| Автор блога: | Саша Кузьмин |
| Все рубрики (968) |
| Картинные галереи (55) |
| Казань литературная. (34) |
| Путешествия. (91) |
| Казань научная. (22) |
| Музеи (105) |
| Парки. (8) |
| Конкурсы и олимпиады (104) |
| Архитектура Казани (32) |
| Мастер классы (15) |
| Памятники (44) |
| Походы в кинотеатр. (17) |
| Конкурсы чтецов (36) |
| Конкурсы вокала (34) |
| Москва (75) |
| Концертв (0) |
| Концерты (10) |
| Ремесла (8) |
|
Большой дворец музея-усадьбы Царицино. На высоком берегу пруда стоит красно-белый замок с остроконечными башнями. Это — Большой Царицынский дворец: монументальное здание с драматической судьбой. В 1785 году императрица Екатерина II приезжает в Царицыно осмотреть почти готовую загородную резиденцию и уезжает недовольная. Залы кажутся ей тесными. Потолки – низкими. Уже почти готовый Главный корпус Екатерина повелевает снести до основания и начать постройку заново. Придворный архитектор Василий Баженов отстраняется от работы. Подготовка нового плана поручается его ученику Матвею Казакову. На месте разобранного здания Казаков возводит грандиозный дворец с высокой центральной галереей — символ величия и мощи русской императрицы. По сравнению с баженовским творением в новом дворце больше готических деталей – таково изначальное желание Екатерины. Остроконечные башни. Арки и стрельчатые окна. Вместе с тем Большой дворец — памятник русского классицизма в архитектуре. Об этом говорят его уравновешенные и гармоничные пропорции. Первоначально Казаков собирается сделать дворец трехэтажным — с крупными боковыми корпусами. Но Екатерина II велит упростить проект: бюджет приходится экономить из-за русской-турецкой войны. К тому же в 1791 году умирает Григорий Потемкин — фактический вдохновитель царицынского строительства. К 1796 году Большой дворец практически готов — только крыша перекрыта временной черной кровлей без декоративных элементов. Начинаются отделочные работы. Но тут Екатерина II внезапно умирает. Все работы в Царицыне прекращаются. В последующие годы Большому дворцу никак не могут найти достойного применения. В тени монументального здания с черной кровлей располагаются компании купцов и мещан: они приезжают в Царицыно на увеселительные прогулки. Журнал «Телескоп» в 1832 году публикует ироническую сентенцию: «Это огромное здание, как гроб великана, есть произведение зодчего, едва ли бывшего художником. Казаков выстроил дворец, который теперь стоит как мавзолей над гением Баженова». К концу XX века Большой дворец превращается в мрачные развалины. Их окружают глухие заросли крапивы. Пробраться внутрь рискуют только подростки и самые отчаянные романтические пары. Даже во время крупномасштабной реставрации Царицынской усадьбы в 1980-х годах польские и советские мастера не берутся за это здание. Реконструкция Большого дворца начинается только в 2005 году. За два года руинированный дворец превращается в современный музейный комплекс за старинными стенам.
Саша Кузьмин
29 ноября 2023
0
198
Нет комментариев
большой дворец в царицино
|
|
В Большом Царицынском дворце есть интерактивный детский музей, в котором будет интересно и взрослым. Детский музей в «Царицыне» — это часть большой (взрослой) экспозиции музея-заповедника. И мы приглашаем родителей с детьми не только весело провести время в музее, но и узнать много нового об истории Царицына — теперь прогулка по залам Большого дворца будет больше напоминать увлекательный квест. «Это вовсе не детский, а семейный проект, — рассказывает куратор выставочного проекта, руководитель бюро «АртТерра». — Мы сознательно не ставили возрастные ограничения. Нашей задачей было создать выставку, на которой было бы одинаково интересно малышу, которому хочется все трогать, подростку, который постоянно бухтит, и их родителям, которые от всего устали и хотят передохнуть. Музей для всех! Именно по этой причине все лучшие современные детские музеи в мире — перенасыщены, перенаполнены, и поэтому каждый посетитель находит в них что-то, что интересно именно ему». Мы с мамой тоже покрутили, повертели в этом музее всё что можно! Всё пять залов Детского музея расположены на первом этаже Большого дворца. В первых двух представлена история строительства царицынского дворцового ансамбля, рассказанная на языке игр и занимательных викторин. Что было на месте Царицына тысячу