ГлавнаяБЛОГИКультурная жизнь Василины.

Новые записи
«Культурная суббота. Краеведение»
«Культурная суббота. Краеведение»
23 июня 2025 - Полина Алексеева 0 0
Новый театр Камала
Новый театр Камала
29 мая 2025 - Яков Косушкин 1 +1
Театр Качалова
Театр Качалова
16 мая 2025 - Полковников Егор 1 +1
Полковников Егор
Театр Качалова
16 мая 2025 - Полковников Егор 0 0
«В лесу прифронтовом!»
«В лесу прифронтовом!»
12 мая 2025 - Асель Закирова 1 +1
Школа. 80-летие Победы.
Школа. 80-летие Победы.
12 мая 2025 - Асель Закирова 1 +1
Мой прадед и прабабушка
Мой прадед и прабабушка
11 мая 2025 - Асель Закирова 0 0
История Войны.
История Войны.
11 мая 2025 - Асель Закирова 0 0
80-летие Победы!
80-летие Победы!
11 мая 2025 - Асель Закирова 0 0
Волшебное дерево
Волшебное дерево
11 мая 2025 - Полина Алексеева 0 0
Царевдвор
Царевдвор
11 мая 2025 - Полина Алексеева 0 0
Сказочная набережная
Сказочная набережная
11 мая 2025 - Полина Алексеева 0 0
Музей Верховного суда Республики Татарстан
Музей Верховного суда Республики Татарстан
11 мая 2025 - Полина Алексеева 0 0
Музей Елабужского городского суда
Музей Елабужского городского суда
11 мая 2025 - Полина Алексеева 0 0
Конкурс «Великой Победе – 80!»
Конкурс «Великой Победе – 80!»
11 мая 2025 - Полина Алексеева 0 0
По зеленым холмам океанам
По зеленым холмам океанам
11 мая 2025 - Полина Алексеева 0 0
Полина Алексеева
По зеленым холмам океанам
11 мая 2025 - Полина Алексеева 0 0
День Победы!
День Победы!
11 мая 2025 - Диана Назарова. 0 0
Мой прадед!
Мой прадед!
11 мая 2025 - Асель Закирова 0 0
80-летие Победы!
80-летие Победы!
11 мая 2025 - Асель Закирова 0 0
+1968 RSS-лента RSS-лента

Культурная жизнь Василины.

Автор блога: Василина Кузнецова
Осенние каникулы в Москве
Храм Святого Великомученика Георгия Победоносца в Старых Лучниках
Первое упоминание о храме относится к 1460 года, когда на месте храма стоял другой, маленький и деревянный. В истории сохранились разные названия того места, где был построен храм — «в Лужниках», «в Лужках», «в Лучниках».
Храм Святого Великомученика Георгия Победоносца в Старых Лучниках

В 1657 году в «Сторельной книге впервые упоминается каменная Георгиевская церковь.
В 17 веке на месте деревянной церкви на средства купца Гаврилы Никитича Романова был возведён двухэтажный каменный храм и колокольня, соединённая с храмом галереей — гульбищем. В 1693 году главный, нижний, храм был освящён Патриархом Московским и всея Руси Адрианом во имя святого великомученика Георгия Победоносца, а верхний — в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Отстоящая от храма колокольня, этого же времени, была соединена с ним галереей — гульбищем.
Храм Святого Великомученика Георгия Победоносца в Старых Лучниках

За свою многовековую историю храм св. Георгия претерпел много бед и лишений. Во время французского нашествия и пожара в Москве 1812 года он горел, но уцелел и был мало разграблен. В последующие 1825-29 годы храм был отремонтирован и заново расписан, а иконостас вызолочен. В 1862 году храм приобрёл современный вид.
Храм Святого Великомученика Георгия Победоносца в Старых Лучниках

В 1932 году храм был закрыт и находился в ведении НКВД. Были утрачены шатёр колокольни, завершение храма, главы над приделами, ограда с воротами. До полной неузнаваемости перестроен фасад паперти с западной стороны, выходящей к Политехническому музею, заложены проёмы звона колокольни, пробито несколько новых проёмов, заложен западный, главный вход. Сначала в храме располагалось общежитие НКВД, а потом обувная мастерская КГБ.
За полвека здание храма не ремонтировалось и к середине 1980-х годов пришло в тяжёлое аварийное состояние. Здание церкви было изуродовано до такой степени, что проходящие мимо люди не узнавали в нём православный храм. Так оно и стояло заброшенным, пока в 1993 году не было передано Русской Православной Церкви. В том же 1993 году образована православная община и начаты ремонтно-восстановительные работы.
Храм Святого Великомученика Георгия Победоносца в Старых Лучниках

