатурке. Список изображённых лиц: 1. Святой Борис 2. Святой Владимир 3. Святая Ольга 4. Святой Глеб 5. Игорь Олегович 6. Святослав Ярославич 7. Олег Святославич 8. Всеволод Олегович 9. Изяслав Ярославович 10. Ярослав Мудрый 11. Вячеслав Ярославович 12. Всеволод Ярославович 13. Владимир Мономах 14. Мстислав Владимирович 15. Юрий Долгорукий 16. Андрей Боголюбский 17. Всеволод Юрьевич 18. Юрий Всеволодович 19. Ярослав Всеволодович 20. Михаил Черниговский 21. Михаил Тверской 22. Михаил Ярославович Тверской 23. Александр Михайлович 24. Ярослав Ярославович 25. Александр Невский 26. Даниил Московский 27. Андрей Александрович 28. Ярополк Владимирович 29. Дмитрий Александрович 30. Симеон Иоаннович 31. Иоанн Иоаннович 32. Иоанн Калита 33. Василий Темный 34. Василий Дмитриевич 35. Дмитрий Донской 36. Юрий Дмитриевич 37. Анастасия Романовна 38. Дмитрий Шемяка 39. Дмитрий Красный 40. Андрей Ярославович 41. Иоанн Васильевич 42. Василий Иоаннович 43. Иоанн Грозный 44. Дмитрий царевич 45. Иоанн Иоаннович (царевич) 46. Федор Иоаннович 47. Михаил Федорович 48. Патриарх Филарет Никитич 49. Алексей Михайлович 50. Царевич Алексей Алексеевич 51. Иоанн Алексеевич 52. Екатерина I 53. Петр I 54. Царевна Софья 55. Федор Алексеевич 56. Петр II 57. Елизавета Петровна 58. Анна Иоанновна 59. Екатерина II 60. Александр II 61. Мария Александровна 62. Николай I 63. Иоанн Антонович 64. Петр III 65. Александр III 66. Мария Федоровна 67. Александр I 68. Павел I Воцарение династии Романовых в 1613 году поставило задачу официального подтверждения легитимности власти этого дома. Известный генеалог М.Е. Бычкова высказала мнение, что первая попытка создать родословное древо царской семьи по законам западной генеалогии принадлежала знаменитому иконописцу Симону Ушакову. По её словам, подобные древа спиритуальной генеалогии были хорошо известны в Византии и позднесредневековой Европе, в XV веке были распространены в сборниках жизнеописаний святых и преподобных католических монашеских орденов
Саша Кузьмин
29 ноября 2022
+4
550
6 комментариев
русские цари, русские государи, родословная русских государей
|
|
В Государственном историческом музее целый зал посвящён искусству и истории большого средневекового государства- Волжской Булгарии. Думаю, моим читателям будет интересен этот раздел, так как современный Татарстан находится на землях этого государства. А его история стала нашей историей. Волжская Булгария- историческое государство в Среднем Поволжье и бассейне Камы, существовавшее с X по XIII век. В истории Средневолжского региона с точки зрения его формирования выделяют предболгарское время (до VIII века), раннеболгарский период (VIII—X века), эпоху развития и расцвета Болгарского государства (XI — первая треть XIII века) и золотоордынскую эпоху (XIII — середина XV века). Экономический и политический подъём Волжской Булгарии в XIV в. был приостановлен набегами на булгарские города ханов Золотой Орды в ходе внутренних усобиц, походами русских князей, нашествием Тамерлана. Впоследствии булгары фактически восстановили своё государство с последней столицей в Иске-Казань. В XV веке новым культурно-политическим центром волжских булгар и перенесённой столицей стала Казань. Крупные города - Булгар, Биляр, Сувар и Жукотин.
