Автор блога: | Марьям Андреева |
В Шемордане Сергей Степанов своими руками создал паровоз.Как экспонат можно познокомиться в ДК.Железнодорожники заботятся об этом памятнике. Каждой весной красят паровоз. А в этом году Сергей Степанов решил сделать из нержавейки номер паровоза и красную пятиконечную звезду. Конечно, это несколько противоречит исторической правде. Номер на будку машиниста наносили с помощью трафарета. Но сделанный из нержавейки – видно лучше, у него более чёткие контуры. Такой номер долговечнее.
Марьям Андреева
24 ноября 2023
0
328
1 комментарий
|
Авыл жирлегендэ яшэсэктэ яналыклар хэрчак булып тора.Авыл китапханэбездэ район житэкчелэре булышлыгы белэн менэ шундый интерактив такта булдырылган.Бу без балалар очен бик файдалы.
|
Буген Шэмэрдэн авыл мэдэният йортында булдым Татар халкыбызнын милли курчаклары белэн таныштык.Курчаклар — дөньяда иң беренче булып барлыкка килгән уенчыкларның берсе. Аларны төрле материаллардан ясаганнар, һәр уенчык тирән мәгънәгә ия булган. Борынгылар курчакларның сихри көчкә ия булуына һәм төрле бәла-казадан, авырулардан саклавына ышанганнар. Милли киемнэр аеруча кузгэ ташлана.Бүгенге көндә безгә мәгълүм традицион-гадәти өс киемнәре — эчке һәм тышкы киемнәр, баш һәм аяк киемнәре, хатын-кызларның бизәнү әйберләре. Элек-электән бирле бер комплекска кергән кием төрләре, формалары һәм колориты буенча үзара яраклашып, бер стильне тәшкил иткәннәр. Гадәти өс киеме шактый тотрыклы булып, аның яңаруы-үсеше халыкның үз гореф-гадәтләренә һәм көнкүрешенә яраклашу төсендә барган. Шуңа күрә кием, гадәттә, кешенең тышкы кыяфәтенә милли төс биргән. Киеменә карап аның кайсы халык яки нинди этник группа вәкиле икәнен белергә мөмкин булган. Көндәлек һәм бәйрәм киеме, бай һәм ярлы кешенең киеме дә бары тик тукымалары, бизәнү әйберләре-нең сыйфаты белән генә аерылган.
Төрле җирләргә таралып, шактый тотрыклы төркемнәр булып яшәүче татарларның киемнәре, әлбәттә, бер төрле генә булып формалашмаган. Һәр төркемнең үзенә генә хас тарихы булган кебек, аларның гадәти киемнәрендә дә үзенчәлекләр бар. Бу үзенчәлекләрнең барлыкка килүенө табигать үзе, икътисади шартлар, дин һәм күрше халыклар белән аралашу бик нык тәэсир итә. Һәрхәлдә, XIX гасырның урталарына кадәр татар халкының гадәти киеме җирле билгеләрен шактый тотрыклы саклый. Бу бигрәк тә хатын-кызлар киемендә (күлмәкләренең бизәлүендә, баш киеме формаларында) сизелә. |
Бистэбездэ Жину Паркы булдырылды. Илебез тынычлыгы очен коршеп хэлак булганнарнын рэсемнэре белэн стенд та бар.Хэр елны 9 май митингы да нэкь менэ бу паркта утэ.
|
Буген Шэмэрдэндэ урнашкан кул эшлэре музеенда булдык.Торле елларда элеге музейда булдырылган эшлэнмэлэр белэн таныштык.Укытучыбыз Роза Каримовна хэр эш турында жентеклэп сойлэде.
|
Назмиев Талгат Саматович Сегодня в сельской библиотеки познакомилась с творчеством Талгата Назмиева. Назмиев Талгат Саматович родился 1 марта 1950 года в селе Байлангар Кукморского района в семье крестьянина. В 1967 году после окончания девятого класса средней школы, семнадцатилетний парень приезжает в соседний рабочий поселок Шемордан Сабинского района и устраивается на работу заведующим клубом в промкомбинат. Здесь он работает до ноября 1969 года. Одновременно учится в вечерней молодежной школе.
С 1969 до 1972 года служит в рядах Советской Армии. По окончании срока службы, возвращается заведующим автоклуба отдела культуры под руководством Сабинского районного исполнительного комитета, организует концерты, и вещает по местному радио (1972-1975). Также работает инструктором партии райкома (1975-1981). Образование высшее: в 1979 году Т. Назмиев заочно проходит обучение в Казанском государственном университете, который готовит учителей татарского языка и литературы. 1976-1981 годах работал инструктором райкома КПСС отдела пропаганды и агитации. В октябре 1981 года становится редактором газеты «Знамя победы» (с 1990 года «Сабинские зори») и одновременно занимается литературным творчеством и изучением истории района. За этот период становится одним из самых молодых редакторов. Талгат Саматович в течение 27 лет был бессменным руководителем районной газеты. За годы его редакторской деятельности газета "Сабинские зори" постоянно развивается, совершенствуется и почетно переживает периоды творчества. В 2008 году Т. Назмиев уходит с работы по состоянию здоровья, но продолжает неугомонно жить творчеством. Т. Назмиев известен своему широкому кругу читателей своими публицистическими рукописями и короткими смешными рассказами. Он является автором многочисленных очерков про знаменитых лиц Сабинского района и историко-публицистических книг о прошлом и настоящем района. В период своего тридцатилетнего творчества успел издать 14 книг тиражом всего 50 тыс. экземпляров. Так же остались неизданными литературные труды, написанные до его смерти. Назмиев Т. С. в добросовестно выполняет свою работу. За время работы редактором показывает себя творческим и требовательным руководителем. Наша районная газета несколько лет была призером в республиканском конкурсе «Газета года». Так же были получены дипломы по оформлению и печатанию газеты. В последние годы авторитет газеты «Сабинские зори» сильно повысился. Увеличился тираж: 1000 экземпляров в 2000 году. Талгат Назмиев является самым известным мастером пера по написанию кратких рассказов татарского фольклора и возрождению анекдотов про настоящий реальный мир. Росписи Талгата Саматовича есть и в республиканской печати. Статьи и новости, опубликованные в газетах («Ватаным Татарстан», «Татарстан яшьләре», «Татарстан хәбәрләре», «Мәдәни җомга», «Заман») и журналах («Казан утлары», «Татарстан», «Чаян», «Сөембикә», «Идел») отличаются современным звучанием. Назмиев Талгат Саматович ушел из жизни 4 октября 2014 года |
Шеморданская поселковая библиотека была образована в 1948 году на базе парткабинета поселкового Совета. Главной задачей в те годы была ликвидация неграмотности населения и продвижение книги в массы. С 1948 по 2001 г. библиотека находилась в деревянном здании с печным отоплением, имела абонемент для выдачи книг на дом и книгохранилище.
