Автор блога: | Василий Семенов |
![]() |
Все рубрики (145) |
![]() |
Санкт-Петербург (32) |
![]() |
Г. Болгар (16) |
![]() |
Кинотеатры (3) |
![]() |
Театры (22) |
![]() |
Музеи (10) |
![]() |
Приветствие (1) |
![]() |
Библиотеки (1) |
![]() |
Суздаль (12) |
![]() |
Кронштадт (21) |
![]() |
Карелия (3) |
![]() |
Ораниенбаум (20) |
![]() |
Цирк (1) |
Рядом с Гостиным двором Суздаля есть еще одна церковь – Кресто-Никольская.
Она является скорбным памятником трагической эпидемии морового поветрия (так тогда называли эпидемию чумы), постигшей город в 40-е гг. 17 в. По старинной традиции, в разгар несчастья на этом месте (тогда здесь был оживленный дорожный перекресток) горожане отслужили молебен об избавлении от болезни, а после прекращения эпидемии соорудили деревянную часовню в честь животворящего Креста. В 1770 г. на месте часовни была возведена каменная церковь с приделом Николая Чудотворца. Отсюда такое необычное название храма. Архитектура церкви типична для особого суздальского стиля. Приземистый куб здания богато украшен барочными элементами. Крышу венчает один купол с крестом. Издалека церковь напоминает нарядный терем. У Кресто-Никольского храма, как и у каждой суздальской церкви, существует особенная черта - двухцветное оформление. Если смотреть на здание с разных улиц, то можно и не догадаться, что это один и тот же храм, так он различается по облику с противоположных сторон, связано это с перестройками, проводившимися в разные годы, под влиянием разных эпох. На улицу Ленина смотрит желтая часть, построенная на месте маленькой часовни. На желтой стене находятся беленые узорчатые карнизы и фронтоны. В 19 в. к храму были пристроены широкое трапезное помещение и колокольня со шпилем белого цвета, хорошо просматриваемые с улицы Старой и закрывающие для обзора более старую часть церкви. Прекрасный памятник церковной архитектуры со своей суровой, но реальной, историей...
Василий Семенов
16 ноября 2024
0
113
Нет комментариев
|
На Руси с древних времён существовала система «двух храмов», обусловленная климатическими условиях. Суть системы в том, что летом использовали «холодную» церковь — большую, каменную, без систем отопления, но с фресками. Осенью её запирали и до поздней весны оставляли в покое, чтобы в помещении был идеальный для сохранения изображений температурно-влажностный режим. Рядом находилось ещё одно церковное здание — «тёплое», зимнее. Летом его не использовали, но оно служило с осени по весну. Здесь были отопление и система сеней для температурного выравнивания воздуха внутри помещения.
Самая известная суздальская "пара храмов" — летняя Воскресенская и зимняя Казанская церкви - встречают всех на большой Торговой площади, ранее именно здесь начинался крестный ход в сторону Кремля. Воскресенская церковь построена в 1720 г. на месте сгоревшей деревянной церкви. Отличается простой и лаконичной архитектурой, лишённой какого-либо декоративного убранства (кроме парадного крыльца с арками и круглыми столбами и ажурного фриза из килевидных арочек). Казанская церковь была пристроена к Воскресенской (1739 г.) и неоднократно перестраивалась. В Казанской церкви интересен кружевной металлический гребень на коньке крыши — незатейливая по узору, но необычайно нарядная деталь, внесенная в скромную постройку народным искусством. Колокольня Воскресенской церкви, построенная одновременно с основным зданием, является главенствующим элементом всей Торговой площади. Первоначально она была невысокой. Позднее колокольню достраивали, придав ей схожесть с петербургской архитектурой (Петропавловский шпиль). Находясь на главной площади города, перед храмами, непроизвольно перемещаешься на столетие назад. Можно закрыть глаза, вдохнуть и представить... Как мимо вас идет бойко торговля, как едут лошади, везут товар, как бабушка продает платки... Ощущаешь историю, течение времени и энергетику места. Я восхищен этими местами, хочется возвращаться сюда не раз... Это место также запечатлено в фильме "Женитьба Бальзаминова". |