Саша Кузьмин
29 ноября 2022
+3
351
3 комментария
государственный исторический музей, волжская булгария
|
|
Одной из реликвий государственного исторического музея являются, вещи принадлежавшие величайшему русскому полководцу Александру Васильевичу Суворову. Для меня этот человек очень важен, ведь меня назвали в его честь! Мама с детства восхищалась им. Мы даже сфотографировались с мамой около этой витрины музея. Так же как и Суворова крестили меня в честь Святого князя Александра Невского, а Невского назвали в честь самого знаменитого полководца мира- Александра Македонского. Вот такая цепочка. Вещи Суворова находятся в Екатерининском зале, на втором этаже музея. Их совсем немного- так как при жизни Суворов жил очень скромно, много передвигался, и не обрастал вещами. Александр Васильевич Суворов- русский полководец, основоположник русской военной теории. Генерал-фельдмаршал (1794), генералиссимус (1799), генерал-фельдмаршал Священной Римской империи (1799), великий маршал войск пьемонтских (1799 год), кавалер всех российских орденов своего времени, вручавшихся мужчинам, а также семи иностранных. В 1789 году высочайшим повелением получил графское достоинство с названием Рымникский, а в 1799 году — титул князя Италийского графа Суворова-Рымникского. За всю свою карьеру полководца не проиграл ни одного сражения, неоднократно наголову разбивал значительно превосходящие по численности силы противника. Всего дал более 60 сражений и боёв. Известен своей заботой о солдатах, в том числе участием в разработке новой практичной полевой униформы, на смену униформе «на прусский манер». Суворов был очень остёр на язык, им сказаны замечательные цитаты об учёбе, политике и войне. Многие из них актуальны и до сих пор. Не бойся смерти, тогда наверное победишь. Двум смертям не бывать, а одной не миновать. Ненависть затмевает рассудок. Не презирай никогда неприятеля, каков бы он ни был. Старайся знать его оружие и способ, как оным действует и сражается; знай, в чем он силен и в чем слаб[1]. Непрестанное упражнение, как все обнять одним взглядом, может сделать великим Полководцем. Не таскайте за собой больших обозов, главное быстрота и натиск, ваш хлеб в обозе и ранцах врагов. Не смеет никто пятиться ни четверти шага назад Одна минута решает исход баталии; один час — успех кампании; один день — судьбу империи. Опасности лучше идти навстречу, чем ожидать на месте. Победа — враг войны. Помилуй Бог, мы — русские! Какой восторг! Природа произвела Россию только одну. Она соперниц не имеет. Сам погибай — товарища выручай. Скорость нужна, а поспешность вредна. Стоянием города не берут. Стрелки бьют наездников и набегающих неприятелей, а особенно чиновников; плутонги палят в толпы неприятельские. Счастье зависит от правил, фортуна от случайности[1]. С юных лет приучайся прощать проступки ближнего и никогда не прощай своих собственных. Там, где пройдет олень, там пройдёт и русский солдат. Там, где не пройдет олень, всё равно пройдет русский солдат. В честь А. В. Суворова в России учреждена воинская награда- орден Суворова, а так же ряд военных училищ, где готовят будущих офицеров, одно из них находится и в Казани. |
|
Исторический музей стремится к тому, чтобы история стала доступнее и ближе для всех. В этом году на первом этаже музея установили стенды Для незрячих посетителей музея, но они интересны для всех. Я с удовольствием потрогал макеты и послушал информацию про них. Особенно мне понравились два макета- это женские фибулы, так называются, застёжки для одежды. Вот как они выглядят на макете, А вот как на витрине музея оригинальные фибулы. Ещё один очень интересный макет- это сабля князя Пожарского. Вот оригинальная сабля в витринн музея. А это её макет, кстати сделанный из металла. А это незрячие посетители исследуют макет сабли. При нас, как раз шла такая экскурсия. Для незрячих и слабовидящих посетителей разработаны специальные экскурсии и мастер-классы, которые позволяют посетителям ознакомиться с экспозицией Исторического музея. Первый этаж экспозиции Исторического музея оснащен тактильными моделями экспонатов музея, представляющих периоды от каменного века до эпохи Петра I. Тактильные модели расположены на специальных стойках со встроенным тифлоаудиогидом для незрячих и слабовидящих посетителей, названия моделей дублируются шрифтом Брайля. Стойки доступны посетителям, передвигающимся на инвалидных колясках. В филиал ГИМ- музей Отечественной войны 1812 года можно зайти с собакой поводырем! У второго филиала ГИМ- Покровском соборе макет для незрячих посетителей установлен перед собором.
