Автор блога: | Ясмина Даукаева |
![]() |
Все рубрики (598) |
![]() |
Театр (61) |
![]() |
Выставки, музеи (177) |
![]() |
Фестивали (21) |
![]() |
Цирк (5) |
![]() |
Концерты (24) |
![]() |
Кино (22) |
![]() |
Мастер-классы (24) |
Каждый день по дороге в школу я проезжаю мимо здания старого аэровокзала. Это здание является объектом культурного наследия регионального значения.
Казанский аэровокзал построен в 1954 году в стиле «сталинского классицизма» по типовому проекту Московского государственного проектного института «Авиапроект». Главным архитектором его стал Николай Макареня. Помимо Казани, данный типовой проект послужил основой для возведения аэровокзалов в Свердловске (аэропорт Кольцово), Челябинске, Омске, Красноярске (аэропорт Красноярск-Северный), Хабаровске и ряде других городов СССР. Но каждый из них отличается особенностями в оформлении интерьеров. В ноябре 2024 года начались работы по реставрации здания аэровокзала, его планируют приспособить под современное общественное пространство. Я думаю, здесь будет очень красиво.
Ясмина Даукаева
6 декабря 2024
+2
87
Нет комментариев
|
К юбилею писателя Наки Исанбета в Центральной детской библиотеке подготовлена книжная выставка.
5 декабря я с ней ознакомилась при посещении библиотеки. Наки Исанбет широко известен как ученый, исследователь татарского фольклора. Им собрано несколько сборников татарских загадок, сказок и мифов. Его неоценимым вкладом в национальную культуру было издание уникального трёхтомника «Татарские народные пословицы». Он является и автором самого большого сборника пословиц на тюркских языках, в котором собрано, систематизировано и прокомментировано более 40 тысяч пословиц и поговорок. Наки Исанбет стал составителем и автором книг «Татарские народные загадки» и «Детский фольклор». Он ввёл в культурный оборот героический эпос (дастан) татарского народа «Идегей», впервые опубликовав в 1940 году его сводный текст. Также перу писателя принадлежат переводы на татарский язык произведений русской и зарубежной классической литературы: «Полтава» и «Каменный гость» Пушкина, «Горе от ума» Грибоедова, «Гамлет» и «Король Лир» Шекспира |
Сегодня я посетила Центральную детскую библиотеку и находящийся там Музей «Дети. Книга. Время».
Экспозиция музея посвящена истории татарской детской книги. Тематика музея охватывает все периоды становления и развития татарской детской книги, начиная с её предыстории (Х в.), заканчивая 60-ми годами XX века. Первой татарской детской книгой, написанной и изданной специально для детей, принято считать сочинение видного татарского просветителя, педагога Каюма Насыри «Буш вакыт» («На досуге»), изданное в 1860 г. В ней он излагает общие сведения о явлениях природы. Эта работа явилась первым научно-популярным произведением, изданным на татарском языке. Она положила начало национальному детскому книгоизданию, зарождению и развитию научно-познавательного направления. Развитие татарской детской книги неразрывно связано с историей развития образования среди татарского детского населения. В музее представлена татарская учебная литература, начиная с книг наставлений, выполнявших функции учебной литературы, до первых азбук, букварей, учебных книг по различным дисциплинам для школ и медресе. Посмотрите только, какой длинный список правил для учащихся медресе. Параллельно с учебниками, отображена и школьная жизнь детей разных эпох - это письменные принадлежности; школьные формы; фотографии; предметы быта и т.д. В каждом периоде времени были свои игры и игрушки, отображающие мир и быт детей того или иного времени. Наряду с книгами, предметами старины, фотографиями в музее представлены и игрушки. |
Сегодня я посмотрела фотовыставку Банка России «Посмотрите вокруг», посвященную архитектурным памятникам страны.
Фотовыставка мне встретилась в Центральной детской библиотеке. На фото запечатлены монеты с изображениями старинных особняков, тысячелетней крепости, королевского моста, острова-сказки и других известных объектов. Остров из сказки это наш Свияжск. Считается, что он очень похож на Остров Буян из сказки Пушкина о царе Салтане. Есть здесь и монета с изображением Древнего Болгара. А на этом фото изображена килограммовая золотая монета, на которой можно увидеть памятники Казанского Кремля: мечеть «Кул-Шариф», Благовещенский собор, Губернаторский дворец и башню Сююмбике. Номинал монеты – 10 тысяч рублей, год выпуска – 2005. На этой монете изображен Петергоф, наш ответ Версалю. А на этой - прекрасный Исаакиевский собор. Очень красивые монеты, мне выставка понравилась. |
4 декабря я посетила выставку Владимира Гурьянова «Грани» в Галерее искусств сверхмодерна.
