| Автор блога: | Саша Кузьмин |
| Все рубрики (968) |
| Картинные галереи (55) |
| Казань литературная. (34) |
| Путешествия. (91) |
| Казань научная. (22) |
| Музеи (105) |
| Парки. (8) |
| Конкурсы и олимпиады (104) |
| Архитектура Казани (32) |
| Мастер классы (15) |
| Памятники (44) |
| Походы в кинотеатр. (17) |
| Конкурсы чтецов (36) |
| Конкурсы вокала (34) |
| Москва (75) |
| Концертв (0) |
| Концерты (10) |
| Ремесла (8) |
|
Выставка живописи "От оттепели до перестройки" проходит в Манеже Казанского Кремля. Выставка приурочена к 100-летию образования СССР. Период, который представлен в залах — важная веха в летописи российского искусства. Изобразительное искусство СССР 1960–1980-х годов переживало бурный расцвет. Недаром его называют «серебряным веком» советского искусства. Основной интригой того времени было противостояние официального и неофициального искусства. Эти различия, которые не всегда можно описать с помощью четких критериев, безошибочно угадывались публикой. Официальные художники имели возможность выставляться на самых престижных площадках страны. При этом они не обязательно должны были напрямую следовать социалистическому реализму. Грубоватый «деревенский» реализм братьев Ткачевых вторит ярким почти плакатным пейзажам Валентина Сидорова. Производственная тема, отраженная в картинах Дмитрия Журавлева и Александра Пантелеева, выражается совершенно различными художественными средствами. Еще одно важное явление в истории отечественного изобразительного искусства — так называемый андеграунд или нон-конформизм. Художники этого круга открыто противопоставляли себя мейнстриму, устраивали «квартирные» и другие неофициальные выставки. Сегодня многие из нон-конформистов, к которым относятся Олег Целков, Борис Турецкий, Ната Конышева, Владимир Яковлев, Вячеслав Калинин — знаменитые уважаемые художники. Их работы находятся в ведущих российских и зарубежных музеях и с их творчеством можно будет ознакомиться в наших залах. Однако, большая часть художников в экспозиции, не примыкала ни к одной из описанных сторон. Они отвергали социальный заказ и посвящали свои творческие усилия выработке индивидуальной художественной манеры, выражавшей их собственное видение мира. Это Ольга Булгакова и Александр Ситников, Дмитрий Жилинский и Татьяна Назаренко, а также выдающаяся художница Наталья Нестерова. Большой блок посвящен региональным живописным школам. Их яркие представители: Адия Ситдикова из Уфы, Шалва Бедоев из Владикавказа, Александр Пантелеев из Вологды, Владимир Юкин из Владимира. Интересными художниками представлены и бывшие союзные республики: Молдавия – Игорь Виеру, Прибалтика – Херберт Силиньш, Туркмения – Иззат Клычев, Азербайджан – Таир Салахов. Всего в экспозиции представлено более 50 работ, созданных в различных видах искусства.