Саша Кузьмин
28 ноября 2022
+4
407
5 комментариев
москва, доступная среда, государственный исторический музей
|
|
В музее Отечественной войны 1812 года собрана потрясающая, коллекция не только военных, но и придворных мужских костюмов. Это шедевры золотошвейного искусства. Русское придворное платье — особый регламентированный стиль одежды, которому должны были следовать аристократы и придворные при русском императорском дворе в XIX—XX веках. Собственный регламент одежды для придворных и приглашённых ко двору характерен для большинства европейских монархий, начиная с XVII века и до настоящего времени. В России придворный этикет и, соответственно, придворное платье прекратили существование в 1917 году в связи с упразднением монархии. Каждому придворному полагалось иметь парадный мундир и вицмундир, а также тёмно-зелёный мундирный фрак и сюртук. К придворному мундиру полагалось надевать белые штаны-бриджи до колен с белыми чулками и башмаками для гражданских и придворных чинов, с ботфортами — для военных. Белые брюки с золотыми лампасами надевали под парадный мундир по особо торжественным случаям; тёмно-зелёные брюки также с лампасами — под вицмундир, чёрные брюки без лампасов — с фраком или сюртуком. Форма дополнялась чёрной треугольной шляпой с кокардой и шитьём по статусу и чину владельца. Изменения в регламентированный придворный стиль были внесены при Александре II. Сначала в 1855 году была попытка ввести при дворе «французские кафтаны», однако в следующем году, в указе от 20 февраля 1856 года «О новой форме одежды придворных чинов», все парадные и вицмундиры заменялись однобортными полукафтанами с полами выше колен, на девять пуговиц, со скошенным спереди стоячим воротником, с прямыми разрезными обшлагами и вертикальными карманными клапанами сзади. В «Правилах о ношении придворными чинами установленных форм одежды» от 15 августа 1855 года выделялись пять видов формы: парадная, праздничная, обыкновенная, будничная (или служебная) и дорожная, а также прописывались условия ношения каждой из них. С 1850-х до 1917 года регламент придворной униформы для мужчин существенно не изменялся.
Саша Кузьмин
27 ноября 2022
+5
327
6 комментариев
придворное платье, музей отечественной войны 1812 года, мужской костюм
|
|
Место погребения Дмитрия Угличевского находится в Архангельском соборе Московского Кремля. Царе́вич Дми́трий Ива́нович (Дими́трий Иоа́ннович, прямое имя (по дню рождения) Уа́р; 19 октября 1582, Москва — 15 мая 1591, Углич) — князь углицкий, младший сын Ивана Грозного от Марии Фёдоровны Нагой, шестой или седьмой его жены. Прожил всего восемь лет, однако политический кризис, во многом связанный с его загадочной гибелью (Смутное время), продолжался как минимум 22 года после его смерти (см. Лжедмитрий I). Канонизирован в 1606 году как благоверный царевич Димитрий Угличский, «угличский и московский и всея Руси чудотворец» (день памяти — 15 мая по старому стилю/ 28 мая по новому стилю). Один из самых почитаемых русских святых. Родился 19 (29) октября 1582 года от последней жены-сожительницы Ивана Грозного Марии Нагой, брак с которой не был благословлён церковью. Поскольку был рождён от не менее чем шестого брака отца (в то время как православная церковь считает законными только три последовательных брака), он мог считаться незаконнорождённым и исключаться из числа претендентов на престол. После старшего брата — царя Фёдора Иоанновича (у которого родилась только одна дочь Феодосия Фёдоровна) Дмитрий оставался единственным мужским представителем московской линии дома Рюриковичей. Обстоятельства смерти царевича до сих пор остаются спорными и не до конца выясненными. 15 мая 1591 года царевич играл «в тычку», причём компанию ему составляли ещё четверо детей, приближённых к царице. Правила игры, не изменившиеся до нынешнего времени, состоят в том, что на земле проводится черта, через которую бросают нож, стараясь, чтобы он воткнулся в землю как можно дальше. Побеждает тот, кто сделал самый дальний бросок. Относительно дальнейшего очевидцы в основном единодушны — у Дмитрия начался приступ эпилепсии — говоря языком того времени — «черной немочи», и во время судорог он случайно ударил себя «сваей» в горло. В свете современных представлений об эпилепсии это невозможно, поскольку в самом начале эпилептического припадка человек теряет сознание и удержать какие-либо предметы в руках не в состоянии. Следственная комиссия была составлена по