ГлавнаяБЛОГИКультурный дневник

Новые записи
Новый театр Камала
Новый театр Камала
29 мая 2025 - Яков Косушкин 0 0
Театр Качалова
Театр Качалова
16 мая 2025 - Полковников Егор 0 0
Полковников Егор
Театр Качалова
16 мая 2025 - Полковников Егор 0 0
«В лесу прифронтовом!»
«В лесу прифронтовом!»
12 мая 2025 - Асель Закирова 0 0
Школа. 80-летие Победы.
Школа. 80-летие Победы.
12 мая 2025 - Асель Закирова 0 0
Мой прадед и прабабушка
Мой прадед и прабабушка
11 мая 2025 - Асель Закирова 0 0
История Войны.
История Войны.
11 мая 2025 - Асель Закирова 0 0
80-летие Победы!
80-летие Победы!
11 мая 2025 - Асель Закирова 0 0
Волшебное дерево
Волшебное дерево
11 мая 2025 - Полина Алексеева 0 0
Царевдвор
Царевдвор
11 мая 2025 - Полина Алексеева 0 0
Сказочная набережная
Сказочная набережная
11 мая 2025 - Полина Алексеева 0 0
Музей Верховного суда Республики Татарстан
Музей Верховного суда Республики Татарстан
11 мая 2025 - Полина Алексеева 0 0
Музей Елабужского городского суда
Музей Елабужского городского суда
11 мая 2025 - Полина Алексеева 0 0
Конкурс «Великой Победе – 80!»
Конкурс «Великой Победе – 80!»
11 мая 2025 - Полина Алексеева 0 0
По зеленым холмам океанам
По зеленым холмам океанам
11 мая 2025 - Полина Алексеева 0 0
Полина Алексеева
По зеленым холмам океанам
11 мая 2025 - Полина Алексеева 0 0
День Победы!
День Победы!
11 мая 2025 - Диана Назарова. 0 0
Мой прадед!
Мой прадед!
11 мая 2025 - Асель Закирова 0 0
80-летие Победы!
80-летие Победы!
11 мая 2025 - Асель Закирова 0 0
Эсперанса-Семья!
Эсперанса-Семья!
11 мая 2025 - Асель Закирова 0 0
+4642 RSS-лента RSS-лента

Культурный дневник

Автор блога: Азалия Гайнуллина
Сад «Эрмитаж»
Сад «Эрмитаж» — это старинный парк в центре Казани, в Вахитовском районе, неподалёку от площади Тукая. В разное время он назывался Александровским садом, Износковским садом, а также садом Святого Николая.
Сад «Эрмитаж»

Собственно, как парк эта территория стала использоваться с конца XIX века, здесь проходили народные гуляния, гастроли театральных трупп, различные увеселительные программы. Но, несмотря на это, среди горожан место считалось «нечистым». Дело в том, что до середины XIX века здесь находилась усадьба помещика Ворожцова, прославившегося небывалой жестокостью и убийствами своих крепостных, которых без всяких церковных обрядов закапывали прямо в саду. Говорили, что он убил даже собственного сына. В 1848 году усадьба сгорела дотла, а сад прослыл местом обитания призраков.
Сад «Эрмитаж»

Сад «Эрмитаж»

В первой половине прошлого века, до Великой Отечественной войны, сад «Эрмитаж» был фактически центральным городским парком, здесь проходили праздники, располагался летний театр, эстрада. В 50-е — 60-е годы в парке здесь облагородили территория, провели озеленение, но в 90-е «Эрмитаж» снова пришёл в запустение.
Сад «Эрмитаж»

Сад «Эрмитаж»

Сад был капитально реконструирован в 2005 к тысячелетию Казани, а в 2012 обновлён в рамках реализации городской программы «100 парков и скверов». На территории сада — зона бесплатного Wi-Fi, здесь любят гулять жители близлежащих домов, а туристов привлекают истории о призраках. Также парк известен своими необычными, причудливо изогнутыми деревьями, которые растут здесь ещё с дореволюционных времён.
Памятная доска Л.О. Даркшевичу
Памятная доска установлена в здании (Кремлевская, 37), где работал Ливерий Осипович Даркшевич.
Ливерий Осипович Даркшевич — русский невропатолог, доктор медицины. Л. О. Даркшевич считается одним из основоположников нейрохирургии в России.
Памятная доска Л.О. Даркшевичу