Выставка открылась 28 ноября. На этой выставке у меня возникло непривычное чувство - я как будто зашла в гости в мастерскую художника и погрузилась в многогранный мир его творчества. Здесь представлены картины, графика и даже фотоработы Владимира Гурьянова. Картины очень яркие, наполненные светом и цветом, мне они очень понравились. Понравилось их настроение и крупный мастихиновый мазок. Мастихин - это вот этот инструмент, с помощью него краски наносятся крупными мазками. А ещё мне понравилось, как мило украшена галерея к новому году. Мы сегодня в классе тоже делали такие гирлянды из цветной бумаги ![]() |
4 декабря я посетила выставку «Контурные карты», которая проходит в Центре современной культуры «Смена».
Выставка представляет итоги художественной резиденции, организованной совместно с Фондом поддержки современного искусства «СФЕРА» и Благотворительным фондом «Татнефть». В рамках резиденции участники исследовали городскую среду и мифологию, чтобы создать совместные проекты вместе с локальными художниками и музыкантами. С мая по ноябрь 2024 года в Казани побывали пять художников из разных городов России. Они исследовали городские водоемы и прилегающие территории, результатом чего стали скульптуры из найденных объектов, фото и живопись. Художники вдохновлялись местным ландшафтом, как территориальным — природой и городом, так и социальным — мифами и традициями. Например, если приглядеться к этой работе, то можно увидеть шурале с его щекотками. А ещё художники, познакомившись с персонажем Шурале, решили, что возможно он мог бы хорошо играть на музыкальных инструментах своими длинными пальцами. Полезно иногда посмотреть на давно знакомые вещи под другим углом ![]() Или даже попробовать стать частью экспозиции |
4 декабря я посмотрела спектакль «Проклятье голубой змейки» во Дворце культуры «Сайдаш».
Это старинная уральская сказка по одноимённой пьесе Светланы Гуровой. В этой сказке оживает старинная уральскся легенда о Голубой змейке. В самой глубинке уральского села жили мальчишки Данька и Сенька. Дружили мальчишки крепко. Везде и всюду вместе. А у Сеньки ещё и сестра была - Марьюшка. И дразнил её Сенька частенько. И подзатыльники получал, а все равно дразнил. Однажды пришли к Марьюшке подружки погадать на жениха. И решили они, что самым верным гаданием будет гадание на гребне. Мол, если утром окажутся на гребне волосы, то скоро девушка и замуж пойдет. Ну как не упустить такую возможность подшутить над сестрой? Вот и разыграли Данька с Сенькой Марьюшку - вплели ей в гребень конские волосы. А когда обман раскрылся, Марьюшка очень разозлилась и сгоряча пожелала им встретить Голубую змейку. Но только произносить ее имя вслух нельзя было, проклятье можно на себя накликать. Вот и пало на Марьюшку проклятье Голубой змейки. Превратилась она в ледяную статую. Поняли тут мальчишки, что они натворили и чем их шалость обернулась, и решили во что бы то ни стало спасти Марьюшку. Для этого пришлось им идти в страшную метель на дальнюю крутую гору, чтобы найти там Огневушку-поскакушку. Они попросили её на короткий миг превратить зиму в лето, чтобы вызвать Голубую змейку, ведь зимой змей не встретишь. Когда Голубая змейка откликнулась на их зов, стали мальчики её умолять, чтобы она простила Марьюшку и расколдовала её. И готовы они были даже жизнями своими пожертвовать ради этого. Сжалилась Голубая змейка, сняла чары с Марьюшки да ещё золотом мальчиков одарила. Вернулись они домой с богатством, а там уже и к свадьбе дело идёт, встретила всё-таки Марьюшка своего суженого. Представил спектакль театральный коллектив «Квартира-Студия». Ребята сыграли отлично, мне очень понравился спектакль. А во время зажигательных песен и танцев вообще трудно было усидеть на месте. |
Здание Татарского государственного театра драмы и комедии имени Карима Тинчурина заслуживает отдельного внимания. Оно было построено в 1850 году и является городским архитектурно-историческим памятником.
