ГлавнаяБЛОГИКультурный дневник

Новые записи
Новый театр Камала
Новый театр Камала
29 мая 2025 - Яков Косушкин 0 0
Театр Качалова
Театр Качалова
16 мая 2025 - Полковников Егор 0 0
Полковников Егор
Театр Качалова
16 мая 2025 - Полковников Егор 0 0
«В лесу прифронтовом!»
«В лесу прифронтовом!»
12 мая 2025 - Асель Закирова 0 0
Школа. 80-летие Победы.
Школа. 80-летие Победы.
12 мая 2025 - Асель Закирова 0 0
Мой прадед и прабабушка
Мой прадед и прабабушка
11 мая 2025 - Асель Закирова 0 0
История Войны.
История Войны.
11 мая 2025 - Асель Закирова 0 0
80-летие Победы!
80-летие Победы!
11 мая 2025 - Асель Закирова 0 0
Волшебное дерево
Волшебное дерево
11 мая 2025 - Полина Алексеева 0 0
Царевдвор
Царевдвор
11 мая 2025 - Полина Алексеева 0 0
Сказочная набережная
Сказочная набережная
11 мая 2025 - Полина Алексеева 0 0
Музей Верховного суда Республики Татарстан
Музей Верховного суда Республики Татарстан
11 мая 2025 - Полина Алексеева 0 0
Музей Елабужского городского суда
Музей Елабужского городского суда
11 мая 2025 - Полина Алексеева 0 0
Конкурс «Великой Победе – 80!»
Конкурс «Великой Победе – 80!»
11 мая 2025 - Полина Алексеева 0 0
По зеленым холмам океанам
По зеленым холмам океанам
11 мая 2025 - Полина Алексеева 0 0
Полина Алексеева
По зеленым холмам океанам
11 мая 2025 - Полина Алексеева 0 0
День Победы!
День Победы!
11 мая 2025 - Диана Назарова. 0 0
Мой прадед!
Мой прадед!
11 мая 2025 - Асель Закирова 0 0
80-летие Победы!
80-летие Победы!
11 мая 2025 - Асель Закирова 0 0
Эсперанса-Семья!
Эсперанса-Семья!
11 мая 2025 - Асель Закирова 0 0
+4642 RSS-лента RSS-лента

Культурный дневник

Автор блога: Азалия Гайнуллина
Памятник Завойскому Е.К.
Евгений Константинович Завойский (1907-1976) - физик, основатель Казанской научной школы магнитной радиоэлектроскопии, Герой социалистического труда, лауреат Государственной и Ленинской премий, действительный член Академии наук СССР.
Памятник Завойскому Е.К.

Бронзовый бюст ученого на постаменте со ступенчатым пьедесталом установлен в 2004 году перед зданием физического факультета КГУ.
Памятник Завойскому Е.К.

Евгений Константинович известен как первооткрыватель нового фундаментального явления — электронного парамагнитного резонанса. Открытие Е. К. Завойского «Явление электронного парамагнитного резонанса» было внесено в Государственный реестр научных открытий СССР 23 июня 1970 года как одного из важнейших событий в физике XX столетия.
В библиотеку за новой книгой
Посетила библиотеку. Туда ходить одно удовольствие, ведь там работают вежливые и внимательные библиотекари. Обменяла прочитанные книги на новую книгу.
В библиотеку за новой книгой

Решила изучить выставку книг, которая представлена на стендах. Большое количество книг выставлено здесь.
В библиотеку за новой книгой
В библиотеку за новой книгой

В библиотеку за новой книгой

В библиотеку за новой книгой
В библиотеку за новой книгой

Эти выставочные стенды все очень интересны и полезны, ведь каждый сможет выбрать себе здесь книгу по интересам.
Лядской сад
Лядской сад находится в центре Казани, среди старинных домов и улиц, где до революции проживала интеллектуальная элита города, аристократия, военные. В Вахитовском районе почти на каждом доме есть мемориальные таблички с именами знаменитых людей. Здесь бывали Горький, Шаляпин, Маяковский, Фешин, Толстой и многие другие знаменитости. Улица, на которой расположен Лядской сад, теперь носит имя Максима Горького. А раньше она называлась Большая Лядская.
Лядской сад