Л. О. Даркшевич родился в 1858г. в Ярославле в дворянской семье.
В 1888 году после защиты диссертации на звание доктора медицины Л. О. Даркшевич в августе был назначен приват-доцентом по кафедре нервных и душевных болезней Императорского Московского университета и, одновременно (1889—1892) работал ординатором в Ново-Екатерининской больнице. Известен как представитель школы А. Я. Кожевникова. Являлся одним из учредителей Московского общества невропатологов и психиатров.
В сентябре 1892 года стал экстраординарным профессором Императорского Казанского университета по кафедре нервных болезней. Организовал клинику нервных болезней (с амбулаторией, лабораторией и электротерапевтическим кабинетом).
Вместе с В. М. Бехтеревым в 1893 году он создал в Казани общество невропатологов и психиатров. Он был активным борцом за здоровый образ жизни. С 1897 года — ординарный профессор Казанского университета; с 1913 года — заслуженный профессор.
Памятная доска Л.О. Даркшевичу

Памятная доска Л.О. Даркшевичу

Л. О. Даркшевич — основатель, а с 1901 года, ещё и главный редактор «Казанского медицинского журнала» (научно-практического издания для врачей). Действительный статский советник с 1917 года.
В 1917 году Даркшевич переехал в Москву и занял пост ординарного профессора кафедры нервных болезней 1-го Московского университета и директора клиники Ново-Екатерининской больницы. Также он до 1923 года был директором Женской медицинской школы в Москве. Возглавлял также Диагностический институт для усовершенствования врачей и руководил реорганизацией Женского медицинского института.
Скончался Л. О. Даркшевич 28 марта 1925 года в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище.
Музей Каюма Насыри
Музей Каюма Насыри находится в центре города Казани. Музей, посвященный выдающемуся ученому, просветителю, историку-этнографу, писателю и языковеду Каюму Насыри (1825–1902), был открыт 2 февраля 2002 года. Дом, в котором он располагается, является восстановленным памятником татарского деревянного зодчества XIX века. Именно здесь с 1887 по 1902 год жил ученый. Дом расположен на историко-заповедной территории Старотатарской слободы Казани. Построен он был в свое время близким родственником Каюма Насыри – Мухамедбедигом Хусаиновым. Сейчас дом восстановлен на своем исконном месте, сохранена внутренняя планировка здания. По документальным материалам воссоздана одна из комнат, где жил Каюм Насыри – это одновременно жилая комната и научная лаборатория.
Музей Каюма Насыри

Музей Каюма Насыри

Музей Каюма Насыри

Музей Каюма Насыри

В течение более чем полувековой научной, литературной и педагогической деятельности Каюм Насыри издал около сорока трудов. Его работы в области татарского языкознания положили начало всесторонней теоретической разработке татарского языка. Писатель-просветитель отдал всю свою жизнь делу распространения науки и знаний, культуры и прогресса среди татарского населения.
Музей Каюма Насыри

Музей Каюма Насыри

Музей Каюма Насыри

Музей Каюма Насыри

Экспозиция располагается на двух этажах дома. Каюм Насыри снимал на первом этаже две комнаты с отдельным входом. Одна из них ныне восстановлена как мемориальная. Стол: на нём письменные принадлежности — чертёжные инструменты, керосиновая лампа и подсвечник, шкатулка с кубызом и кураем – на таких музыкальных инструментах умел играть К. Насыри, книга на арабском языке, переписанная его рукой. Около печи – школьная доска, столик с наглядными пособиями, напоминающие о том, что К. Насыри давал детям частные уроки.
Музей Каюма Насыри

Музей Каюма Насыри

Музей Каюма Насыри

Музей Каюма Насыри

На прилегающей к музею территории был разбит необыкновенно живописный сад, созданный по материалам книги Каюма Насыри «Цветы и травы» о лекарственных растениях нашей страны, который носит название «Хәтер бакчасы – Сад памяти». Здесь нередко проходят увлекательные музейные занятия, разработанные сотрудниками музея, для учащихся художественных школ и вузов города.
Частично сохранена старая планировка двора: расположение ворот, калитки, беседки, входных дверей, пешеходной дорожки. Территория двора и музейный сад являются органичной частью музейной экспозиции.
Музей Каюма Насыри

Музей Каюма Насыри

Музей Каюма Насыри

Всегда очень интересно посмотреть на то, как жили люди до нас. Каюм Насыри был очень умным человеком, учил добру, нес людям знания, переводил с русского языка на татарский. Он первым напечатал большие русско-татарские словари. Первым стал печатать календари. Музей оставил прекрасное впечатление. Очень познавательно, много ценной информации.
Памятник суворовцу
Памятник суворовцу расположен у ворот Казанского военного суворовского училища, на улице Толстого.
Памятник суворовцу