В 1996 году возобновлены регулярные богослужения в правом приделе преп. Феодора Сикеота.
Осенью 1997 года впервые зазвучал перезвон с колокольни храма, на которой установили набор колоколов Каменск-Уральского литья. На храме, до того обезглавленном, в 2000 году был водружён вызолоченный крест — точная копия исторического креста.
В 2001 году завершены работы по реставрации верхнего храма в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, и возведён величественный и великолепный иконостас. Здесь и стали совершаться регулярные богослужения. А в 2005 году были закончены работы по восстановлению главного алтаря храма и возведению Георгиевского иконостаса.
Памятник Патриарху Ермогену
Памятник Патриарху Гермогену открыли в Александровском саду 25 мая 2013 года. Открытие монумента состоялось в день 100-летия прославления святителя Гермогена. Освящение памятника совершил Святейший Патриарх Кирилл. Патриарх не просто церковный деятель того времени, но и духовный лидер россиян.
Памятник Патриарху Ермогену

Священномученик Ермоген (Гермоген), Патриарх Московский и всея Руси, родился около 1530 г. Первые достоверные известия о жизни святителя относятся ко времени его служения священником в Казани в конце 70-х одов. 16 века. Был он одним из главных участников обретения 8 июля 1579 г. чудотворной Казанской иконы Божией Матери. В 1587 году был пострижен в монашество с именем Ермоген. Вскоре стал архимандритом казанского в честь Преображения Господня мужского монастыря.
Памятник Патриарху Ермогену

В 1592 г. из Москвы в Свияжск были перенесены мощи Казанского святителя Германа. В 1594 г. митрополит Ермоген составил службу Божией Матери в честь иконы Ее , а также «Сказание о явлении Казанской иконы Божией Матери и совершившихся от нее чудесных исцелениях». В 1595 г. при участии святителя были обретены нетленные мощи казанских чудотворцев: святителей Гурия, первого архиепископа Казанского, и Варсонофия, епископа Тверского.
3 июля 1606 г. в Москве Собором русских иерархов святитель Ермоген был поставлен Патриархом Московским и всея Руси.
Памятник Патриарху Ермогену

Патриаршество святителя Ермогена пришлось на Смутное время. Своей деятельностью он внес весомый вклад в сохранение Православной Церкви и государственности в России. С декабря 1610 года Патриарх, находясь в заключении, рассылал по городам грамоты с призывом к борьбе с польской интервенцией. Бескомпромиссная позиция Патриарха стала причиной репрессий против него и 17 февраля 1612 года находясь в заключении он мученически скончался от голода и жажды.
Памятник Патриарху Ермогену
Музей Московского Кремля - Патриаршие палаты с церковью Двенадцати апостолов
Патриаршие палаты — редкий и один из лучших памятников гражданского зодчества Москвы середины 17 века. Палаты были возведены по указу патриарха Никона в 1653—1655 годах русскими мастерами на месте более древних сооружений. Первый этаж дворца занимали хозяйственные службы, третий — личные покои патриарха. На втором этаже располагались парадные помещения. Главное среди них — Крестовая или Мироваренная палата, где проходили заседания Священного Собора, устраивались пиры в честь царя и иноземных гостей. В 18—19 веках в Патриарших палатах находилась Московская Синодальная контора.
Музей Московского Кремля - Патриаршие палаты с церковью Двенадцати апостолов

Музей Московского Кремля - Патриаршие палаты с церковью Двенадцати апостолов

Сегодня на втором этаже Патриарших палат располагается музейная экспозиция. Она посвящена русской культуре 17 века. В музее представлены драгоценная посуда, ювелирные украшения, предметы царской охоты, старинная мебель, памятники лицевого и орнаментального шитья. В домовой церкви Двенадцати апостолов особый интерес представляет резной золоченый иконостас рубежа 17—18 веков. В церкви также размещена выставка икон, рассказывающая об эволюции иконописи на протяжении всего столетия.
Музей Московского Кремля - Патриаршие палаты с церковью Двенадцати апостолов

