Автор блога: | Захар Филин |
Минералогический музей им. А.Е. Ферсмана
История старейшего в стране и одного из старейших в Европе Минералогического музея тесно связано с развитием минералогии в России. Основа музея была заложена организацией в 1716 году Минерального кабинета Кунсткамеры в Санкт-Петербурге. Для этого по приказу Петра I в Данциге у доктора медицины Готвальда была приобретена обширная по тому времени коллекция минералов (1195 образцов), с которой и начал свое существование Минеральный кабинет Кунсткамеры. Эта коллекция была дополнена образцами с российских месторождений и с 1719 года выставлена для публики в Санкт-Петербурге в здании Кикиных палат. В 1725 г. была создана Академии наук в Петербурге. Кунсткамера стала одним из учреждений Академии, Минеральный кабинет был передан во владение последней и вырос в ее стенах в крупное научное учреждение, впоследствии Минералогический музей. В 1836 г. Минералогический музей выделился в самостоятельное учреждение Академии наук из Минерального кабинета. Большая заслуга в развитии Музея в Академии наук как научного музейного учреждения нового типа принадлежит минералогу и геохимику, академику А.Е. Ферсману. Сегодня Минералогический музей, носящий его имя, - один из крупнейших в мире. Всего в собраниях - 135 000 образцов минералов из месторождений России и зарубежных стран. Основной фонд музея состоит из 5 коллекций: систематической, коллекции месторождений, коллекции кристаллов, коллекции образований и превращений, коллекции поделочных и драгоценных камней. В одном экспозиционном зале площадью 1200 кв.м. развернуто более 20 тематических экспозиций. Выставлено более 12000 экспонатов - 1/12 часть фондов музея
Захар Филин
7 апреля 2022
+3
355
3 комментария
музеи москвы, кдш
|
Минералогический музей им. А.Е. Ферсмана
Здание музея ( Минералогический музей им. А.Е. Ферсмана ) в усадьбе графа А. Орлова "Нескучный сад" (бывший манеж) является памятником архитектуры начала XIX в. Дата постройки предположительно 1806-1808 гг. Архитектор неизвестен. Более поздний, (20-30-е годы XIX в.) пышный художественный декор зала манежа принадлежит архитектору Е.Д.Тюрину. Сохранена уникальная роспись потолка в стиле гризаль, лепнина потолка Помещение представляло собой один выставочный зал площадью около 1200 квадратных метров с небольшим количеством подсобных комнат, ' которые могли бы быть использованы для рабочих и лабораторных помещений. А история его такова. В свое время, владея в здешних местах усадьбой, граф Орлов начал разводить и выставлять напоказ свое детище, всем ныне известную Орловскую породу рысаков. Здание было построено, как манеж, именно для этих целей. Орловская рысистая порода (орловский рысак) – старейшая и ценнейшая культурная порода лошадей, выведенная в России. Названа так по имени создателя графа Орлова-Чесменского: талантливого полководца и соратника Екатерины II, а после отставки ещё и конезаводчика. Граф задался целью не просто разводить лошадей, но вывести новую породу. В XVIII в России не было налажено производство заводских конных пород. Поэтому лошади в массе не отличались выносливостью, живым темпераментом или статью. Привозные лошади частично покрывали нужды знати и крестьян, но не были достаточно выносливы, особенно учитывая российский климат. Орлов решил создать породу лошадей красивых, выносливых и неприхотливых. Способных на красивую резвую рысь. В то время лошадей, способных на такой бег просто не существовало. |
Нескучный сад
Нескучный сад — крупнейший пейзажный парк в историческом центре Москвы на правом берегу Москвы-реки, сохранившийся от дворянской усадьбы Нескучное. В первой трети XIX века парк был образован после покупки дворцовым ведомством Николая I имений князей Трубецких, Голицыных и Орловых. Сад является частью Парка культуры и отдыха имени Горького, представляет собой памятник садово-паркового искусства, охраняется государством В саду проложены аллеи для прогулок, оборудованы площадки для игры в теннис, футбольное поле, работает шахматный клуб, тренажёрный центр и коворкинг «Рабочая станция». В Охотничьем домике с 1990-х годов проводятся съёмки игры «Что? Где? Когда?» |
Национальный музей РТ
Основу музейной коллекции Национального музея РТ составило обширное 40-тысячное собрание казанского археолога, историка, коллекционера Андрея Федоровича Лихачева , переданное городу для будущего музея его братом — вице-адмиралом И. Ф. Лихачёвым в 1891 году Именно эти инициалы АЛ - мы видим при входе в музей. 128 лет назад 17 марта 1894 года был утвержден Устав Казанского городского научно- промышленного музея |
Наш тренер по кикбоксингу организовал для нас лазертаг.