Памятник суворовцу

Торжественное открытие скульптуры состоялось 1 сентября 2016 года, на нем присутствовал президент Татарстана Рустам Минниханов. Она сделана из бронзы и представляет собой образ первокурсника с чемоданом в руке. Это собирательный образ юного курсанта, готового служить Отечеству.
Памятник суворовцу

Теперь это один из символов славы юных защитников. Бронзового суворовца некоторые прозвали Ваней Трофимовым за сходство с героем фильма В. Рогового «Офицеры».
Музей Габдуллы Тукая
Музей Габдуллы Тукая

Музей Габдуллы Тукая

Музей открыт в 1986 году к 100-летию со дня рождения Габдуллы Тукая, великого татарского поэта, чьи произведения вошли в золотой фонд татарской и мировой поэзии. Здание музея очень красивое - в старинном стиле, с башенками, с массивными деревянными дверями. Здание для музея выбрано не случайно. Оно расположено на улице, связанной с деятельностью Г.Тукая как журналиста и публициста. Ныне она носит имя поэта. Тукай любил гулять по берегам озера Кабан, выступал с лекциями в популярном среди татар клубе «Шарык», находившемся недалеко отсюда.
В Казани творчество поэта достигло расцвета, к нему пришло признание. При жизни его произведения выходили отдельными изданиями 29 раз.
Музей Габдуллы Тукая

Музей Габдуллы Тукая

Музей Габдуллы Тукая

Музей Габдуллы Тукая

Музей Габдуллы Тукая

Нас встретили очень приветливые работники музея. В каждом зале есть свой экскурсовод. Но мы решили, что будем смотреть все сами. В каждом зале есть интерактивные планшеты, листая их можно понять и узнать все.
На первом этаже расположены кассы, гардеробная, зал для литературных чтений и картинная галерея, посвященная творчеству Тукая. Картины в основном изображают пейзажи деревни Кырлай, где рос Тукай. На второй этаж ведет красивая мощная лестница, с белыми резными перилами. В музее, открытом к столетию поэта, на втором этаже вас встречает сам Габдулла Тукай, точнее, его скульптурный образ, созданный Радой Нигматуллиной. Высокие узорчатые двери открываются с лёгким стоном, заставляя вздрогнуть от какого-то неясного предчувствия. Чуть скрипящие половицы тоже готовят посетителя ко встрече с таинством. Всё в этих стенах — как святой ключ, бьющий из глубинных пластов истории и льющий какую-то знакомую мелодию: то грустно, то ликующе, то громче, то шёпотом.
Музей Габдуллы Тукая

Музей Габдуллы Тукая

Музей Габдуллы Тукая

Музей Габдуллы Тукая

На втором этаже расположены несколько залов с экспозициями. В основном тут представлены сохранившиеся документы, фотографии Тукая. Очень много рассказано о его родных и его местах проживания, т.к. родители у него умерли рано, мальчик жил то в одном месте, то в другом, познал тяжелую долю сиротства с раннего детства. Так же воссоздан быт того времени - это и личные вещи, и одежда, и обувь, и предметы быта, и даже интерьер. Мне больше всего заинтересовали такие вот экспонаты - мы долго рассматривали маленькие кожаные сандалики, красивые украшения, стол, тканные коврики.
Музей Габдуллы Тукая

Музей Габдуллы Тукая

Музей Габдуллы Тукая

Музей Габдуллы Тукая

Мне очень понравилась детская комната! Чего только там нет! Особенно мне понравилась сенсорная разукрашка по сюжетам сказок Тукая!
Со дня своего открытия музей является не только центром, объединяющим любителей творчества великого татарского поэта Габдуллы Тукая, но и культурным центром, аккумулирующим в своих стенах творческую энергию, знакомящим посетителей с творчеством деятелей современного татарского и татарстанского искусства и культуры.
Мне очень понравился наш поход в музей!
Памятник водовозу
Памятник водовозу находится в Казани возле здания "Водоканала"(ост. Толстого). Открыт в 2006 году.
Памятник водовозу

