Патриаршие палаты — редкий и один из лучших памятников гражданского зодчества Москвы середины 17 века. Палаты были возведены по указу патриарха Никона в 1653—1655 годах русскими мастерами на месте более древних сооружений. Первый этаж дворца занимали хозяйственные службы, третий — личные покои патриарха. На втором этаже располагались парадные помещения. Главное среди них — Крестовая или Мироваренная палата, где проходили заседания Священного Собора, устраивались пиры в честь царя и иноземных гостей. В 18—19 веках в Патриарших палатах находилась Московская Синодальная контора.
Сегодня на втором этаже Патриарших палат располагается музейная экспозиция. Она посвящена русской культуре 17 века. В музее представлены драгоценная посуда, ювелирные украшения, предметы царской охоты, старинная мебель, памятники лицевого и орнаментального шитья. В домовой церкви Двенадцати апостолов особый интерес представляет резной золоченый иконостас рубежа 17—18 веков. В церкви также размещена выставка икон, рассказывающая об эволюции иконописи на протяжении всего столетия.
Этот музей разделен на несколько залов:
Крестовая палата Сразу попадаем в Крестовую палату , это был парадный приёмный зал патриаршего дома. Огромный зал, площадью 280 квадратных метров перекрыт высоким сводом без обычной опоры в центре. Использовалась палата как зал для торжественных приёмов, здесь заседали церковные соборы, патриарх принимал царя, устраивал праздничные обеды. В 18 веке в Крестовой палате была возведена печь для варки церковного масла миро. Отсюда её второе название – Мироваренная. Рядом с печью сегодня можно увидеть серебряные сосуды для миро , это дары императоров Павла I и Николая II.
В музейных витринах художественные изделия 17 века, которые входили в состав патриаршей и царской казны. Высочайшую технику золотых и серебряных дел мастеров позволяет по достоинству оценить богатая коллекция древнерусской посуды. В ней представлены различные по размеру блюда и тарели, стопы и стаканы, чарки и корчики, а также широко распространенные в 17 веке ковши и братины. Печь для приготовления церковного масла миро, была установлена в палате в 1763 году. В 19 веке над ней была воздвигнута деревянная резная сень с вытяжкой. Мироваренная печь сделана в форме креста, облицована натуральным и искусственным мрамором. Внутри три котла для приготовления миро.
В экспозиции можно увидеть 16 серебряных сосудов для миро, исполненные в память о присутствии на церемонии мироварения императоров Павла I и Николая II.
Трапезная В пяти витринах Трапезной Патриарших палат представлена коллекция русского художественного шитья конца 16–17 веков, отражающая два его основных направления, лицевое шитьё и орнаментальное
Церковь Двенадцати апостолов Домовый храм патриарха Никона был построен в ансамбле парадных помещений патриаршего дворца к концу 1655 года. При патриархе Иоакиме церковь была перестроена, заново расписана и освящена 13 сентября 1681 года во имя святых Двенадцати апостолов. В новом иконостасе церкви над верхним ярусом икон поставили распятие, считается что это было сделано впервые в истории русского православия.
В 1722–1724 годах церковь разделили деревянным настилом на два этажа, и на верхнем, разместили патриаршую библиотеку. В изменившую свой облик церковь Двенадцати апостолов поставили новый резной золочёный иконостас, стены церкви и Трапезной по свежей штукатурке расписал маслом Пётр Жеребцов.
В середине 19 века деревянный настил был снят. Стены храма и Трапезной снова расписали маслом, установили резной иконостас на всю высоту церкви.
В начале 20 века церковь Двенадцати апостолов, Трапезную и Мироваренную палаты вновь расписали масляной живописью по свежей штукатурке. В 1929 году в домовой церкви установили иконостас, перенесенный из Вознесенского собора, Вознесенского монастыря Кремля. В 1978 году в центральном барабане церкви Двенадцати апостолов была раскрыта живопись последней четверти 17века, а в 1998 году над престолом собрана шатровая золоченая сень.
Сегодня в церкви Двенадцати апостолов расположена экспозиция иконописи 17 века.
Приказные палаты. В помещениях приказных палат экспозиция воспроизводит обстановку жилой комнаты.
Три выставленные здесь сундука интересны каждый по-своему. Один обит мехом нерпы, другой расписан по высокорельефному литью, третий изготовлен из ароматного кипариса и украшен резьбой со сценами охоты. На таких сундуках, как кипарисовый, часто спали, на них клали хлопчатобумажный или кожаный тюфяк, сверху пуховик, покрытый чёрной или красной наволочкой.
До конца 17 века стулья и кресла считались на Руси почётной мебелью. Их украшали изумительной резьбой, иногда сквозной, росписью и золочением, сиденья и спинки обивали узорными бархатами, цветными кожами с тиснением. Как пишет И. Забелин, стулья «были гостями в царских хоромах до Петра Великого. Во дворце кресло подавали одному только государю и лицам царского семейства, а из посторонних только патриарху».
Непременной принадлежностью русского дома того времени были иконы, которые располагались в пристенных иконостасах или в «красном углу». Особое место в интерьере «жилой комнаты» занимает изразцовая печь. Печи служили не только для обогрева, облицованные расписными изразцами, они украшали помещения.
Очень интересный интерьер кабинета, на письменном столе можно увидеть подсвечник, чернильный прибор с подставкой под перья, песочницу, очки, указку. А также часы и обязательные атрибуты богатого дома - глобус, шахматы, книги, слюдяной фонарь. Маленький сундук-ларец, украшенный полосами просечного олова, служил для хранения книг и бумаг. Такие ларцы имели разную форму и часто снабжались ручкой для переноски. Большие кованые сундуки с массивными замками заключали в себе казну или иные ценности.