| Автор блога: | Арсений Смирнов |
| Все рубрики (335) |
|
В Национальной художественной галерее "Хазинэ" открыта замечательная фотовыставка "Михаил Козловский. Эпоха".
Мероприятие приурочено к 70-летию Михаила Козловского, заслуженного работника культуры Республики Татарстан, члена Союза журналистов РФ и РТ. В залах галереи представлено более 200 фотографий. На многих из них - Минтимер Шаймиев. Даже в протокольных кадрах с официальных встреч Президента Татарстана с руководителями, ведущими политиками страны и мира Михаил Козловский уходил от привычных штампов, стандартов и стереотипов. Ему удавалось показать, что те, кто обладает властью, - это прежде всего живые люди со своими эмоциями, чувствами. На выставке представлены и репортажные фотографии, сделанные Михаилом Козловским в годы работы фотокорреспондентом в республиканских газетах и журналах. Михаил Козловский родился 24 марта 1954 года в Казани. Окончил КФЭИ. Заслуженный работник культуры РТ. В 7 лет фотографировал на футбольном матче на приз «Кожаный мяч» и отправил фото вратаря, который в прыжке ловит мяч, в газету «Пионерская правда». Снимок опубликовали. Это был дебют первоклассника Михаила Козловского в фотожурналистике. Работал фоторепортером в республиканских газетах. С 1992 года - фотограф пресс-центра первого Президента Татарстана Минтимера Шаймиева. В активе фотографа - 6 изданных персональных книг, несколько персональных фотовыставок. Участвовал в создании более чем 30 изданий, посвященных развитию и становлению Татарстана. Он был обладателем почетных государственных наград. Михаил Борисович Козловский ушел из жизни в 2018 году, и эта выставка - дань памяти и уважения замечательному фотографу и человеку. Также здесь можно увидеть фотоаппарат советских времен отца Михаила Борисовича - известного фотожурналиста Бориса Козловского, первые фотокамеры Михаила, снимки из семейного фотоальбома. Большая часть творчества Михаила Борисовича Козловского это эпоха развития страны в фотографиях, рядом с протокольными снимками визитов в Татарстан президентов России Бориса Ельцина, Владимира Путина, Дмитрия Медведева, рабочих кадров первого президента Татарстана Минтимера Шаймиева и Раиса Республики Татарстан Рустама Миниханова.
Арсений Смирнов
7 апреля 2024
+1
214
Нет комментариев
хазинэ, республика татарстан г казань культурный дневник школьника
|
|
Первоначально мечеть не собирались использовать как религиозное место на постоянной основе, в первую очередь она должна была служить визуальным напоминанием о подвигах предков, погибших во время взятия Казани в 1552 году. Принимать верующих планировалось только на Ураза- и Курбан-байрам. Со временем горожане добились того, чтобы мечеть стала открытой для мусульман, а позже и вовсе для всех жителей и туристов с утра до вечера.
«Кул-Шариф» названа в честь последнего имама сеида храма, разрушенного в октябре 1552 года во время нападения войск Ивана Грозного на город. Религиозный деятель и поэт Кул Шариф руководил одним из оборонительных отрядов. По одной из версий, его убили в бою на крыше мечети, а тело сбросили вниз. Мечеть находится на территории Казанского Кремля, точнее на площадке юнкерского училища. Многие до сих пор недовольны таким расположением «Кул-Шарифа»: ведь «оригинальный» храм стоял в другом месте. Но у строителей прошлого века не было цели доподлинно повторить разрушенную мечеть, они лишь стремились сохранить общий архитектурный ансамбль Кремля. «Кул-Шариф» строили 9 лет. Возведение мечети началось в 1996 году, а её торжественное открытие состоялось в день празднования 1000-летия Казани 24 июня 2005 году. Интересно, что строительство велось на пожертвования. Имена всех причастных к появлению мусульманского храма написаны в пяти томах, находящихся в музее при мечети. Среди них — политики, обычные граждане, бизнесмены, шейхи ОАЭ и даже иранское правительство. Архитектурный облик мечети — дань традициям тысячелетнего татарского зодчества. Это заметно по стрельчатым аркам из мрамора с аятами из Корана и орнаментальными узорами, напоминающими юрты. Стены украшены окнами с цветными витражами, создавая восьмилучевую крышу из восьми лепестков. Мусульманский храм состоит из четырёх основных минаретов, увенченных полумесяцами. Высота каждой башни достигает 58 метров. Минареты символизируют древний символ ислама — аль-Кабир города Булгар. В архитектуру постройки органично вписан древний символ возрождения и процветания Булгарского ханства — тюльпан. В форме цветка выполнены окна на куполе, также он представлен в виде мозаики. Купол храма вдохновлён «Казанской шапкой». Согласно легенде, после покорения города, корона Казанских царей была перевезена в Москву. В настоящее время она представлена в Оружейной Палате. Есть также предположение, что корона создана восточными мастерами по поручению царя Ивана Грозного сразу после захвата Казани. Внутренняя отделка не уступает внешней. Здесь можно заметить керамические панно, росписи, выполненные по технологиям XVI века, резной ганч, римскую мозаику, ручную резьбу по камню и дереву. Заметное количество деталей выполнено с использованием позолоты и золотого шитья. На полу мечети лежат ковры, подаренные иранским правительством, а над головой возвышается чешская люстра из хрусталя, весящая около двух тонн. Все двери мечети были изготовлены в Казани из древесины дуба, привезённой из Краснодара. В основном здании мечети находятся Музей исламской культуры и истории распространения ислама на территории Поволжья, комната для проведения никаха, кабинет имама. Вот такой интересный блог получился. |
|
На станции метро Кремлевская, я заметил очень интересную фотовыставку "История Казанского метро".
