Автор блога: | Ясмина Даукаева |
![]() |
Все рубрики (598) |
![]() |
Театр (61) |
![]() |
Выставки, музеи (177) |
![]() |
Фестивали (21) |
![]() |
Цирк (5) |
![]() |
Концерты (24) |
![]() |
Кино (22) |
![]() |
Мастер-классы (24) |
В выставочных залах Присутственных мест музея-заповедника «Казанский Кремль» открыта замечательная выставка «Казанское Поволжье: образы народной культуры». Данный проект реализован по инициативе Ассамблеи и Дома дружбы народов Татарстана при поддержке Раиса Республики Татарстан Рустама Нургалиевича Минниханова. На выставке можно увидеть традиционные элементы одежды и декора: расшитые полотенца, буреки, платья и калфаки. Чтобы воссоздать наряды и украшения, историки были в длительных экспедициях по деревням и музеям в Удмуртии, Чувашии и разных районах Татарстана. Ведущими мастерами народной культуры под руководством научных консультантов проекта воссозданы 29 костюмных комплексов традиционной одежды городского и сельского населения второй половины XIX – начала XX в. Многие элементы костюмных комплексов (одежда, украшения, аксессуары) выполнены вручную на основе сохранившихся музейных экспонатов и частных коллекций. По костюму раньше можно было понять и социальный статус, и даже узнать подробности личной жизни человека. Например, машинная строчка была доступна только обеспеченным людям, а вот по головному убору определяли замужем девушка или нет. У всех народов Поволжья девушка до замужества надевала достаточно простой головной убор: повязка, калфак. А замужняя надевала уже сложный головной убор, состоящий из нескольких элементов. Можно сказать, что эта чудесная выставка представляет собой результат историко-этнографического исследования. Ведь несколько десятков искусствоведов, историков и этнографов объездили весь Татарстан, чтобы воссоздать десятки костюмов городских и сельских жителей XIX — XX веков буквально по лоскуткам и пуговицам. Множество элементов этих костюмов, будь то предметы одежды, ювелирные украшения или разнообразные аксессуары, были выполнены вручную благодаря полноценным исследованиям и экспедициям известных мастеров прикладного искусства под руководством научных консультантов проекта. Мне выставка очень понравилась! Вот если бы ещё всю эту красоту можно было примерить ![]()
Ясмина Даукаева
4 декабря 2023
+2
125
Нет комментариев
|
В Национальной художественной галерее «Хазинэ» ГМИИ РТ открылась выставка «Созерцание», посвященная 300-летию Казанской православной духовной семинарии. На выставке «Созерцание» представлены произведения мастеров живописи и графики XVIII-XIX веков из фондов музея и работы современных авторов, чьё творчество связано с Казанью и Казанским краем. Экспозиция содержит произведения церковного и светского искусства на библейские темы — иконы, живопись, графика, церковное шитье, скульптуры и ювелирные изделия. Мне особенно понравилось церковное шитье, очень красивая, тонкая работа. Ну и конечно то же самое можно сказать и про представленные на выставке ювелирные изделия, это целое искусство! |
В Национальной художественной галерее «Хазинэ» всегда проходят интересные выставки, хотя некоторые из них бывают сложноваты для меня. Одна из таких выставок - про ТатАХРР/ТатЛЕФ. В 2023 году исполняется 100 лет двум художественным региональным объединениям бывшей Казанской губернии – Татарского филиала Ассоциации художников революционной России (ТатАХРР) и Татарского отделения Левого фронта искусства (ТатЛЕФ). В связи с этой датой в Национальной художественной галерее «Хазинэ» открылась выставка «ТатАХРР/ТатЛЕФ: единство и борьба противоположностей». Обе организации сильно различались по своей идеологии, художественным принципам и определили противостояние художественных сил на целое десятилетие. Ядро ТатАХРРа составили такие мастера, как В. Тимофеев, П. Радимов, Г. Медведев, Н. Сокольский, П. Сперанский, И. Князьков, М. Васильева, Е. Частихина и др., которые впоследствии явились основным ядром организованного в 1935 году Союза художников ТАССР. В состав ЛЕФов входили художники К. Чеботарев, А. Платунова, Ф. Тагиров, А. Коробкова, Л. Александров, Н. Михайлов, Н. Ломоносов, И. Кесарев. Оба художественных объединения стремились к общей цели — способствовать утверждению идеалов революции и построению нового государства средствами искусства, но по-разному видели пути ее достижения. Однако несмотря на идеологические и творческие разногласия, ТатАХРР и ТатЛЕФ смогли обрести общее звено и стать основой для создания единого Союза художников ТАССР в 1935 году. На выставке представлены живопись, графика, плакаты, скульптура и декоративно-прикладное искусство. В основном здесь представлены работы региональных художников, а также произведения известных лефовцев и ахровцев – Владимира Маяковского, Александра Куприна, Роберта Рождественского, Александра Родченко и других. Материалы для выставки – живопись, графика, плакаты, скульптура и декоративно-прикладное искусство были собраны из фондов ГМИИ РТ, а также предоставлены Национальным музеем РТ, музеем-заповедником «Казанский Кремль», Музейным комплексом г. Казани, Научной библиотекой КФУ им. Н. И. Лобачевского. |
