Карета Екатерины Великой
В 1767 году, желая ознакомиться с отдаленными губерниями России, императрица Екатерина II решила совершить путешествие по Волге. Для этой поездки в Твери были подготовлены 4 галеры – «Тверь», «Ярославль», «Волга» и «Казань».
2 мая императорская флотилия отправилась из Твери вниз по Волге.
Она прибыла в Казань 26 мая. Дорога от пристани была устлана красным сукном.
Через ворота Тайницкой башни Екатерина со свитой проследовала в Кремль, в Благовещенском с оборе был отслужен молебен.
Екатерина 2 привезла с собой карету.
Запрегалась карета 6 парами лошадей, впереди возка – высокое место для кучера, сзади – место для лакея, стоящего на запятках кареты.
Считается, что карета создана в середине XVIII века во Франции.
Она изготовлена из различных пород дерева: дуба, березы, липы и сосны.
Предназначена для поездки двух лиц, Императрицы и ее фрейлены. Ручка была только с наружной стороны
Возок подвешен на кожаных ремнях-рессорах, которые регулировались при помощи специальных механизмов, расположенных позади кареты.
В зависимости от рельефа дороги они натягивались или ослаблялись лакеем, стоящим на запятках.
Колеса кареты покрашены в красный цвет, диаметр задних колес составляет 180 см.
Передние имеют небольшой диаметр – 60 см, они украшены позолоченной резьбой по втулке.
Резные, золоченые рельефы украшают возок, его двери, другие части и детали.
Орнамент выполнен в стиле барокко.
На дверцах кареты изображены картины мифологического содержания :Юпитер, Нептун и Венера, на передней части возка нарисована ладья Нептуна, на задней стенке – его колесница.
Живопись предположительно относится к работе мастеров школы французского художника Ф. Буше.
Внутри карета обита бархатом вишневого цвета. Стеклянные окна кареты изнутри украшают бархатные занавески, украшенные бахромой.
Бархатом покрыты и две ступеньки, которые спускались от возка и поднимались во время езды.
Крыша кареты покрыта черной кожей, закрепленной по периметру особыми гвоздями.
Императрица поднималась в свою карету по приставленной к двери лестнице, так как дно располагалось достаточно высоко в целях защиты транспорта от неровностей дороги.
Императрица подарила свои экипаж архиепископу Казанскому и Свияжскому Вениамину, затем ее передали в ведение Казанской городской думы , а затем музею.