ГлавнаяБЛОГИКультурный дневник

Новые записи
Новый театр Камала
Новый театр Камала
29 мая 2025 - Яков Косушкин 0 0
Театр Качалова
Театр Качалова
16 мая 2025 - Полковников Егор 0 0
Полковников Егор
Театр Качалова
16 мая 2025 - Полковников Егор 0 0
«В лесу прифронтовом!»
«В лесу прифронтовом!»
12 мая 2025 - Асель Закирова 0 0
Школа. 80-летие Победы.
Школа. 80-летие Победы.
12 мая 2025 - Асель Закирова 0 0
Мой прадед и прабабушка
Мой прадед и прабабушка
11 мая 2025 - Асель Закирова 0 0
История Войны.
История Войны.
11 мая 2025 - Асель Закирова 0 0
80-летие Победы!
80-летие Победы!
11 мая 2025 - Асель Закирова 0 0
Волшебное дерево
Волшебное дерево
11 мая 2025 - Полина Алексеева 0 0
Царевдвор
Царевдвор
11 мая 2025 - Полина Алексеева 0 0
Сказочная набережная
Сказочная набережная
11 мая 2025 - Полина Алексеева 0 0
Музей Верховного суда Республики Татарстан
Музей Верховного суда Республики Татарстан
11 мая 2025 - Полина Алексеева 0 0
Музей Елабужского городского суда
Музей Елабужского городского суда
11 мая 2025 - Полина Алексеева 0 0
Конкурс «Великой Победе – 80!»
Конкурс «Великой Победе – 80!»
11 мая 2025 - Полина Алексеева 0 0
По зеленым холмам океанам
По зеленым холмам океанам
11 мая 2025 - Полина Алексеева 0 0
Полина Алексеева
По зеленым холмам океанам
11 мая 2025 - Полина Алексеева 0 0
День Победы!
День Победы!
11 мая 2025 - Диана Назарова. 0 0
Мой прадед!
Мой прадед!
11 мая 2025 - Асель Закирова 0 0
80-летие Победы!
80-летие Победы!
11 мая 2025 - Асель Закирова 0 0
Эсперанса-Семья!
Эсперанса-Семья!
11 мая 2025 - Асель Закирова 0 0
+4642 RSS-лента RSS-лента

Культурный дневник

Автор блога: Азалия Гайнуллина
Президентский дворец
Президентский дворец в Казани (еще называют Губернаторским дворцом) — резиденция главы Татарстана. Здание расположено в Казанском Кремле.
Дворец находится под особой охраной не только из-за того, что в нем работают и проводят много времени глава Татарстана и другие чиновники, но и потому, что здание вместе со всем кремлевским комплексом в 2000 году вошел в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Также весь комплекс считается объектом культурного наследия РФ.
Президентский дворец

Губернаторский дворец расположен напротив Благовещенского собора, рядом с Музеем государственности Татарстана и башней Сююмбике. История этого сооружения началась с того, что в 1836 году император Николай I распорядился построить здесь губернаторский дворец. Он лично выбрал место и велел, чтобы центральный фасад здания был обращен к собору. При этом Дворцовую церковь (или Введенскую, сейчас там находится Музей истории государственности Татарстана) должны были соединить с дворцом переходом.
Президентский дворец

