Автор блога: | Ралина Гилазутдинова |
![]() |
Все рубрики (898) |
![]() |
Кремль (6) |
![]() |
Развлечения (11) |
![]() |
Зоопарк (8) |
![]() |
Мечеть (1) |
![]() |
Памятники (66) |
![]() |
Красивые места (19) |
![]() |
Мои дипломы (3) |
![]() |
Музеи (31) |
![]() |
Елабуга (17) |
![]() |
2020 (193) |
![]() |
2021-1 (87) |
![]() |
2021-2 (95) |
![]() |
2022-1 (63) |
![]() |
2022-2 (114) |
![]() |
Лето 2023 (12) |
«Усадьба Рукавишниковых» - главное здание Нижегородского государственного историко-архитектурного музея-заповедника. Главный дом усадьбы является объектом культурного наследия регионального значения, великолепным памятником гражданской архитектуры второй половины XIX в. Усадьба была построена представителем одной из известнейших и богатейших нижегородских купеческих династий, потомственным почетным гражданином Сергеем Михайловичем Рукавишниковым (1852-1914).
Год строительства: 1877. Архитекторы: Килевейн Роберт Яковлевич (1825 - 1895), Бойцов Петр Самойлович (1849 - 1918). Лепной декор – работа скульптора Михаила Осиповича Микешина (1835 - 1896). Оформление интерьеров живописью – Фома Гаврилович Торопов (1820 - 1898). Стиль: фасады и интерьеры особняка – яркий образец архитектуры академической эклектики. В 1918 году дом был национализирован и передан для размещения городского, а впоследствии областного исторического (краеведческого) музея. С 1996 по 2010 годы – здание музея было закрыто на реставрацию. 7 сентября 2010 года реставрационные работы закончились, вернув к жизни одно из самых замечательных архитектурных сооружений города и один из его наиболее известных музеев. Подлинные интерьеры особняка, воссозданная в них обстановка - великолепный памятник купеческому прошлому города, когда Нижний Новгород называли «карманом России». Экспозицию первого этажа открывает фойе с макетом Верхне-Волжской набережной начала 20 века. Экспозицию бывшей деловой части дома продолжает библиотека. Подлинные двери, покрытые черным лаком, ведут из бывшей библиотеки в воссозданный рабочий кабинет хозяина дома С.М. Рукавишникова – представителя одной из самых влиятельных купеческих династий города, которая около века занималась торговлей железом на Нижегородской ярмарке и производством стали. Одной из самых значимых в социально-экономической истории Российской империи ярмарок посвящена выставка «Добро Нижегородской ярмарки дороже золота», которая расположилась в следующем от кабинета зале. Представление о разных аспектах жизни и быта нижегородцев дореволюционной России на первом этаже можно получить на выставке, посвященная миру детства - «Из рая детского житья», а также выставке «Нижний и нижегородцы: взгляд из прошлого», которая встречает посетителей уже на втором этаже.
Ралина Гилазутдинова
9 февраля 2022
+1
289
2 комментария
музей
|
В сентябре, к трехсотлетию образования Нижегородской губернии, на Нижне-волжской набережной, соответственно в Нижнем Новгороде, был поставлен памятник Петру Первому (он же Петр Великий), так как указ о начальном
![]() Пётр I Велиикий, известен так же как Пётр Алексееевич Романов, первый император Российской империи и последний царь всея Руси. Один из самых известных российских самодержцев. Побывал в Нижнем Новгороде два раза: в 1695 и в 1722, — про одно из посещений упоминается в экскурсии на трамвае по улице Рождественская. В 1714 году, когда был первый указ о создании Нижегородской губернии, «к нам» не приезжал, наверное, для него это было «рядовое» событие :) Авторы памятника: архитектор Сергей Шорохов и скульптор Алексей Щитов (житель Нижнего). Монумент был установлен 24 сентября 2014 «с легкий руки» губернатора нижегородской области Щанцева В.