Саша Кузьмин
12 января 2023
+3
440
5 комментариев
манеж, казанский кремль, выставка картин
|
|
В галерее "Хезине" проходит выставка Александра Рубцова "Между Тунисом и Россией. Родившись в Санкт-Петербурге и получив в 1912 году блестящее образование в Императорской Академии художеств, Александр Рубцов отправляется в первую пенсионерскую по европейским странам Средиземноморья как один из лучших учеников Академии. Из Испании художник переезжает на побережье Северной Африки, в Марокко, где впервые знакомится с культурой Востока и навсегда влюбляется в ее уникальный колорит. Путешествие Александра Рубцова продолжается в Тунисе, где он произносит свою знаменитую цитату, ставшую началом всех его дневников: «Я приехал в Тунис всего на несколько дней, но остался здесь на всю жизнь». Причиной этому, безусловно, стала не только личная влюбленность художника в страны Северной Африки, но и мировой социально-политический контекст — Октябрьская революция и Первая Мировая война не оставили Рубцову возможности вернуться на родину. В Тунисе художник постепенно привыкает к новому укладу жизни и обретает новые источники вдохновения. В то время, как собственная художественная школа Туниса и североафриканских стран носила в значительной степени фольклорный характер, ограниченная также и спецификой мусульманской культуры, Рубцов с его абсолютно классическим академическим образованием становится истинным основателем новых направлений в искусстве Востока. В своих живописных и графических работах он запечатлевает залитые палящем солнцем пейзажи прибрежных и пустынных земель, виды белоснежных восточных городов с неповторимой архитектурой, бытовые сцены на улицах и пестрых базарах, а также портреты местных жителей, виртуозно передавая культуру и психологию в пронзительных взглядах и сложных ярких одеждах. «В Тунисе так много предметов для живописи, что я больше не хочу тратить драгоценное время на бритье. В Санкт-Петербурге я всегда был гладко выбрит. В Тунисе же я волей-неволей отпустил бороду», — пишет Александр Рубцов в своих дневниках. В 1920-е годы Александр Рубцов приобретает особую известность во французских кругах: его работы участвуют в выставках, публикуются в журналах. В процессе художник освоил множество живописных техник, а также начал выполнять светские заказные портреты, среди которых большинство женские. Александр Рубцов умер в 1949 году в Тунисе, где и был похоронен. В России практически не осталось его произведений, кроме тех, которые были созданы в период обучения в Академии. Большинство работ передавались из рук в руки коллекционерами в Тунисе, Марокко и, главным образом, во Франции. Интересное пересечение судеб произошло позднее, когда известный бизнесмен тунисского происхождения Мехди Дусс, приехавший в Россию в юности и оставшийся здесь навсегда, впервые услышал о художнике Александре Рубцове, словно в обратной последовательности дублирующем его жизненный путь. Последующие годы коллекционер посвятил кропотливому поиску и сбору произведений Рубцова на аукционах и в частных собраниях по всему миру, сделав своей миссией вернуть наследие художника на родину. Спустя много лет мы имеем уникальную возможность благодаря многолетним стараниям Мехди Дусса увидеть обширный ряд произведений Александра Рубцова (на выставке представлено более 120 работ автора), прибывших на родину художника из Туниса. В экспозиции будет представлено более 120 произведений-оригиналов, среди которых «Портрет еврейской женщины в Тунисе», «Тугурт, гробница всех царей», «Стамбул», «Маракеш» и другие картины автора. На выставке мы встретили женщину, с которой отдыхали вместе в Турции, оказывается она работает в этой галерее.
Саша Кузьмин
11 января 2023
+8
521
10 комментариев
между тунисом и россией, галерея хазине, александр рубцов
|
|
В Национальной художественной галерее «Хазинэ» ГМИИ РТ посетил выставку художника Юрия Павлова, мастера лаковой миниатюры. Юрий Владимирович Павлов родился в Казани в 1962 году. Учился в художественной школе (1972–1976) города Альметьевска, куда переехал с родителями. Получил профессиональное образование в Лениногорском педагогическом училище на художественно-графическом отделении (1977-1981). Преподавателем Юрия Владимировича стал Олег Александрович Кульпин (1946–2022) - потомственный мастер лаковой миниатюры. Возможно, именно тогда у Ю.В. Павлова возник интерес к данному виду творчества. Удивительно, но моя мама тоже училась у Олега Александровича Кульпина, они жили по соседству и она дружила и до сих пор дружит с его дочерью- Ириной. В 2004 живописец вернулся в Казань, где живет и работает по настоящее время, являясь активным участником художественных выставок: республиканских, региональных и международных. Главной темой работ Юрия Владимировича стала культура Республики Татарстан. В своих изделиях он рисует быт и традиции родного края. Примером могут служить такие произведения, как «Сабантуй» (2015), «Танец» (2013), Сенокос (2013). Интересна шкатулка «Легенды озера Кабан» (2014), где художник обращается к сюжетам татарского фольклора. Ханские сокровища, спрятанные на дне озера, волновали многих мастеров. Так, Юрий Владимирович дает свою интерпретацию легенды. Наряду с народными темами Юрий Павлов обращается к историческим сюжетам: шкатулка «24 мая 1551 года. Основание града Свияжск под руководством зодчего дьяка Ивана Выродкова» (2011), пластина «Битва за Казань» (2009) и «Приезд Александра с отцом и братом в Новгород» (2017-2021). Пейзажи, как важная составляющая всех работ Юрия Владимировича, отличаются особой образностью. Различные формы – деревья с проработанными стволами, трава, листва и «каравашки», переплетаются и создают впечатление объемности и некоторой условности, что отсылает произведения художника к сказочным сюжетам. На персональной выставке Юрия Владимировича Павлова представлена лаковая миниатюра, созданная в период с 2009 по 2022 года: различные шкатулки, пластины и каминные часы.
