Автор блога: | Амира Трофимова |
Музей истории государственности татарского народа и Республики Татарстан – структурное подразделение Музея-заповедника «Казанский Кремль», располагается в здании бывшей Дворцовой церкви, в самой древней части Казанского Кремля.
Музей посвящен истории становления государственности, этногенезу, религии и традициям татарского народа. Экспозиция музея охватывает период более 2000 лет и знакомит с предметами материальной и духовной культуры татар и их предков. В экспозиции представлены реконструкция трона казанских ханов, чешская монета X века, одно из многочисленных свидетельств тысячелетней истории Казани, образцы письменности татар XVI века, выполненные арабской графикой, и другие уникальные экспонаты.
Амира Трофимова
13 апреля 2023
0
213
Нет комментариев
|
На пересечении с улицей Гоголя, примечательная красивая усадьба купца К.Оконишникова. Состоит из главного дома и углового флигеля. Построена на рубеже веков 19-го и 20-го. Здание отличает кованый навес чебаксинской ковки над крыльцом и ажурная балюстрада на крыше.
К.Оконишников младший сын основателя купеческой фамилии старообрядца И. П. Оконишникова. Считался одним из самых богатых жителей Казани, состоял акционером крупной торговой фирмы и семейной паровой мельницы. Вместе с отцом Иваном и братом Михаилом в 1895 году они построили в селе Печищи, что напротив Казани, паровую мельницу. Отец жил на нынешней Баумана. Константин занимался закупкой зерна, брат продавал муку. Ему также принадлежал дом, находящийся неподалеку, на Муштари. Сейчас это Союз писателей РТ. Музей в Печищах, кстати, работает. Михаил умер в чекистских застенках, Константина освободили в 1921-м, как и где он скончался — неизвестно. |
Сегодня к нам в Тюлячинский ДК приезжал Татарский государственный театр драмы и комедии им. К.Тинчурина. Посмотрели мы увлекательный и познавательный урок-спектакль для детей и подростков под названием "Татар теле - сэхнэ теле"(“Родная речь”). Урок-спектакль учит детей правильному произношению и грамотному использованию татарского языка.
Спектакль, в котором говорится о необходимости избавления от заимствований и сленга при разговоре на татарском языке, направлен на пробуждение у детей и подростков любви к своему родному языку, а красота сценической речи – на пропаганду использования литературного татарского языка. Знакомство с артистами Тинчуринского театра повысит интерес школьников к творчеству национального театра, татарской литературы и сценического искусства. Спектакль “Родная речь” станет помощником для учителей, прикладывающих немалые усилия в таком важном деле, как сохранение татарского языка. Спектакль нам понравился очень интересный, весёлый, современный, лёгкий. Изучение родного языка – благородный труд. Да здравствует народная литература! Да здравствует родной язык! Г.Тукай |
В Музее исламской культуры прходит выставка «Соборные мечети Казани». Проект приурочен к 1100-летию принятия ислама Волжской Булгарией. На выставке представлена галерея дореволюционных, современных и проектируемых пятничных мечетей Казани и состоит из трех блоков.
В первом блоке — изображения дореволюционных пятничных мечетей Казани. Увеличенные фотоснимки позволяют рассмотреть детали оформления и архитектуру 12 соборных мечетей последней трети XVIII — начала XX веков. Выставка познакомит с благотворителями, архитекторами и стилистическими особенностями каждой из старинных татарских мечетей. Второй блок — это современные авторские фотоснимки, на которых запечатлена мечеть Кул Шариф. Здесь можно не только увидить Интересен не только узнаваемый образ мечети снаружи, но и жизнь храма изнутри: это и виды молельных залов, моменты праздничных богослужений, повседневность музея исламской культуры. Третий блок изображений — это пять финалистов Открытого Международного конкурса на разработку эскизного проекта Соборной мечети Казани. В мае 2022 года состоялась закладка камня на месте будущей Соборной мечети. И любопытно увидеть, от каких образов будут отталкиваться создатели нового архитектурного чуда столицы Татарстана. Пятничные мечети, представленные на выставке, иллюстрируют диалог различных традиций и стилей в архитектуре прошлого, настоящего и будущего. |
Старейшему учебному заведению Казани - гимназии №3 уже больше 120 лет.