Постепенно город разрастался, были проложены улицы и построены дома. В XVIII веке на участке земли, где теперь находится сад, поселился генерал по фамилии Лецкой. Генерал выстроил себе скромный одноэтажный деревянный дом на углу нынешних улиц Гоголя и Горького, а вся остальная территория была отдана под сад.
1798 году в доме генерала Лецкого останавливался император Павел Первый. По повелению императора улица, на которой стоял дом генерала Лецкого, тоже была названа Лецкой, в честь гостеприимного хозяина. Дом генерала просуществовал до 80-х годов XX века, а затем был снесен из-за ветхости.
В разговорной речи название «Лецкой» постепенно превратилось в «Лядской», и в таком виде закрепилось на карте города.
В XIX веке сад перешел в собственность города, но сохранил свое название – Лецкой сад. Сад считался самым лучшим, самым красивым в городе. По вечерам он освещался мощными 600-свечными фонарями, а когда в этот район провели водопровод, городские власти установили в Лецком саду фонтан – бронзовую скульптуру девушки с кувшином в руках. В 1970-е годы проводилась капитальная реконструкция Лядского садика, и девушку с кувшином сочли идейно устаревшей. На месте старинной скульптуры был открыт новый фонтан в стиле модерн – шарообразной формы.
Лядской сад

Лядской сад

Последним этапом в истории садика стала очередная полная реконструкция летом 2003 года. Тогда посадки сада расчистили, перепланировали дорожки, проложили коммуникации.
Лядской сад

Лядской сад

В 2015 г. сквер был заново отреставрирован, благоустроен.
Хэллоуин
Хэллоуин

Хэллоуин (на английском называется «Halloween» от All Hallows’) — международный праздник, отмечаемый ежегодно 31 октября в канун Дня всех святых.
В русском языке встречаются два варианта названия: Хэллоуин и Хеллоуин, однако первый из них является более распространённым. Современный праздник, который получил широкое распространение в различных странах, берёт своё начало в традициях древних кельтов, которые жили на территории Ирландии и Шотландии.
Со временем празднование этого дня распространилось по Западной Европе и Америке. Кроме того, с конца ХХ столетия праздник получил распространение и во многих странах Восточной Европы и СНГ. Хотя в последних, главным образом, популярна только атрибутика этого дня. Также неформально он отмечается в странах, имеющих тесные культурные связи с западной цивилизацией. К числу таких стран относятся Южная Корея, Япония и Сингапур, Австралия и Новая Зеландия, а также ряд островных стран Океании. Однако несмотря на своё широкое распространение Хэллоуин не является официальным выходным днём.
Хэллоуин

Данный праздник связан с окончанием уборки урожая и символизировал собой переход от одного сельскохозяйственного года к другому.
В ночь с 31 октября на 1 ноября согласно древнему поверью кельтов мир живых и мир мёртвых открывали свои двери. Благодаря этому обитатели потустороннего мира могли пробраться на землю. Чтобы не стать жертвами духов и приведений, кельты в этот вечер гасили в домах огонь. Также они надевали на себя звериные шкуры. Это было необходимо для того, чтобы отпугивать незваных гостей. Кроме того, на улице рядом с домами оставлялись угощения, которые предназначались для духов. В то же время народ собирался у костров, которые разводились жрецами друидами. В эту ночь также совершались жертвоприношения. После принесения в жертву животных люди брали священный огонь и вносили его к себе в дом.
К VIII веку этот праздник превратился в День всех душ и День всех святых, который отмечается 1 ноября. Именно взаимопроникновение языческих традиций и христианских обрядов оказалось положенным в основу формирования зачатков Хэллоуина.
Хэллоуин