Это красивое здание, очень атмосферное и соответствующее духу классического театра. Но сначала оно было просто жилым домом, построенным по проекту Ксаверия Скаржинского, профессора архитектуры Императорской Академии художеств. При этом, вероятно, это был типовой проект, сделанный по выпускаемым в то время альбомам. История дома как театра началась с 1912 года, когда здесь размещается «Новый театр»; происходит реконструкция под руководством архитектора Федора Амлонга, а дом начали называть Народным домом. С 1922 по 1986 года здание занимал первый Татарский театр им. Красного Октября, который в 1926 года стал академическим, а с 1939 года носит имя татарского драматурга Галиаскара Камала. Здесь же в 1920-х годах начала работу передвижная театральная студия под руководством Карима Тинчурина (1887–1938). Именно на этой сцене в 1927 и 1928 годах с лекциями и чтением своих произведений выступил приезжавший в Казань поэт Владимир Маяковский. А с 1930 по 1954 года во флигеле этого дома жил композитор Салих Сайдашев. В 1988 году дом уже стал резиденцией Татарского государственного театра драма и комедии имени Карима Тинчурина. Театр назван именем татарского классика, драматурга, актёра и режиссера. "Голубая шаль" и многие другие его произведения и постановки до сих пор остаются шедеврами татарского национального театра. |
Как я уже писала в предыдущем посте, 3 декабря я посетила спектакль «Гульджамал» в Театре им. К.Тинчурина. Каждый раз, когда я бываю здесь, я обязательно захожу и в музей.
Музей Татарского государственного театра драмы и комедии имени Карима Тинчурина расположен в светлом просторном зале, на втором этаже здания. Здесь представлены редкие документы, макеты, касающиеся богатой истории театра, его творческой деятельности; афиши, программы спектаклей. Также здесь можно увидеть красивые костюмы из спектаклей, фото артистов, режиссёров, сотрудников, внесших весомый вклад в развитие театра. А ещё, придя на спектакль, зрителям предоставляется уникальная возможность познакомиться с личными вещами одного из основателей театра — великого драматурга, актёра и режиссёра Карима Тинчурина. В музее также часто проводятся тематические выставки, экскурсии и различные культурные мероприятия, связанные с жизнью театра. |
3 декабря я посмотрела спектакль «Гульджамал» в рамках XVI Всероссийского фестиваля молодой режиссуры «Ремесло/Хөнәр».
Спектакль поставлен Булатом Гатауллиным, режиссером Театра юного зрителя имени Габдуллы Кариева, но в рамках фестиваля спектакль проходил в Татарском государственном театре драмы и комедии имени Карима Тинчурина. Вчера был первый день фестиваля, самый волнительный. Спектакль представил Буинский государственный драматический театр. Мне спектакль понравился, хоть он и очень грустный. Играли артисты замечательно, передавали все эмоции своего персонажа. В спектакле рассказывается о женщине Гульджамал. Она ещё в молодости вместе с мужем была вынуждена уехать из России, из своего родного села Карамалы. Она живет в Италии вместе с дочерью и её семьей, но чувствует себя очень одиноко. У неё есть ещё старшая дочь, которая живет в Нью-Йорке и сын. Но Гульджамал очень скучает по родине. Все эти годы она мечтает вернуться в свои Карамалы. Она очень одинока. Муж умер, дети выросли и перестали в ней нуждаться. Она настолько сильно тоскует по родной земле, что только об этом и может говорить. Но её детям это не нравится, они думают, что она сходит с ума и принимают решение отправить её в дом престарелых, где за ней будет круглосуточное медицинское наблюдение. Они считают, что так будет лучше для всех. Узнав об этом, Гульджамал очень расстраивается. Случайно она знакомится с капитаном дальнего плавания Фаизрахманом и просит его взять ее с собой в Россию, но он отказывается, потому что для этого нужны документы. Гульджамал тайком пробирается на корабль, но увидеть свои Карамалы ей не суждено, возраст и слабое здоровье не позволяют ей перенести долгое плавание. Но душа её возвращается на родину. В конце спектакля многие плакали. Я думаю, это и есть признание хорошей игры актеров и работы режиссера. |