Спроектировать здание взялся известный в то время архитектор Константин Тон. Первый проект утвердили в 1843 году. Однако тогда вокруг строительства Губернаторского дворца разгорелся настоящий спор. Казанский губернатор Сергей Шипов создал местную комиссию, которая должна была следить за ходом строительства. Назначенные архитекторы в один голос утверждали, что нельзя восстановить разрушенную пожаром Дворцовую церковь. Тут губернатор тоже решил внести свою лепту — он велел, чтобы главный фасад здания был направлен в сторону реки Казанки.
Однако Николай I был тверд в своем решении. Он велел оставить план строительства архитектора Тона без изменения, а разрушенную Дворцовую церковь — восстановить. Строили дворец с 1845 по 1848 годы.
В годы советской власти в здании размещались Президиум Верховного совета и Совета Министров Татарской АССР.
Главный фасад имеет два входа. Здание представляет собой полукруг, во внутренний двор можно заехать через большую арку. Изначально во дворце находились императорские комнаты и кабинет губернатора. На верхнем этаже, под самой крышей (или антресольный этаж), были комнаты придворных служителей. Ниже — императорская спальня, кабинет, уборная, зал для приемов. Первый этаж — губернаторский. Там были спальня, кабинет, уборная, несколько залов. В современном дворце мало что осталось от прежней внутренней отделки. Залы были переоборудованы, а интерьеры значительно изменены еще при советской власти.
Выставка «Матисс, Пикассо, Шагал. Искусство Западной Европы 1910–1940-х годов в собрании Эрмитажа»
В "Эрмитаж-Казань" я посетила выставку «Матисс, Пикассо, Шагал…».
Выставка «Матисс, Пикассо, Шагал. Искусство Западной Европы 1910–1940-х годов в собрании Эрмитажа»

Выставка «Матисс, Пикассо, Шагал. Искусство Западной Европы 1910–1940-х годов в собрании Эрмитажа»

На выставке впервые собраны предметы, созданные мастерами разных стран, поколений, политических жанров и художественных пристрастий. В экспозицию включены традиционные произведения живописи, скульптуры и графики.
Выставка «Матисс, Пикассо, Шагал. Искусство Западной Европы 1910–1940-х годов в собрании Эрмитажа»

Выставка «Матисс, Пикассо, Шагал. Искусство Западной Европы 1910–1940-х годов в собрании Эрмитажа»

Выставка «Матисс, Пикассо, Шагал. Искусство Западной Европы 1910–1940-х годов в собрании Эрмитажа»

Выставка «Матисс, Пикассо, Шагал. Искусство Западной Европы 1910–1940-х годов в собрании Эрмитажа»

Выставка «Матисс, Пикассо, Шагал. Искусство Западной Европы 1910–1940-х годов в собрании Эрмитажа»

Первый зал экспозиции посвящен живописи и скульптуре 1920 — 1930-х годов. Например, полотно Кампильи «Швеи» (1925 год), коллажи, рисунки и образцы livre d’artiste работы Пабло Пикассо, произведения скульптора Франческо Мессины наряду со скульптурами Георга Кольбе, Эмиля Антуана Бурде, Фрица Бена и Герберта Гарбе.
Выставка «Матисс, Пикассо, Шагал. Искусство Западной Европы 1910–1940-х годов в собрании Эрмитажа»

Выставка «Матисс, Пикассо, Шагал. Искусство Западной Европы 1910–1940-х годов в собрании Эрмитажа»

Выставка «Матисс, Пикассо, Шагал. Искусство Западной Европы 1910–1940-х годов в собрании Эрмитажа»

Выставка «Матисс, Пикассо, Шагал. Искусство Западной Европы 1910–1940-х годов в собрании Эрмитажа»

Кроме того, на выставке представлены рисунки, выполненные Пабло Пикассо, Полем Синьяком, Георгом Кольбе, Александром Архипенко, Эмилем Нольде и Анри Матиссом. Тема рисунка связана видом искусства, развивающегося в 1910 — 1940-х годах.
Выставка «Матисс, Пикассо, Шагал. Искусство Западной Европы 1910–1940-х годов в собрании Эрмитажа»

Выставка «Матисс, Пикассо, Шагал. Искусство Западной Европы 1910–1940-х годов в собрании Эрмитажа»

Выставка «Матисс, Пикассо, Шагал. Искусство Западной Европы 1910–1940-х годов в собрании Эрмитажа»

Выставка «Матисс, Пикассо, Шагал. Искусство Западной Европы 1910–1940-х годов в собрании Эрмитажа»

Выставка «Матисс, Пикассо, Шагал. Искусство Западной Европы 1910–1940-х годов в собрании Эрмитажа»

Работы, которые вошли в состав выставки, — это своего рода фрагменты огромного полотна, разорванного Второй мировой войной, разными путями оказавшиеся в Эрмитаже. Большинство из них — первоклассные произведения, чья художественная ценность бесспорна вне зависимости от исторического контекста.
Башня Сююмбике
Башня Сююмбике