Музей Московского Кремля - Патриаршие палаты с церковью Двенадцати апостолов

Музей Московского Кремля - Патриаршие палаты с церковью Двенадцати апостолов

Этот музей разделен на несколько залов:
Крестовая палата
Сразу попадаем в Крестовую палату , это был парадный приёмный зал патриаршего дома. Огромный зал, площадью 280 квадратных метров перекрыт высоким сводом без обычной опоры в центре. Использовалась палата как зал для торжественных приёмов, здесь заседали церковные соборы, патриарх принимал царя, устраивал праздничные обеды. В 18 веке в Крестовой палате была возведена печь для варки церковного масла миро. Отсюда её второе название – Мироваренная. Рядом с печью сегодня можно увидеть серебряные сосуды для миро , это дары императоров Павла I и Николая II.
Музей Московского Кремля - Патриаршие палаты с церковью Двенадцати апостолов

Музей Московского Кремля - Патриаршие палаты с церковью Двенадцати апостолов

Музей Московского Кремля - Патриаршие палаты с церковью Двенадцати апостолов

Музей Московского Кремля - Патриаршие палаты с церковью Двенадцати апостолов

В музейных витринах художественные изделия 17 века, которые входили в состав патриаршей и царской казны. Высочайшую технику золотых и серебряных дел мастеров позволяет по достоинству оценить богатая коллекция древнерусской посуды. В ней представлены различные по размеру блюда и тарели, стопы и стаканы, чарки и корчики, а также широко распространенные в 17 веке ковши и братины. Печь для приготовления церковного масла миро, была установлена в палате в 1763 году. В 19 веке над ней была воздвигнута деревянная резная сень с вытяжкой. Мироваренная печь сделана в форме креста, облицована натуральным и искусственным мрамором. Внутри три котла для приготовления миро.
Музей Московского Кремля - Патриаршие палаты с церковью Двенадцати апостолов

Музей Московского Кремля - Патриаршие палаты с церковью Двенадцати апостолов

Музей Московского Кремля - Патриаршие палаты с церковью Двенадцати апостолов

Музей Московского Кремля - Патриаршие палаты с церковью Двенадцати апостолов

В экспозиции можно увидеть 16 серебряных сосудов для миро, исполненные в память о присутствии на церемонии мироварения императоров Павла I и Николая II.
Трапезная
В пяти витринах Трапезной Патриарших палат представлена коллекция русского художественного шитья конца 16–17 веков, отражающая два его основных направления, лицевое шитьё и орнаментальное
Музей Московского Кремля - Патриаршие палаты с церковью Двенадцати апостолов

Музей Московского Кремля - Патриаршие палаты с церковью Двенадцати апостолов

Церковь Двенадцати апостолов
Домовый храм патриарха Никона был построен в ансамбле парадных помещений патриаршего дворца к концу 1655 года. При патриархе Иоакиме церковь была перестроена, заново расписана и освящена 13 сентября 1681 года во имя святых Двенадцати апостолов. В новом иконостасе церкви над верхним ярусом икон поставили распятие, считается что это было сделано впервые в истории русского православия.
Музей Московского Кремля - Патриаршие палаты с церковью Двенадцати апостолов

Музей Московского Кремля - Патриаршие палаты с церковью Двенадцати апостолов

Музей Московского Кремля - Патриаршие палаты с церковью Двенадцати апостолов

В 1722–1724 годах церковь разделили деревянным настилом на два этажа, и на верхнем, разместили патриаршую библиотеку. В изменившую свой облик церковь Двенадцати апостолов поставили новый резной золочёный иконостас, стены церкви и Трапезной по свежей штукатурке расписал маслом Пётр Жеребцов.
В середине 19 века деревянный настил был снят. Стены храма и Трапезной снова расписали маслом, установили резной иконостас на всю высоту церкви.
Музей Московского Кремля - Патриаршие палаты с церковью Двенадцати апостолов

Музей Московского Кремля - Патриаршие палаты с церковью Двенадцати апостолов

Музей Московского Кремля - Патриаршие палаты с церковью Двенадцати апостолов

В начале 20 века церковь Двенадцати апостолов, Трапезную и Мироваренную палаты вновь расписали масляной живописью по свежей штукатурке. В 1929 году в домовой церкви установили иконостас, перенесенный из Вознесенского собора, Вознесенского монастыря Кремля. В 1978 году в центральном барабане церкви Двенадцати апостолов была раскрыта живопись последней четверти 17века, а в 1998 году над престолом собрана шатровая золоченая сень.
Сегодня в церкви Двенадцати апостолов расположена экспозиция иконописи 17 века.
Приказные палаты.
В помещениях приказных палат экспозиция воспроизводит обстановку жилой комнаты.
Три выставленные здесь сундука интересны каждый по-своему. Один обит мехом нерпы, другой расписан по высокорельефному литью, третий изготовлен из ароматного кипариса и украшен резьбой со сценами охоты. На таких сундуках, как кипарисовый, часто спали, на них клали хлопчатобумажный или кожаный тюфяк, сверху пуховик, покрытый чёрной или красной наволочкой.
Музей Московского Кремля - Патриаршие палаты с церковью Двенадцати апостолов