П. в честь того, что сделал для Нижнего Новгорода этот царь. Нужно заметить, что тогда губерния просуществовала с января 1714 всего лишь до 1717 года, была упразднена, возвращена в Казанскую губернию. Только в мае 1719 года губерния была вновь создана (перезагружена ![]() Полная высота памятника 6,7 метра, высота бронзовой статуи 3,7. Использовались гранит и бетон. Скульптура похожа на архангельскую, которую использовали для пятидесятирублевых купюр, но все-таки отличается. Всероссийский император шагает с указом о Нижегородской губернии в руке от Кремля на набережную. На фото ниже видно на табличке выписку самого указа: "1714го генваря в 26 день Великий государь царь и Великий князь Петр Алексеевич всея великия и малыя и белыя России самодержец указал нижегороцкой губернии быть особо. В ней городы: Нижней, Алатырь, Балахна, Муром, Арзамас, Гороховец, Юрьев Поволской, Курмыш, Василь, Ядрин. Губернатору быть Андрею Петрову сыну Измайлову и о том к нему. Андрею, а для ведома к Казанскому губернатору, послать Великого государя указы." Про указ об образовании нижегородской губернии Нижегородская губерния значилась в составе Российской империи и входила в РСФСР. Сначала территория входила в Казанскую губернию, потом на несколько лет возвращалась в нее. Преобразовывалось в Нижегородское наместничество и обратно в губернию, пока в 1929 году не стала областью. Считается, что Нижегородская губерния была одной из самых развитых по кустарно-промышленной теме. Если кому интересно, на Большой Покровской есть музей, по истории нижегородских народных промыслов. В 1714 году в губернии числилось менее 300 тысяч человек. Первым губернатором был Измайлов Андрей Петрович, а еще почти десять лет нижегородчиной «рулил» гвардии капитан-поручик Ржевский Юрий Алексеевич. |
Знаменитый монумент Минину и Пожарскому, что на Красной площади в Москве, знаком каждому школьнику. Однако далеко не всем известно, что точно такой же памятник, но на 5 см ниже, стоит на родине героев, в Нижнем Новгороде. Он находится в центре города, у стен Нижегородского кремля, и посвящен предводителям народного ополчения во время войны 1612 г., которое помогло изгнать польских захватчиков с территории России. Эта эпоха также ознаменовалась окончанием Смутного времени в государстве Российском.
Монумент выполнен из бронзы в стиле классицизма, его формы монументальны. Это скульптурное произведение архитектора И. Мартоса, его оригинал создан в 1818 г., а копия сделана в наши дни в мастерской З. Церетели по заказу тогдашнего мэра Москвы Ю. Лужкова. В начале 17 века, в Смутное время, в Россию вторглись польские интервенты и подошли к Москве. Тогда для противодействия оккупантам в Нижнем Новгороде сформировалось народное ополчение, которое помогло разгромить врага. Кузьма Минин, будучи земским старостой, при поддержке местных властей собрал народ на восстание, а предводителем назначили князя Дмитрия Пожарского. Через два века после событий в городе установили памятник героям войны 1612 г. Поскольку победа над польскими и шведскими захватчиками имела государственное значение, изначально монумент установили в Москве, и лишь в 2005 г. его копия появилась в Нижнем Новгороде. Скульптурная композиция расположена около церкви Рождества Иоанна Предтечи, у главного входа которой Минин призывал сограждан к восстанию против врага. Минин взирает на сподвижника решительно и твердо, одной рукой он указывает в сторону врага, другой — подает князю меч, будто наставляет на священный бой. Восседающий рядом с ним Пожарский держит рукоять оружия и щит с изображением лика Христа на плащанице, его взгляд обращен с надеждой к небесам. Памятник символизирует сплочение русского народа против иноземных захватчиков, в его облике видится решимость пойти на подвиг. Барельеф на постаменте из красного гранита изображает картины жертвенности людей: вот женщины кладут свои украшения на алтарь Отечества, рядом — отец, приведший в ополчение двух сыновей — в этой композиции скульптор изобразил себя и своих сынов, которые воевали против Наполеона. В батальной сцене князь Пожарский верхом на коне наступает на поляков, в ужасе бегущих из России. |
Валерий Павлович Чкалов — советский летчик-испытатель, участник беспрецедентного перелета через Северный полюс. Будучи подростком, он впервые увидел самолет и «заболел» небом. В 15 лет мальчик ушел на фронт Первой мировой в качестве ученика авиационного слесаря-сборщика. В 1936 г. он вместе с товарищами совершил первый в истории беспересадочный полет почти на 10 тыс. км — из Москвы в Петропавловск-Камчатский, за что получил Ленинскую премию, звание героя Советского Союза и личную благодарность Сталина.
