| Автор блога: | Зайнап Валиахметова |
|
Старая Проломная аптека на ул. Баумана - это семейная реликвия. И связана с этим легендарным зданием удивительная 150 летняя история, которая тесно связана с фамилией Бренинг. Здание Аптеки с красивым кованым балкончиком и старинными часами пережило и революцию, и войны, и несколько реставраций. Семья Бренингов жила в квартире над аптекой вплоть до 2012 года, пока аптеке, памятнику истории и культуры республиканского значения, не потребовался капитальный ремонт. Сейчас аптека выглядит ровно так, как в 1913 году, — ее фасады украшает лепнина, а над входом висит двуглавый орел. В Казани живет наследница семьи Бренингов — Татьяна Арнольдовна, потомственный музыкант. в «квартире Бренингов, где представлены уникальные вещи семьи – старинная мебель, аптечная утварь, фотографии и картины. Как гласят архивные документы, дом на Большой Проломной улице (ныне Баумана) был построен в 30-х годах XIX века. Его первой владелицей была жена титулярного советника Анна Имгиенецкая, потом дом был продан Наталье Антроповой, по второму мужу Жуковской. В то время на первом этаже дома, возможно, был аптекарский магазин или склад, его и купил Иоганн Бренинг, открыв 16 февраля 1867 года в Казани «шестую вольную аптеку». После реставрации на фасаде здания появилась вывеска «Аптека на Проломной», а знаменитые часы над центральным входом вновь пошли. Аптека Иоганна Бренинга на протяжении многих лет считалась лучшей в Казани, а в 1916 году заняла первое место в городском конкурсе.После смерти Иоганна Бренинга аптеку унаследовал его сын Арнольд. По одной из версий, часы на здании аптеки (это часы санкт-петербургской компании Фридриха Винтера) появились в 1913 году, когда Арнольд Иоганнович Бренинг женился. Будто бы он еще и говорил: «Вот меня не станет, а часы над входом останутся». В 1937 году Арнольда Бренинга арестовали по ложному доносу. В том же году расстреляли.. А аптека в здании продолжала работать, и казанцы по старинке продолжали называть ее «аптекой Бренинга», хотя после революции она стала государственной.Любимые часы Арнольда Бренинга на фасаде здания исправно ходили вплоть до 2012 года. Они даже били: приятный бой часов был слышен и внутри аптеки, и на улице - вблизи от ее центрального входа. После первого этапа реставрационных работ в здании аптеки, начатых в 2012 году, накануне Универсиады, старинные часы бить перестали. А потом перестали и ходить. И вот спустя пять лет они снова ходят. И даже бьют. А внутри аптеки воссоздан интерьер прошлой эпохи..
Зайнап Валиахметова
4 апреля 2023
+1
289
2 комментария
|
|
Богоявленская колокольня — самая высокая колокольня Казани. Её высота — 74 метра. Долгое время она была самым высоким сооружением города. Сегодня колокольня стала своеобразным маяком для заблудившихся туристов: где красная башня, значит там центр Казани, пешеходная Баумана. Богоявленскую колокольню видно практически с любой точки центральной части города. Видно ее и с Булака, и с университетского холма, и с улицы Петербургской. Деньги на строительство колокольни завещал казанский купец Иван Семенович Кривоносов, жизнь которого была связана с примыкающим собором: здесь он венчался, здесь крестили его сына, тут же прихожане Богоявленского собора единогласно избрали Кривоносова старостой православной общины. Много лет купец был церковным старостой и привык заботиться об общине — Иван Кривоносов жертвовал на благотворительность, помогал детским приютам, несколько раз вызывался быть попечителем Александровской больницы (ныне клиника Вишневского), содержал на свои средства богадельню на 20 человек для одиноких бедных стариков. В завещании он позаботился обо всех своих подопечных: учредил стипендии для обучения бедных детей в мужской и женской гимназиях, стипендии для Александровского детского приюта. Купец оставил деньги на постройку нового приемного покоя для Александровской больницы, поэтому стало возможным постоянное содержание одной койки для стариков из Кривоносовской богадельни. А своей церковной общине он завещал 35 тысяч рублей, из них 25 тысяч — на строительство новой колокольни. 17 августа 1897 года строительство завершили. В этот же день подняли позолоченный крест весом 17 пудов. На звонницу сначала повесили старые колокола, позднее их заменили на новые, более тяжелые. Колокольня имеет большой вес – более 12 тысяч тонн, поэтому у нее мощные, глубокие фундаменты. В нижнем ярусе Богоявленской колокольни – сквозной проход, ведущий к Богоявленскому собору. По бокам от прохода располагались церковная лавка, помещение для собеседования со старообрядцами и парадная лестница, ведущая на следующий ярус, где располагался маленький храм Иоанна Предтечи. На колокольне было 2 яруса звонов. Завершается колокольня главкой из луженой стали, на граненом барабане, с позолоченным крестом. Кирпичная кладка богато декорирована, в ней сочетаются и обычный и лекальный кирпич, много арочных проемов, кокошников, сандриков, полуколонок и аркатурных поясов. |