Музей Московского Кремля - Патриаршие палаты с церковью Двенадцати апостолов

До конца 17 века стулья и кресла считались на Руси почётной мебелью. Их украшали изумительной резьбой, иногда сквозной, росписью и золочением, сиденья и спинки обивали узорными бархатами, цветными кожами с тиснением. Как пишет И. Забелин, стулья «были гостями в царских хоромах до Петра Великого. Во дворце кресло подавали одному только государю и лицам царского семейства, а из посторонних только патриарху».
Музей Московского Кремля - Патриаршие палаты с церковью Двенадцати апостолов

Музей Московского Кремля - Патриаршие палаты с церковью Двенадцати апостолов

Непременной принадлежностью русского дома того времени были иконы, которые располагались в пристенных иконостасах или в «красном углу». Особое место в интерьере «жилой комнаты» занимает изразцовая печь. Печи служили не только для обогрева, облицованные расписными изразцами, они украшали помещения.
Музей Московского Кремля - Патриаршие палаты с церковью Двенадцати апостолов

Очень интересный интерьер кабинета, на письменном столе можно увидеть подсвечник, чернильный прибор с подставкой под перья, песочницу, очки, указку. А также часы и обязательные атрибуты богатого дома - глобус, шахматы, книги, слюдяной фонарь. Маленький сундук-ларец, украшенный полосами просечного олова, служил для хранения книг и бумаг. Такие ларцы имели разную форму и часто снабжались ручкой для переноски. Большие кованые сундуки с массивными замками заключали в себе казну или иные ценности.
Экспозиция "Клады и древности Московского Кремля"
Можно сказать, что на эту выставку мы попали случайно, прячась от дождя. Оказывается в Благовещенском соборе есть подклет. Подклет Благовещенского собора — уникальный памятник раннемосковской архитектуры. Он был выстроен как нижняя часть личного, домового храма великих московских князей конца 14 века. В 1416 году Благовещенский собор разобрали. Но не целиком, а до подклета, на котором возвели новый собор. Во второй половине 15века и этот храм еще раз разобрали до подклета, и в 1484–1489 годах построили современное здание собора, которое приобрело свой окончательный облик в 16 веке, во времена правления царя Ивана Грозного.
Экспозиция "Клады и древности Московского Кремля"

Сегодня подклет Благовещенского собора является одним из двух самых древних памятников раннемосковской архитектуры. Второй — церковь Рождества Богоматери конца 14 века, — также находится в Кремле. Эти сооружения — единственно реальные, доступные непосредственному изучению памятники архитектуры Москвы 14 века. Подклет представляет собой квадратное в плане помещение под центральной частью собора. Он выстроен из небольших блоков белого камня. Массивный столб в центре подклета несет низкие арки и опирающиеся на них коробовые своды. Изучение подклета Благовещенского собора позволило предположительно реконструировать саму церковь 14 века.
Экспозиция "Клады и древности Московского Кремля"

Поэтому открытие в этом уникальном памятнике архитектуры экспозиции «Клады и древности Московского Кремля» имеет свое историческое оправдание.
Вход в подклет собора в настоящее время осуществляется через проём, пробитый в его северной белокаменной стене в 19 веке.
В марте 2012 года в подклете Благовещенского собора состоялась презентация новой археологической экспозиции музея.
Экспозиция "Клады и древности Московского Кремля"

В состав экспозиции «Клады и древности Московского Кремля» включены памятники, непосредственно найденные при археологических раскопках на территории Московского Кремля или связанные с историей существовавших когда-то сокровищниц российских государей, знати, монастырей. Экспозиция построена по тематическим разделам. Одним из наиболее ценных является раздел, посвященный памятникам ювелирного искусства 12–13 веков. Около 250 экспонатов составляют редчайшую группу предметов, найденных в ходе археологических раскопок и в составе кладов на территории Кремля. Среди них серебряные ювелирные украшения, культовые и редчайшие бытовые предметы византийского и русского домонгольского искусства.
Экспозиция "Клады и древности Московского Кремля"

