Автор блога: | Амира Трофимова |
Каникуллар вакытында, Алан мәдәният йортында районның мәгариф бүлеге, Татар конгрессының Теләче бүлекчәсе һәм «Ак калфак» татар хатын-кызлары иҗтимагый оешмалары белән берлектә, мәктәпкәчә белем бирү учрежденияләре арасында Мәдәният елы кысаларында, "Халкыбыз йолалары- илебез җәүһәрләре" дип исемләнгән бәйге үтте.
Тантаналы чараны Теләче муниципаль районы мәгариф бүлеге җитәкчесе Наталья Карпова ачып җибәрде. Ул әлеге фестивальнең дәвамлы булуын теләде. Конкурста моңлы җырлар ишеттек, фольклор әсәрләре, халык иҗаты аша әби-бабайларыбыздан калган гореф-гадәтләрне хәтеребездә яңарттык. Фестиваль милли җәүһәрләребез булган халык җырларының матурлыгын, фольклор әсәрләренең аһәңлеген ассызыклап, җырлы-биюле халык уеннарына мәхәббәт тәрбияләү өчен балалар бакчалары арасында уздырылды. Ерак араларны якын итеп килгән иҗади коллективларга (Саба, Балтач, Биектау, Арча, Теләче районнары катнашты) сәнгать осталарына бик зур рәхмәт. Бәйрәмнән күтәренке кәеф белән, оештыру эшләренә сокланып кайттык.
Амира Трофимова
16 апреля 2023
+2
261
3 комментария
|
В Казани по инициативе президента Академии наук Татарстана была построена и открыта мечеть «Салях» местного махалля мухтасибата Советского района Казани.
В церемонии открытия приняли участие религиозные деятели, спонсоры, представители мэрии города и руководства республики.Муфтий Татарстана Камиль хазрат Самигуллин выразил благодарность тем, кто участвовал в строительстве мечети. Он также вручил памятную медаль ДУМ РТ «За большой вклад в сохранение и развитие религии и традиций народа Татарстана» президенту Академии наук РТ Макзюму Салахову. Следуя традиции, имам-хатыбу новой мечети Тимергали хазрату Юлдашеву муфтий надел чапан — верхнюю одежду для мусульманского религиозного деятеля. Макзюм Салахов рассказал историю мечети. «Примерно в 2003-2004 годах мы с покойным братом дали обет построить мечеть. Выбрали это место, сделали проект мечети и начали строительство. На том этапе у нас нашлись и спонсоры. Но после этапа цокольного этажа наша работа приостановилась», — рассказал он. Только через четыре года строительство возобновилось — благодаря участию имама Закабанной мечети Нурислама хазрата Ибрагимова. «Он нашел в приходе людей, готовых строить мечеть за счет своих средств и собственного энтузиазма», — пояснил Макзюм Салахов. Мечеть «Салях» площадью 500 кв. метров и вместимостью 300 человек расположилась по адресу Казань, Мамадышский тракт, дом № 18. Работы по строительству мечети начались в 2015 году, 4 сентября 2018 года был установлен минарет, а в 2019 году в священный месяц Рамадан на минарет установили полумесяц. |
14 апреля в Тюлячинской детской библиотеке прошел мастер-класс «Декор пасхального стола». К мероприятию была подготовлена презентация, материалы для изготовления декора. В начале было небольшое вступление о празднике Пасха с демонстрацией презентации, немного истории, что является символом, как празднуют, какие традиции и обычаи.
Я узнала, что Пасха самый большой и светлый праздник, в этот день все люди вспоминают событие, которое стало поворотным в истории всего человечества, Сын Божий воскрес из мертвых и дал всем людям надежду на вечную жизнь в раю. Своей смертью он искупил грехи всех людей, очистил наши души. В этот день празднуют победу добра над злом, победу жизни над смертью. На Пасху люди не только молятся, а еще устраивают игры с яйцами, хороводы, устраивают застолья. Всем родными и друзьям принято дарить крашеные яйца – символ жизни. Далее мы разукрашивали яйца, делали украшения для корзиночек. После попили чай с куличиками. Выполненные корзинки нам разрешили взять домой для украшения своего пасхального стола. |
Сабинский районный дом культуры им.Шауката Биктимерова был построен в 1988 году. В здании есть зрительный зал на 344 места. В штате — 28 человек, из них 19 — специалисты.
В настоящее время РДК занимается развитием народного творчества, подготовкой самодеятельных коллективов к участию в фестивалях, смотрах и конкурсах, проведением различных мероприятий. Значительное внимание уделяется пропаганде здорового образа жизни. ![]() Здесь ведут работу 6 народных коллективов: хор, коллектив агитбригады, ансамбли «Дулкын» и «Биляр», фольклорный ансамбль «Навруз», самодеятельный театральный коллектив «Балкыш». Они принимают активное участие в мероприятиях РДК. С 2012 года Сабинский дом культуры носит имя народного артиста Шауката Хасановича Биктеми́рова. Шаукат Хасанович (1928—2012) — советский и татарский актёр, народный артист СССР (1977), лауреат Государственной премии РСФСР им. К. С. Станиславского (1979) и Республиканской премии имени Габдуллы Тукая (1967). Мы часто посещаем мероприятия в этом доме культуры, нам очень нравится,мероприятия всегда интересные. В ДК просторно, красиво, всегда чисто и приветливый персонал. |
Строительство храма-часовни в честь святителя Николая в селе Шигалеево ведется по благословению митрополита Казанского и Татарстанского Анастасия с 2011 года на добровольные пожертвования людей.