поручению самого Бориса Годунова, которого и обвиняли в убийстве царевича. Обычно считается, что существование царевича как претендента на престол было невыгодно правителю государства Борису Годунову, завладевшему абсолютной властью в 1587 году, однако некоторые историки утверждают, что Борис считал царевича по указанной выше причине незаконнорождённым и не рассматривал как серьёзную угрозу. С прекращением Смутного времени правительство Михаила Фёдоровича вернулось к официальной версии правительства Василия Шуйского: Дмитрий погиб в 1591 году от рук наёмников Годунова. Она же была признана как официальная и церковью. Эта версия была описана в «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина
Саша Кузьмин
27 ноября 2022
+4
418
5 комментариев
православие, музеи московского кремля, москва, дмитрий углический
|
|
В Александровском саду в Москве есть чудесный фонтан - четвёрка коней скачет во весь опор. Этот фонтан на Манежной площади является частью фонтанного комплекса рядом с Александровским садом. Есть у него и другое название – «Гейзер». Мощные, словно выстреливающие струи действительно напоминают пульсирующий гейзер с постоянно меняющейся силой выброса. Вот так фонтан выглядит летом, когда мы были в Москве фонтаны уже отключили на зимний период. А это вид на фонтан со стороны Манежной площади. Это главный столичный фонтан. Именно с него ежегодно начинается запуск всех гидротехнических сооружений города. На протяжении 20 лет это событие ежегодно проходит в торжественной обстановке при участии мэра города. Архитектурной составляющей фонтана является скульптурная композиция четырех резвящихся коней. Автор скульптурной группы – Зураб Церетели. Фонтан является популярным местом отдыха москвичей и приезжих. Здесь загадывают желания, признаются в любви и даже пытаются погладить коней (считается, что тогда задуманное наверняка сбудется). Фонтан олицетворяет собой Москву 90-х годов, для которой была характерна смесь европейского лоска и русского размаха. Я тоже бросил монетку и загадал желание! |
|
Благовещенский собор Московского Кремля вмещает в себя сокровища древнерусского искусства, поэтому расскажу о нём отдельно. С северной, западной и южной сторон в храм ведут ворота. Галереи с северной и западной стороны украшены итальянским золоченным орнаментом на синем фоне. В южной части — нарядная многоцветная роспись. Знаменитые росписи храма упоминаются еще в начале 15 века. Выполнены они были в 1405 году известными мастерами Феофаном Греком, Андреем Рублевым и Прохором из Городца. Следует отметить, что созданные Андреем Рублевым росписи храма под руководством Феофана Грека стали его первой известной работой. Феофа́н Грек (около 1340 — около 1410) — византийский и русский иконописец, миниатюрист и мастер монументальных фресковых росписей. Феофан родился в Византии (отсюда прозвище Грек), до приезда на Русь работал в Константинополе, Халкидоне (пригород Константинополя), генуэзских Галате и Кафе (ныне Феодосия в Крыму) (сохранились только фрески в Феодосии). Вероятно, прибыл на Русь вместе с митрополитом Киприаном. Андре́й Рублёв (около 1360 — 17 октября 1428 или 29 января 1430, Москва) — русский иконописец московской школы иконописи, книжной и монументальной живописи XV века. Канонизирован Русской православной церковью в лике преподобных. Основное место в росписях занимают иллюстрации Евангелия, представленные циклами — праздники и страсти, чудеса и притчи, явления Христа по воскресении. При рассмотрении росписей мы видим множество евангельских композиций и иллюстрацию «Апокалипсиса». Поскольку храм был государевой домовой церковью, в росписи уделено много места теме преемственности власти великих князей и царей. Мы видим изображения прославленных византийских императоров и русских князей. Это Владимир Мономах и Александр Невский, Даниил Московский и Иван Калита, Дмитрий Донской и Иван III. Выдающиеся мастера выполнили не только стенные росписи, но и иконы для иконостаса, который по праву можно назвать шедевром русского искусства. Общий замысел пятиярусного иконостаса и прориси икон принадлежат Феофану Греку. Он же написал три центральные иконы деисусного чина: «Спас», «Богоматерь» и «Иоанн Предтеча», а также «Апостол Павел». Андрей Рублев написал Икону «Архангел Михаил» и семь икон праздничного чина. Грандиозность иконостаса определена тем, что деисусная композиция выполнена на досках высотой более двух метров и шириной