ГлавнаяБЛОГИМоя Родина-Татарстан

Новые записи
«Культурная суббота. Краеведение»
«Культурная суббота. Краеведение»
23 июня 2025 - Полина Алексеева 0 +1
Новый театр Камала
Новый театр Камала
29 мая 2025 - Яков Косушкин 1 +1
Театр Качалова
Театр Качалова
16 мая 2025 - Полковников Егор 1 +1
Полковников Егор
Театр Качалова
16 мая 2025 - Полковников Егор 0 0
«В лесу прифронтовом!»
«В лесу прифронтовом!»
12 мая 2025 - Асель Закирова 1 +1
Школа. 80-летие Победы.
Школа. 80-летие Победы.
12 мая 2025 - Асель Закирова 1 +1
Мой прадед и прабабушка
Мой прадед и прабабушка
11 мая 2025 - Асель Закирова 0 0
История Войны.
История Войны.
11 мая 2025 - Асель Закирова 0 0
80-летие Победы!
80-летие Победы!
11 мая 2025 - Асель Закирова 0 0
Волшебное дерево
Волшебное дерево
11 мая 2025 - Полина Алексеева 0 0
Царевдвор
Царевдвор
11 мая 2025 - Полина Алексеева 0 0
Сказочная набережная
Сказочная набережная
11 мая 2025 - Полина Алексеева 0 0
Музей Верховного суда Республики Татарстан
Музей Верховного суда Республики Татарстан
11 мая 2025 - Полина Алексеева 0 0
Музей Елабужского городского суда
Музей Елабужского городского суда
11 мая 2025 - Полина Алексеева 0 0
Конкурс «Великой Победе – 80!»
Конкурс «Великой Победе – 80!»
11 мая 2025 - Полина Алексеева 0 0
По зеленым холмам океанам
По зеленым холмам океанам
11 мая 2025 - Полина Алексеева 0 0
Полина Алексеева
По зеленым холмам океанам
11 мая 2025 - Полина Алексеева 0 0
День Победы!
День Победы!
11 мая 2025 - Диана Назарова. 0 0
Мой прадед!
Мой прадед!
11 мая 2025 - Асель Закирова 0 0
80-летие Победы!
80-летие Победы!
11 мая 2025 - Асель Закирова 0 0
+799 RSS-лента RSS-лента

Моя Родина-Татарстан

Автор блога: Каролина Миллер
Большой дворец в Царицыно
За фигурным мостом на холме возвышается красно-белый замок с остроконечными башнями-шатрами — Большой дворец.
Большой дворец в Царицыно

Это единственное здание в ансамбле, которое построили по проекту Матвея Казакова, автора Петровского путевого дворца, здания Сената в Кремле и Московского университета на Моховой. В Царицыне Казаков пытался продолжить работу в стиле Василия Баженова, однако дворец все равно нарушил первоначальную структуру: он оказался в несколько раз больше других построек. В центральной его части должны были разместиться парадные залы, в западной — покои императрицы, а в восточной — комнаты цесаревича Павла и его семьи.
Когда началась Русско-турецкая война, императрица приказала срочно завершить дворец. Казакову из-за спешки пришлось отказаться от третьего этажа, а вместо постоянной крыши здание покрыли временной кровлей. Потом Екатерина II умерла, и Большой дворец так и не стал императорской резиденцией. Уже в начале XIX столетия он начал разрушаться и зарастать зеленью, вскоре обвалились железные крыши и межэтажные перекрытия. А к началу XXI века от дворца остались лишь основные стены.
И только спустя два века, в 2005 году, дворец начали восстанавливать. Но не так, как задумывал Матвей Казаков, и не так, как хотела императрица, а посередине: башни и крышу воссоздали по первому проекту, а два этажа оставили как во втором варианте. Его реконструировали только в 2000-х годах.
Большой дворец в Царицыно