В 1972 г. был сделан пристрой, в котором разместился читальный зал на 20 мест. Первой заведующей была Сибгатуллина Банат. Если первоначальный книжный фонд библиотеки составлял 700 экз. книг политического характера, то в последующие 5 лет он вырос до 7 тысяч. Ежегодно в среднем приобреталось около 1 тысячи новых книг. В 1974 г. фонд библиотеки достиг своего пика — 24773 экз. документов. В 1978 г. прошла централизация библиотек и Шеморданская поселковая библиотека стала филиалом №1 Сабинской ЦБС. Библиотека неоднократно поощрялась за успешную работу, в 1987 г. ей было присвоено звание «Библиотека отличной работы». В 2002 году библиотека переезжает в новое помещение на 2-ой этаж дома культуры. Полностью обновляется мебель: стеллажи, книжные шкафы, столы, стулья. В 2003 г. благодаря спонсорам приобретается первый компьютер, принтер. В 2012 г. проведён капитальный ремонт в библиотеке. |
В посёлке Лесхоз Сабинского района работает уникальный Музей колокольчиков, открытый в 2015 г.
Он находится в здании Дома культуры. Здесь представлено 238 церковных бубенцов, ботал, почтовых, валдайских, свадебных колоколов. Все колокола отлиты из бронзы. Здесь можно увидеть рядом древнекитайский колокольчик XVI в. до н. э. и русский колокол XVI в. н. э., итальянский кампан XII в. и корабельную рынду XX в., буддийский ветровой колокольчик XVII в. и валдайский ямской начала XIX в. Каждый экземпляр имеет свое неповторимое звучание. В музее можно не только увидеть колокола, но и послушать колокольные звоны, ознакомиться техникой звона, попробовать позвонить в колокола самому посетителю. Музей располагает коллекцией записей наиболее известных колокольных звонов. Музей колокольчиков (п. Лесхоз, ул. Детсадовская, д. 26) удивит коллекцией из 238 экземпляров колоколов, бубенцов и ботало. |
Сегодня была на мастер классе по гончарному делу. Гончарное ремесло – это изготовление разных изделий из глины. Гончарное ремесло считается одним из древнейших ремесел на земле. Оно зародилось еще в эпоху неолита, что подтверждают многочисленные находки: посуда для приготовления пищи, чашки, тарелки.С изобретением гончарного круга, а затем с открытием технологии обжига, гончарные изделия стали самыми распространенными в быту. История гончарного ремесла у каждого народа своя. Так в Китае оно зародилось еще за 2 тысячи лет до нашей эры. Именно в Китае был изобретен фарфор – самый лучший вид керамики.В Древней Греции гончарное ремесло стало настоящим искусством, что подтверждают знаменитые на весь мир чудесные греческие вазы, амфоры и другие изделия. ончарство на Руси – одно из важнейших и древнейших ремёсел. Поначалу русичи делали кувшины , сковороды, чашки. Позже, с появлением гончарного круга, ремесло превратилось в промысел. Мастера производили уже не только товары бытового назначения, но и игрушки, статуэтки, предметы роскоши.Появились гончарные мастерские, у которых были свои секреты обработки глины. В результате каждая мастерская приобретала свой фирменный стиль, благодаря которому многие из них знамениты на весь мир.
|
10.09.2023.Сентябрьнен матур конендэ Балалалар ижат узэгенен рэсем тугэрэгенэ йоручелэрне укытучыбыз Роза Каримовна матур чарага чакырды.Саф хавада табигатьне кем ничек курэ шуны буяулар ярдэмендэ кэгазьгэ тошердек без.Кемдер хаваны кемдер агачларны кемдер чэчэклэрне матур итеп тасвирлап бирэ алды.Анламый калган жирлэрне укытучыбыз бик яхшылап анлатып тозэтмэлэр кертте.Рәсем матур килеп чыксын өчен аны оста итеп ясау гына аз, иң мөһиме – йөрәк җылысын салу кирәк, икенче төрле әйтсәк, бу эшне яратып башкару мөһим.Ә сез беләсезме: рәсем матур килеп чыксын өчен аны оста итеп ясау гына аз, иң мөһиме – йөрәк җылысын салу кирәк, икенче төрле әйтсәк, бу эшне яратып башкару мөһим. Андый картиналар, һичшиксез, башкаларның да күңеленә хуш киләчәк
|