В экспозиции представлено оружие и воинское снаряжение 12–16 веков. Раздел, посвященный денежным слиткам и монетам 11–17I веков, включает редкие памятники нумизматики. Экспонаты дают посетителю яркое представление о составе кремлёвских сокровищниц, об облике денег в разные исторические периоды. Завершает экспозицию раздел «Клады монет 14–17I веков». Памятники этого раздела рассказывают о некоторых подлинных кладах старинных монет и платежных слитков, которые были найдены на территории Московского Кремля.
Экспозиция "Клады и древности Московского Кремля"

Открытие экспозиции «Клады и древности Московского Кремля» стало значительным событием в культурной жизни столицы. Она дает многогранное и яркое представление о Кремле как крепости, центре политической и культурной жизни страны, знакомит посетителя с ценнейшими кремлевскими коллекциями, история которых уходит в глубину веков.
Музей Московского Кремля - Успенский собор
Строгий, монументальный, златоглавый, белокаменный Успенский собор царит над окружающими его дворцами и храмами на Соборной площади Кремля. Собор был возведен в 1479 году по указу великого князя московского Ивана III специально приглашенным итальянским архитектором Аристотелем Фиораванти. Посвящен храм Успению Богородицы.
Музей Московского Кремля - Успенский собор

Музей Московского Кремля - Успенский собор

Музей Московского Кремля - Успенский собор

Музей Московского Кремля - Успенский собор

На протяжении шести столетий храм был государственным и культовым центром России: здесь поставляли великих князей, венчали на царство, короновали императоров. В Успенском соборе возводили в сан епископов, митрополитов и патриархов, оглашали государственные акты, служили молебны перед военными походами и в честь побед. В 14 – 17 веках Успенский собор являлся усыпальницей глав русской церкви – митрополитов и патриархов. Здесь в драгоценных раках покоится прах московских чудотворцев Петра, Ионы, Филиппа II и Гермогена.
Музей Московского Кремля - Успенский собор

Музей Московского Кремля - Успенский собор

Музей Московского Кремля - Успенский собор

Музей Московского Кремля - Успенский собор

После революции 1917 года Успенский собор был превращен в музей. Создавая экспозицию храма, сотрудники постарались максимально сохранить его интерьер. Благодаря постоянным реставрационным работам практически все иконы и росписи были раскрыты из-под поздних записей. С 1990 года в соборе возобновилось богослужение.
Аристотель Фиораванти довольно точно повторил образец - Успенский собор во Владимире, - древний храм 12 века, но создал принципиально новое по своей архитектуре сооружение. Собор выложен из небольших блоков белого камня. Собор поразил современников величеством и высотою, и светлостью и пространством.
Музей Московского Кремля - Успенский собор

Музей Московского Кремля - Успенский собор

Музей Московского Кремля - Успенский собор

Музей Московского Кремля - Успенский собор

Торжественное назначение Успенского собора определило особое внимание к убранству его интерьера. Стенопись собора, многочисленные иконы и разнообразная утварь являются произведениями искусства мирового значения.
Перед иконостасом стоят моленные места царя, царицы и патриарха. Наиболее интересно царское моленное место. В юго-западном углу возвышается ажурный бронзовый шатер для хранения священных реликвий.
Музей Московского Кремля - Успенский собор

Музей Московского Кремля - Успенский собор

Музей Московского Кремля - Успенский собор

Иконостас Успенского собора был украшен серебряным золоченым окладом, который не сохранился до наших дней. Во время наполеоновского нашествия 1812 года он был похищен неприятелем и воссоздан вновь по уцелевшим фрагментам при реставрации иконостаса в 1813 и 1882 годах. Иконы были промыты и вновь прописаны и покрыты олифой в 1852 году. Однако и в таком виде иконостас и поныне производит величественное впечатление.
Музей Московского Кремля - Успенский собор

Музей Московского Кремля - Успенский собор

Музей Московского Кремля - Успенский собор
Грановитая палата Московского Кремля
Спасибо Саше, он показал нам интересный объект архитектурного ансамбля Московского Кремля. Поэтому мы были подготовлены и провели сами себе экскурсию, ведь попасть в эту палату очень сложно и дорого.
Грановитая палата строилась в конце 15 столетия, с 1487 по 1491 год под руководством итальянских архитекторов. По древне-русским представлениям эта постройка просто чудо каменной архитектуры. Главный фасад постройки выходит на Соборную площадь, где проходили встречи послов и торжественные шествия. Фасад был украшен по европейскому образцу, белым камнем, тесаным на четыре грани. Именно из-за этого камня на фасаде появилось название постройки — Грановитая палата.
Грановитая палата Московского Кремля