Казанское метро было открыт 27 августа 2005 года во время празднования 1000-летия Казани и стало первым метрополитеном в России, построенным после распада СССР, — через 14 лет после открытого в 1991 году метро в Свердловске (ныне Екатеринбург). Казанский метрополитен стал седьмым и последним по счёту в России, третьим в Приволжском федеральном округе и пятнадцатым в бывшем СССР. Первые проекты наземного скоростного внеуличного рельсового транспорта появились ещё в 1930-х годах. Однако их осуществлению помешала Великая Отечественная война. О необходимости такого транспорта вновь вспомнили в 1960-е годы, когда началось строительство удалённых жилых кварталов и был составлен генплан 1969 г. с предусмотренным метрополитеном. В 1979 году в Казани родился миллионный житель. Именно с этого года претензии тогдашней ТАССР к руководству страны по поводу метро стали более-менее обоснованными, так как метрополитены в СССР строились только в городах-миллионниках. Однако реальная подготовка к строительству началась лишь в 1983 году. Маршрут первой линии остался практически неизменным с тех времён. Целью этого маршрута было соединить спальные районы Горок на юго-востоке с центром и северной промышленной зоной города, попутно захватив не менее населённые Московский и Авиастроительный районы. В 1988 году начались первые подготовительные работы по строительству. Однако ещё до распада СССР сооружение новых метрополитенов отменили ввиду кризиса экономики. В 1995 году Казань не рассматривалась Правительством России как город, в котором следует строить метро. В Правительстве России был создан список городов, где в скором времени планировалось начать или продолжить строительство метрополитена, Казани в этом списке не оказалось. Но правительство Татарстана и мэрия Казани стали добиваться в Москве, чтобы Казань тоже включили в число городов, в которых планируется строительство метро. Решение о строительстве Казанского метрополитена было принято президентом России Борисом Ельциным в 1996 году, финансирование же этого строительства началось в 1997 году. Строительство метро началось 27 августа 1997 года. Подземная проходка тоннелей началась с мая 2000 года с помощью современных тоннелепроходческих комплексов и щитов. На первом пусковом участке самые активные строительные работы производились в 2003—2005 годах с привлечением иногородних организаций с использованием восьми ТПК одновременно. Казанский метрополитен был торжественно открыт 27 августа 2005 года. Состоял из пяти станций, длина пути 7,1 км. Первыми его пассажирами стали президент России Владимир Путин, президент Казахстана Нурсултан Назарбаев и президент Татарстана Минтимер Шаймиев. Открытие станции Проспек Победы 29.12. 2008 г. Эксплуатационная длина первой линии составляет 15,8 км. На линии расположено десять станций: «Проспект Победы» (тат. Җиңү проспекты), «Горки» (тат. Горки), «Аметьево» (тат. Әмәт), «Суконная слобода» (тат. Сукно бистәсе), «Площадь Габдуллы Тукая» (тат. Габдулла Тукай Мәйданы), «Кремлёвская» (тат. Кремль), «Козья слобода» (тат. Кәҗә бистәсе), Яшьлек (тат. Яшьлек), Северный Вокзал (тат. Төньяк вокзалы) и Авиастроительная (тат. Авиатөзелеш). В систему объектов метрополитена входят также электродепо и инженерный корпус. Самые близкие ко мне станции это Северный вокзал и Яшьлек |
|
Сегодня я посетил ещё одну очень замечательную выставку - "Эпифании Марии Смольяниновой".