3 декабря я с подругами из КДШ была на мастер-классе «Рождественский пряник» в Музее Пушечного двора Казанского Кремля. На занятии мы познакомились с тематикой рождественской игрушки и научились делать глиняные игрушки своими руками. Все наверное знают, что самые первые елочные украшения были, в основном, съедобными. Ёлку в старину украшали яблоками, вафлями, орехами в золотых бумажках, другими фруктами и сладостями, пастилой и медовыми пряниками. Кроме того, были и необходимые символические украшения: звезда на верхушке как символ Вифлеемской звезды, пряники и хлебцы – как символ причастия, а в XVI столетии елку украшали даже розами, в знак почитания Девы Марии. На нашем мастер-классе мы делали украшения на ёлку в виде пряников, только наши пряники были несъедобные - мы делали их из самоотвердевающей глины и расписывали с помощью акриловых красок. Сначала нам раздали кусочки глины и мы их хорошенько размяли. Затем с помощью формочек мы вырезали прянички разной формы. Выбор у нас был большой и самый что ни на есть новогодний: здесь были формочки в виде оленя, елочки, полумесяца и звездочки, пряничных человечков, мишек, колокольчиков и снеговиков. Но так как наши глиняные прянички должны были ещё высохнуть, а это процесс долгий, то нам раздали уже готовые глиняные заготовки. Вот их мы и расписывали акриловыми красками. А наши сырые прянички мы забрали в конце занятия домой вместе с раскрашенными готовыми, чтобы досушить их и тоже раскрасить. |
В Национальной художественной галерее «Хазинэ» проходит выставка «Этнографическая мозаика Татарского народа». На выставке представлены фотоработы, участвующие в фотоконкурсе, учрежденном Министерством культуры Республики Татарстан. Фотоконкурс проводился с 2014 года в рамках реализации государственной программы «Сохранение национальной идентичности татарского народа». За годы проведения конкурса был собран богатый фонд фотодокументов о современной жизни татар. Выставки этих фоторабот экспонируются на государственных мероприятиях в России и за рубежом. Я посетила фотовыставку 3 декабря и мне очень понравились представленные фотоработы. Здесь очень много фотографий, показывающих традиционные татарские праздники, обряды. Я думаю, что такие выставки очень важны. Они способствуют развитию, сохранению и популяризации культурного наследия татарского народа, а также - привлечению интереса общества к истории, традициям и обычаям татар. |
В Музее пушечного двора проходит выставка из фондов Центрального музея Вооруженных Сил Российской Федерации «Наградное и подарочное оружие выдающихся российских и советских военных деятелей» и сегодня я посетила эту выставку. Я была впервые в музее Пушечного двора и конечно мне было очень интересно. Музей Пушечного двора — структурное подразделение музея-заповедника «Казанский кремль». Располагается музей в здании, где в XVII веке находился завод по производству пушек. Основой экспозиции музея является литейная яма, обнаруженная в результате археологических исследований в начале 2000-х годов. В литейной яме сохранена кирпичная кладка XVII-XVIII веков, представлена реконструкция основных этапов создания глиняной формы для литья пушек и вертикальные формы для отливки. На фоне литейной ямы получаются очень эффектные фотографии, ходить сверху по стеклу страшновато конечно. Выставка наградного оружия знакомит с уникальными образцами холодного и огнестрельного оружия, полученными выдающимися военачальниками и государственными деятелями в разные периоды отечественной истории. Выставка охватывает период с начала XX века до 1990-х годов и представляет широкую географию - от Бельгии и Югославии до КНДР и Королевства Саудовской Аравии. Ретроспектива истории страны начинается с Гражданской войны - шашкой ее участника комиссара бронепоезда Nº2 Путиловского завода И.М. Карнака, продолжается оружием участников Великой Отечественной войны и советских послевоенных руководителей Вооруженных Сил. Великая Отечественная война 1941-1945 гг. прославила имена многих военачальников, составляющих гордость нашей армии - А.И. Антонова, Д.Ф. Устинова, Р.Я. Малиновского, Д.Д. Лелюшенко, В.Д. Соколовского, В.И. Петрова, И.В. Тюленева, И.Х. Баграмяна, С.Ф. Ахромеева и других. В экспозиции представлены оружие и личные вещи, которые были подарены им в годы войны и в послевоенный период. Есть такие интересные экспонаты как «Перчатка космонавта». Сувенир принадлежал Министру обороны РФ, Маршалу РФ Сергееву Игорю Дмитриевичу. Это подарок владельцу от командира экипажа космонавтов 30-24, космонавта Анатолия Яковлевича Соловьева. Интересно ещё было посмотреть на бурку и кинжал Маршала Советского Союза И.Х. Баграмяна. Я оружие не очень люблю, но даже мне захотелось сфотографироваться с мечом и щитом ![]() |