Одним из самых известных символов этого дня выступает тыквенный фонарик, который называется «светильником Джека». Такой фонарик делается из полой тыквы, на которой вырезается зловещая гримаса. Внутри тыквы размещается свеча.
Старое ирландское предание гласит, давным-давно жил пройдоха по имени Джек. Хитрый Джек всегда выходил сухим из воды. Прослышав о его славе, сам дьявол явился Джеку и пригласил его в паб пропустить по кружке эля. И даже там Джек оказался на высоте. Джек хитро осведомился у Дьявола сумеет ли он превратиться, например, в монету, ту, что пригодна к оплате. Дьявол доверчиво обернулся шестипенсовиком, который Джек, не будь дурнем, тут же опустил в карман рядом со своим серебряным крестиком, дабы Дьявол не мог воплотиться назад в свою форму. Джек отпустил Дьявола только в обмен на обещание не забирать его душу. Сатана поклялся никогда и ни за что не забирать себе души пройдохи. Пройдоха умер…
В Рай путь ему, как говорится, был заказан. А Дьявол от него отрекся еще при его жизни. Идти из Ада, куда его не пустили, было темно, и Джек попросил посветить ему. Дьявол снабдил его на дорогу угольком. Адское пламя неспособно погаснуть, и уголек горел вечно. Джек вырезал из репы фонарь для уголька. Это был первый «фонарь Джека». Сейчас фонари Джека вырезают из тыквы. Благодаря карвингу фонари бывают самыми разными – с чудовищным оскалом, с вампирскими зубами, с добрыми улыбками, с большими кроличьими зубами, подмигивающими, круглоглазыми, узкоглазыми, кричащими, хохочущими, с кошачьими мордами, волчьими, с ведьминскими лицами и прочими. Помещение украшают группой разных фонарей, как бы создавая между ними игровую ситуацию. Карвинг требует и фантазии, и умения, а значит, и некоторой тренировки.
Чтобы сделать самостоятельно фонарь Джека, нужна тыква. Внизу у тыквы аккуратно срезается донышко небольшого диаметра, вынимаются семена и часть мякоти. На тыкву наносится рисунок мордашки карандашом и снаружи вырезается острым удобным ножом, по мере необходимости корректируется изнутри. Потом тыкву устанавливают. Приставляют донышко, на него устанавливается свечка – и фонарь готов! Осторожно, на его свет могут прилететь привидения!
Парк «Горкинско-Ометьевский лес»
Парк «Горкинско-Ометьевский лес» — самый крупный по территории парк Казани. Создан на основе двух внутригородских лесных массивов: расположенного с южной стороны Горкинского леса и с северной стороны — Ометьевского леса. Оба лесных массива изначально были разделены друг от друга пустошью, которая позже частично заросла; в рамках единого паркового пространства эта промежуточная территория превращена в зону семейного отдыха и досуга.
Парк «Горкинско-Ометьевский лес»

Парк «Горкинско-Ометьевский лес»

25 декабря 2016 года состоялось торжественное открытие парка «Горкинско-Ометьевский лес».
Территория парка для тихих лесных прогулок, обладает богатой растительностью, с большим количеством редких деревьев и иными растениями.
Парк «Горкинско-Ометьевский лес»

Парк «Горкинско-Ометьевский лес»

Парк «Горкинско-Ометьевский лес»

Основной плюс этого парка в том, что здесь каждый может найти то, что ему по душе. Для любителей активного отдыха есть дорожки для велосипедов, а зимой- лыжня, доступен прокат инвентаря, площадка workout, памп-трек и скай парк. Для тех, кто хочет погулять с детьми есть и игровые площадки.
Парк «Горкинско-Ометьевский лес»

Парк «Горкинско-Ометьевский лес»

Парк «Горкинско-Ометьевский лес»

Парк «Горкинско-Ометьевский лес»

Находясь в этом парке, складывается впечатление, что ты находишься в лесу. Запах природы, это то, что нужно каждому человеку. Маленький лес внутри города. Игровые площадки. Все предусмотрено для полноценного отдыха с семьей. Даже уединившись в лесочке, можно насладится тишиной. Желательно, чтобы в г. Казани, побольше было таких замечательных мест.
Памятник Баки Урманче
Памятник Баки Урманче — это бронзовая статуя, расположенная в историческом центре Казани и отдающая честь выдающемуся скульптору, художнику и фотографу Баки Урманче. Памятник установлен посреди живописного сквера, который также назван в честь Урманче.
Торжественное открытие этого памятника состоялось в феврале 1997 года — в день столетнего юбилея Баки Урманче.
Памятник Баки Урманче

Автором статуи выступил прославленный скульптор-монументалист и заслуженный деятель искусств Татарстана Махмут Гасимов. Бронзовый Урманче изображен сидящим на скамье, одетым в фартук скульптора. Памятник поражает своей искусностью и тончайшей проработкой мелких деталей. Вокруг статуи растут берёзы и разбиты цветочные клумбы.
Памятник Баки Урманче

Памятник Баки Урманче

Урманче прожил в Казани немало лет, и этот город очень повлиял на его творчество.
Баки Урманче родился 23 февраля 1897 года в деревне Куль-Черкен Казанской губернии (ныне Буинский район Татарстана) в семье имама и вышивальщицы. В десять лет Баки приезжает в Казань, чтобы научиться хорошо рисовать, но в медресе рисованию не учили, а поступить в художественную школу ему не удалось. Только после Октябрьской революции, в 1918 году, получает первые уроки рисования. Тогда он работал школьным инспектором в Глазове и посещал местную художественную студию. Баки Урманче стал первым татарским художником, который получил высшее профессиональное образование. В начале это были казанские художественные мастерские, а затем Высшие художественно-технические мастерские в Москве.
Он становится завучем и преподавателем Художественной школы в Казани, а затем её руководителем. Пишет собственные картины, организует художественно-керамические мастерские, делает иллюстрации и читает лекции. В 1929 году Баки Урманче попадает под первую волну сталинских репрессий и со своим младшим братом отправляется в ссылку в Соловецкий лагерь особого назначения. Вернулся он оттуда один через пять лет. Из Казани переезжает в Москву, где его принимают в Союз художников СССР.
В 1999 году в Казани на улице Щапова открылся его музей.
Персональная выставка Радика Мингазова
В Национальной художественной галерее «Хазинэ» ГМИИ РТ посетила выставку Мингазова Радика.
Персональная выставка Радика Мингазова