Саша Кузьмин
11 января 2023
+3
490
6 комментариев
лаковая миниатюра, казанский кремль, галерея хазине, выставка юрия павловв
|
|
Выставка "Древнерусское искусство XVI-XIX вв" в музее изобразительных искусств РТ экспонируются более 100 произведений древнерусской живописи и декоративно - прикладного искусства. Среди них - некоторые варианты икон с изображением Богородицы и Иисуса Христа, как основополагающих персонажей церковных праздников, позволяющие представить место и значимость праздников в системе русского традиционного иконостаса. Особое место в коллекции икон занимает икона Казанской Божьей Матери, некоторые иконы представлены в драгоценных золотых и серебряных окладах. Основу выставки составляют произведения, происходящие из иконостасных комплексов Успенского собора и Троицкой церкви Свияжска. Кроме того, на выставке представлены иконы из старого музейного собрания и из собрания казанской старообрядческой общины Поморского согласия. Живописные изображения праздничных сюжетов известны с раннехристианских времен. Они являются наглядным воплощением евангельских и апокрифических текстов, посвященных земной жизни Иисуса Христа и Богоматери. В то же время каждый из праздников предстает носителем символико-литургического смысла, обозначенного в сочинениях Отцов и Учителей христианской церкви, подчеркивавших огромное, вселенское значение этих событий. Канонические принципы композиционного построения праздничных икон оставались почти неизменными на протяжении столетий. Большинство экспонируемых произведений претерпели длительную и сложную реставрацию.
Саша Кузьмин
27 ноября 2022
+2
387
2 комментария
православие, музей изобразительного искусства, икона, древнерусское искусство
|
|
В Государственном музее изобразительных искусств большая коллекция фарфора, как российских, так и зарубежных мануфактур. Хочу познакомить вас с этой коллекцией. История европейского фарфора берет начало в Китае. Примерно в 6-7 веке в одной из провинций были обнаружены огромные запасы каолина и «фарфорового камня», которые при смешивании давали материал, более доступный и легкий в обработке. По тем временам это была революция в гончарном деле. Из нового материала, названного фарфором, китайские гончары создавали посуду неземной красоты, садовые беседки, скамьи и даже пагоды! Несколько веков китайцы хранили в тайне от всего мира секрет изготовления фарфоровой посуды. Но все тайное когда-нибудь становится явным. В попытках разгадать секреты китайских мастеров купцы и путешественники в своих поездках в мельчайших подробностях описывали процесс изготовления фарфоровой посуды, но это не приближало к разгадке «чуда из Поднебесной». Несмотря на это, гончары Европы не сдавались, экспериментируя с различными видами почвы и химическими добавками, придумывая все новые технологии обжига. Попытки увенчались успехом лишь в 1707 году в Саксонии. Математик, философ и экспериментатор Эренфрид Чингауз вместе с юным алхимиком Иоганном Бёттгером изобрели первый в Европе белый фарфор, материалом для которого послужила так называемая «шнорровская земля», которая в те времена шла на пудрение париков. Это был каолин, добываемый в Саксонии повсеместно. Рядом с одним из таких месторождений в Мейсене король Саксонии Август Сильный распорядился построить завод, на котором до сих пор производится знаменитый на весь мир мейсенский фарфор. Своей славой мейсенский фарфор во многом обязан художнику Херольдту, который придумал декор из кажущихся живыми цветов. Секрет «фарфоровой формулы» держался в строжайшем секрете, а Бёттгера и его помощников тщательно охраняли. К слову сказать, позднее Бёттгер пытался тайно продать секрет изготовления фарфора королю Пруссии, за что поплатился свободой и собственной жизнью. Несмотря на все меры предосторожности, нескольким помощникам Бёттгера удалось бежать из королевского плена, и уже через несколько лет заработали фарфоровые заводы в Вене, Берлине, Севре и Копенгагене. У каждой из этих фабрик была своя «фишка», отличавшая ее изделия от других. Как ни парадоксально, но европейский фарфор не только превзошел по прочности и долговечности своего китайского собрата, но и стал совершенно новым продуктом. Изящные полупрозрачные чашечки мгновенно влюбили в себя всех жителей Европы, постепенно вытеснив с рынка китайский фарфор. Россия