Скульптура Чкалова была установлена на волжской набережной 15 декабря 1940 г., через два года после гибели летчика. Замысел воплотил в жизнь его друг — художник-скульптор, лауреат Госпремии СССР И. А. Менделевич, а архитекторы И. Г. Таранов и В. С. Андреев придали ему значительность благодаря постаменту. Основу памятника составляют три ступени в виде многогранника и высокое цилиндрическое подножие, облицованные черным гранитом, на котором выгравированы имя героя и карта северного полушария с маршрутами знаменитых перелетов. Чкалов запечатлен в черном камне в предвкушении полета. Фигура обращена к городу, он одет в форму летчика, натягивает на руку перчатку и смотрит ввысь, как бы планируя следующую встречу с небом. Валерий Чкалов очень любил этот высокий волжский откос. Со своим другом, архитектором И. А. Менделевичем он бывал здесь и даже помогал планировать установку монумента Горькому, но по иронии судьбы памятник тут поставили ему. |
Музей живой бумаги, не имеющий аналогов в мире, открылся в Нижнем Новгороде 1 апреля 2018 года. Все, что можно увидеть в музее, сделано в технике папье-маше, вручную, нижегородскими скульпторами Еленой Сашиной и Натальей Голубевой.
Авторы удивляют своей самобытностью и нестандартным подходом к творчеству. Тематические инсталляции, авторские работы, возможность научиться лепить из бумаги не оставят равнодушными ни взрослых, ни детей. Папье-маше в переводе с французского — «жеваная бумага». Легко поддающаяся формовке масса, получаемая из смеси бумаги и клея. Возможности данного материала безграничны. Слепить можно от самых простых форм до наисложнейших, в чем можно убедиться, посетив музей. Авторы удивляют своей самобытностью и нестандартным подходом к своему творчеству. Можно часами рассматривать ту или иную экспозицию. Уже несколько лет мастерицы радуют своими работами, которые разлетаются не только по России, но и пересекают границы океанов. Скамейка сделала по этой же технике, на ней спокойно можно сидеть Я тоже попробовала изготовить изделие, у меня получился котенок. Кажется массивным, но когда берешь на руки он легкий как пушинка и очень крепкое. Второй музей открыли в Санк-Петербурге Когда там буду обязательно зайду в музей. |
Домом № 72 владел Салих Сабитович Губайдуллин, один из крупнейших, наряду со Щетинкиным, домовладельцев города: ему принадлежало не меньше 8 зданий, в том числе весьма крупных.
В центре Казани, на фасаде дома на улице Баумана, 72, обнаружили старинную вывеску, написанную по штукатурке. На ней можно прочесть: «Обувь», «Магазин Соловьева», «Галантерейная торговля». Фото и видео со старинной вывеской выложил в соцсети экскурсовод. Посты о вывеске быстро распространились в соцсетях: активисты боялись, что рабочие вот-вот начнут красить фасад. Собственник согласен с позицией сохранения старинной вывески и обещает реконструировать и законсервировать ее. В Казани начались работы по реставрации вывески начала ХХ века. Участники движения «Том Сойер Фест — Казань» собрали материалы и исследовали здание. Пока специалисты зафиксировали первую часть рекламной вывески — слово «Обувь». С помощью подмостей, кальки, скотча и маркера архитектор-реставратор обвела буквы и выявила, что у каждой есть графический прием дублирования, проще говоря, «тень».Далее планируют зафиксировать всю надпись «Обувь», отобрать пробы для определения свойств расписных материалов и состава штукатурного слоя вывески. Мы вчера стояли разглядывали надписи, они хорошо видны и читаемые. |
Дом Михляева (Дряблова) расположен на участке Петропавловского собора (улица М.Джалиля, 19). Это самое древнее здание в Казани, постройка которого относится ко второй половине XVI века.
Дом каменный, двухэтажный. Массивные стены характерны для русской архитектуры XVI — XVII веков. Архитектура дома проста. Основными художественными средствами являются удачно найденные пропорции, четко выраженный объем, наличники и пояски в стиле русского барокко, карнизы из «городков». Когда-то ворота этого дома выходили на площадь перед Гостиным двором, где была сосредоточена почти вся городская торговля. В 1722 году император Петр I, направляясь в Персидский поход, во время пребывания в Казани остановился в этом доме. Это был лучший дом того времени. По некоторым данным, до 1739 года этот дом был единственным каменным домом в Казани. Петр I отпраздновал в этом доме свое 50-летие. Хозяин дома И.Михляев, зная о нуждах Петра I в средствах, подарил ему целый поднос золотых и серебряных монет. Одновременно, желая ознаменовать пребывание в Казани своего державного постояльца, И.Михляев дал обещание построить новый Петропавловский собор. В 1726 году Петропавловский собор был построен. И. Михляев завещал этот дом Петропавловскому собору, но, несмотря на это, дом перешел к его наследнику, купцу Дряблову, который распорядился с ним по-своему. Дряблов, будучи первым казанским городским головою, в 1770 году передал дом казанскому приказу общественного призрения, во владении которого он оставался до 1816 года. В 1816 году дом был продан приказом за 62 тысячи рублей казанскому городскому обществу. С тех пор Дрябловский дом получил весьма незавидные назначения: в 1819 году он отдается под харчевни, в 1833 году здесь уже гостиница; в 1840 году здесь помешаемся трактир Курицина; в 1852 году — трактир и «свечное восковое заведение». В наше время дом, стиснутый позднейшими постройками, неприметно и скромно затаился среди других зданий. |
Премьера спектакля состоялась 22 марта 2019 года.