Марие Смольяниновой 35 лет. Она член Союза художников России, участник более чем 200 российских и международных выставок, в том числе персональных выставок. В течение столетий офорт активно использовался художниками (Альбрехт Дюрер, Жак Калло, Рембрандт Харменс ван Рейн, Франсиско Гойя, Пабло Пикассо, Джорджо Моранди и др.) для создания произведений искусства. Слово «эпифания» с греческого языка можно перевести как откровение, способность увидеть в повседневности «дыхание универсума». На выставке представлены офортов молодой успешной художницы из Москвы Марии Смольяниновой, привезено 12 серий работ, среди них «Январь в Крыму», «Московский регтайм», «Музыка Петербурга», «Вечный пейзаж», «Свияжск». Офорты – разновидность печатной графики, гравюры на металле, основанной на технологии глубокой печати. Техника создания трудоемка и почти не изменялась с XVI века. В прошлом году Мария впервые приехала на художественную Арт-резиденцию в Свияжске, где, вдохновившись, выполнила несколько работ в офортной мастерской музея. Оттиск на офортном станке получается в результате прокатывания печатной формы под сильным давлением между двумя вращающимися валами. Печатная форма дает возможность повторять процесс печати некоторое количество раз, затем тончайшие линии, точки стираются и качество отпечатков падает. В современном офорте много техник: травлёный штрих, акватинта, открытое травление, мягкий лак, лавис, резерваж и т.д. Техники гравюры на металле без травления: сухая игла, меццотинто. Выставка продлится до 7 апреля. |
|
Сегодня в Национальной художественной галерее «Хазинэ» ГМИИ РТ я посетил замечательную и очень интересную выставку керамических изделий «Йолдызлар һәм кошлар» - «Звезды и птицы» Надии Миниахметовой.
Надия Рашитовна Миниахметова родилась в 1977 году в городе Набережные Челны. В 2006 окончила Санкт-Петербургскую государственную художественно-промышленную академию имени А.Л. Штиглица, кафедра художественной керамики и стекла. С 2010 - член Союза художников России. Организатор керамического симпозиума «Северное пламя». Участник многих выставок в Санкт-Петербурге, Москве, Казани. Керамика – это особый язык искусстваСвои произведения Надия создает в технике ручной лепки, не используя любые другие способы тиражирования. Для неё важна уникальность каждой формы и даже маленькой детали. Приоритетным для ее композиций является поиск точных, лаконичных форм, сочетание ритма, фактур и сочного цвета. На выставке представлено более 50 работ. Многие из них – это размышления на разные жизненные темы: о необходимости терпения, о мере близости к другому человеку. Так, в серии работ «Дневник», состоящих из панно-высказываний, автор размышляет о том, с чем сталкивается женщина, оказавшаяся матерью, и те перемены, которые происходят с ней в связи с этим. Серия «Звезды» и «Птицы» выбраны художницей не случайно: и те, и другие принадлежат небу. К тому же, сад с птицами и небесный свод – это традиционный для татарской культуры творческий мотив. Выста мне очень понравилась, обязательно сходите, очень интересно и необычно. Выставка продлится по 21 апреля 2024 года.
Арсений Смирнов
2 апреля 2024
+1
205
Нет комментариев
хазинэ, республика татарстан г казань культурный дневник школьника
|
|
Казанская лингвистическая школа, сформировавшаяся в Казанском университете в 70-е годы XIX столетия, занимает выдающуюся позицию в российском и мировом языкознании. Ее основоположником является И.А. Бодуэн де Куртенэ – лингвист польского происхождения, работавший в Казанском университете с 1875 по 1883 год.