Мы разделились на 2 команды и начали играть . Базовый принцип лазертаг - игр – одержать победу над командой противника, в нашей игре победила дружба |
Мастер - класс по созданию татарских украшений в Национальном музее РТ.
Я посетил очень необычное мероприятие в Национальном музее - музейное занятие по изготовление татарских украшений. Нас встретил в музее экскурсовод , в национальном костюме и провелела небольшую экскурсию по «Татарской золотой кладовой» . Нам рассказали и показали как одевались казанские татары и татарки в XVII—XIX веках, какие украшения обязательно носили женщины, а какие полагались мужчинам, а также сколько весили традиционные татарские хасите, яка чылбыры и чулпы. В «Татарской золотой кладовой» экспонируется уникальная коллекция татарских ювелирных украшений XVII-XIX веков. По назначению они делятся на категории: 1- ЭТО : головные - к ним относятся накосники ( ЧУЛПЫ) и серьги Они крепились на 2 длинные косы, для противовеса 2- Это шейно-нагрудные: отличаются особым многоообразием: перевязи, воротниковые и поясные застежки , ожерелья и брошки. 3- Это : наручные украшения: составляют браслеты , перстни и кольца. 4 . Отдельную группу представляют футляры для миниатюрных Коранов Ювелирные изделия татарских мастеров служили не только украшениями , но и имели значение амулетов- оберегов ( особенно бляхи) Часть украшений представлена в комплексе с традиционной мужской и женской одеждой казанских татар. Основным материалом для изготовления украшений служили серебро и золото. Ювелирные изделия инкрустировались драгоценными и полудрагоценными камнями: топазами и аметистами, бирюзой и сердоликами, аквамаринами и хрусталем. Татарские ювелиры владели многочисленными приемами изготовления и декорирования изделий. Наибольшее развитие получила чеканка, литье, гравировка, насечка, инкрустация и чернь. Наиболее искусные мастера владели техникой скани – плоской, накладной и бугорчатой. Бугорчатая скань являлась высшим достижением ювелирной техники казанских мастеров. От плоской она отличается тем, что завиток орнамента возвышается над плоскостью, заканчиваясь завитком проволоки, уложенной в виде низкого конуса. Традиционными мотивами орнаментов были растительные и геометрические узоры; надписи, выполненные арабской вязью. После экскурсии мы сами создали свое украшение, свое я подарил маме на День Рождение! |
Московские каникулы
Я участвую в Олимпиаде «Музеи. Парки. Усадьбы" Это лучший способ посетить самые интересные места Москвы и узнать много нового! Олимпиада проходит в течение большей части учебного года — с сентября по март. Это способ по-новому взглянуть на посещение музеев. Отвечая на интересные и образовательные вопросы, школьники узнают много нового и откроют для себя удивительный мир музеев. В Олимпиаде участвует более 200 музеев, парков и усадеб, поэтому каждый сможет найти для себя самую интересную площадку. Общий зачет Олимпиады – это сводная таблица баллов всех участников Олимпиады. Для того чтобы попасть в Общий зачет Олимпиады, нужно выполнить блоки заданий заочного и очного туров как минимум по 4 музеям и 1 усадьбе или 4 музеям и 1 парку. Победители Олимпиады — это все участники, которые, попав в общий зачет Олимпиады, посетили не менее 7 объектов, набрав 400 и более баллов. Призеры Олимпиады — это все участники, которые, попав в общий зачет Олимпиады, набрали 300 и более баллов (но не стали победителями). Обязательным условием является - фото с банером олимпиады, а в парках и усадьбах фото с игрушкой путешественницей. |
Выставка "Профессор Г.Н. Вульфсон и его коллекция".
