В южной части Соборной площади, на бровке Боровицкого холма, стоит Благовещенский собор – один из древнейших и богатых произведениями искусства памятников Московского Кремля.
Построенный при великом князе, государе Иване III в 1484–1489 годах, Благовещенский собор имеет особое значение в истории русского зодчества, поскольку большинство построек новой великокняжеской резиденции Ивана III возвели итальянские архитекторы, собор стал выдающимся памятником отечественной архитектурной традиции.
По окончании строительства в 1489 году, собор был освящён в честь праздника Благовещения 7 апреля, установленного в память Благой вести о рождении Иисуса Христа, принесённой архангелом Гавриилом Деве Марии. В 1508 году по повелению великого князя Василия Ивановича был вызолочен «верх церковный», иконы иконостаса «обложены серебром и златом и бисером», а сын знаменитого художника Дионисия – Феодосий подписал церковь «златом». В 1520 году были украшены росписью паперти собора.
Благовещенский собор был домовой церковью русских великих князей и царей на протяжении столетий. В соборе издревле хранились священные реликвии: мощи, особо почитаемые иконы, старинные книги, драгоценные сосуды. Настоятель Благовещенского собора традиционно являлся духовником царя.
После революции 1917 года собор был закрыт. В 1918 году в Кремле организовали музеи, и вся дальнейшая деятельность была направлена на изучение, реставрацию и сохранение собора и хранящихся в нём произведений искусства. В 1989 году Благовещенский собор отметил свой 500-летний юбилей. На южной галерее была открыта выставка икон и предметов церковного обихода, связанных с историей собора. С 1993 года в соборе возобновлены богослужения на престольный праздник Благовещения, которые совершает патриарх Московский и всея Руси.
Благовещенский иконостас включает почти сто икон, поставленных друг над другом в шесть рядов.
Основное место в стенописи собора отведено иллюстрациям Евангелия. Большое место в центральной части Благовещенского собора занимают иллюстрации Апокалипсиса.
Эти иконы, созданные в эпоху расцвета русской культуры на рубеже 14–15 веков, давно признаны центральным памятником московской школы иконописи.