Грановитая палата Московского Кремля

Грановитая палата была тронным залом русского государства и все важные события русского государства проходили здесь, в ней принимали послов, давали в их честь обеды, праздновали победы. В Грановитую палату вела лестница, которая именовалась Красным крыльцом.
Постройка двухэтажная. На втором этаже расположен Парадный тронный зал русских государей. Здесь принимали иностранных послов, обсуждали самые важные государственные вопросы, устраивали пиры по случаю приезда иностранных гостей, отмечали значимые военные победы. Здесь Иван Грозный праздновал победу над Казанским ханством, а Петр Первый над шведами в Полтавской битве. Зал был предназначен для самых важных церемоний и стены его видели всех правителей русского государства.
Грановитая палата Московского Кремля

Грановитая палата Московского Кремля

Древние росписи не сохранились. Те, что можно увидеть сегодня, выполнены в конце 19 века перед коронацией Александра III. Сюжеты росписей взяты из библии, есть иллюстрации из древнерусской литературы, а также изображены и реальные исторические персонажи.
В Грановитой палате каждая деталь имеет свой смысл. Здесь нет ничего лишнего и случайного. Рельефы, которые расположены на столбе в центре зала, представляют фигурки животных, которые характеризуют правителей. Каждое из животных олицетворяет добродетель, которой обладает правитель. Грановитая палата украшенная росписями, прекрасно вписалась в русскую традицию. Ее стены заполнены библейскими сюжетами, в том числе изображение истории о библейских царях Давиде и Соломоне.
Грановитая палата Московского Кремля

Грановитая палата Московского Кремля

Грановитая палата известна всему миру. Торжества в ней освещала не только российская, но и мировая печать. Еще в 1855 году лондонская «Times» извещала о коронации Александра II. Выставленные богатства, золото, серебро и драгоценные камни поражали гостей и вряд ли, кто из них видел когда-нибудь такое великолепие.
Грановитая палата Московского Кремля
Музей Московского Кремля - Церковь Ризоположения
Особое место в архитектурном ансамбле Соборной площади занимает церковь Положения ризы Пресвятой Богородицы. Основанный в 15 столетии храм был назван в честь праздника Положения ризы Пресвятой Богородицы. Иконостас и настенная живопись небольшого уютного храма составляют единый художественный ансамбль. На галерее храма размещена постоянная выставка русской деревянной скульптуры. Памятников этого вида искусства сохранилось немного, и каждый из них представляет большой интерес и ценность.
Музей Московского Кремля - Церковь Ризоположения

Музей Московского Кремля - Церковь Ризоположения

Храм, сохранившийся до нашего времени, был заложен митрополитом Геронтием в 1484 году. Относительно даты возведения храма-предшественника единого мнения у историков нет. До середины 15 столетия здесь находилась усадьба русских митрополитов, которые с 14 века жили в Москве.
Музей Московского Кремля - Церковь Ризоположения

Несмотря на небольшие размеры церкви, ее значительная высота, мощные столпы и украшенные росписями стены придают храму торжественность. Особенностью внутреннего убранства храма являются иконы иконостаса, стенные росписи, произведения прикладного искусства. После разорения Кремля и патриаршего двора в период Смутного времени, а также пожара 1626 года интерьер храма был восстановлен при патриархе Филарете и, позднее, патриархе Иосифе.
Роспись стен церкви Ризположения была выполнена в 1644 году. Вся церковь была расписана менее чем за три месяца. Расположение росписей храма строго канонично.
Церковь Ризположения посвящена Богородичному празднику, поэтому программу большей части стенной росписи составили композиции на тему «похвалы Богородице», запечатленные в двух сюжетных циклах.
Музей Московского Кремля - Церковь Ризоположения

Музей Московского Кремля - Церковь Ризоположения

Небольшая экспозиция, размещенная в крытой галерее храма, знакомит посетителей с коллекцией деревянной скульптуры Музеев Московского Кремля. Представленные на выставке монументальные иконные скульптурные образы, резные иконы, небольшие кресты и складни дают представление о развитии этого вида церковного искусства на протяжении нескольких столетий от 15 до 19 века.
Музей Московского Кремля - Церковь Ризоположения