Персональная выставка Радика Мингазова

Мингазов Радик Вакифович – участник республиканских, региональных и всероссийских выставок, член Союза художников России, член Союза художников Республики Татарстан. Имя художника хорошо известно любителям искусства. Он родился и вырос в деревне Карамала, сегодня проживает в Чистополе. Радик Мингазов – победитель многих творческих конкурсов. Художник любит рисовать природу, сельскую жизнь, людей села.
Персональная выставка Радика Мингазова

Персональная выставка Радика Мингазова

Персональная выставка Радика Мингазова

Особое место в его творчестве занимает образ Чистополя, бывшего уездного города, имеющего богатую историю, связанную с архитектурой и выдающимися личностями – А. Бутлерова, Б. Пастернака. Тихие безлюдные улицы, одноэтажные дома, ворота и наличники, рукотворные, одухотворенные, исчезающие – все это наполняет листы мастера особым ароматом. Пейзажи и портреты приоритетны в его творчестве. Особой теплотой наполнены детские портреты. Портреты выполнены в реалистичной манере. Художник талантливо передает характер каждого, кого изображает на холсте. Образ человека не приукрашивается и не идеализируется автором.
Персональная выставка Радика Мингазова

Персональная выставка Радика Мингазова

Выставка наглядно демонстрирует процесс творческого поиска мастера, стремление к совершенству. На выставке представлены рисунки, выполненные в технике сангины, сепии и черного соуса. Эта техника отличается мягкостью линии, создающей живописную фактуру, придающей особую объемность изображениям. Портреты, мастерски вылепленные, почти скульптурные, говорят о крепкой академической выучке художника. Линия безошибочна и всегда выразительна, создает емкий и правдивый образ.
Выставка оставляет очень теплые ощущения.
Татарская кожаная мозаика
В Национальной художественной галерее «Хазинэ» ГМИИ РТ в постоянной экспозиции представлены произведения декоративно-прикладного искусства.
Татарская кожаная мозаика

Искусство кожаной мозаики является уникальным видом прикладного искусства татар, не зафиксированным в искусстве других народов.
Татарская кожаная мозаика

Татарская кожаная мозаика

Татарская кожаная мозаика

Татарская кожаная мозаика

Еще волжские булгары славились высоким качеством выделывания кожи. Сшитые из мягкого сафьяна или юфти узорные сапожки, туфли пользовались большим спросом не только среди местного населения, но и далеко за пределами края. Искусство татарской мозаики из кожи дожило до наших дней и стало известно широкому кругу почитателей во многом благодаря ремеслу казанских кожевников и ичижников, занимавшихся изготовлением традиционной татарской обуви – ичигов.
Казанские мастера выработали особую технику безотходного производства, при которой закройщик складывал стопкой несколько пар разных цветов влажной кожи и вырезал орнамент всех сапог. Затем, меняя между пластами некоторые элементы узора, создавалась многоцветная композиция. Составленные таким образом в технике кожаной мозаики мотивы сшивались специальным декоративным швом, служившим контуром узора.
Татарская кожаная мозаика

Татарская кожаная мозаика

Татарская кожаная мозаика

Татарская кожаная мозаика

Орнаментам татарской кожаной мозаики в основе которых лежат растительные и зооморфные мотивы придают зачастую мистическое значение. Так, например, мотивы набегающих волн, символизируют поклонение воде. Популярны облакообразные, пальметтообразные изображения, всевозможные роговидные, сердцевидные элементы. Все эти довольно массивные и замкнутые по форме элементы собираются в единую гармоничную композицию на основе цветного фона.
Сегодня техника художественной обработки кожи в стиле татарской мозаики широко применяется при изготовлении различных изделий.
Памятник-бюст Нужину М.Т.
Торжественное открытие памятника-бюста Михаилу Тихоновичу Нужину состоялось 16 ноября 2004 года, в год, когда торжественно отмечалось 200-летие университета, которое совпало и со 100-летием со дня рождения Нужина. Памятник установлен напротив главного здания Казанского университета.
Профессор Михаил Тихонович Нужин с 1954 по 1979 год возглавлял Казанский государственный университет. Он в тяжелые послевоенные годы (на протяжении 25 лет) служил во имя развития и процветания университета.
Памятник-бюст Нужину М.Т.