Гостиный двор 19 в. расположен в историческом сердце Суздаля на Торговой площади. С 12 до 19 в. здесь находились деревянные купеческие лавки, ремесленные мастерские столяров и плотников. Здесь продавали хлеб, зерно, муку, лен, фрукты и ягоды, рыбу, грибы, ткани и лоскуты для пошива одежды, гончарные изделия, инструменты для земледелия, лубочные товары. Нынешние здания торговых рядов были построены в 1806–1811 гг. по проекту губернского архитектора Алексея Вершинского, который решил взять за основу Гостиный двор, расположенный в г. Санкт-Петербурге, и стали первым городским сооружением в стиле ампир. Фасад украшен при помощи галереи с колоннадой, в свою очередь, состоящей из выполненных в классическом стиле парных колонн. Галерея служила для жителей города своеобразным бульваром или местом прогулок, где встречающиеся люди могли обмениваться последними новостями. Кстати, на этом месте снималась сцена из кинофильма "Женитьба Бальзаминова". Очень понравилось это легендарное, красивое место! Замечательная картинка из позапрошлого века, которую удалось сохранить, и восстановить её былой блеск и привлекательность для гостей города. |
В 1352 г. суздальско-нижегородским князем Борисом Константиновичем был основан Преображенский монастырь. Уже тогда он был обнесен деревянными стенами с башнями, превратившими его в крепость. После внесение в 1549 г. первого игумена монастыря Евфимия в список святых монастырь стал именоваться Спасо-Евфимиевым. Кирпичные стены и башни появились значительно позднее, в конце 16 – начале 17-го в. Свой нынешний уникальный облик они приобрели в 1670-1680-х гг.
Архимандрит этого монастыря Питирим стал Московским патриархом и крестил в 1672 году будущего императора Петра I. За 700 без малого лет история монастыря была чрезвычайно богата событиями. В 1923 г. он был закрыт государственными властями. В разные годы на территории монастыря находились тюрьма (самый знаменитый заключенный – Фридрих Паулюс, взятый в плен под Сталинградом), областная тракторная школа, лагерь для военнопленных, детская колония. Лишь в 1967 г. ансамбль Спасо-Евфимиева монастрыря был передан Владимиро-Суздальскому музею-заповеднику. В 2001-2008 гг. в нем проведены масштабные реставрационные работы. И в 2017 г. в Спасо-Евфимиевом монастыре возобновились богослужения. Сначала осмотрим этот монастырь снаружи. Впечатляют мощные крепостные стены с башнями. Общая протяжённость стен — около 1200 метров. В стенах прорезаны бойницы и машикули (отверстия для навесного боя). Все двенадцать башен снабжены бойницами для различных видов боя: дальнего, навесного и подошвенного. Самая высокая монастырская (проездная) башня имеет высоту 22 метра. Башня богато украшена декоративными элементами, в ее массивном основании проделаны две проездные арки. Сейчас здесь вход в музей. Купив билет, попадаем внутрь монастыря. За проездной башней открывается внутренний дворик и вид на Святые врата с Благовещенской надвратной церковью. Святые врата служили входом в монастырь до того, как были возведены каменные крепостные стены. В настоящее время в Благовещенской церкви размещается экспозиция «Дмитрий Пожарский — национальный герой». Дорожка от Святых врат ведет к основной части архитектурного ансамбля монастыря — Спасо-Преображенскому собору, звоннице и Успенской трапезной церкви. Спасо-Преображенский собор — главный храм Спасо-Евфимиева монастыря. Построен в 16-19 вв. на месте древней деревянной церкви Спаса Преображения, которую в 1507-1511 гг. сменила маленькая бесстолпная каменная Спасская церковь. В 1594 г. к этой церкви пристроили громадный четырехстолпный собор, рядом с которым прежняя церковь стала выглядеть как придел и была названа Евфимьевским приделом. Храм неоднократно достраивался и расширялся в течение всего времени своего существования. Уникальность Спасо-Преображенского собора заключается в сохранившейся до наших дней росписи стен. Фрески 17 в. покрывают полностью стены храма. Роспись была выполнена артелью костромских художников под руководством Гурия Никитина. Невероятная красота! В центральном куполе храма помещена традиционная для костромских мастеров композиция «Отечество». Обязательно нужно послушать хор монастыря. Небольшие концерты звучат в Спасо-Преображенском соборе каждые 20-30 минут в рабочее время экспозиции. Поют просто великолепно! Еще одно уникальное монастырское строение — звонница. Она состоит из нескольких построенных в разное время зданий. Самое древнее из них — девятигранная столпообразная церковь во имя Рождества Иоанна Предтечи (нач. 16 в.). Позднее (16—17 вв.) к ней была пристроена трёхпролетная галерея звонов. Церковь и галерея соединены башенкой-«часозвоней», где размещены часы с боем. В настоящее время звонница имеет 17 колоколов (колокола XVI в. не сохранились). Напротив звонницы находится Успенская трапезная церковь (1525 г.) с примыкающими к ней архимандритским корпусом. Успенская церковь выделяется своим высоким восьмигранным шатром, поставленным на ярусы кокошников. Два ряда кокошников придают сооружению пышность и торжественность. Территория монастыря большая, имеется ещё уютный парк с вековыми деревьями, где можно отдохнуть после продолжительной экскурсии, с беседкой. И рядом с парком - потрясающая маленькая часовня, посвященная национальному герою России Д.