Музей Московского Кремля - Церковь Ризоположения

История русской деревянной скульптуры насчитывает несколько веков. Созданные искусными мастерами-резчиками из различных пород дерева, скульптурные и резные иконы золотили или раскрашивали, используя чисто иконную технику. Первые сохранившиеся до наших дней рельефные изображения святых, выполненные из дерева, датируются концом 14 века. В течение следующих столетий церковная резьба получила широкое распространение на Руси, в особенности в Москве, Новгороде, Пермском крае, в городах и монастырях Русского Севера.
Музей Московского Кремля - Церковь Ризоположения

Музей Московского Кремля - Церковь Ризоположения
Музей Московского Кремля - Благовещенский собор
В южной части Соборной площади, на бровке Боровицкого холма, стоит Благовещенский собор – один из древнейших и богатых произведениями искусства памятников Московского Кремля.
Построенный при великом князе, государе Иване III в 1484–1489 годах, Благовещенский собор имеет особое значение в истории русского зодчества, поскольку большинство построек новой великокняжеской резиденции Ивана III возвели итальянские архитекторы, собор стал выдающимся памятником отечественной архитектурной традиции.
Музей Московского Кремля - Благовещенский собор

Музей Московского Кремля - Благовещенский собор

Музей Московского Кремля - Благовещенский собор

По окончании строительства в 1489 году, собор был освящён в честь праздника Благовещения 7 апреля, установленного в память Благой вести о рождении Иисуса Христа, принесённой архангелом Гавриилом Деве Марии. В 1508 году по повелению великого князя Василия Ивановича был вызолочен «верх церковный», иконы иконостаса «обложены серебром и златом и бисером», а сын знаменитого художника Дионисия – Феодосий подписал церковь «златом». В 1520 году были украшены росписью паперти собора.
Музей Московского Кремля - Благовещенский собор

Музей Московского Кремля - Благовещенский собор

Музей Московского Кремля - Благовещенский собор

Благовещенский собор был домовой церковью русских великих князей и царей на протяжении столетий. В соборе издревле хранились священные реликвии: мощи, особо почитаемые иконы, старинные книги, драгоценные сосуды. Настоятель Благовещенского собора традиционно являлся духовником царя.
Музей Московского Кремля - Благовещенский собор

Музей Московского Кремля - Благовещенский собор

Музей Московского Кремля - Благовещенский собор

После революции 1917 года собор был закрыт. В 1918 году в Кремле организовали музеи, и вся дальнейшая деятельность была направлена на изучение, реставрацию и сохранение собора и хранящихся в нём произведений искусства. В 1989 году Благовещенский собор отметил свой 500-летний юбилей. На южной галерее была открыта выставка икон и предметов церковного обихода, связанных с историей собора. С 1993 года в соборе возобновлены богослужения на престольный праздник Благовещения, которые совершает патриарх Московский и всея Руси.
Благовещенский иконостас включает почти сто икон, поставленных друг над другом в шесть рядов.
Музей Московского Кремля - Благовещенский собор

Музей Московского Кремля - Благовещенский собор

Музей Московского Кремля - Благовещенский собор

Основное место в стенописи собора отведено иллюстрациям Евангелия. Большое место в центральной части Благовещенского собора занимают иллюстрации Апокалипсиса.
Эти иконы, созданные в эпоху расцвета русской культуры на рубеже 14–15 веков, давно признаны центральным памятником московской школы иконописи.
Музей Московского Кремля - Благовещенский собор

Музей Московского Кремля - Благовещенский собор

Музей Московского Кремля - Благовещенский собор

Музей Московского Кремля - Благовещенский собор
Музей Московского Кремля - Ансамбль колокольни Ивана Великого
Колокольня была возведена в 1505-1508 годах итальянским архитектором Боном Фрязиным. Через столетие она получила еще один ярус звона, и ее высота достигла 81 метра. Об этом напоминает надпись под куполом, содержащая дату – 1600 год, а также имена царя Бориса Годунова и его сына Федора.
Музей Московского Кремля - Ансамбль колокольни Ивана Великого

В 1532-1552 годах рядом с колокольней по проекту итальянского архитектора Петрока Малого построили церковь, которую в конце XVII века преобразовали в звонницу, названную Успенской. В 1624 году Бажен Огурцов поставил вплотную к ней звонницу с шатровым верхом – Филаретову пристройку.
Музей Московского Кремля - Ансамбль колокольни Ивана Великого