Башня Сююмбике – сторожевая, или дозорная башня Казанского кремля – главной достопримечательности столицы Татарстана. С ее вершины хорошо просматриваются реки Волга, Казанка и районы вокруг них. Сююмбике – башня падающая, наклоненная в сторону северо-востока. «Падать» она стала практически сразу после окончания строительства. Есть две версии причины этого падения: одни специалисты считают, что башня возведена на старом фундаменте, не рассчитанном на такое масштабное сооружение; другие – что фундамент закладывался специально для башни, но был недостаточно глубок. В начале двадцатого века отклонение составило 128 сантиметров. Восстановительные работы, проведенные в 1990 годах, приостановили крен башни. Сегодня отклонение шпиля от вертикали достигает 1,98 метра.
Башня Сююмбике

Название башни связано с именем знаменитой царицы Сююмбике, а о самом архитектурном памятнике сложилось много легенд. Самая популярная – о строительстве башни по просьбе Сююмбике – известна каждому жителю Казани. Легенда гласит, что после завоевания города Иван Грозный пожелал, чтобы Сююмбике стала его женой. Царица понимала, что в случае ее неповиновения татарский народ будет истреблен, но и покориться воле русского царя не могла. Поэтому она поставила завоевателю условие – за семь дней построить башню из семи ярусов, такую же стройную и красивую, как сама царица. Когда ее желание было исполнено, Сююмбике поднялась на самую вершину башни и спрыгнула вниз.
Башня Сююмбике имеет семь ярусов, для ее строительства был использован красный кирпич. Три нижних четырехгранника уменьшаются по высоте и ширине, на них установлено два восьмерика. Завершает башню граненый шатер в виде усеченной пирамиды, а находящуюся над ним дозорную караульню украшает шпиль с позолоченным полумесяцем на яблоке.
Дом, в котором располагался шахматный клуб
В центре Казани сохранился дом, в котором располагался шахматный клуб. Этот клуб зимой с 1888 по 1889 год посещал молодой студент Владимир Ильич Ульянов.
Дом, в котором располагался шахматный клуб

На стене здания бывшего шахматного клуба установлены плиты в память о том, что молодой Владимир Ульянов неоднократно бывал здесь.
Дом, в котором располагался шахматный клуб

Дом, в котором располагался шахматный клуб

На протяжении большей части своей жизни Владимир Ильич Ленин занимался шахматами: он играл в шахматы, решал шахматные задачи и этюды, активно интересовался событиями шахматной жизни в России и за её границами, встречался с достаточно известными шахматистами своего времени. В своих политических выступлениях и статьях он использовал образы и лексику, привычные для шахматистов.
Мода и стиль эрте
В Эрмитаже выставлены работы русского художника-эмигранта Романа Тыртова, больше известного под псевдонимом Эрте.
Мода и стиль эрте

Представлены работы начиная с ранних эскизов для модных домов, сделанных в Париже 1910-х годов, и заканчивая несколькими скульптурами, самая поздняя из которых датирована 1990 годом. Проживший долгую и плодотворную жизнь, Эрте оставил после себя тысячи работ и успел поработать в самых разных жанрах.
Мода и стиль эрте

Роман Петрович Тыртов родился в Петербурге в 1892 году в семье, поколениями жившей морской службой. Отец — генерал-лейтенант флота, начальник Морского инженерного училища, дед — генерал-майор, военный моряк. Семья до последнего рассчитывала, что единственный сын продолжит династию, несмотря на то, что с раннего детства ребёнок не проявлял никакого интереса к военной службе, предпочитая игре в солдатиков уроки музыки, балета и рисования. Надежды не оправдались. На 18-летние Тыртов попросил единственный подарок — загранпаспорт и, с твёрдым намерением стать модельером, налегке отправился в Париж.
Мода и стиль эрте