лет назад? Кто такой Кантемир, и почему вотчина, подаренная ему Петром I, называлась Черная грязь? Кто построил Большой дворец? Когда в Царицыне возник пейзажный парк, а в нем — дачный поселок? Ответы можно найти в Детском музее в «Царицыне». Все экспонаты расположены на небольшой высоте, чтобы ребенку было удобно их рассматривать, трогать, нажимать, крутить, вертеть. В залах нет ни одного предмета, к которому нельзя было бы прикоснуться (за исключением музейных экспонатов из фондов «Царицына», расположенных в специальных нишах). «В музее для детей ни в коем случае нельзя говорить «не трогай ничего», — объясняет генеральный директор музея-заповедника «Царицыно» Елизавета Фокина. — Это пространство свободного познания! Ребенку должно быть интересно до дрожи, и экспонат он должен не только видеть, но и чувствовать, осязать, слышать. В любую историю у ребенка должна быть возможность влезть — причем в буквальном смысле этого слова. |
|
Женская половина дворца Алексея Михайловича Романова в Коломенском. Престольная палата. Не смотря на замкнутый образ жизни женской половины царской семьи, царицы тоже устраивали аудиенции: к ним приходили служители Царицыной Мастерской палаты, духовенство с просьбами. В Престольной палате рассматривались челобитные - царицы и царевны ходатайствовали перед царём о смягчении приговоров. Кроме того, на аудиенцию к царицы допускались представители высшей аристократии и родственники. В престольной палате очень красиво расписаны потолки. Мастерская царицы (Светлица). Царицы с царевнами здесь занимались рукоделием, украшали церковную утварь. Каждая царица и царевны умели очень хорошо вышивать. Моленная комната. В иконостасе представлены иконы XVII-XVIII вв. Покои царевны Софьи Алексеевны - третьей дочери Алексея Михайловича. Правила страной до прихода Петра первого. Покои Елизаветы Петровны - дочери Петра I. Будущей императрицы России. А здесь фотографируются московские культурные школьники. Царицына казна - предназначалась для хранения множества личных вещей, нужных в ежедневном обиходе царицы. Для этого использовались сундуки и шкафы. |
|
Собрание скульптуры из Московского музея-усадьбы Останкино с 13 ноября 2014 года можно увидеть в музее-заповеднике «Царицыно», в залах открытого после реставрации Оперного дома. Выставка шедевров скульптуры из Останкинского дворца в стенах царицынского Оперного дома — это попытка воплотить в одном проекте две мечты, которые не удалось реализовать в XVIII веке. Средний дворец (название «Оперный дом» появилось в XIX веке) так и не стал одним из трех дворцов, построенных В. Баженовым в Царицыне для Екатерины II: в 1784 году все работы были остановлены. И здание с белокаменным ажурным декором осталось без внутренней отделки. Теперь, после только что законченной реставрации Средний дворец предстает таким, каким был в конце XVIII века. Баженовские планы оформления интерьеров не сохранились. Но, судя по форме и расположению залов, значительную роль в их украшении должна была играть скульптура, что отвечало бы вкусам того времени. У авторов выставки возникла идея воплотить представление о гармонии формы и смысла, которое лежало как в основе «идеальной» архитектуры Баженова, так и современном ей проекте «Пантеона искусств», в который мечтал превратить свою усадьбу граф Н. П. Шереметев, собирая для нее коллекцию скульптуры. На несколько лет — до завершения реставрации в Останкинском дворце — собрание шедевров, начало которому положил Шереметев, переезжает в Оперный дом. Среди прибывших в Царицыно 126 предметов искусства — несколько подлинных антиков («Гигейя», «Козочка», головка Афродиты), копии античных скульптур, выполненные в XVIII веке французскими и итальянскими скульпторами (Э. М. Фальконе, Ж. Б. Пигаль, Ж. А. Гудон, С. Л. Буазо), и произведения мастеров XIX века, попавшие в Останкино уже после смерти Н. П. Шереметева. Большая часть этой коллекции никогда не покидала стен родного останкинского дворца. В результате и архитектурный памятник, и разместившаяся в нем скульптура предстают перед посетителями в новом для себя амплуа. Скульптура будет экспонироваться в в Царицыне в течение всего периода реставрационных работ в музее-усадьбе Останкино |
|