В национальной художественной галерее «Хазинэ» проходит выставка масштабных живописных полотен художника из Китая - Лу Линь. Феномен современной китайской культуры интригует мир последние десятилетия. Литература, музыка, кино — все это вызывает широкий интерес. Лу Линь, молодой художник из Пекина, представляет авторскую версию современной китайской живописи, основывающейся на традициях китайской ментальности, но впитавшей опыт и навыки современного международного искусства. Лу Линь обладает собственным узнаваемым стилем, работы художника подталкивают к размышлениям. В его крупноформатных холстах помимо природы находят свое отражение духовные и социальные проблемы. Используя хаотичные линии и абстрактные цветовые сочетания, художник достигает особого порядка, передавая в своих пейзажах тревожные противоречия между естественным и индустриальным. Творчество художника вызывает интерес не только на родине: его работы экспонировались в музеях и галереях Пекина, Шанхая, Нанкина, Сингапура, Берлина, Потсдама и других городов. Кроме того, в 2012 году Лу Линь стал финалистом премии Джона Мура в области живописи, эта премия присуждается раз в два года за лучшую современную картину. Мне работы китайского художника понравились, понравились его цветовые сочетания, композиционные решения, техника исполнения - было очень интересно! |
В Выставочном зале «Манеж» проходит выставка картин Олега Усова «Зимние мотивы в живописи суми-э и в поэзии хайкай». На выставке представлены работы художника Олега Усова, созданные в традиционной японской живописной технике суми-э, с использованием цветной туши на специальной рисовой бумаге, посвященные природе и подобранные тематически зимнему циклу в природе и под стихи, посвященные этому времени года. Изысканные работы художника сопровождаются стихами в переводе признанного переводчика японской поэзии, автора восьмитомной Антологии японской поэзии – профессора Александра Долина, изданной при содействии Международного Фонда Шодиева. Экспозиция картин дополнена каллиграфическими композициями со стихами, созданными сыном художника Станиславом Усовым. Среди организаторов выставки «Студия поэтических миниатюр г. Казани «Лалэ», чья деятельность сопровождается изданием поэтических миниатюр казанских авторов в виде небольших книг на нескольких языках. Активная поэтическая деятельность студии «Лалэ» и ее членов внесла большой вклад в развитие этого жанра в России. Выставка проходит в рамках фестиваля «Японские сезоны в Республике Татарстан» проекта «Японский калейдоскоп в период глобальных ограничений». Мне очень понравились представленные на выставке работы, они очень красивые и романтичные ![]() |
В рамках празднования Дня флага Республики Татарстан Музей истории государственности татарского народа и Республики Татарстан Музея-заповедника «Казанский Кремль» подготовил тематические экскурсии по постоянной экспозиции. 1 декабря мы с мамой побывали на такой экскурсии. На экскурсии мы познакомились с символикой предков татарского народа периода степных империй, эпох Волжской Булгарии, Золотой Орды и Казанского ханства. И посмотрели, как могли выглядеть ханы - эти скульптурные портреты воссозданы методом антропологической реконструкции. Также мы узнали, когда в российскую геральдику вошли Барс и Зилант. Еще нам показали неофициальные и официально утвержденные флаг и герб ТАССР. Автором вот этого неофициального герба ТАССР был известный художник Баки Урманче. В музее много редких фотографий, очень интересно рассматривать их. А вот это - та самая конституция Республики Татарстан, на которой присягает президент. Также в музее есть интерактивные зоны и вот такие аудиозоны. Я была в Музее истории государственности татарского народа и Республики Татарстан впервые и узнала много нового ![]() |
25 ноября я была на концерте школы музейного волонтера «Колыбельная для мамы» в Государственном музее изобразительного искусства Республики Татарстан. Я пришла чуть раньше и успела посмотреть экспозицию музея. Экспозиция эта постоянная, но все равно очень интересная. Сложно даже представить, сколько уже лет некоторым экспонатам! На первом этаже музея находится коллекция древнерусского искусства. Здесь представлены памятники древнерусского искусства и иконы Нового времени, отражающие развитие русской иконописи. Особую ценность представляют памятники древнерусской иконописи второй половины XVI века из Успенского собора г. Свияжска. Значительными памятниками старой иконописной коллекции являются древнейшая икона «Апостол Павел» конца XIV века, Богоматерь Казанская последней четверти XVI века, Святитель Николай Чудотворец XVII века, а также Плащаница «Положение во гроб» XVIII века, поступившая из собрания А. Ф. Лихачева. Поздние памятники иконописи XIX века, такие как «Минея годовая с чудотворными образами Богоматери», демонстрируют сохранение древних традиций в современную им эпоху. В залах также экспонируются произведения из собрания Казанской старообрядческой общины Старопоморского согласия. |