Начало КЛМШ положило богатейшее наследие в области преподования русского языка как неродного, отраженные в работах ученых-просветителей, энтузиастов К. Насыри, Н.А. Бобровникова, В. А. Богородицкого, М. Х. Курбангалиеаа, В. В. Радлова, В. П. Брюханова, В. А. Никанорова и др., что сыграло решающую роль в становлении методики преподования русского языка в татарской школе как лингвопедагогической науки. КЛШ с момента своего зарождения является общетеоретической школой, представления которой о предмете и методах языкознания создали новую парадигму мировой лингвистической науки, ее характеризует единство теоретических принципов, общей проблематики и научной программы исследований. Она определила облик языкознания XX века, положив начало многим научным проблемам и научным отраслям языкознания. К основным принципам КЛШ относятся: строгое различение звука и буквы; разграничение фонетической и морфологической членимости слова; недопущение смешивания процессов, происходящих в языке на данном этапе его существования, и процессов, совершающихся на протяжении длительного времени; первоочередное внимание к живому языку и его диалектам, а не к древним памятникам письменности; отстаивание полного равноправия всех языков как объектов научного исследования. Все эти принципы определяют статус Казанской лингвистической школы как действительно научной общетеоретической школы европейской лингвистики, теоретической школы с прогрессивной исследовательской методикой. КЛШ является первой в мировой науке социально-психологической школой языкознания, исследовавшей кроме психической стороны также и социальную сторону языка. Развивая идею социальной сущности языка, казанские ученые ещё в XIX веке в качестве одного из основополагающих принципов считали признание равноправности всех языков, полную демократизацию объекта исследования, вели борьбу за необходимость изучения языков местных народов – татар, марийцев, чувашей и др. КЛШ обогатила мировую науку рядом новых исследовательских методов, в частности, экспериментальным фонетическим методом, методом относительной хронологии языковых явлений, статистическим методом, дав тем самым начало таким разделам языкознания, как экспериментальная фонетика, квантитативная лингвистика и др. Главное методическое решение ученых КЛШ – это разработка с позиций диалектики соотношения исторического (диахронического) и описательного (синхронического) изучения языка, языковой статики и динамики. Данный метод получил название «динамической синхронии». Новое поколение казанских лингвистов успешно продолжает традиции славной КЛШ, развивая все основные направления казанской лингвистики нового времени, такие как диалектология, экспериментальная фонетика, современный русский и татарский языки, история русского и татарского языков, лингвистическая типология, лингвокультурология, контактология и двуязычие, русская и татарская лингвография: научно-информационное обеспечение языкознания.
Арсений Смирнов
31 марта 2024
+1
322
2 комментария
республика татарстан г казань культурный дневник школьника, кфу
|
|
30 марта я побывал в ИФМК КФУ. Попробовал себя в роли студента, оказывается это очень интересно. Конечно не мог пройти мимо портретной выставке всеми нами знакомыми знаменитыми людьми.
Хочу рассказать вам о них. Семенович Макаренко родился 13 марта 1888 года в городе Белополье Харьковской губернии, в семье рабочего-маляра вагонных железнодорожных мастерских. Макаренко работал учителем. Стал широко известен в начале 1920-х годов, когда предложил решение проблемы беспризорников. До этого проблему беспризорников было поручено решить ВЧК, которая шла по проверенному пути создания детских колоний. В 1926-1928 годах Макаренко возглавлял трудовую колонию имени М.Горького, в 1927-1935 годах – детскую коммуну имени Ф.Дзержинского. В КФУ в 2014 году был создан центр Каюма Насыри - уникальный институт, который продвигает татарский язык как за пределами Татарстана, так и России. Это виртуальный институт, который пропагандирует татарский язык и татарскую культуру, а так же русский язык за рубежом доя наших соотечественников, для татар. Название в честь дореволюционного татарского просветителя Каюма Насырий было выбрано не случайно. Он считается первым преподователем-новометодиком татарского языка. Ему принадлежат фундаментальные разработки в грамматике татарского языка и в сопоставлении с другими тюркскими языками. В своих трудах выступал за чистоту татарского языка от турецких заимствований и был сторонником изучение русского языка татарскими детьми. Шигабутдин Марджани — татарский богослов, философ, историк, просветитель. Марджани также известен в качестве этнографа, археографа, востоковеда и педагога. Энциклопедичность его знаний можно сравнить с энциклопедизмом французских просветителей XVIII века — Дидро и Руссо. Марджани родился 16 января 1818 года в с. Ябынчи нынешнего Атнинского района Татарстана. Образование получил в медресе д. Ташкичу Казанского уезда.
Арсений Смирнов
31 марта 2024
+1
270
2 комментария
республика татарстан г казань культурный дневник школьника
|
|
Гуляя по Казани, сложно не попасть на улицу Баумана – уютную пешеходную зону, пересекающую центр города. Оказавшись там, вряд ли вы пройдете мимо аккуратного здания с классической лепниной на фасаде. Это Казанский большой драматический театр имени В. И. Качалова.