Весной 2014 г. завершены каменные работы - полностью возведены стены часовни. По просьбе жителей настоятелем Свято-Троицкого прихода села Кощаково священником Ярославом Петрущенковым в строящемся здании было совершено первое Пасхальное богослужение. А осенью были освящены и установлены на часовне купол и крест. В настоящее время внутри здания проводятся работы по отделке и убранству храма. |
28 марта в рамках Года национальных культур и традиций в читальном зале Тюлячинской центральной библиотеки была организована книжная выставка «Халкым сина багладым ижатым», посвященная Дню рождения известного писателя Рабита Батуллы.
Он известен нам не только как писатель, но и как общественный деятель, театральный режиссер, педагог, драматург, публицист, сатирик, народный писатель Республики Татарстан и лауреат Государственной премии им.Г. Тукая. На выставке представлены сказки, рассказы и юмористические произведения писателя. Его книги не оставляют без внимания ни одного читателя, каждый знаком с его творчеством. Любой желающий может записаться на дом и прочитать книгу писателя. |
Строительство мавзолея в западной части Казанского Кремля осуществлялось, вероятно, во время правления хана Махмуда (1445-1465 годы).
По его указу было возведено квадратное строение размерами 18х6 метров. Известняковые блоки размерами 40х60х20 сантиметров вырезались по определенным стандартам, их укладывали рядами, скрепляя между собой известковым раствором со слабой примесью кирпичной крошки. Во втором мавзолее, расположенном рядом, был похоронен хан Мухаммед-Эмин в 1518 году. Погребения были совершены по классическому мусульманскому обряду. Здание мавзолея было разрушено в XVII веке и забыто, но подземные помещения, где хранились останки ханов, были нетронуты. В 1977 году под руководством археолога А.Г. Халикова в ходе раскопок в районе башни Сююмбике были обнаружены и изучены остатки двух монументальных каменных мавзолеев с погребениями. В мавзолеях были расчищены могильные ямы с погребениями в деревянных гробах (250х60-80х50 сантиметров), которые были обложены снаружи тонкой хорошо выделанной кожей, скрепленной при помощи серебряных гвоздей. Эти мавзолеи находились в некрополе знати, располагавшемся в западной части территории ханского двора. Гробницы были богато убраны и хорошо сохранились. В 2004 году группа археологов во главе с Ф.Ш. Хузиным на глубине трёх метров обнаружила вторую часть мавзолея - три пятиярусные гробницы (мастабы) с четырьмя захоронениями. Позднее было найдено ещё два захоронения. Одно из них располагается под общим склепом и, вероятно, относится к периоду Золотой Орды. Дальнейшие раскопки не проводились, чтобы не повредить найденный белокаменный пол. В 2005 году мавзолей был музеефицирован, а над двумя хорошо сохранившимися захоронениями для обозрения возведен стеклянный купол. В 2006 году рядом поставлен памятный камень с именами захороненных здесь ханов. |
Ещё одно здание с множеством памятных досок - четырехэтажный жилой дом, построенный в 1940 году архитектором В.А. Дубровиным. В оформлении фасадов дома использовано сочетание конструктивистских и классицистических элементов.
В 1940—1941 гг. в квартире № 28 жил великий поэт Муса Джалиль (1906−1945). Мемориальные доски на здании свидетельствуют, что здесь в 1940−1963 гг. жил драматический актер Халил Абжалилов (1896−1963). ![]() Хали́л Галеевич Абжали́лов — советский, татарский актёр, театральный режиссёр, народный артист СССР (1957). ![]() А в 1940—1984 гг. в доме жила драматическая актриса Фатима Ильская (1902−1984). Фатима Салиховна Ильская - советская актриса театра и кино, Народная артистка РСФСР (1967). |
Стела воинам и мемориальный комплекс, павшим в годы Великой Отечественной войны установлена в с. Татарское Ходяшево.
Победа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. стала величайшим испытанием и величайшей гордостью для России. Память погибших воинов, тружеников тыла и мирных жителей увековечена в многочисленных мемориальных ансамблях, отдельных памятниках, в мемориальных досках. Памятники солдату-освободителю стоят по всей территории нашей страны, да и за её пределами. Вечные огни и большие мемориалы есть в больших и малых городах России. А в деревнях установлены скромные памятники тем односельчанам, которые не вернулись с войны. И Татарском Ходяшево стоит такой комплекс, являясь местом памяти для жителей села. |
В Сабинском Доме Культуры посмотрели фольклорное представление "Нигез салу - заложение фундамента". Дом – это самое сокровенное в душе, в сердце, в целой жизни. Это такое место, под крышей которого находятся близкие, родные люди, где проходит детство, отрочество, где из маленького, неповоротливого дитятки превращаются в крепкого юношу или статную деву. И в жизни татарского народа испокон веков дом играл особенную роль, представляя собой не только место для жизни, но и являясь оплотом семейного очага, хранимым каждым членом семьи.
Обязательным атрибутом интерьера были красные или зелёные сундуки. По обычаю, они составляли непременную часть приданого татарской невесты. Помимо своего прямого назначения — хранения одежды, тканей, драгоценностей и других ценных вещей – сундуки заметно оживляли интерьер, особенно в сочетании с живописно уложенными на них постельными принадлежностями, зачастую вышитыми вручную хозяйками дома. Основой дома конечно же является фундамент (Нигез салдыру). Обычно молодые люди жили с родителями, но когда семью создавал младший сын( топчек) , с родителями оставалась жить его семья в основныом доме.( топ йорт). Старшие строили свои дома. Стройка всегда проходила под руководством бабая - эткэй ( отца парней). В четырёх углах дома закладывали монеты, чтобы молодые жили в достатке. И читалась специальная сура. Когда дом достраивали первым делом в доме кричали Азан, потом делали аш( застолье), где женщины и мужчины сидели по разные стороны или концы стола, а мулла читал молитву для дома и молодой семьи. |