Спектакль поставлен в рамках Федерального проекта "КУЛЬТУРА МАЛОЙ РОДИНЫ" партии "Единая Россия". Автор: И.Зайниев, перевод Н.Игламов У всех живых существ на планете одна мать – природа.. Почему люди так усиленно борются с природой, все больше теряя гармонию с ней? Бродячие собаки и кошки обнаружили в своём жилище человеческого младенца. Откуда этот живой комочек? Чьё это дитя? Где его родители? Ведь наверняка его появление не случайно. А вдруг он послан свыше для того, чтобы наладить наконец-то отношения между животными и людьми… Часто бывает, что люди иногда поступают как звери, а звери — как люди. Может быть, люди наконец-то станут добрее и перестанут обижать бродячих животных? Главное в спектакле то, что в череде событий и происшествий, а ими наполнено сценическое действие, которое не дает зрителю оторваться от увлекательного сюжета ни на мгновение – добро обязательно одержит победу над злом. Мне очень понравился спектакль, заставляет думать, что у животных тоже есть чувства и им так больно. Их надо любить. |
Здание театра построено в конце Х1Х – нач. ХХ в. под клуб казанского купечества. После Октябрьской революции здесь был открыт Дом татарской культуры (Шарык клубы-Восточный клуб), где организовывались выставки, ставились спектакли татарской драматической труппы «Сайяр», для чего в 1922-1924 гг. здание было переделано под театральное помещение (возведена высокая сценическая коробка квадратной формы, увеличена сцена, сделаны артистические уборные). В 1940 году ТЮЗу было отдано помещение по улице Островского 10.
Первый спектакль «Ровесники» состоялся 30 ноября 1932 года, и именно этот день можно считать днем рождения в Казани нового театра – Театра Юного Зрителя. Это один из первых театров России, получивший высшую театральную премию «Золотая Маска»в номинации «Лучший спектакль года» (1996 год, спектакль «Буря» по пьесе У. Шекспира, режиссер Б. Цейтлин). В своем репертуаре театр ориентируется на лучшие образцы русской и зарубежной классики, популярные произведения современной драматургии. В труппе театра 39 артистов, среди которых восемь актёров удостоены звания «Народный артист Республики Татарстан», девять – «Заслуженный артист Республики Татарстан». Казанский театр юного зрителя принадлежит к числу старейших ТЮЗов страны, чей возраст достиг уже 88 лет. |
История легендарного кафе берет свое начало в далеком 1968 году, когда в управлении ТРЕСТа ресторанов РТ было принято решение о создании детского кафе всесоюзного масштаба. Под руководством известных рестораторов Хасанова Тагира Набиевича и Шарипова Миннуллы Нурмиевича эта идея была притворена в жизнь, как в Сказке!
Шарипов Миннулла Нурмиевич и Шарипова Людмила Тимофеевна много лет своей карьеры посвятили развитию кафе «Сказка». Под чутким руководством Шариповых, команда кафе ежегодно участвовала и занимала призовые места в различных мероприятиях и конкурсах республиканского и всесоюзного масштаба. Именно под профессиональным семейным руководством кафе «Сказка» успешно прошло нестабильный период, будучи в непрерывном развитии. В 1970-м году первое семейное кафе распахнуло свои двери для жителей и гостей нашей столицы. Это стало знаковым событием: кафе принимало делегации со всего Советского Союза. С самого утра гости выстраивались в очередь, а поход в кафе превращался в настоящий семейный праздник. 90-е годы ХХ века стали настоящим испытанием. Необходимо было перестраиваться с учётом требований нестабильной внешней среды, и кафе приспосабливалось под новые условия рыночной экономики. В то время как рестораны по всей стране закрывались, менялись хозяева и вывески, они продолжали своё развитие. |