Большой дворец в Царицыно

Сейчас во дворце находится основная экспозиция музея. В зале «Царицынские древности» собраны все археологические находки, которые обнаружили на территории парка во время раскопок: от украшений вятичей до глиняных изразцов. Парадные Екатерининский и Таврический залы украшены в стиле XVIII века. В них можно узнать историю создания дворцово-паркового ансамбля, увидеть картины, скульптуры и сервизы времен Екатерины II. А в специальных детских залах юные посетители могут познакомиться с историей Царицына в интерактивной форме: все предметы здесь можно трогать и крутить.
В экспозиции «Царицыно Екатерины II», помимо чертежей и 3D-реконструкций, представлены видеоинсталляции о том, как строили императорскую резиденцию. Они состоят из небольших фильмов, которые режиссер Андрей Сильвестров снял на основе исторических документов. Роли в них исполнили известные актеры: Екатерину II сыграла Юлия Ауг, Василия Баженова — Павел Деревянко, а Матвея Казакова — Павел Шумский.
Фигурный мост в Царицыно
Фигурный мост в Царицыно -одно из немногих сохранившихся ранних сооружений царицынского ансамбля.
Фигурный мост в Царицыно

Сейчас через него ко дворцу ведет главная аллея. В XVIII века это – второй парадный въезд на территорию Царицына. Архитектор Василий Баженов придает мосту облик крепости – за счет высоких башен со стрельчатыми проемами. Он сам называет этот мост «Фигурным» — в связи с затейливым декором. Здесь переплетаются характерные для всех царицынских построек красный кирпич и белый камень. А также резные карнизы и ромбовидные накладки. Колонки и пирамидки.
Фигурный мост в Царицыно

Мост расположен на крутом склоне холма и призван скрывать от гостей резиденции дворцовую панораму. Зато стоит пройти под мостом – и глазу открываются сразу все постройки.
Строительство моста начинается в мае 1776 года. В 1777 году «на башенках и перапете на вкус англичан» устанавливают деревья в кадках. Летом 1778 года сооружен северный пандус — спуск с моста в сторону церкви.
Никаких существенных перестроек здесь не производится на протяжении двухсот с лишим лет. Мост сохраняется на удивление хорошо. В 1987–1992 гг. – в ходе масштабных реставрационных работ – восстанавливаются декоративные элементы. Для удобства и безопасности посетителей на пандусе делают несколько пологих ступеней.
Музей -заповедник "Царицыно"
История дворца в Царицыно — одна из самых таинственных.
Музей -заповедник "Царицыно"

Екатерина II случайно увидела эти места во время прогулки и тут же влюбилась: холмистые берега окружали зеркальные пруды, бескрайние поля сменяли густые леса — «земной рай», по словам императрицы. Она поручила придворным купить эти земли, а любимому архитектору, Василию Баженову, построить пышную царскую усадьбу. В Царицыно императрица переименовала село Черная Грязь.
Строительство началось в 1776 году. Для Екатерины и ее сына Павла возвели два одинаковых дворца, а для приближенных императрицы — Большой Кавалерский корпус. Вокруг разместились Малый и Средний дворцы императрицы, кухонный корпус, известный как Хлебный дом, и четыре постройки для прислуги.
К 1785 году все здания были готовы и оштукатурены, но конечный результат государыню не устроил. Формально – из-за тесноты помещений. Фактически – по политическим взглядам создателя. Баженов дружил с московскими масонами, а те поддерживали ее нелюбимого сына Павла. Императрица знала, что, когда архитектор привозил ей чертежи в Петербург, он виделся и с цесаревичем.
Императрица приказала снести дворец. Это редчайший случай в истории архитектуры! Она велела переделать проект Царицынского дворца Матвею Казакову. Казаков - ученик и товарищ Василия Баженова. Он стоял перед выбором: затмить наставника и разрушить его карьеру или пожертвовать своей репутацией и вызвать недовольство императрицы. Казаков выбрал первое. Он разобрал баженовский дворец и перечеркнул десятилетний труд своего учителя. Видимо, это решение далось ему непросто. Казаков отправил в Царицыно своего помощника, а сам редко там появлялся.
Казаковский дворец тоже ждала неудача. Через пять лет строительство заморозили — деньги уходили на новую русско-турецкую войну. А еще через три года Екатерина II удешевила проект. Она приказала убрать третий этаж с беседкой-бельведером, упростить декор башен, а вместо воздушной ограды сделать черную крышу из листового железа. Замысел Казакова развалился: его изящный дворец превратился в мрачный, грубый, примитивный. Архитектора упрекали в провале. Дворец сравнивали с громадной темницей, со сказочным замком Черномора и даже с гробницей — будто она стоит на катафалке, а вокруг нее гиганты-монахи со свечами в руках. Но Казаков лишь выполнял волю императрицы.
После смерти самой Екатерины II в 1796 году наследник Павел I велел прекратить работы полностью. В этой резиденции никто из правителей так и не жил.
Внук императрицы Александр I из посыла «Все будет, как при бабке» приказал устроить в Царицыне открытый для публики увеселительный парк. Деревянные павильоны и беседки были заменены каменными в стиле классицизма.
При Александре II местность была отдана под дачи. Большинство старых зданий при этом ветшало и превращалось в руины.
При советской власти масштабная реставрация дворцово-паркового ансамбля Царицыно началась только в середине восьмидесятых годов. К началу XXI века малые дворцы и парковые объекты были восстановлены. В 2004-2007 годах воссоздали Большой дворец, Хлебный дом, расчистили парк от лишних деревьев и установили свето-музыкальный фонтан на Среднем пруду.
Музей -заповедник "Царицыно"