М. Пожарскому. Он был похоронен в апреле 1642 г. в Спасо-Евфимиевом монастыре в родовой усыпальнице князей Пожарских и Хованских . В 1885 г. над его могилой на народные пожертвования был сооружен памятник, разрушенный в 1933 г. 04.11.2009 г. открыт памятник-часовня, воссозданный по сохранившимся чертежам, обмерам и фотографиям, также на народные средства. В 2021 г. на фасаде установлена мозаичная икона "Спас на троне", выполненная по аналогии с мозаикой, существовавшей на первоначальном монументе, преподавателями и студентами Московского художественного института. На территории монастыря имеется много экспозиций на любой вкус - от золотых изделий до лоскутного шитья. Уже на выходе можно заглянуть в Аптекарский огород — фитомузей под открытым небом, где представлено большое количество лекарственных растений. Известно, что издавна в монастырях занимались выращиванием и сбором лекарственных растений. Это являлось даже одним из видов монашеского послушания. А при Иване Грозном была открыта Аптекарская Палата, преобразованная в 16 в. в Аптекарский приказ. Так появился Аптекарский огород и в Спасо-Евфимиевом монастыре. Спасо-Евфимиев монастырь - очень интересный музейный комплекс. Обязательно посетите это место, если будете в Суздале. Место впечатляет, погружает в атмосферу прошлого и позволяет получить много полезной информации. Напротив монастыря мы также можем увидеть еще один красивый храм с серыми куполами. Это Смоленская церковь. А рядом с ней находится Посадский дом, построенный на рубеже 17-18 вв., когда жилые каменные дома на посадах ещё считались большой роскошью. Тем он и ценен для историков. |
Далее мы подошли к двум шатровым ветряным мельницам из села Мошок Судогодского района (18 в.). В 18 - начале 20 вв. этот тип мельниц - восьмигранный сруб на четверике - был преобладающим во Владимирской губернии.
Для работы мельницы-шатровки ее верхнюю часть, шапку, поворачивают навстречу ветру при помощи рычага-воротила, состоящего из трех массивных жердей. Лопасти мельницы, начав вращаться, приводят в движение горизонтальный (маховой) вал. На него насажено большое колесо с кулаками, которое, цепляясь с цевками (выступами) горизонтальной шестерни, передает вращение ей. Горизонтальная шестерня укреплена на массивном вертикальном столбе-стояке, проходящем через все ярусы мельницы, который также начинает вращаться. Внизу при помощи системы шестерен вращательное движение стояка поступает в итоге на верхний жернов - бегун. Нижний, лежак, во время помола остается неподвижным. Из села Мошок привезли и амбар-лабаз 19 в. В таких типичных для Владимирской губернии постройках хранили продукты, зерно и хозяйственную утварь. В левой половине амбара воссоздана мастерская сельского плотника. Это ремесло было основным несельскохозяйственным занятием каждого мужчины. Амбары тщательно запирались. До наших дней сохранилось выражение «амбарный замок»: в правой половине амбара-лабаза расположена выставка замков и ключей. Чуть в стороне находится двухэтажный дом купцов Агаповых (2-я половина 18 в.). Типичный для зажиточного суздальского горожанина дом с каменным хозяйственным низом и деревянным жилым верхом. В доме располагалась экспозиция "Русское купечество: портрет в интерьере". На втором этаже в двух комнатах представлена обстановка богатого купеческого особняка. Гостиная. Слева - столик для рукоделия. Киот с иконами. Письменный стол купца. Старинные ворота дома купца Агапова. За ними виднеется церковь Бориса и Глеба, построенная в конце 17 в. И завершается наша прогулка по музею у кассы. Здесь находится ещё один жилой дом XIX века, изба-двойня с мезонином из села Тынцы Камешковского района. В нём расположены служебные помещения. И прямо у выхода - часовня-ротонда из деревни Бедрино Ковровского района 1880 г. постройки. За территорию музея, на берег реки Каменки, вынесены три амбара на сваях. Они были построены в селе Польцо Муромского района в 18 - 19 в. Здесь хранили зерно, а сваи помогали уберечь его от подмокания во время половодья. Музейный комплекс мне очень понравился! Очень интересно и познавательно! Деревянное зодчество восхищает! |
Обстановка следующего двухэтажного дома показывает, как в XIX веке жили во Владимирской области зажиточные крестьяне. Этот дом принадлежал крестьянину Кузовкину и был перевезен в Суздаль из села Лог Вязниковского района.