В последнем зале музея представлены механические и электронные музыкальные инструменты. Многие из этих предметов придумали для того, чтобы мелодии могли проигрываться без участия человека, с помощью технических устройств. Шарманку изобрели в XVII веке во Франции. Ее название произошло от французского charmant — «красивый, милый, прекрасный». Есть версия, что инструмент получил свое имя благодаря французской песенке «Charmante Catherine» («Прекрасная Катрин»). Именно эта мелодия стала одной из первых исполненных на шарманке. Инструмент представляет собой небольшой ящик, внутри которого располагаются звуковые трубки, мех для воздуха и сменный деревянный валик с записанной на нем мелодией. Когда музыкант крутит ручку, валик вращается, а мех подает воздух в трубки, чтобы они издавали звук. Мне даже разрешили поиграть на терменвоксе! Терменвокс — первый в мире концертный электромузыкальный инструмент. Его изобрел физик Лев Термен в 1919 году. Он гастролировал со своим устройством по городам России, ездил за границу и даже выступал перед Владимиром Лениным. Терменвоксом можно было управлять с помощью движения рук в пространстве, не прикасаясь к нему. Инструмент имитировал звучание человеческого голоса, струнных и духовых инструментов. Один из первых в мире музыкальных синтезаторов — АНС — придумал советский инженер Евгений Мурзин в 1958 году. На создание этого инструмента он потратил около 20 лет. Устройство Мурзин назвал по инициалам композитора Александра Николаевича Скрябина. В этом зале собраны самые интересные и необычные инструменты. |
|
Мы начали осмотр коллекции национального музея музыки с самого большого экспоната- старинного органа. Орган мастера Фридриха Ладегаста, изготовленный в XIX веке, рядом стоит рояль фирмы Steinway & Sons, который принадлежал композитору Николаю Метнеру. Здесь же представлены все разновидности клавишных — от старинных спинетов и клавесинов до современного фортепиано. Спинет — небольшой клавишный инструмент, разновидность клавесина. Звук из него извлекали при помощи металлических крючков или перьев: они задевали струны, когда музыкант нажимал на клавиши. От обычных клавесинов спинет отличается внутренним устройством. Струны в нем натянуты не прямо, а по диагонали. Спинет из коллекции Музея музыки изготовил флорентийский мастер Марко Ядра в 1565 году. Это один из самых старых инструментов такого типа, которые сохранились до нашего времени. В прошлом он принадлежал династии флорентийских вельмож Медичи. Марко Ядра украсил спинет резьбой, орнаментами и позолотой, а также медальонами с изображениями Франциска Медичи, Карла IX и Иоанны, «государыни Флоренции и эрцгерцогини Сиены». Огромное впечатление произвёл стул Генделя и клавесин Моцарта. А так же полностью позолоченный рояль. Очень понравился рояль-жираф. Нам рассказали, как появилось современное фортепиано, что скрестили клавесин, который играет форте- громко и клавикорд, который играет тихо-пиано. |
|
Камин "Микула Селянинович и Вольга" – одно из уникальных произведений Михаила Врубеля. Над рисунком облицовки печи художник начал работать в 1898, задумав его как сюжетное изображение. С учетом специфики функции камина придал ему форму фасада здания, увенчанного фронтоном. Врубель использовал крупные фигурные куски майолики, которые, подобно мозаике, сложились в картину, а соединительные швы стали неотъемлемыми линиями рисунка. Чтобы органично декорировать всю плоскость, по сырой глине были нанесены дополнительные борозды, имитирующие швы. Произведение представляет собой яркий пример русского модерна, одной из особенностей которого было обращение к живописным композициям на сюжеты народных былин. Врубель выбрал известный русский эпос новгородского цикла о двух богатырях – былину «Вольга и Микула Селянинович», а конкретно ‒ сцена встречи могучего русского пахаря Микулы и варяги-воина Вольги. Существует несколько экземпляров-вариантов камина, отличающихся колоритом и некоторым расхождением в деталях рисунка и декора. Основной экземпляр камина (Дворец изящных искусств в Лилле, Франция) экспонировался на Всемирной выставке в Париже 1900 и был удостоен золотой медали. Экземпляр из собрания Третьяковской галереи находился до 1965 года в московском доме №14 на Садовой-Самотечной улице. Камин долгое время использовался по прямому назначению: в отличие от других известных, чисто декоративных экземпляров, он был действующим, то есть его топили.