Музей -заповедник "Царицыно"
Памятник Циолковскому в Москве
Бюст выдающегося ученого и изобретателя, основоположника современной космонавтики Константина Эдуардовича Циолковского установлен справа от въезда в Петровский путевой дворец.
Памятник Циолковскому в Москве

Установили его здесь в 1957 году, когда Военно-Воздушная Академия в Петровском дворце 18 века выпускала каждый год выпускников. Сооружен он по проекту скульптора С. Д. Меркурова и архитектора И. А. Француза из красного полированного гранита.
Константин Эдуардович Циолковский (5 (17) сентября 1857 – 19 сентября 1935) – русский ученый и изобретатель, основоположник космонавтики и теории освоения космического пространства. Он является автором десятков трудов по ракетодинамике, аэронавтике и космонавтике. Он- автор идей о космическом лифте и поездах, движущихся на воздушной подушке.
Памятник Жуковскому в Москве
Памятник Николаю Егоровичу Жуковскому установлен перед Петровским путевым дворцом, в котором раньше размещалась Военно-воздушная инженерная академия его имени.
Памятник Жуковскому в Москве

Открытие состоялось в 1959 году. Авторами проекта являлись скульптор Георгий Нерода и архитектор Исидор Француз. С 2004 года памятник является объектом культурного наследия России регионального значения.
Монумент выполнен из розового гранита и представляет собой бюст учёного на постаменте с надписью: «Николай Егорович Жуковский 1847—1921».
Основные достижения Николая Егоровича Жуковского заключаются в том, что его идеи послужили базой, на которой в будущем развивалась вся авиационная наука. В частности, он внимательно изучал динамику птичьих полетов, а в 1891 году выступил с сообщением, посвященным этому. Им была представлена работа под названием "О парении птиц". На следующий год появился еще один доклад, посвященный летательному снаряду Чернушенко. Также Жуковским были составлены ключевые уравнения для определения центра тяжести планирующего тела при условии постоянного угла атаки, им были описаны траектории различных условий движения воздуха, в том числе в деталях предсказана возможность мертвой петли.
Петровский путевой дворец в Москве
Петровский путевой дворец был построен в конце XVIII века по приказу Екатерины II зодчим Матвеем Казаковым в лучших традициях романтической неоготики.
Петровский путевой дворец в Москве