Двор - полностью крытая постройка с помещениями для скота - примыкает к дому по типу двурядной связи (двор параллелен дому), на дворе находится хозяйственный инвентарь, дрова, запасы корма для скота. Железная кровля, фабричные плуги, выездные санки свидетельствуют о влиянии городской культуры и достатке хозяина дома. На первом этаже - ткацкая светелка. Здесь трудились наемные работницы. Жилые помещение занимали второй этаж. Обстановка избы зажиточного крестьянина свидетельствует о проникновении элементов городского быта. Здесь керосиновая лампа-"молния" и часы-ходики, зеркало и швейная машинка американской фирмы "Зингер". Вместе с тем сохраняется традиционная планировка: встроенные лавки, полати, печь слева от двери, по диагонали от двери - "красный" угол с иконами. Спальное место обустроено кроватью. Это тоже веяние городской роскоши. Кровати начали появляться в сельских домах с конца XIX века. В более бедных домах спали на скамейках. Клеть - неотапливаемое помещение хозяйственного назначения. В темной части помещения стоят лари для зерна, муки. В светлой части находятся большие и маленькие сундуки с тканями и одеждой. Обилие утвари и сундуков указывает на социальное положение хозяина - зажиточного крестьянина. Сени - неотапливаемая часть дома - соединяет избу с клетью. Служили для хозяйственных нужд. Большие размеры позволяли в теплое время использовать сени как дополнительное жилое помещение. Следующим экспонатом, который привлек наше внимание, стал колёсный ступенчатый колодец из села Кольцово Селивановского района (сер. 19 в.). Колодцы такого типа назывались "ступальными". Сильный мужчина входил внутрь колеса, оборудованного ступенями, и раскручивал его, ступая как по лестнице. В колодец опускались большие бадьи, по 60 литров каждая. У колодца утром собирались хозяйки, чтобы набрать воды для дома и заодно поделиться последними новостями. Следующие экспонаты - овины-зерносушильни из села Никитино Селивановского района (19 в.). Двухъярусные постройки для сушки зерна перед молотьбой. Внизу в очаге разводился огонь, наверху на жерди-зерносушильни развешивались или раскладывались снопы. Об остальных постройках Музея деревянного зодчества в Суздале - в третьей части поста. Музей деревянного зодчества в Суздале. Третья часть. |
Великолепный музейный комплекс, в котором собраны старинные деревянные постройки со всей Владимирской области – избы, в которых представлен крестьянский быт, церкви, мельницы, сараи и амбары, большой колёсный колодец.