В период ректорства Нужина создаются мехмат и факультет вычислительной математики и кибернетики. В вузе широко развернулись исследования по генетике, а специалисты по ЭВМ стали лучшими в стране. Друг за другом появляются здания вычислительного центра, астрономической станции, физфака, гуманитарных факультетов, пяти студенческих общежитий, потом - новое здание Научной библиотеки КГУ. В конце 70-х начинается строительство культурно-спортивного комплекса КГУ. Время, которое Михаил Тихонович провел на посту ректора, это эпоха, которая вернула Казанский университет в число лучших вузов страны.
Нужин М.Т. был талантливым математиком и механиком, крупным учёным, блестящим педагогом и замечательным организатором науки и образования. Родился 21 октября 1914 года в селе Острожское Пермской губернии в крестьянской семье. Отец в 1915 году погиб в Первой мировой войне. В 1927-1930 годах учился в Елабужской механико-технической школе. Трудовую деятельность начал в 1930 году слесарем на механическом заводе сельскохозяйственных орудий, был токарем на судостроительном заводе в Зеленодольске, с 1931 года — на Бондюжском химическом заводе.
Памятник-бюст Нужину М.Т.

В 1933 году поступил в Казанский авиационный институт, откуда 3 февраля 1936 года был исключён в связи с арестом отчима с формулировкой «за невозможностью использования в авиапромышленности». 26 февраля того же года зачислен на третий курс Казанского университета. С сентября 1938 года — аспирант по кафедре механики. В 1939-1946 годах — служба в Красной Армии. В 1947 году защитил кандидатскую диссертацию. В 1948-1951 годах - заместитель декана физико-математического факультета. В 1952-1953 годах — докторант МГУ. 16 июня 1954 года назначен ректором Казанского университета. Умер 11 августа 1983 года в Казани, похоронен на Арском кладбище.
Музей Баки Урманче
Музей Баки Урманче

Музей Баки Урманче

Баки Урманче принадлежит тому типу гениальных людей, творчество которых поднимает национальную культуру на новый уровень, становится ее символом и ориентиром. Родившись в бедной татарской семье, он преодолел немало препятствий, чтобы воплотить свою мечту стать художником в жизнь. Вера в себя и свое предназначение позволили Баки Урманче стать не просто художником в Татарстане, но и ярким выразителем своего века.
Музей Баки Урманче

Музей Баки Урманче

Музей Баки Урманче – государственное хранилище произведений и мемориальных вещей живописца, скульптора, графика и педагога, народного художника РСФСР и ТАССР, лауреата государственной премии РТ имени Г. Тукая. Музей открыл свои двери для посетителей 26 февраля 1999 года в двухэтажном каменном особняке с мансардой, памятнике архитектуры XX века с элементами модерна. В музее открывается картина его нелегкого жизненного и творческого пути.
Музей Баки Урманче

Музей Баки Урманче

Музей Баки Урманче

Музей небольшой, а так как наследие художника велико (более 300 живописных полотен, около 100 скульптур и мн.др.), то в нем находится лишь его часть.
Музей Баки Урманче

Музей Баки Урманче

Музей Баки Урманче

На первом этаже музея есть возможность познакомится с Баки Урманче как со скульптором, а также в общих чертах ознакомится с его творчеством. На втором – представлены его живописные полотна, написанные в период 1920-1970 гг. Наиболее символические, монументальные работы мастера («Татарстан», «Портрет Айгуль», рельеф «Навеки вместе»), расположены на третьем этаже.
Музей Баки Урманче

Музей Баки Урманче

Музей Баки Урманче

В стенах музея каждые два года проводится конкурс в области изобразительного искусства на соискание премия имени Б. Урманче. В честь великого художника проводятся тематические вечера. Также работает экспозиция, в которой представлены картины современного татарского художника Канафи Нафикова, работающего в жанре исторической живописи.
Работы художника находятся в Государственном музее искусства народов Востока (Москва), Центральном музее Казахстана (Алма-Ата), Музей искусств Узбекистана (Ташкент), Государственный музей Изобразительных искусств Республики Татарстан и других.
Музей Баки Урманче

Музей Баки Урманче

Музей Баки Урманче

Музей Баки Урманче

У этого художника очень много разных стилей в написании картин. Думаю, это от того, что Баки Урманче, очень разносторонний человек. Он также играл на скрипке, писал стихи и любил дарить свои картины друзьям и знакомым бесплатно.