также попала под очарование «белого золота». Естественно, никто из европейских стран не собирался делиться секретами производства, и российским мастерам пришлось заново изобретать формулу фарфора. «Отцом» русского фарфора является Дмитрий Виноградов, который заново изобрел формулу фарфора. По указанию Елизаветы Петровны в 1744 году под Петербургом была заложена первая «Порцелиновая мануфактура», впоследствии переименованная в «Императорский фарфоровый завод». Виноградов смог наладить на заводе производство высококачественного фарфора из глины, найденной в месторождениях возле села Гжель. Он знал во всех тонкостях гончарное дело, умел рисовать и глазировать посуду, его перу принадлежит первая в России книга о фарфоре. Известная гжельская «сеточка» - повторение его авторского рисунка с сервиза «Собственный», созданный им специально для императрицы Елизаветы Петровны. Виноградову, также как и Бёттгеру, удалось разгадать «китайский секрет», но его судьба отчасти повторила судьбу Бёттгера... Елизавета, боясь разглашения тайны, в буквальном смысле посадила Виноградова на цепь. В конце концов, он спился и умер в одиночестве в возрасте 38 лет, несмотря на все заслуги перед Отечеством. После Революции «Императорский фарфоровый завод» переименовали в «Ломоносовский фарфоровый завод» (ЛФЗ), а в 2005 году вновь переименован в «Императорский фарфоровый завод».
Саша Кузьмин
27 ноября 2022
+2
353
2 комментария
художественный музей, фарфор, государственный музей изобразительных искусств
|
|
Третья часть выставки "Лихачёвы- уроженцы Казани на службе Отечеству" посвящена выдающемуся учёному, историку Николаю Петровичу Лихачёву. Никола́й Петро́вич Лихачёв 12 апреля 1862, Чистополь — русский и советский историк, специалист в области источниковедения, дипломатики и сфрагистики, монархист, член Императорского Православного Палестинского Общества и РБО. Из потомственных дворян Казанской губернии. Племянник археолога А. Ф. Лихачёва. В 1880 году с золотой медалью окончил 2-ю Казанскую гимназию и поступил на историко-филологический факультет Казанского университета. По окончании курса со степенью кандидата в 1884 году был оставлен при университете для подготовки к профессорскому званию по кафедре русской истории. С 1892 года преподавал в Петербургском археологическом институте, где основал кафедру дипломатики. С 1894 года — член Археографической комиссии. В 1902—1914 годах — помощник директора Императорской публичной библиотеки. В библиотеке углублённо занимался библиографией, изучением литературы по альдам, эльзевирам, инкунабулам, историей письменности, прессы, переплётов, летучих изданий, автографов. Неоднократно бывал в заграничных поездках с целью изучения постановки библиотечного дела в Европе. Разрабатывал вопросы комплектования, способствовал пополнению фондов библиотеки отсутствующими изданиями, участвовал в работах по обоснованию расширения штатов библиотеки и совершенствования их структуры, выступал за поднятие научного престижа и статуса библиотекарей. С 1907 года — действительный статский советник. В 1914—1917 годах — член совета министра народного просвещения. Стоял у истоков черносотенного движения, 16 января 1901 года участвовал в учредительном собрании старейшего монархического объединения России — «Русского собрания», вместе с Алексеем Сувориным, Константином Гротом, Никодимом Кондаковым и другими. Собрал уникальные коллекции русских, восточных и западноевропейских рукописей, монет , византийских и русских печатей VI—XIV вв. , икон , коллекция икон в 1913 куплена императором Николаем II и поступила в Русский музей) В 1930 году Лихачёв был арестован по «Академическому делу», в 1931—1933 годах находился в ссылке в Астрахани. Его коллекции были конфискованы и переданы в Государственный Эрмитаж, Русский музей, Библиотеку Академии наук и другие хранилища. После возвращения из ссылки ютился с семьёй в комнатах третьего этажа, вход куда был по чёрной лестнице.Скончался 14 апреля 1936 года вследствие затяжной болезни от гангрены, после ампутации ноги. На выставке представлены уникальные образцы древнерусских грамот и книг. Представлены так же очень необычные и редкие иконы. Жемчужиной всей выставки несомненно является икона Владимирской Божьей Матери, написанная величайшим иконописцем 17-го века Симоном Ушаковым.