Жемчужина Музея деревянного зодчества - Преображенская церковь. Она была построена без единого гвоздя в 1756 г. в селе Козлятьево Кольчугинского района. Подобная многоярусность строения более близка северной деревянной архитектуре, из чего можно предположить, что в сооружении данной церкви принимали участие северные мастера. В 1965 г. церковь разобрали и перевезли в Суздаль, после чего еще около 5 лет реставрировали и собирали. Далее находится Воскресенская церковь. Это памятник архитектуры 18 в. В 1960-1970 гг. перевезена в Суздаль из с. Патакино Камешковского района Владимирской области. В 2004 г. подверглась капитальной реставрации, включающей полную переборку сруба. В церкви восстановлен интерьер с характерным для сельского храма небольшим иконостасом. Церковь состоит из пяти частей, вытянутых по горизонтали: крыльца, колокольни с помещением под ней, трапезной, основного объема и алтаря. Очень популярная планировка для Руси, носит название "корабль", символизируя спасительный Ноев ковчег. Церковь выглядит одновременно нарядной и в тоже время скромной. Храм вновь освящен 29.09.2005 г., действующий, время от времени в нем проводятся богослужения. Вправо от храмов уходит сельская улица с деревянным тротуаром, по ней мы и продолжили свой маршрут. Здесь стоят два дома: крестьянина-середняка и зажиточного крестьянина. Чуть левее от домов - колёсный колодец. Рассмотрели сначала снаружи дом крестьянина среднего достатка из села Илькино Меленковского района (19 в.). Фасад украшен старинной глухой "корабельной" резьбой". Дом состоит из трех частей: двора, клети и избы. Зайдя в дом, ознакомились с интерьером крестьянского жилища той поры. Двор - комплекс подсобных хозяйственных построек. Примыкает к двору по типу двурядной связи (дом параллелен двору), частично крут односкатной крышей. На дворе находятся помещения для скота (за домом), хранится хозяйственный инвентарь (борона, соха, телега, льномялка и др.), дрова и запасы корма для скота. Среди экспонатов, представленных на хозяйственном дворе, - снопы льна. Лён кормил и одевал людей, даже самые бедные крестьяне его обязательно выращивали. Клеть - неотапливаемое помещение полуживого, полухозяйственного назначения. Служила кладовой для хранения имущества и некоторых запасов продуктов. Летом использовалась как дополнительное жилое помещение. Изба - жилая часть крестьянского дома. Характерным для интерьера избы является наличие встроенной мебели, которая рубилась вместе с домом: лавки, полати (настил над дверью, где спали дети), полки. Подвижной мебели мало: скамья, стол. Главный элемент интерьера - печь. Пространство между печью и фасадной стеной - бабий кут или бабий угол. По диагонали от печи - "красный угол", украшенный иконами. Лавка справа от двери - "коник", где спал, хранил инструменты, работал хозяин. От коника до "красного" угла шла "бабья лавка", на которой сидели крестьянки за работой. Около неё подвешивали люльку. Стол перед "красным" углом. На столе постоянно лежал каравай хлеба и стояла солонка с солью. В старину говорили: "Без соли невкусно, без хлеба несытно". Небольшое количество покупных фабричных изделий (зеркало, самовар) указывает на определенный достаток хозяина. После дома крестьянина среднего достатка мы продолжили дальше своё знакомство с музейным комплексом, направляясь к дому зажиточного крестьянина. О нем и других постройках Музея деревянного зодчества в Суздале - во второй части поста. Музей деревянного зодчества в Суздале. Вторая часть. |
Главная достопримечательность Покровского монастыря - Покровский собор. Он строился в 1510—1518 гг. на месте деревянного храма. Сам собор очень красив. Арки крыльца и галереи придают ему особенную неповторимость. Декоративное убранство самого собора довольно сдержанно.
Собор стоит на высоком цоколе, снаружи обнесен каменной галереей в два этажа. По сторонам крыльца хорошо виден высокий подклет в цоколе, где располагается усыпальница Покровского собора - место погребения известных пострижениц. С северо-запада от собора стоит шатровая колокольня. Ее нижняя часть относится к 1515 году. Позднее, в XVII веке, чтобы соответствовать стоящему рядом огромному собору, она была надстроена арочным ярусом и завершена высоким острым шатром. В XVIII веке собор соединили с колокольней крытой галереей. Сразу за Покровским собором видна Зачатьевская церковь постройки 1551 года. Она была построена при Иване Грозном на месте деревянной церкви. Зачатьевская церковь - это зимняя церковь, она соединена с Трапезной палатой. Поэтому она носит название "Трапезная церковь зачатия праведной Анной Пресвятой Богородицы". Церковь абсолютно отличается от других монастырских построек. Она выполнена с учетом западных традиций (по разным источникам, в польском или западноевропейском