Дворец возводился как место остановки и отдыха императорской семьи и сопровождающей их свиты перед въездом в Первопрестольную после долгой дороги из Петербурга в Москву. Отсюда и его название — «путевой».
Во время войны 1812 года в Петровском путевом дворце располагалась ставка Наполеона Бонапарта. Именно отсюда он наблюдал, как горит не покорившийся ему город. Дворец, разоренный после отступления Наполеона, был восстановлен при императоре Николае I. В 1896 году во время коронации императора Николая II произошла сильная давка на Ходынском поле, расположенном напротив дворца, погибло много людей. После революции 1917 года Дворец переходил из рук в руки: здесь располагался музей Красной авиации, а позднее — Военно-воздушная Академия. В 1999 году памятник истории и архитектуры вернули городу. Во Дворце началась полномасштабная реставрация, длившаяся десять лет. Теперь Петровский путевой дворец — это Дом приемов мэрии Москвы и, как и в прежние времена, принимает гостей самого высокого уровня.
Усадьба коломенского кузнеца
Усадьба кузнеца в Коломенском
Усадьба коломенского кузнеца

состоит из нескольких построек: двух домов, кузницы и хозяйственного сарая. В кузнице воссоздано рабочее место кузнеца XIX столетия.
Усадьба коломенского кузнеца

Здесь находится действующий горн – большой очаг, в котором мастер разогревает металлические заготовки. Температура в горне может достигать 1500°C.
Дом кузнеца построен из дерева, но имеет кирпичный подклет.
Усадьба коломенского кузнеца

Внутри представлена обстановка рубежа XIX-XX веков: большая русская печь с полатями, люлька, медный самовар, чугунный утюжок. На принадлежность дома кузнецу намекают многие детали: например, кровать и табурет здесь выкованы из металла.
Здесь можно познакомиться с бытом кузнеца и его работой. В кузнице мастер демонстрирует все этапы ковки: разогревает металл в горне, перекладывает его на наковальню, придает форму с помощью молота.
Усадьба коломенского крестьянина
Усадьба крестьянина находится на Большой улице и является частью этнографического комплекса Коломенского.
Усадьба коломенского крестьянина

Она состоит из нескольких частей: жилого дома, конюшни, птичника и амбара.
Главная постройка усадьбы воссоздана по архивным документам и фотографиям реального дома, который стоял в Коломенском на Нижней улице.
Усадьба коломенского крестьянина

Он построен из бревен, но у него есть кирпичный подклет – нижний нежилой этаж. Там хозяева хранили припасы, посуду, инвентарь, а иногда даже устраивали небольшие лавки.
Коломенские крестьяне считались зажиточными и могли себе позволить украшать дома деревянной резьбой. Основой их крепких капиталов было сельское хозяйство. Свой урожай они продавали на рынках Москвы и даже поставляли к императорскому столу.
Экскурсия «Невесты и жёны Алексея Михайловича»
Коломенский дворец называли восьмым чудом света.
Алексей Михайлович задумал основать в селе Коломенском летнюю резиденцию — он был вторым царем из рода Романовых и правил более 30 лет. Алексей Михайлович любил заграничные новшества, поэтому во дворце соединил традиции русского зодчества с европейским барокко. По европейской моде парадные палаты выстроили в анфиладу, то есть разместили на одной линии.
Царский дворец в Коломенском делится на две половины — мужскую и женскую, имеющие отдельные входы, здесь можно осмотреть хоромы царя, царицы и царевичей.
Красное, или Парадное, крыльцо - главный вход в любой царский дворец.
Экскурсия «Невесты и жёны Алексея Михайловича»

К нему мог подъехать верхом или на повозке только царь. За нарушение следовало суровое наказание. В Коломенском даже иноземные послы и бояре сходили с лошадей перед Передними воротами Государева двора.
На парадном крыльце нас встретил экскурсовод, одетый в одежду боярина и повёл нас на экскурсию «Невесты и жёны Алексея Михайловича».
Экскурсия «Невесты и жёны Алексея Михайловича»

Во дворце на полу повсюду расстелены ковры . Практически над каждой дверью сверху расположены иконы .
Первый зал в который заходишь, называется парадные сени, именно здесь послы дожидались приёма государя.
Думная палата, или передняя комната выполняла в личных покоях царя роль приёмной.
Экскурсия «Невесты и жёны Алексея Михайловича»