Саша Кузьмин
23 ноября 2022
+3
365
6 комментариев
государственная картинная галерея., выставка "лихачевы"
|
|
Продолжаю рассказ про выставку "Лихачевы- уроженцы Казани на службе Отечеству'. Вторая часть выставки посвящена брату вице- адмиралу Ивану Фёдоровичу Лихачеву. Этот раздел точно понравится мальчикам, здесь столько макетов кораблей и парусников! Здесь есть и макет корабля «Бессарабия» , на котором Иван Федорович Лихачев воевал вместе с Корниловым и Нахимовым против армии англичан и французов. Иван Федорович Лихачев не просто тот человек, который приобрел большую коллекцию своего брата, создав музей, он, конечно, был и героем войны, и не только Севастопольского сражения, такого сложного, страшного для России. Но он был человек, который расширял и укреплял границы Дальнего Востока. Вот сейчас война, а ведь все уже было: французы, турки, англичане, немцы, австрийцы – все они, конечно, коалиционно были против нас, и Россия всегда была в состоянии обороны», Именем вице-адмирала русского флота Ивана Федоровича Лихачева назван пролив в Тауйской губе и два мыса – в Анадырском заливе и заливе Петра Великого. Родился будущий адмирал 31 марта 1826 года в родовом имении Лихачевых – в селе Полянки-Никольское Спасского уезда Казанской губернии. Тринадцатилетним мальчиком уехал он из родительского дома и поступил в избранный им самим Морской корпус в Петербурге. Здесь же начал он свою морскую биографию и навсегда полюбил море, плавая вместе с другими воспитанниками Морского корпуса на фрегате “Паллада” в Финском заливе. Позже Лихачеву приходилось ходить на различных судах в разных морях. Он был участником Крымской войны (1853-1856), а всю севастопольскую эпопею провел в этом героическом городе и только накануне его падения, раненный оказался в лазарете. Постоянный интерес к техническим вопросам модернизации флота и совмещение его с практическими навыками флотоводца сделали Ивана Федоровича одним из крупнейших специалистов России по морскому делу, и, видимо, не случайно в 1858 году его назначили адъютантом в свиту генерал-адмирала великого князя Константина Николаевича, который курировал морской флот, и одновременно сделали членом Учебного кораблестроительного и технического комитета. Интересна идея неутомимого моряка-исследователя о необходимости организационных изменений в Российском флоте, особенно его мысль о целесообразности создания Генерального штаба в Военно-морском флоте. Он опережал время - Генеральный штаб в Русском флоте был создан лишь в начале ХХ века после Русско-японской войны. В 1860-1861 годах наш земляк командовал эскадрой клиперов уже на Дальнем Востоке, бывал в Восточно - Китайском и Японском морях. За свои заслуги на морском поприще он в 1861 году получил звание контр-адмирала.