Мода и стиль эрте

Тыртов собрал рисунки и отправил их почтой самому известному парижскому модельеру тех лет Полю Пуаре, чей модный дом в тот момент находился в самом зените своей славы. Пуаре ответил и предложил работу в своей компании. Хотя сотрудничество с мэтром парижской моды продолжалось всего несколько лет, именно оно определило всю дальнейшую судьбу Эрте. В доме мод начинающий художник под контролем кутюрье разрабатывал модели костюмов, платьев и аксессуаров, получил первый опыт оформления театральных постановок и постепенно стал обрастать нужными знакомствами.
Мода и стиль эрте

Мода и стиль эрте

Всерьёз иллюстрацией он начал заниматься во время Первой мировой войны. С началом военных действий интерес к большой моде, равно как и к театрализованным представлениям, в Европе заметно спал. Пуаре был мобилизован и на время закрыл свой дом мод. Эрте, столкнувшись с отсутствием работы, решил искать заказы в США и написал письмо в редакцию журнала Harper’s Bazаar. Сотрудничество с американским изданием продлилось около 20 лет, за это время художник успел создать для журнала более двух тысяч иллюстраций, а кроме того, время от времени публиковал в нём заметки о моде и выступал в качестве светского хроникёра.
Мода и стиль эрте

Мода и стиль эрте

После окончания войны театральная жизнь в Европе быстро вернулась в привычное русло. Эрте поступают заказы на оформление театральных постановок. В 1921 году Сергей Дягилев предложил Эрте выполнить новые декорации для балета «Спящая красавица». В 20-е годы Эрте несколько лет сотрудничал с американскими торговыми фирмами «Генри Бендель» и «Б. Альтман и компания», создавая для них модные коллекции. Среди новаторских идей, предложенных художником и реализованных коммерсантами, было асимметричное декольте, использование в мужском гардеробе парчи и бархата, но главное — спортивный покрой отдельных костюмов. Считается, что именно Эрте дал дорогу стилю, который спустя некоторое время получит название унисекс.
Дом занимательной науки и техники
Посетила Дом занимательной науки и техники. Это первый такой центр в Татарстане.
Дом занимательной науки и техники

Дом занимательной науки и техники

Дом занимательной науки и техники

Рекомендую хоть раз посетить данное место. Это и музейная экспозиция, где можно всё потрогать, поиграть на пианино, посмотреть в интересные зеркала, попасться на удочку иллюзиям, "полетать" в самолёте, покрутить всё что хочешь в автомобиле и увидеть его внутренности.
Дом занимательной науки и техники

Дом занимательной науки и техники

Дом занимательной науки и техники

Дом занимательной науки и техники

Дом занимательной науки и техники

Дом занимательной науки и техники

Дом занимательной науки и техники

Дом занимательной науки и техники

Дом занимательной науки и техники

Дом занимательной науки и техники

Дом занимательной науки и техники

Здесь Вам экскурсовод опишет сложные законы физики с помощью элементарных предметов. Очень интересное и увлекательное место.
Памятник Рихарду Зорге
22 июня 2016г., в день начала Великой Отечественной войны, в Казанском сквере Славы на улице Рихарда Зорге состоялась торжественная церемония открытия первого в республике памятника Герою Советского Союза и легендарному советскому разведчику.
Памятник Рихарду Зорге

По заданию советской военной разведки германский коммунист Рихард Зорге прибыл в Японию в 1933 году и создал крайне эффективную сеть сбора информации. Он пользовался полным доверием посольства гитлеровской Германии в Токио, сумел наладить получение секретных сведений из высших кругов японского руководства. Зорге был арестован японской контрразведкой 18 октября 1941 года. После долгих допросов он был приговорен к смертной казни через повешение, которая была проведена 7 ноября 1944 года. В 1964 году Зорге было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
Памятник Рихарду Зорге