Престольная палата выполняла роль тронного зала, где царь принимал иностранных гостей, и держал совет со своими приближёнными. Именно этот зал должен был поразить всех гостей своей роскошью, своей рельефной резьбой, расписной мебелью, цветными окнами, и окладами из золота на иконах. А потолки украшены библейскими сюжетами.
Алексей Михайлович был большим любителем механики и по его приказу внизу около трона установили двух механических львов.
Экскурсия «Невесты и жёны Алексея Михайловича»

Когда во время приёма иностранных гостей, Алексей Михайлович был чем-то не доволен, он начинал сильно топать ногами. И снизу, услышав топанье царя, включали львов. Они мотали головами и сверкали глазами, чем приводили в удивление иностранцев к великому удовольствию русского царя.
Во дворце находится рабочий кабинет Алексея Михайловича, где он проводил большую часть времени и занимался государственными делами. Здесь мебель уже вся оригинальная, выполненная по заказу на европейский манер.
В его кабинете можно увидеть шкаф,
Экскурсия «Невесты и жёны Алексея Михайловича»

книги,
Экскурсия «Невесты и жёны Алексея Михайловича»

шкаф-кабинет
Экскурсия «Невесты и жёны Алексея Михайловича»

В XVII веке «кабинетом» называли шкафчик со множеством ящичков для хранения различных предметов для письма.
Алексей Михайлович очень любил тихие игры – шахматы, шашки, был прекрасным семьянином, играл в эти игры с сыновьями.
Экскурсия «Невесты и жёны Алексея Михайловича»

В царской опочивальне была короткая кровать.
Экскурсия «Невесты и жёны Алексея Михайловича»

В те времена спали полусидя, чтобы кровь не приливала к голове (это считалось опасным для жизни). Доступ в комнату был строго ограничен. Сюда не мог войти никто, кроме самых близких царю придворных. В покое с государем ночевал его постельничий.
Царь Алексей Михайлович был очень набожным и каждое утро он начинал с молитвы, которую он совершал в Крестовой палате.
Экскурсия «Невесты и жёны Алексея Михайловича»

Крестовых палат во дворце было несколько. У каждого взрослого члена семьи обязательно была своя отдельная крестовая палата. В ней совершались утреннее и вечернее молитвенное правило. Алексей Михайлович отличался благочестием и таковые благочестивые дела, ежедневно занимали около 5-6 часов в его царском расписании. По большим праздникам он проводил на службах и в молитве до 8-9 часов. Посещение богослужений было прямой обязанностью царя. Считалось, что если царь хорошо молится, то и страна хорошо живёт.
Банный комплекс под старинным названием мыльня, находится чуть дальше. Мыльня включает «мовные» сени и саму мыльню.
Экскурсия «Невесты и жёны Алексея Михайловича»

Экскурсия «Невесты и жёны Алексея Михайловича»

Экскурсия «Невесты и жёны Алексея Михайловича»

Экскурсия «Невесты и жёны Алексея Михайловича»

Чтобы подогреть воду, в печку кидали раскалённые камни.
Экскурсия «Невесты и жёны Алексея Михайловича»

В сенях перед мыльней не только раздевались, но и отдыхали после бани, поэтому вдоль стены здесь располагались скамьи с резной опушкой
Экскурсия «Невесты и жёны Алексея Михайловича»

и «мовной» постелью.
Экскурсия «Невесты и жёны Алексея Михайловича»

Кроме лавок в сенях перед мыльней стояли столы, один из которых предназначался для вещей.
Экскурсия «Невесты и жёны Алексея Михайловича»

Царицына престольная палата своим назначением напоминала Престольную палату царя.
Экскурсия «Невесты и жёны Алексея Михайловича»

Несмотря на довольно замкнутый образ жизни женской половины, царицы тоже устраивали аудиенции. К ним приходили люди с подношениями и просьбами. Только у цариц придворные должности исполняли боярыни.
Для того времени было важно, чтобы женщина умела вышивать. Это говорило о хорошем воспитании знатной женщины, и поэтому сама царица со своими дочерьми вышивала.
Экскурсия «Невесты и жёны Алексея Михайловича»

