Автор блога: | Ирек Рамилевич |
Халкыбызда элек-электән якыннарга, кардәш-ыруга хөрмәт, кайгыртучан мөнәсәбәт, туган илгә мәхәббәт яшәгән. Бу сыйфатлар борынгылар тарафыннан югары бәяләнгән: Илен белмәгән – игелексез, Халкын белмәгән – холыксыз, Ә нәселен белмәгән- нәселсез,- дигән тәкъбир безне әхлаклы булырга өнди. Шулай ук “Җиде буыныңны бел!”дигән гади, ләкин искиткеч нәсыйхәткә халкыбызның тирән тарихы сыйган. Шәҗәрә (нәсел агачы, гарәп. شجرة - «агач» сүзеннән) — нәсел-ыруның кемнән башланып, ничек тармакланып китүен күрсәткән нәсел агачы, язмасы. Шәҗәрәләрне өйрәнә торган фән генеалогия (γενεά — «гаилә» + λόγος — «сүз, белем») дип атала.Сармаш"/ "Сармаш" нәсел шаҗәрәсе виртуоз гармунчы Кирам Сатиевның бабаларын, туганнарын туплаган нәсел агачы.
Ирек Рамилевич
24 ноября 2022
+5
330
10 комментариев
#сармашнәселшаҗәрәсе
|
Татар Ямалы мәдәният йортында Рәмзия Хөсәенованың "Табылдык" пьесассын сәхнәләштерү өчен репетицияләр бара. Вакыйга безнең көннәрдә,яшьләре читкә китеп беткән биш өйле “Чаганлы” авылында бара. 80-90 яшьлек дүрт әби авылның ямен сүндермичә яшиләр. Посылка белән килгән бүләкләр белән Сабантуй оештыралар. Шәһәрдән җәйге каникулга кайткан Альберт исемле малай да авылны үз итә. Акчалы сумкасын югалткан Маннур Чаганлы авылына килеп чыга. Ул анда әбиләр белән таныша. Почтальён кыз Рәмзия белән таныша.Спектакль күңелле вакыйга белән тәмамлана авылда яңа гаилә корыла, бәби туа - димәк авыл яшәеше дәвам итә. |
У татарского народа куклы с давних времён были постоянными предметами для детских игр, а также выполняли роль духов-помощников. Они помогали вести домашнее хозяйство. Изготавливались такие куклы из различных материалов. Это могло быть дерево, глина, солома или кожа, но всё же основным материалом изготовления оставались разнообразные ткани. Лица таким куклам вырисовывали или вырезали на дереве, после чего изделия одевали в специально сшитые для них длинные рубахи. Наряды для кукол шились с особой тщательностью из пёстрого ситца, яркого кумача или белого холста. При этом кукольные наряды полностью повторяли настоящую одежду в покрое и украшениях. Внимание к деталям было очень тщательным, поэтому их проработка была так важна. Следует отметить, что лица были не у всех кукол. В большей степени они оставались безликими. Татары считали, что кукла, имеющая лицо, может обрести душу и даже навредить семье. Поэтому относились к ним не легкомысленно, а с должным почтением. Если кукла представляла собой женскую фигуру, то её дополнительно подвязывали поясами и платочками. Ставили такие куклы на окна в доме сразу по несколько штук, в углу на полках, укладывали в корзины, ящики или специальные небольшие домики в подполе, но чаще всего относили на чердак. За такими куклами у татар было принято ухаживать. Им приносили подарки, кормили их и поили. А вы знали об этом? Привидений полна восходящего солнца страна При этом куклы никогда не выбрасывались. Считалось, что кукла, сделанная собственноручно, содержит маленькую частичку души своего создателя, поэтому поделке всегда уделялись почёт и уважение. Также татарские куклы не получали имён. А ещё невероятно важным считалось настроение, с которым изготавливали кукол. Делать их следовало только с добрыми намерениями и в полном спокойствии. Традиционные татарские куклы (курчак) изучались и изучаются этнографами и искусствоведами. Благодаря им мы можем открыть нечто ранее неизвестное о жизни и нарядах наших предков. Посетив Государственный объединённый музей Татарстана, где в наше время хранится пусть и небольшая, но весьма интересная коллекция игрушек, можно наглядно оценить искусство и посмотреть на татарские куклы и другие поделки для детей.
Ирек Рамилевич
23 ноября 2022
+10
348
14 комментариев
#татарскиенациональныекуклы #таткультресурсцентр
|