Гимназия дала путевку в жизнь тысячам учеников, многие из которых потом прославили Казань своими достижениями. Здание было построено в 1856 году. Сначала здесь размещалась первая женская гимназия госпожи Вагнер. На самом деле учебному заведению намного больше, чем 120 лет. Просто для того, чтобы отмечать столь серьезные даты необходимо документальное подтверждение, а самым ранним документом в городских архивах числится аттестат 1901 года, выданный ученицам гимназии. Ранее в здании располагалась казанская художественная школа, где экспонировались работы Репина и Шишкина. А в советское и постперестроечное время там был экологический лицей. В разные годы в гимназии учились выдающийся художник Николай Фешин, Давид Бурлюк(об этом свидетельствует памятная доска), писательница, автор романа «Крутой Маршрут» Евгения Гинзбург, мама писателя Василия Аксенова, композитор Алмаз Монасыпов, герой Советского Союза Иван Кабушкин, оперная певица Аида Гарифуллина |
На прошлой неделе к нам в школу приезжал виртуальный океанариум. Мы с классом ходили смотреть красоты "Красного моря".
Что же это такое? Трёхмерные образовательные фильмы, демонстрируемые при помощи очков виртуальной реальности. Учительница когда отправила фотографии, мы с классом смеялись, как же смешно выглядели со стороны. А какая же красота в подводном мире Красного моря. Красное море называют одним из семи чудес подводного мира. Водная гладь скрывает от глаз богатый и удивительный мир. Кристально чистые и тёплые воды Красного моря позволяют существовать здесь многочисленным представителям подводной флоры и фауны, большинство из которых обитает исключительно на данной ограниченной территории. Под водой живёт своей жизнью загадочное разноцветное царство, которое манит своим фантастическим живописным разнообразием. И диковинный красочный мир кораллов, морских ежей, губок, многочисленных рыб разной величины и богатых оттенков кипит даже ночью. Создаётся впечатление, что все эти существа соревнуется друг с другом в яркости окраса и необычности форм. На сегодняшний день учёными, изучающими глубины Красного моря, обнаружены и описаны почти 1 500 беспозвоночных и столько же видов рыб. В водах Красного моря обитают почти 300 видов кораллов, размножение которых представляет собой завораживающую фантастическую картину. |
Здание в котором ныне располагается театр построено в 1833 году для купца Синякова, затем неоднократно перестраивалось. В 1914 году оно приобретает окончательный вид с залом для демонстрации фильмов и для постановок драм и оперетт. Зрительный зал вмещает 505 зрителей. Сцена шириной 26 метров и глубиной 18 метров оборудована поворотным кругом диаметром 14 метров.
После 1917 года, когда театр обрёл статус государственного, на его сцене работали М. И. Царёв, В. П. Шарлахов, М. И. Жаров, М. Ф. Астангов, О. А. Жизнева, П. И. Герага, Ф. В. Григорьев, Е. Е. Жилина, В. В. Белокуров, Н. И. Якушенко, В. М. Павлова, Н. С. Провоторов. Многократные гастроли театра в Москве и многих других крупнейших городах России от Ленинграда до Новосибирска, от Вологды до Владикавказа принесли театру широчайшую известность, закрепили за ним славу одного из ведущих художественных коллективов страны. Последние годы XX века для театра неразрывно связаны с творчеством артистов Юрия Федотова, Евгения Кузина, Галины Ишковой, Петра Бетева, Людмилы Маклаковой, Юрия Коршка. В 1948 года Постановлением Совета Министров СССР в целях увековечения памяти выдающегося артиста Казанскому Большому драматическому театру было присвоено имя Василия Ивановича Качалова. Великий русский актер Василий Иванович Качалов начинал свой профессиональный путь на сцене казанского театра в 1897—1900 гг. В январе 1900 года он неожиданно получил приглашение от В. И. Немировича-Данченко и К. С. Станиславского вступить в труппу Московского Художественного театра и 26 февраля 1900 года покинул Казань, чтобы оставить здесь о себе память на долгие-долгие годы. |
В Республиканской детской библиотеке имени Роберта Миннуллина организована фотовыставка. Посвящена она разным периодам жизни замечательного писателя Роберта Миннулина.