Памятник водовозу

Памятник водовозу заказало руководство «Водоканала». Места под скульптуру было отведено мало, поэтому скульптор Асия Миннуллина разработала первый эскиз: питьевой фонтан с небольшой скульптурой на вершине. Но у заказчика было другое мнение, поэтому он велел фонтан убрать, а фигурки водовоза и девушки увеличить насколько это возможно. А сюжет, действительно, интересный: водовоз наливает местной жительнице воду из бочки при помощи специального черпака. Именно при помощи таких бочек и происходило обеспечение жителей города водой.
Памятник водовозу

Памятник водовозу

Позднее, когда в городе стали часто вспыхивать пожары, городская Дума приняла решение о строительстве первого водопровода. Его запустили в 1874 году и тогда он был частным предприятием. Лишь в 1917 году городской водопровод перешел в государственную собственность. Несмотря на то, что в целом памятник пришелся заказчику по душе, были и замечания. Мужику - добавили кошелек, чтобы деньги собирал за воду, а лошади - колокольчик. Эти колокольчики можно потрогать - они настоящие. Можно услышать их звон.
Памятник водовозу

Памятник водовозу

Любопытный факт Происхождение поговорки – «На обиженных воду возят» связано с петербургскими водовозами. Цена привозной воды в XIX веке составляла около 7 копеек серебром в год. Однако, встречались жадные торговцы, которые завышали цену с целью нажиться. За это незаконное деяние у торговца отнимали лошадь и заставляли возить бочки в тележке на себе.
Выставка картин "Харис Якупов. Человек - эпоха"
В Национальной художественной галерее «Хазинэ» я посетила выставку картин Хариса Абдрахмановича Якупова. Выставка под названием «Харис Якупов. Человек – эпоха» посвящена 100-летнему юбилею со дня рождения художника.
Выставка картин "Харис Якупов. Человек - эпоха"

Выставка картин "Харис Якупов. Человек - эпоха"

Выставка картин "Харис Якупов. Человек - эпоха"

Выставка картин "Харис Якупов. Человек - эпоха"

Харис Абдрахманович Якупов родился 23 декабря 1919 года в Казани. Окончил Казанское художественное училище. В 1946 году занимался в московской Центральной студии «Всекохудожник» у Б. В. Иогансона. В 1940-м был призван на службу в Красную Армию. Участник Великой Отечественной войны. Фронтовые дороги Хариса Якупова прошли через Сталинград, Курскую дугу, Львов, Польшу, Германию, Чехословакию.
Выставка картин "Харис Якупов. Человек - эпоха"

Выставка картин "Харис Якупов. Человек - эпоха"

Выставка картин "Харис Якупов. Человек - эпоха"

В творчестве X. А. Якупова отражена история советского народа, история нашей страны, начиная с тех лет, когда в России еще только вспыхивали первые революционные выступления. Его творчество глубоко органично и естественно. В нем нет ничего случайного, а, следовательно, и надуманного.
Национальные истоки творчества Xариса Якупова – в красочности и декоративной яркости цвета полотен, посвященных людям татарской деревни, в тех типажах, которые он изображает. Художник словно изнутри схватывает суть национального, народного. Живопись его полотен всегда узнаваема, ибо он пользуется такими сочетаниями красок, такими мазками, которые присущи именно ему.
Выставка картин "Харис Якупов. Человек - эпоха"

Выставка картин "Харис Якупов. Человек - эпоха"

Выставка картин "Харис Якупов. Человек - эпоха"

За свою долгую творческую карьеру Харис Абдрахманович Якупов создал более 300 работ, среди которых 20 крупных полотен и более 200 зарисовок. Значительные и самые ценные работы художник решил передать в дар столице Татарстана.
Выставка картин "Харис Якупов. Человек - эпоха"

Выставка картин "Харис Якупов. Человек - эпоха"

Выставка картин "Харис Якупов. Человек - эпоха"

Выставка картин "Харис Якупов. Человек - эпоха"

Гениальный живописец и одаренный педагог, он всю жизнь посвятил родному краю. За иллюстрации книги "Татар халык әкиятләре" ("Татарские народные сказки") в 1958 году был удостоен Республиканской премии Татарской АССР имени Г.Тукая.
Выставка мне очень понравилась. Все картины очень яркие и главное передают эмоции людей, нарисованных на них.
Памятник атомной подводной лодке «Казань»
Памятник атомной подводной лодке «Казань»

Памятник атомной подводной лодке «Казань» - памятник, посвященный советской лодке второго поколения. Рубку высотой в 6 метров и длинной в 22 метра установили в парке Победы ко Дню военно-морского флота. Весит этот памятник— около 70 тонн.
Памятник атомной подводной лодке «Казань»