Григорий Вульфсон ректор КФУ крупнейший коллекционер , в его биографии очень много интересных и важных событий. Он – участник Великой Отечественной войны: в 1942 году, будучи студентом-историком, добровольцем ушел на фронт, был ранен. Вернувшись с фронта, Вульфсон продолжил учебу, стал секретарём комитета комсомола Казанского университета и одним из инициаторов сбора средств на танковую колонну «Советский студент». В 1945 году окончил университет с отличием и был оставлен ассистентом на кафедре истории СССР. В 1951-м – защитил в Московском государственном историко-архивном институте кандидатскую диссертацию, посвященную реформе 1861 года в Казанской губернии, в 1972-м – докторскую диссертацию. Он стал живой легендой Казанского государственного университета – своими научными трудами, лекциями, афоризмами. Григорий Наумович стоял у истоков создания Музея истории своего любимого университета, ставшего со временем одним из ведущих вузовских музеев Татарстана и России. Под его научным руководством был воссоздан Актовый зал Казанского университета. С его участием создавались экспозиции мемориального музея И. И. Шишкина в Елабуге, дома-музея В. И. Ленина в Казани и усадьбы в селе Кокушкино. Как тонкий знаток культуры и искусства России XIX – XX веков он был авторитетным экспертом по историко-культурным ценностям и постоянным членом Ученого совета Национального музея Республики Татарстан Григорий Наумович Вульфсон был известен как крупнейший в Казани коллекционер предметов старины. Особым его пристрастием было собирание редких образцов часов и осветительных приборов, скульптур и картин. |
Карета Екатерины Великой
В 1767 году, желая ознакомиться с отдаленными губерниями России, императрица Екатерина II решила совершить путешествие по Волге. Для этой поездки в Твери были подготовлены 4 галеры – «Тверь», «Ярославль», «Волга» и «Казань». 2 мая императорская флотилия отправилась из Твери вниз по Волге. Она прибыла в Казань 26 мая. Дорога от пристани была устлана красным сукном. Через ворота Тайницкой башни Екатерина со свитой проследовала в Кремль, в Благовещенском с оборе был отслужен молебен. Екатерина 2 привезла с собой карету. Запрегалась карета 6 парами лошадей, впереди возка – высокое место для кучера, сзади – место для лакея, стоящего на запятках кареты. Считается, что карета создана в середине XVIII века во Франции. Она изготовлена из различных пород дерева: дуба, березы, липы и сосны. Предназначена для поездки двух лиц, Императрицы и ее фрейлены. Ручка была только с наружной стороны Возок подвешен на кожаных ремнях-рессорах, которые регулировались при помощи специальных механизмов, расположенных позади кареты. В зависимости от рельефа дороги они натягивались или ослаблялись лакеем, стоящим на запятках. Колеса кареты покрашены в красный цвет, диаметр задних колес составляет 180 см. Передние имеют небольшой диаметр – 60 см, они украшены позолоченной резьбой по втулке. Резные, золоченые рельефы украшают возок, его двери, другие части и детали. Орнамент выполнен в стиле барокко. На дверцах кареты изображены картины мифологического содержания :Юпитер, Нептун и Венера, на передней части возка нарисована ладья Нептуна, на задней стенке – его колесница. Живопись предположительно относится к работе мастеров школы французского художника Ф. Буше. Внутри карета обита бархатом вишневого цвета. Стеклянные окна кареты изнутри украшают бархатные занавески, украшенные бахромой. Бархатом покрыты и две ступеньки, которые спускались от возка и поднимались во время езды. Крыша кареты покрыта черной кожей, закрепленной по периметру особыми гвоздями. Императрица поднималась в свою карету по приставленной к двери лестнице, так как дно располагалось достаточно высоко в целях защиты транспорта от неровностей дороги. Императрица подарила свои экипаж архиепископу Казанскому и Свияжскому Вениамину, затем ее передали в ведение Казанской городской думы , а затем музею. |
Национальный музей РТ
В 2022 году исполняется 350 лет со Дня Рождения Петра Великого и 300 лет с момента его визита в город Казань В национальном музее есть портрет Петра 1. Это копия неизвестного художника с картины Луи Каравака ( первая половина 18 века) Петр 1 изображен в мундире бомбардирской роты лейб- гвардии Преображенского полка с голубой Андреевской лентой и орденской звездой. Петр I посетил Казань в 1722 году, когда направлялся в Персидский поход. Наш город стал особым в жизни императора: здесь он пышно отпраздновал своё 50-летие, в доме купца Ивана Афанасьевича Михляева (Микляева). Сейчас этот дом, на реставрации , и мы с ребятами из культурной команды там были. Сейчас дом выглядит вот так , а раньше , это был самый богатый особняк и первый дом , который был построен из кирпича, до этого все дома строились из дерева Там где сейчас располагается метро суконная слобода, располагалась Суконная мануфактура, здесь шили форму для солдат , но что то пошло не так, и качество ее было испорчено, поэтому Петр 1 решил сам узнать , почему. Руководство казенной мануфактурой Петр 1 передал купцу Михляеву. В 1708 году в ходе административной реформы была создана Казанская губерния и Вице - губернатором был назначен Никита Алферович Кудрявцев. Еще один интересный факт: Петр 1 приказывал брить бороды, но можно было оплатить налог на бороду на год (Бородовой жетон ) и ее не брить) Петра 1 называют отцом Российского флота, ведь в этот период строятся корабли и галеры . Деятельность Петра Великого привела к появлению в Казани предприятий, обеспечивавших потребности российской армии и флота – суконной мануфактуры (1714 год), адмиралтейства (1718 год) и других. |