Ро́берт Мугалли́мович Минну́ллин — советский и российский татарский поэт, журналист, политический деятель.Родился 1 августа 1948 года в деревне Шамметово Илишевского района Башкирской АССР. В 1966—68 гг. работал литературным сотрудником Илишевской районной газеты (БАССР). В 1973 году окончил Казанский государственный университет.После окончания университета в 1973—77 гг. был корреспондентом газеты «Яшь ленинчы». В 1977—83 гг. работал в редакции журнала «Казан утлары»: редактор отдела, затем ответственный секретарь. С 1979 г. — член КПСС. В 1983—86 гг. — главный редактор Татарского телевидения. В 1986—95 гг. — главный редактор газеты «Яшь ленинчы» (с 1990 г. — «Сабантуй»). С 1990 г. — народный депутат Республики Татарстан. В 1995—2000 гг. возглавлял постоянную Комиссию Госсовета РТ по культуре и национальным вопросам. В 2000—2004 гг. занимал пост заместителя Председателя Госсовета РТ. С марта 2004 г. — председатель Комиссии Государственного Совета РТ по установлению идентичности текстов законов Республики Татарстан на татарском и русском языках. Был избран для работы в Госсовете на профессиональной постоянной основе. В 2009—2014 гг. — депутат Государственного Совета РТ четвёртого созыва. Поэт, публицист, журналист. Автор 34 книг на татарском, русском и башкирском языках.Заслуженный деятель искусств Татарстана, заслуженный работник культуры Башкортостана.Награждён Почетной грамотой РТ. Лауреат Государственной премии РТ им. Г. Тукая, республиканских премий им. М. Джалиля и А. Алиша, международной литературной премии им. Х. К. Андерсена, премии Республики Башкортостан им. Фатыха Карима. После тяжелой болезни, умер 27 марта 2020 года. Мне было интересно узнать про жизнь и творчество такого талантливого человека. Я очень люблю его стихи "Кучтэнэч" и "Кышкы бизэклэр". |
Мимо аптеки с красивым кованым балкончиком и старинными часами на улице Баумана наверняка проходил каждый. Но мало кто знает, что эта аптека существует уже более 150 лет: за это время здание пережило и революцию, и войны, и несколько реставраций.
Семья Бренингов жила в квартире над аптекой вплоть до 2012 года, пока аптеке, памятнику истории и культуры республиканского значения, не потребовался капитальный ремонт. Сейчас аптека выглядит ровно так, как в 1913 году, — ее фасады украшает лепнина, а над входом висит двуглавый орел. В 1867 году Иоганн Бренинг открыл в Казани «шестую вольную аптеку» Как гласят архивные документы, дом на Большой Проломной улице (ныне Баумана) был построен в 30-х годах XIX века. Его первой владелицей была жена титулярного советника Анна Имгиенецкая, потом дом был продан Наталье Антроповой, по второму мужу Жуковской. В то время на первом этаже дома, возможно, был аптекарский магазин или склад, его и купил Иоганн Бренинг, открыв 16 февраля 1867 года в Казани «шестую вольную аптеку». С этого времени и началась история аптеки, тесно связанная с семьей Бренингов. Иоганн Иоганнович, родоначальник семьи Бренингов, приехал в Казань из Саратова в середине XIX века. |
Во II-й половине XIX в. на месте усадьбы было 2 домовладения. Правая часть дома, в 5 окон по фасаду, была флигелем усадьбы купца К.Я.Калинина, который возвел его в 1880-е гг. по проекту архитектора П.Е.Аникина.
Левая часть принадлежала детям купца А.П.Сапугольцева. На их участке во II-й половине XIX в. на красной линии улицы располагались каменный двухэтажный дом и флигель. В 1911 г. хозяином обоих домовладений стал купец Ф.Ф.Жадин, который владел ими до 1917 г. Он объединил 3 здания в одно. В советский период на 1-м этаже располагались магазины "Фототовары" и "Мед". Планировка основного дома, вытянутого вдоль улицы, неоднократно менялась. К середине XIX в. дом имел классическое зонирование: на 1-м этаже располагались хозяйственно-служебные помещения, на 2-м - по анфиладной системе жилые помещения. В конце XIX - начале XX вв. нижний этаж стал использоваться под магазины, верхний сдавался в наем под жилье. Композиция главного фасада по ул. Баумана несимметрична. Между бывшим левым флигелем и основным объемом расположен расположен прямоугольной формы проезд во двор. Фасад расчленен вертикальными лопатками на 5 частей. Лопатки декорированы элементами, характерными для модерна. В каждой из 5 частей размещено по 3 окна. Надоконная часть украшена растительной лепниной. Завершает фасад широкий фриз и карниз с большим выносом, а на крыше ряд из объединенных между собой разновеликих аттиков. Усадьба является памятником архитектуры, сформировавшимся на протяжении нескольких эпох и в котором объединены несколько стилей: древнерусская архитектура, классицизм, модерн. |