Саша Кузьмин
23 ноября 2022
+6
433
8 комментариев
музей изобразительного искусства, иван фёдорович лихачёв
|
|
В Государственном музее изобразительных искусств открылась грандиозная выставка "Лихачевы- уроженцы Казани на службе Отечеству". Выставка разделена на три части, каждая из которых посвящена трём выдающимся людям из этой семьи: Андрею Федоровичу Лихачеву- коллекционеру и ученому-исследователю, контр-адмиралу Ивану Федоровичу Лихачеву, их племяннику и академику, выдающемся ученому Николаю Петровичу Лихачеву, а так же о родственниках Лихачевых — Панаевых, Морозовых, фон Мекках, Толстых и многих других. В первом посте расскажу о коллекционере Андрее Фёдоровиче Лихачёве. Открывает экспозицию зал, посвященный коллекции западноевропейского искусства Андрея Федоровича Лихачева, где представлены фотографии, портрет А. Ф. Лихачева, живопись, декоративно-прикладное искусств, скульптура, книги из библиотеки Лихачева, предоставленные отделом рукописей и редких книг Научной библиотеки имени Н. И. Лобачевского. Второй зал выставки посвящён коллекции Булгарского периода. Андрей Фёдорович Лихачёв -русский археолог и нумизмат, действительный член Императорского Русского археологического общества. Происходил из казанской ветви рода Лихачёвых, окончил естественное отделение Казанского университета. Прослужив некоторое время в канцелярии казанского губернатора, в 1860—1880-е годы А. Лихачёв вёл жизнь затворника и занимался коллекционированием археологических предметов и западноевропейского искусства. Он считается первооткрывателем памятников неолита и бронзового века на территории Поволжья, участник четырёх всероссийских археологических съездов (1, 2, 4 и 6-го). Выдвинул теорию происхождения татарского народа, основанную на преемственности булгарской и татарской культур, но она не была оценена современниками. Собранная им коллекция произведений искусства стала основой фондов Национального музея Республики Татарстан и Государственного музея изобразительных искусств. В третьем зале представлены шедевры русской живописной школы- Айвазовский, Тропинин, Левицкий, Шишкин и многие другие работы знаменитых русских художников. А так же представлен рабочий стол учёного. |
|
До 30 ноября в Галерее современного искусства РТ проходит выставка "Красные ворота- против течения". Хотя выставка помечена знаком 18+, я нашёл много интересных для себя работ, особенно мне понравились, те которые созданы с помощью компьютерных технологий. На выставке много работ Казанских художников, например эта картина кисти Ланы Медвецкой. Моя мама познакомилась с ней, когда была беременна мной) они даже участвовали вместе на "Арт- галерея Казань". Вот эта картина с весёлыми школьниками тоже очень интересная. Эти две картины написаны по мотивам известного испанского художника Веласкеса. А смотрите какие насыщенные, яркие краски на этих картинах! А в этом дворе происходит много странного) Выставка демонстрирует наглядную картину пластических традиций отечественного изобразительного искусства.
Саша Кузьмин
22 ноября 2022
+7
355
10 комментариев
галерея современного искусства рт, выставка картин
|
|
Кто ещё не знает?! Сейчас в Республике Татарстан проходит культурная акция! Один взрослый и один ребёнок могут пройти бесплатно в 18 музеев РТ! Акция идёт до 31 декабря! Мы сходили в Галерею современного искусства на выставку "История одного дома", посвящённую 100- летию Казанского театрального училища. Ее экспонатами стали не произведения искусства, а самые разные предметы, созданные студентами, выпускниками и преподавателями училища для сценических постановок. Здесь и большая статуя древнеегипетского бога Анубиса, головной убор-шлем этой древней и загадочной цивилизации, украшения, и буддийская статуя, и муляжи мечей разных эпох и жанров, и театральные копии музыкальных инструментов, а также куклы, парики, костюмы, эскизы портретных образов, декораций и, например, парящая в воздухе ладья с металлическими веслами. Это очень интересная выставка, здесь есть и картины и скульптуры и костюмы, куклы, оружие, всё любители театра должны на неё сходить! Театр — это такое сложное синтетическое образование, которое требует усилия многих и многих. На первом плане артисты, но за их спинами стоят люди, которые делают театр, — это костюмеры, это бутафоры, это гримеры, это светорежиссеры. Они и создают ту визуальную картину, в которую встраивается артист. Обязательно сходите на эту замечательную выставку! |