В 1812 году отступавшие из Москвы войска Наполеона взорвали ансамбль колокольни, однако столп Ивана Великого устоял. Звонница и Филаретова пристройка были разрушены до основания, но в 1814-1815 годах их восстановили в прежних объемах. Сегодня на колокольне и звоннице находятся 24 колокола 16-17 веков.
Музей Московского Кремля - Ансамбль колокольни Ивана Великого
Музей Московского Кремля - Архангельский собор
Архангельский собор построен в 1505–1508 годах и является самым своеобразным памятником в ансамбле Соборной площади Московского Кремля. В 1480 году освободились от монголо-татарского ига и началось грандиозное строительство в Кремле. Архангельский собор стал главным княжеским храмом, ставший к тому времени усыпальницей московского великокняжеского дома.
Музей Московского Кремля - Архангельский собор

Музей Московского Кремля - Архангельский собор

Храм посвящен архангелу Михаилу, небесному покровителю князей в их ратных подвигах. Великие князья приходили сюда для молитвы перед тем, как отправиться на войну. Здесь приносили клятву верности великому князю его младшие братья. Позднее в храм на поклонение гробам предков направлялся царь во главе торжественной процессии после церемонии венчания на царство. В 2008 году Архангельскому собору исполнилось пятьсот лет. Однако его начальная история восходит к более ранним временам. Архангельский собор стоит на бровке Боровицкого холма. Возведенный на месте белокаменного собора 1333 года времени княжения Ивана Калиты, храм был выше и больше старого.
Музей Московского Кремля - Архангельский собор

Музей Московского Кремля - Архангельский собор

Обычай погребения в церкви пришел на Русь из Византии, где этой чести удостаивались те, кто «не умирал и после смерти»: цари, высшие сановники, патриархи. Этот обычай лег в основу традиции возведения великокняжеских храмов-усыпальниц для представителей одной династии. Родовым некрополем является и Архангельский собор Московского Кремля. Здесь хоронили представителей московских правящих династий – Рюриковичей и Романовых.
Архангельский собор Ивана Калиты стал первой великокняжеской усыпальницей. Но к началу 16 века затесненность храма гробами была столь велика, что Иван III решил разобрать прадедовскую усыпальницу и построить новую, более просторную.
Музей Московского Кремля - Архангельский собор

Музей Московского Кремля - Архангельский собор

Через четыре года в заново построенную усыпальницу возвратили и захоронили на заранее определенные места каменные гробы предков. Но первым в соборе был положен сам его основатель, «государь всея Руси» Иван III, скончавшийся 27 октября 1505 года.
Захоронения князей Рюриковичей расположены вдоль стен собора в определенном порядке. Вдоль южной стены погребены в основном великие московские князья; вдоль западной – удельные, близкие родственники великих князей; вдоль северной – князья, впавшие в немилость и умершие насильственной смертью. Именно здесь похоронены Борис Годунов и Иван Грозный.
Погребения совершали в белокаменных саркофагах, которые опускали под пол в землю. Над захоронениями устанавливали кирпичные надгробия с белокаменными плитами, украшенными тонким резным растительным орнаментом и эпитафиями, выполненными славянской вязью. В начале ХХ века надгробия заключили в латунные застекленные футляры с накладными крестами и надписями.
Музей Московского Кремля - Архангельский собор

Музей Московского Кремля - Архангельский собор

Роспись храма изначально была задумана как живописное оформление некрополя московского правящего дома. Изображенные здесь московские князья, первый ярус стенописи, и их предки, нижние ярусы столпов, находятся под защитой небесных сил, представленных в куполах, на сводах, верхних ярусах столпов и стен здания.
К середине 17 столетия стенопись времени царя Ивана IV сильно обветшала. Существующая ныне настенная роспись Архангельского собора была выполнена в 1652–1666 годах, в правление царя Алексея Михайловича.
Музей Московского Кремля - Архангельский собор

Музей Московского Кремля - Архангельский собор

В создании стенописи Архангельского собора принимали участие девяносто два художника, отобранные Симоном Ушаковым. Роспись Архангельского собора монументальна и величественна.
Иконостас Архангельского собора состоит из четырех ярусов: пророческого, деисусного, праздничного и местного. Над пророческим рядом помещено «Распятие с предстоящими Богоматерью и Иоанном Богословом», вырезанное из дерева и расписанное художниками Федором Зубовым и Михаилом Милютиным в 1682 году.
Музей Московского Кремля - Архангельский собор