Атомная подводная лодка «К-403» была поставлена на вооружение Северного флота в 1971 году, с 1997 года она носит имя «Казань». В 2004 году подлодку вывели из состава военно-морского флота и приняли решение об её утилизации. Однако рубку решили сохранить как оригинальный памятник. Инициативу моряков подержало правительство Татарстана, а расходы по транспортировке и демонтажу субмарины из Северодвинска взяли на себя несколько крупнейших предприятий республики.
Транспортировка по водному маршруту до речного порта Казани заняла 12 дней.
Памятник атомной подводной лодке «Казань»

Памятник атомной подводной лодке «Казань»

Рубка расположена на постаменте, а вокруг также можно увидеть торпеды и мины, специально для этой цели, доставленные из военной части в Зеленодольске. Памятник украшен государственным гербом России и гербом Казани.
Интересно, что строящаяся новая подводная лодка проекта 885 «Ясень» также получила имя «Казань».
Выставка «Сто фотографий из СССР»
В Национальной художественной галерее «Хазинэ» ГМИИ РТ посетила выставку работ казанских фотографов «Сто фотографий из СССР».
Выставка «Сто фотографий из СССР»

Семь фотографов из Казани — Зуфар Баширов, Владимир Зотов, Султан Исхаков, Валерий Михайлов, Юрий Филимонов, Эдвард Хакимов и Рифхат Якупов организовали выставочный проект «Сто фотографий из СССР», посвященный 100-летию Республики Татарстан.
Выставка «Сто фотографий из СССР»

Выставка «Сто фотографий из СССР»

Выставка «Сто фотографий из СССР»

Выставка «Сто фотографий из СССР»

Шестеро участников проекта были членами творческой фотогруппы «Tасма», известной в СССР и за рубежом. В переводе с татарского языка «Тасма» означает ленту, и это символически обозначало работу фотографов в жанре документальной хроники, фиксирующей время и пространство в современном им социуме. Начало активной творческой деятельности авторов приходится на 70-е годы прошлого столетия.
Выставка «Сто фотографий из СССР»

Выставка «Сто фотографий из СССР»

Выставка «Сто фотографий из СССР»

С того времени в Республике Татарстан, да и всей стране произошли большие перемены, преобразившие социальную жизнь. Фотографии зафиксировали повседневность людей конца советской эпохи без приукрашивания действительности, создали точный портрет своего времени. Выставка «Сто фотографий из СССР» рассказывает об особенностях жизни граждан первого в мире социалистического государства — праздничных демонстрациях и советских праздниках, работе и быте людей, живущих в сельской местности и в городе.
Выставка «Сто фотографий из СССР»

Выставка «Сто фотографий из СССР»

Выставка «Сто фотографий из СССР»

Несмотря на запрет религии в стране, люди разных национальностей сохраняли свою культуру, справляли праздники, берущие начало в древних обрядах и религиозных верованиях. Авторы выставки показывают культуру народов, живших в советском государстве, семейные отношения и традиции, а также красивую природу огромной страны, протянувшейся от Дальнего Востока до Европы.
Памятник Г. Тукаю
Памятник Г. Тукаю

Если солнцем поэзии русской считается Александр Сергеевич Пушкин, то солнце татарской поэзии – Габдулла Мухаммедгарифович Тукай. Именно Тукая можно назвать основоположником татарской литературы как профессиональной, уже осмыслившей опыт народного творчества. Значение этой фигуры для татарской культуры настолько огромно, что Тукаю установлено в Казани целых три памятника: в одноименном сквере, на улице Театральной и на кладбище, где он похоронен.
Памятник Тукаю на улице Театральной, около здания Татарского академического театра оперы и балета имени Мусы Джалиля, очень интересно перекликается с памятником Пушкину. Они находятся по разные стороны от театра, и стоят как бы спиной друг другу – но воспринимаются не как сравнение или противопоставление. Отдельно стоит отметить одинаковое оформление постаментов в виде колонн, и лаконичность информации на них – имя и даты жизни.
Памятник Г. Тукаю

Установлен этот памятник Тукаю в 1956 году (вместе с окончанием строительства здания театра). Скульптором значится Е.X. Шулик.
Это первый памятник Тукаю в Казани. Очень узнаваемый по внешности, очень спокойный и благородный, в довольно простой позе, он смотрится интереснее за счет фона – театральной стены.