Это один из старейших театров России. Он назван в честь выдающегося русского актера В. И. Качалова, чье имя стало символом сценического мастерства и неистощимого творческого поиска. Это заведение с гордостью продолжает традиции русской сцены, внося в них свежий взгляд и новые интерпретации. Зрителей здесь ждет атмосфера классической драматургии. Они могут узнать больше о современных течениях в театральном искусстве и насладиться игрой талантливых актёров. Датой основания театра считается 1791 год. Тогда не чуждый искусству казанский губернатор С. М. Баратаев пригласил в Казань из Петербурга бывшего придворного артиста В. Р. Бобровского, чтобы тот руководил постановкой спектаклей. Но выступления прекратились в связи с кончиной Екатерины II в 1796 году. Вновь театр возник в Казани благодаря императору Павлу I. Когда тот посетил город в 1798 году, в честь него устроили пышный бал и показали пьесу, где играли крепостные актеры. Павлу I так понравилось выступление, что он разрешил владельцу труппы П. П. Есипову построить в Казани театра. Деревянное здание для представлений было построено уже после убийства императора – в 1802 году, но после пожара 1815 года сооружение продали и разобрали. Его заменило еще одно временное здание – и тоже сгорело. К середине XIX века решено было строить каменный театр. Его завершили в 1850 году. На этой сцене в разное время работали крупнейшие и известные деятели отечественного театра: Н. К. Милославский, П. М. Медведев, М. М. Бородай, Н. И. Собольщиков-Самарин, М. Г. Савина, П. А. Стрепетова, В. И. Живокини и др. Здание, в котором театр сейчас находится, построили в 1833 году, с тех пор оно не раз перестраивалось и приобрело окончательный вид только к 1914 году. После 1917 года театр получил статус государственного. В 1948 году его назвали в честь в честь выдающегося актера, мастера слова и театрального преподавателя Василия Ивановича Качалова. Казанский большой драматический театр имени В. И. Качалова продолжает развиваться. В его репертуаре есть и классические произведения, и современные пьесы. Часто труппа гастролирует в Москве и других крупнейших городах России. |
|
18 октября 2005 года Казанском академическом русском драматическом театре, с 1948 года носящем имя В. И. Качалова, открыт первый в России памятник великому русскому актеру Василию Качалову.
Бронзовую скульптуру установили в фойе -атриуме- бывшем внутреннем дворике театра, которое отныне будет именоваться "качаловским" фойе. Василий Качалов изображён в образе Чацкого. Бронзовая скульптура великого актера встречает гостей театра во внутреннем дворике здания на невысокой сцене-постаменте, окруженной бронзовыми розами. Автор памятника Качалову – казанский скульптор Асия Миннуллина. Великий драматический актер театра и кино Василий Иванович Качалов практически всю свою жизнь играл на сцене Московского художественного театра под руководством прославленного режиссера, теоретика и реформатора театра Константина Станиславского. Дебютировав в роли Берендея в сказке Островского «Снегурочка», Василий Качалов первые годы набирал опыта, играя эпизодические роли, но со временем начал все чаще дублировать самого Станиславского. Мэтр театрального искусства спустя пару лет вынужден был признать, что Качалов как актер превзошел своего учителя. Однако свою карьеру Василий Иванович начинал на казанских подмостках, и после смерти артиста в 1948 году его именем был назван Большой драматический театр в столице Татарстана. |
|
27 марта в гимназии №96 Вахитовского района города Казани прошла республиканская научно-практическая конференция "Петровские чтения", в которой я с удовольствием принял участие.
В гимназии №96 я не мог пройти мимо аллеи славы. Школа №96 открылась в 1957 году. Это было интересное время в истории нашей страны, время обретенной свободы, надежд, поисков. И первый директор школы Гученко В.Ф. вместе с педагогическим коллективом, а среди учителей были те, о ком и сегодня с восхищением вспоминают ученики, – математик Волжин Н.Н.,учитель русского языка Вигдорович Г.И., преподаватель французского языка Баскакова О.А., начинает искать. ![]() Пройдет совсем немного времени, и в Вахитовском районе появится школа с углубленным изучением отдельных предметов: математики, химии. Петрова Ирина Викторовна Петрова Ирина Викторовна продолжила творческий поиск Гученко В.Ф. по созданию «своей» школы. Директор Петрова И.В. обладала необыкновенной интуицией, необыкновенным упорством: в 80-ые годы она почувствовала, что перспективным через некоторое время станет направление, связанное с информационными технологиями. И Ирина Викторовна начала работу с КАИ. ![]() 1989 год, когда школа стала школой при Казанском авиационном институте имени А.Н. Туполева, можно назвать началом «золотого века» в истории школы №96, а школе было тогда только 32 года, коллектив школы был полон сил, четко видел цель – готовить для вуза своих студентов, эрудированных, грамотных, интеллигентных, творчески раскрепощенных. Работая рука об руку с ректором КАИ Дегтяревым Г.Л., Петрова И.В. никогда не забывала о плодотворном сотрудничестве «физиков» и «лириков». |