В Национальной художественной галерее «Хазинэ» ГМИИ РТ в постоянной экспозиции представлены произведения декоративно-прикладного искусства.
Искусство кожаной мозаики является уникальным видом прикладного искусства татар, не зафиксированным в искусстве других народов.
Еще волжские булгары славились высоким качеством выделывания кожи. Сшитые из мягкого сафьяна или юфти узорные сапожки, туфли пользовались большим спросом не только среди местного населения, но и далеко за пределами края. Искусство татарской мозаики из кожи дожило до наших дней и стало известно широкому кругу почитателей во многом благодаря ремеслу казанских кожевников и ичижников, занимавшихся изготовлением традиционной татарской обуви – ичигов.
Казанские мастера выработали особую технику безотходного производства, при которой закройщик складывал стопкой несколько пар разных цветов влажной кожи и вырезал орнамент всех сапог. Затем, меняя между пластами некоторые элементы узора, создавалась многоцветная композиция. Составленные таким образом в технике кожаной мозаики мотивы сшивались специальным декоративным швом, служившим контуром узора.
Орнаментам татарской кожаной мозаики в основе которых лежат растительные и зооморфные мотивы придают зачастую мистическое значение. Так, например, мотивы набегающих волн, символизируют поклонение воде. Популярны облакообразные, пальметтообразные изображения, всевозможные роговидные, сердцевидные элементы. Все эти довольно массивные и замкнутые по форме элементы собираются в единую гармоничную композицию на основе цветного фона.
Сегодня техника художественной обработки кожи в стиле татарской мозаики широко применяется при изготовлении различных изделий.