Саша Кузьмин
28 ноября 2023
0
335
Нет комментариев
михаил врубель, коломенское, камин, искусство изразца
|
|
Дворец царя Алексея Михайловича — это современная реконструкция выдающегося памятника русской деревянной архитектуры XVII века. Единственное в Москве место, позволяющее представить повседневную жизнь царского двора в загородной летней резиденции. Исследователь древнего искусства Дмитрий Айналов писал: «Коломенский дворец рисует картину XVII столетия, которая своей фантастикой превышает, может быть, все, что нам известно о России этого времени». Коломенский дворец впечатлял современников богатством декора. До наших дней дошли акварели, воспоминания очевидцев, сохранились чертежи и рисунки, в том числе выполненные при разборке дворца, инициированной Екатериной Великой. В 1865-1868 годы по заказу императора Александра II резчик Д.А. Смирнов изготовил деревянную модель в одну сороковую часть от его настоящей величины — в настоящее время ее можно увидеть в постоянной экспозиции «Вехи истории Коломенского». Весь этот массив материалов был использован для восстановления строения. Во внешнем и внутреннем убранстве дворца нашла свое отражение эстетика второй половины XVII века с ее тяготением к красочности, многоцветности, богатой орнаментике и повышенному эмоциональному содержанию. Элементы экстерьера и интерьера нарядно украшены изысканной резьбой. Печи декорированы изразцами, созданными на базе тех, которые во множестве были найдены в результате археологических раскопок на историческом месте дворца. В воссоздании интерьеров участвовали 226 мастеров 20 специальностей Дворец состоит из 26 теремов, соединенных сенями и переходами, в них расположены 270 комнат. Их назначение отражало образ жизни царской семьи и ее социальный статус. По функциям комнат и роскоши их убранства можно заключить, что коломенский дворец был задуман как место приема иностранных гостей, также для отдыха и увеселений царской семьи. Он разделен на две половины — мужскую и женскую: царь с царевичами и царица с царевнами жили в разных частях здания. Даже украшающие интерьер печи отличались по форме в зависимости от назначения помещений: в дворцовых покоях печи были изразцовые полихромные, в хоромах царя и царевича — четырехугольными, в хоромах царицы — круглыми. Особого внимания заслуживают росписи, украшающие интерьеры. Во дворце XVII века работали лучшие мастера Оружейной палаты под управление иконописца Симона Ушакова, а также иноземцы — в частности, поляки Иван Мировский и Станислав Лопуцкий. Стены комнат были украшены «травным узорочьем» — растительным орнаментом, отсылающим к образу райского сада, а также картинами на сюжеты из библейской и античной истории. Некоторые изображения связаны с научными интересами эпохи, которые разделялись царем. К числу таковых относится «Зодий небесный» — панно с потолка Столовой палаты, изображающее движение планет вокруг Солнца. Живописный декор XVII века воссоздавался под руководством народного художника России Ивана Глазунова. В качестве образцов были задействованы памятники изобразительного искусства XVII века — росписи храмов Ярославля и Ростова Великого, книжные миниатюры и гравюры, в том числе и из европейских изданий. |
|
Я продолжаю знакомить вас с коллекциями музыкальных инструментов из собрания, Российского национального музея музыки. Государственная коллекция уникальных музыкальных инструментов — это одно из крупнейших в мире собраний струнных смычковых инструментов. В её составе 287 инструментов: скрипки, альты, виолончели, контрабасы и ряд других инструментов, создававшихся на протяжении пяти столетий величайшими мастерами Европы и России, среди которых Антонио Страдивари и Джузеппе Гварнери дель Джезу, Андреа и Николо Амати, Джованни Батиста Гваданини и Франческо Руджери, Карло Бергонци и Жан Батист Вильом, Евгений Витачек и Тимофей Подгорный. У истоков создания Госколлекции стоял Константин Владимирович Третьяков, купец и первый меценат уникальных инструментов, передавший в дар Московской консерватории 30 инструментов итальянских и французских мастеров с условием, что они «останутся навсегда для потребления беднейшими учениками». В ноябре 1919 года нарком просвещения РСФСР А.В. Луначарский поддержал народную инициативу о создании «фонда уникальных инструментов». Этот год считается годом основания Государственной коллекции уникальных музыкальных инструментов РФ. Основной задачей Госколлекции стала забота о развитии российской исполнительской школы и обеспечение талантливых музыкантов лучшими инструментами. На коллекционных инструментах в разные годы играли известнейшие музыканты: Леонид Коган, Давид Ойстрах, Рудольф Баршай, Мстислав Ростропович, Владимир Спиваков, Юрий Башмет, Вадим Репин и многие другие.
Саша Кузьмин
28 ноября 2023
0
284
Нет комментариев
уникальных старинных инструментов, коллекция, государственная
|
|
«Фарфор может всё» - именно так звучит название выставки, открытой с 20 октября в залах Малого дворца Государственного музея-заповедника «Царицыно». Автор выставки – заслуженный художник РФ Татьяна Чапургина. Вот уже четверть века она служит на Императорском фарфоровом заводе. Каждой своей работой мастер старается раздвинуть привычные рамки материала и по-новому взглянуть на фарфор. Когда мы хотим описать фарфор, мы говорим о нем, как о тонком, звонком, легком материале. Но Татьяна Чапургина совсем не такая: ее отличает твердость и упорство, трудолюбие и терпение, безудержная энергия и искрометная фантазия. Чапургина свободно экспериментирует, сочетая несочетаемое: сложнейшую технику подглазурной живописи, неглазурованный фарфор (бисквит), стекло, текстиль и металл. Ее творчество – это гимн современного авторского искусства, вдохновленного традициями старых мастеров. В руках художника ИФЗ фарфор превращается не только в привычные чашки и вазы, но трансформируется в эксклюзивную одежду, обувь, оригинальные аксессуары и монументальные панно. Все эти изделия представлены на выставке в Царицыно. Мне на выставке очень понравилась мебель инкрустированная, фарфором А ещё понравилась фарфоровая посуда. |