Строгий, монументальный, златоглавый, белокаменный Успенский собор царит над окружающими его дворцами и храмами на Соборной площади Кремля. Собор был возведен в 1479 году по указу великого князя московского Ивана III специально приглашенным итальянским архитектором Аристотелем Фиораванти. Посвящен храм Успению Богородицы.
На протяжении шести столетий храм был государственным и культовым центром России: здесь поставляли великих князей, венчали на царство, короновали императоров. В Успенском соборе возводили в сан епископов, митрополитов и патриархов, оглашали государственные акты, служили молебны перед военными походами и в честь побед. В 14 – 17 веках Успенский собор являлся усыпальницей глав русской церкви – митрополитов и патриархов. Здесь в драгоценных раках покоится прах московских чудотворцев Петра, Ионы, Филиппа II и Гермогена.
После революции 1917 года Успенский собор был превращен в музей. Создавая экспозицию храма, сотрудники постарались максимально сохранить его интерьер. Благодаря постоянным реставрационным работам практически все иконы и росписи были раскрыты из-под поздних записей. С 1990 года в соборе возобновилось богослужение.
Аристотель Фиораванти довольно точно повторил образец - Успенский собор во Владимире, - древний храм 12 века, но создал принципиально новое по своей архитектуре сооружение. Собор выложен из небольших блоков белого камня. Собор поразил современников величеством и высотою, и светлостью и пространством.
Торжественное назначение Успенского собора определило особое внимание к убранству его интерьера. Стенопись собора, многочисленные иконы и разнообразная утварь являются произведениями искусства мирового значения.
Перед иконостасом стоят моленные места царя, царицы и патриарха. Наиболее интересно царское моленное место. В юго-западном углу возвышается ажурный бронзовый шатер для хранения священных реликвий.
Иконостас Успенского собора был украшен серебряным золоченым окладом, который не сохранился до наших дней. Во время наполеоновского нашествия 1812 года он был похищен неприятелем и воссоздан вновь по уцелевшим фрагментам при реставрации иконостаса в 1813 и 1882 годах. Иконы были промыты и вновь прописаны и покрыты олифой в 1852 году. Однако и в таком виде иконостас и поныне производит величественное впечатление.