Печи в женской половине – круглые.
Экскурсия «Невесты и жёны Алексея Михайловича»

Дети до 3 лет жили в женской половине. Затем мальчиков отправляли жить в мужскую половину, а девочки оставались в женской. И чтобы дети не разбивали себе лбы об печки, в женской половине их делали круглыми.
Далее находятся покои царевны Софьи- третьей дочери Алексея Михайловича.
Экскурсия «Невесты и жёны Алексея Михайловича»

Судя по интерьеру, можно судить, что она была просвещенной и деятельной женщиной.
Экскурсия «Невесты и жёны Алексея Михайловича»

Ещё одни – это покои Елизаветы (дочери Петра I).
Здесь уже конечно все более ярко, изящно, позднее барокко и упор сделан на роскошь. Некоторые личные предметы сохранились и до наших времён.
Экскурсия «Невесты и жёны Алексея Михайловича»

Экскурсия «Невесты и жёны Алексея Михайловича»

Экскурсия «Невесты и жёны Алексея Михайловича»

Во время экскурсии мы узнали, что царь Алексей Михайлович был дважды женат. Первой его женой была Мария Ильинична Милославская.
Экскурсия «Невесты и жёны Алексея Михайловича»

Первый брак Алексея Михайловича продолжался 21 год. В браке Марии Ильиничны и Алексея Михайловича родилось 13 детей.
После смерти супруги, Алексей Михайлович женился на Наталье Кирилловне Нарышкиной.
Экскурсия «Невесты и жёны Алексея Михайловича»

Второй брак Алексея Михайловича также сложился удачно, хотя и продлился всего 5 лет. Во втором браке царя родилось трое детей (сын Петр - будущий царь и император).
На экскурсии мы узнали об укладе жизни государя и приняли участие в обряде выбора царской невесты.
Оказывается, что в XVI–XVII веках русскому государю было совсем непросто найти себе невесту. Европейские правящие династии не хотели отправлять своих дочерей и сестер в далекую Русь, где им необходимо было принять православную веру. Оставалось породниться со знатным боярским родом у себя дома. Цари московские хоть и считались всесильными, но находились в большой зависимости от бояр. А боярские семьи плели интриги и боролись за влияние на царя, которое можно было оказывать на него через жену.
Дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском
Дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском построен не на своём историческом месте, но даёт представить размах царских хором XVII века.
Дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском

Для царя Коломенское было вторым Кремлём. В официальную загородную усадьбу вместе с семьёй он приезжал каждое лето. Алексей Михайлович повелел построить здесь огромный деревянный дворец. Работы велись в 1667–1668 годах. Комплекс состоял из 26 теремов, в нём находилось 270 комнат. Дом делился на две части: женскую (там жили государыня, царевны и слуги)
Дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском

и мужскую (для царя, царевичей и важных гостей).
Дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском

Дворец был похож на сказочный городок, сошедший с иллюстраций детских книг.
Дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском

Дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском

Внутреннее убранство было под стать помпезному внешнему облику: над оформлением интерьеров трудились мастера Оружейной палаты, которые использовали самые дорогие материалы. Стены дворца были отделаны сусальным золотом, а полы застелены восточными коврами. Современники называли царский дворец «восьмым чудом света».
Так как дворец был из дерева, он обветшал всего за столетие. Екатерина II повелела оценить, насколько дорого будет отремонтировать здание. Цена оказалась слишком высокой, рациональнее было построить новую резиденцию. Перед сносом императрица распорядилась сделать замеры старого дворца — благодаря этому до нас дошло много свидетельств, как он выглядел.
К началу XXI века от исторического здания ничего не осталось. Тогда мэр Москвы Ю. М. Лужков предложил воссоздать дворец Алексея Михайловича по старинным чертежам. Здание возвели в 2010 году в южной части Коломенского, в отдалении от старинных достопримечательностей.