стиле). Осмотрев территорию мы отправились на выход. Но тут обнаружили информационный стенд. Он гласил, что в этом месте находилась особая келья, в которой жила царица Евдокия. Сама келья, к сожалению, не сохранилась. Выйдя из монастыря, мы обратили внимание на еще две церкви - Петропавловскую (построена в 1694 г.) и небольшую по размеру Никольскую (построена в 1712 г., это первая «теплая» церковь в Суздале). Мы хотели в них зайти, но калитка была заперта. Церкви построены прямо напротив Святых врат с учетом всего ансамбля Покровского монастыря. Когда-то эти храмы были полны прихожан, поскольку в Покровский монастырь, тем более, с такими значимыми его царскими узницами, доступа простым прихожанам не было. Покровский монастырь очень примечателен своей богатой историей. Здесь интересно рассматривать памятники старины, представлять события и жизнь людей, свидетелями которых они были. Интересно там и просто погулять. |
Покровский монастырь был основан в Суздале в 1364 году на правом, низком берегу реки Каменки суздальским князем Андреем Константиновичем. Со смотровой площадки возле Спасо-Евфимьева монастыря виден как на ладони. Изначально постройки обители были деревянными. До наших дней дошли уже более поздние строения, относящиеся к XVI веку. Здесь на протяжении столетий проживали сосланные на постриг царицы, княгини, дворянки. Главным входом в Покровский монастырь служат Святые ворота, которые появились благодаря великому князю Василию III в 1515 году. Это одно из самых ранних сооружений в Покровском монастыре. В верхней части ворот размещена надвратная Благовещенская церковь. Напротив основного входа в монастырь размещен информационный стенд для посетителей. Его содержание повествует об истории монастыря, о Соломонии Сабуровой и о других его узницах. Пройдя немножко по дорожке в направлении от входа можно подойти к Приказной избе. Это очень редкий памятник гражданского зодчества начала XVIII века. Здесь раньше были бухгалтерия и архив монастыря. На территории монастыря находятся аккуратные ухоженные избы-кельи, где как пчелки трудятся монахини. В одной из таких изб находится кафе, где можно не только отведать монастырскую выпечку, но и полноценно пообедать. Здесь же продаются различные сувениры. Остальные достопримечательности Покровского монастыря будут рассмотрены в следующем посте. Достопримечательности Покровского монастыря в Суздале |
Дмитрий Михайлович Пожарский - национальный герой, который вместе с Кузьмой Мининым возглавил народное ополчение в Смутное время и освободил Москву от польско-литовской интервенции в 1612 году. Всем известен памятник Минину и Пожарскому на Красной площади в Москве. А в Суздале, в сквере у стен Спасо-Евфимиевого монастыря, стоит памятник одному Пожарскому, без Минина, потому что здесь Пожарский захоронен (в Спасо-Евфимиевом монастыре находится семейная усыпальница князей Пожарских). Могила князя несколько раз утрачивалась и восстанавливалась. Первый раз была утрачена в 18 веке, при проведении монастырской реформы. Во время посещения Великими князьями Спасо-Евфимиева монастыря в 1850 году им показали место, где по преданиям прежде стояла усыпальница Пожарских. В Суздаль был командирован известный ученый-археолог граф А.С.Уваров, который смог найти усыпальницу и идентифицировать захоронение самого Дмитрия Михайловича. По стране был объявлен сбор средств на сооружение памятника герою. В конце 19 века поставили мавзолей из белого итальянского мрамора, но простоял он недолго. В 1923 году Спасо-Евфимиев монастырь как действующий был закрыт. В его зданиях разместился Политизолятор. В марте 1933 года мавзолей был разобран. Героев народного ополчения вспомнили в годы Великой Отечественной войны. Чтобы поднять патриотический дух, во время парада на Красной площади 7 ноября 1941 года главнокомандующий И.В.Сталин назвал имя Пожарского среди других великих полководцев, чьи образы были призваны вдохновлять советских воинов на борьбу с фашизмом. И после Великой Победы, в 1955 году, в Суздале, у стен Спасо-Евфимиевского монастыря, Дмитрию Михайловичу был установлен памятник. Автором бюста является народный художник СССР Заир Исакович Азгур. Архитектор проекта - Григорий Алексеевич Захаров. Полутораметровый бюст Пожарского, выполненный из бронзы, водружен на гранитный постамент. Именем Пожарского названа и расположенная рядом суздальская улица. В 2009 году был воссоздан по сохранившимся старинным чертежам и фотографиям и торжественно открыт в присутствии Президента РФ Д.М.Медведева мавзолей-усыпальница. Вы можете увидеть мавзолей и поклониться могиле национального героя во время экскурсии по Спасо-Евфимиеву монастырю в Суздале. Приезжайте! А для тех, кто до Суздаля ещё не доехал, я и дальше буду делиться знаниями об истории этого удивительного города! |