более одного метра. Несмотря на то, что храм несколько раз перестраивался, работы, сделанные великими мастерами, сохранялись. Иконостас и иконы старого храма снимались и переносились в новый. Новая роспись храма была исполнена по точному образцу прежней. Расписывал храм мастер Федор Едикеев. Пол храма состоит из небольших блоков кремня с вкраплениями агата и яшмы. По легенде пол был привезен Иваном Грозным из Ростова Великого, куда он был доставлен из Византии. К главным реликвиям храма относятся чудотворная икона Пименовской Богоматери, привезенная в Москву из Константинополя в 1381 году митрополитом Пименом и крест царя Константина, присланный византийским императором Алексеем Комнином в дар Владимиру Мономаху. Здесь также хранилась икона Донской Богоматери, на которую русские воины и Дмитрий Донской молились перед Куликовской битвой. Позднее она была перевезена в Донской монастырь. Благовещенский собор Московского Кремля — это одна из святынь русского православия. С 1993 года в нем возобновились богослужения. Совершаются они один раз в году — в праздник Благовещения. По старинному русскому обычаю после литургии Святейший Патриарх выпускает на волю птиц.
Саша Кузьмин
26 ноября 2022
+2
678
4 комментария
музеи московского кремля, московский кремль, благовещенский собор москвы
|
|
Продолжаю свой рассказ о музеях Московского Кремля. Благовещенский собор расположен в юго-западной части Соборной площади. Девятиглавый храм сияет золотыми куполами. Небольшой по размерам, но величественный. Православный храм построен в честь Благовещения Богородицы. Благовещенский собор Московского Кремля являлся домовой церковью правителей — князей и царей. Предполагают, что в конце 13 — начале 14 века на месте Благовещенского собора Московского Кремля стояла деревянная церковь на каменном основании. Построил ее князь Андрей Александрович, сын Александра Невского. Позже, в конце 15 века, когда шла перестройка Кремля, многие строения возводились иностранными архитекторами. Однако, великий князь Иван III поручил построить свою домовую церковь зодчим города Пскова. Сооружается новый белокаменный храм с подклетом (нижним этажом). У восточной стены его строится двухэтажное хранилище — Казённый двор, где хранилась государева казна. Строительство храма продолжалось пять лет. В августе 1489 года москвичи смогли увидеть его во всей его красе. Протоиереи храма являлись духовниками русских царей. Храм сильно пострадал во время пожара 1547 года. При Иване IV в 1563 году, когда был освобожден древнерусский город Полоцк от иноземцев, решено было перестроить храм. В честь победы на четырех углах крытой галереи храма возвели четыре небольшие одноглавые церкви-приделы. Кроме того, появляются еще два барабана с куполами на восточной стороне крыши. Так трехглавый храм в 1564 году стал девятиглавым. В нем совершались венчания и крещение детей правителей. В 1572 году к нему пристраивается крыльцо, названное Грозненским. Во время торжественных церемоний, проходивших на Соборной площади, из храма выходил князь или царь и его свита. Во время революции 1917 года святыня пострадала от артобстрела. Снарядом было разрушено крыльцо храма. В марте 1918 года, когда большевистское правительство переехало в Москву, храм был закрыт. Благовещенский собор построен в традициях раннемосковского зодчества с элементами псковской архитектуры. Является четырехстолпным трехапсидным крестово-купольным храмом. Белоснежный, он расположен на высоком подклете. Элементы псковской архитектуры проявляются в украшениях барабанов глав — бегунец и поребрик выложены из кирпича. На апсидах — аркатурный пояс, похожий на пояс Успенского храма. Так псковские мастера объединили две святыни в единый ансамбль. Существует легенда, что это крыльцо построено специально для Ивана Грозного, когда после четвертого брака его лишили права находиться в храме. С этого крыльца он слушал проповеди. В 1508 году была позолочена центральная глава церкви, а в конце 16 века все главы и крышу покрыли золоченой медью. Храм стали называть златоверхим. Девять глав символизируют образ Пресвятой Богородицы как Царицы Небесной Церкви, состоящей из девяти чинов Ангелов и девяти чинов Праведников Небесных. При проектировании внутренней части были предусмотрены вертикальные конструкции, создающие ощущение движения вверх. Этому способствовало и освещение — нижняя часть храма была затемнена, а сверху из окон барабана лился поток света.