Памятник Рихарду Зорге

В Казани в честь Рихарда Зорге названа одна из самых длинных по протяженности улиц и одна из важнейших магистралей города.
Барельеф соратникам Мусы Джалиля
25 августа 1994 года в память о соратниках Мусы Джалиля и в связи с 50-летием со дня их гибели в тюрьме Плётцензее, на гранитной стене был открыт посвящённый им барельеф. Он представляет собой портреты десяти членов татарского подполья: Гайнана Курмашева, Абдуллы Алиша, Фуата Сайфульмулюкова, Фуата Булатова, Гарифа Шабаева, Ахмета Симаева, Абдуллы Батталова, Зинната Хасанова, Ахата Атнашева и Салима Бухарова.
Барельеф соратникам Мусы Джалиля

По длинному основанию трапеции площадки возведена стенка из гранитных блоков, частично полированных, частично лишь слегка обработанных. На блоках — стилизованные изображения ласточек и цитаты из стихотворений Мусы Джалиля (на татарском и русском языках). Автор барельефов – известный скульптор, народный художник СССР, лауреат Ленинской и Государственной премий Владимир Цигаль.
Барельеф соратникам Мусы Джалиля
Барельеф соратникам Мусы Джалиля

Барельеф соратникам Мусы Джалиля
Барельеф соратникам Мусы Джалиля

Муса Джалиль был казнен 25 августа 1944 года в тюрьме Плетцензее в специальном бараке, где была установлена гильотина. В этот день палачи казнили 11 джалиловцев. Сделано это было без перерыва, конвейерным методом с интервалом в три минуты. Мусу Джалиля казнили пятым, в 12 часов 18 минут.
Барельеф соратникам Мусы Джалиля

Трое из казненных - Фуат Булатов, Гариф Шабаев и Фуат Сайфульмулюков - родом из Башкортостана.
Дважды в год — 15 февраля (день рождения Мусы Джалиля) и 25 августа (годовщина казни «группы Курмашева») у памятника проводятся торжественные митинги с возложением цветов.
Памятник Мусы Джалиля
В Казани чтят память татарского поэта. Его имя присвоено театру оперы и балета, одной из центральных улиц. На улице Горького 17 открыт музей-квартира, посвященный жизни и творчеству героя.
Памятник Мусы Джалиля

Памятник Мусы Джалиля

В честь юбилейной даты со дня рождения поэта, в 1966 году был закончен и презентован общественности мемориальный комплекс. Вблизи от Спасской башни Казанского Кремля, напротив Национального музея Татарстана возведена гранитная возвышенность в форме трапеции. На ее усеченной перед скульптурой размещается цветущая клумба. Памятник Мусе Джалилю в Казани олицетворяет непокорный нрав поэта и его непрестанную борьбу за Родину. Силуэт с обнаженным торсом обвит импровизированной колючей проволокой. Поза несет динамику, поэт изображен будто-то бы в момент освобождения от оков. Гордо поднятый подбородок и открытый, смелый взгляд дополняет образ героя.
Музей чак-чака
Музей находится в доме купца Вафы Бигаева, памятнике архитектуры начала 19 века по адресу Казань, Парижской Коммуны, 18.
Музей чак-чака

Музей чак-чака

Музей чак-чака назван в честь национального блюда - ароматной сладости чак-чак, которая является символом татарского гостеприимства. Здесь можно ознакомиться с национальными обычаями, преданиями, а также с бытом казанских зажиточных семей, живших 100-150 лет назад, и попробовать чак-чак, приготовленный вручную по старинному рецепту.
Музей чак-чака

Музей чак-чака

Музей чак-чака

Экспозиция была создана в 2014 году по инициативе и на собственные средства семейной пары Д. Полосина и Р. Сулеймановой. Они восстанавливали быт татарского купечества конца XIX-начала XX веков по фотографиям того времени, книгам этнографов-путешественников, энциклопедиста Каюма Насыри, другим историческим документам. Д. Полосин и Р. Сулейманова рассказали о традициях татарского народа через чак-чак, без которого не обходился и не обходится сабантуй, сватовство, свадьба, юбилей и другие праздничные чаепития.
Музей чак-чака

Музей чак-чака

Музей чак-чака

Музей чак-чака
Музей чак-чака

На первом этаже в лавке продаются разнообразные национальные татарские сладости.
Этот музей не похож на другие подобные заведения. С порога обстановка погружает в атмосферу уюта татарского дома, где всегда рады гостям.