Саша Кузьмин
26 ноября 2022
+5
447
7 комментариев
музеи московского кремля, москва, благовещенский собор
|
|
Продолжаю рассказ о музее Отечественной войны 1812 года. Экспозиция музея расположена в хронологическом порядке и включает следующие разделы. Александр и Наполеон: дипломатия нейтралитета 1801—1805» «Военные кампании 1806—1807 годов» «Русско-французский союз. расширение Французской Империи» «Подготовка к войне. 1809—1812» «Начальный период войны: от Немана до Смоленска» «Бородинское сражение» «Великая армия в древней столице. Московский пожар» «Изгнание неприятеля из России» «Дорога к триумфу. Заграничные походы» «Память о войне» На втором этаже начинается экспозиция, которая посвящена непосредственно военным действиям. И начинается с огромной карты Российской империи того периода. Отечественная война 1812 года между Российской империей и наполеоновской Францией длилась ровно 6 месяцев и два дня: она началась 24 июня, а завершилась 26 декабря (12 июня и 14 декабря соответственно по старому стилю). Во время первого этапа войны — с июня по сентябрь 1812 года — русские войска отступали от границ России к Москве. Отступление завершилось 7 сентября Бородинским сражением, а начиная с октября Наполеоновская армия, ослабленная голодом и морозами, стала сдавать позиции — и стремительно отступала под натиском русских сил. Причинами войны стали отказ Российской империи активно поддерживать континентальную блокаду, в которой Наполеон видел главное оружие против Великобритании, а также политика Наполеона в отношении европейских государств, проводившаяся без учёта интересов России. «Масштаб операций в 1812 г. почти невероятен, а потери — военные и гражданские, французских захватчиков и русских защитников — вызывают содрогание даже сегодня, несмотря на несоизмеримо большие потери в двух последовавших одна за другой мировых войнах в XX в.» На первом этапе войны (с июня по сентябрь 1812 года) русская армия с боями отступала от границ России до Москвы, дав под Москвой Бородинское сражение. В начале второго этапа войны (с октября по декабрь 1812 года) наполеоновская армия маневрировала, стремясь уйти на зимние квартиры в не разорённые войной местности, а затем отступала до границ России, преследуемая русской армией, голодом и морозами. Война закончилась почти полным уничтожением наполеоновской армии, освобождением территории России и переносом военных действий на земли Варшавского герцогства и Германии в 1813 году. Среди причин поражения армии Наполеона российский историк Н. А. Троицкий называет всенародное участие в войне и героизм русской армии, неготовность французской армии к боевым действиям на больших пространствах и в природно-климатических условиях России, полководческие дарования русского главнокомандующего М. И. Кутузова и других генералов. Отечественной эта война называется, потому что в ней участвовал весь народ, а не только регулярная армия.
Саша Кузьмин
24 ноября 2022
+7
524
10 комментариев
музей отечественной войны 1812 года, государственный исторический музей
|