|
Музей Пушечного двора – структурное подразделение Музея-заповедника «Казанский Кремль», располагается в здании, где в XVII веке находилась литейная мастерская Артиллерийского двора. Основой экспозиции музея является литейная яма, обнаруженная в ходе реставрационных работ в конце 1990-х годов. В литейной яме сохранена кирпичная кладка XVII–XVIII веков, представлена реконструкция основных этапов создания глиняной формы для литья пушек и вертикальные формы для отливки. В музее на постоянной основе проводятся обзорные и тематические экскурсии, мастер-классы, квесты, викторины и другие культурно-образовательные программы, рассчитанные для всех возрастных категорий. |
|
Храм Святой Великомученицы Параскевы Пятницы (Пятницкая церковь, храм Параскевы Пятницы) — приходской храм Казанской епархии Русской православной церкви, расположенный в городе Казани, в непосредственной близости от Казанского кремля. |
|
В этом музии история татарского народа. Очень интересные экспонаты, бюст татарских ханов. Музей истории государственности татарского народа и Республики Татарстан - структурное подразделение Музея-заповедника "Казанский Кремль", располагается в здании бывшей Дворцовой церкви, в самой древней части Казанского Кремля. На первом этаже музея проходят временные выставки, а на втором расположена постоянная экспозиция. Музей посвящен истории становления государственности, религии и традициям татарского народа. Экспозиция музея охватывает период более 2000 лет и знакомит с предметами материальной и духовной культуры татар и их предков. Этот уголок про жизнь Татарстана мне особенно понравилась. Татарстан в разные года. В Экспозиции представлены реконструкция трона казанских ханов, чешская монета Х века, одно из многочисленных свидетельств тысячелетней истории Казани, образцы письменности татар, выполненные арабской графикой и другие уникальные экспонаты. На стендах можно прочитать информацию на трех языках: русский, татарский и английский. В музее активно используются интерактивные технологии: инсталляции, сенсорные экраны и аудиоточки. Самое интересное-мини-кинозал, можно сесть в кресло, где с двух сторон находятся колонки, слушать и смотреть на экран, где вам покажут небольшой фильм и за несколько минут вы узнаете об истории Татарстана. А в заключительном зале на стендах висят фотографии и экраны с видеосюжетами, на которых можно увидеть, как активно работал бывший президент и работает действующий президент Татарстана. р |
|
Ещё одно красивое и историческое здание на улице Баумана - это здание Государственного банка.
Истрия динамичного развития Казанского отделения Госбанка в дореволюционный период связана с деятельностью целой плеяды замечательных управляющих. Все девять, от самого первого — В. П. Безобразова до последнего — И. А. Тихенко, были образованными, деятельными организаторами финансового дела, удостоенными высоких наград. В 1911 году в Петербурге принимается решение о постройке нового здания Казанского отделения Госбанка. Городские власти выделили место под строительство на одной из центральных магистралей — на торгово-деловой улице Большой Проломной. Ныне это улица носит имя революционера Николая Баумана. На месте будущего здания находился двухэтажный кирпичный дом, где в 30-х годах XIX века размещалась вторая мужская гимназия, а в 1846-1856 гг. здесь провел последнее десятилетие свой жизни великий русский ученый-математик Н.И.Лобачевский. Этот дом был снесен. Несколько соседствующих с ним домов были также куплены Госбанком и снесены. Но из-за неуступчивости одного из владельцев близлежащего, подлежащего сносу, здания, проект пришлось переделать. Здание получилось асимметричным, с одним левым крылом. Проектировала и строила здание групп специалистов: архитекторы Ф.П.Гаврилов и А.Г.Сапунов, инженер Трифонов. Здание строилось в 1914-1915 годах. Оно возведено из местных пильных камней – известняков и доломитов, с прекрасной внешней и внутренней отделкой, отличалось строгостью форм и хорошим художественным вкусом архитекторов. Было закуплено прекрасное, на уровне мировых стандартов того времени банковское оборудование, помещения защищены сигнализацией, установлены современные средства связи. Двухэтажное здание на улице Баумана в стиле неоклассицизма с элементами модерна построено в 1912-1914 годы. Главный вход акцентируется наружной широкой парадной лестницей с двумя круглыми каменными светильниками и ризалитами, которые образуют нишу, перекрытую антаблементом двухколонного портика. Ниша завершается аркой полуциркульного свода, вписанной в тимпан фронтона. Между окнами первого и второго этажа в нишах размещены барельефы. В 1996 году здание реконструировалось, тогда же было построено правое крыло. Здание является памятником архитектуры. В 1917-1918 здесь хранилась часть золотого запаса России. |
|
Ахметзянов, Юнус Ахметзянович — известный кулинар, автор многочисленных книг по кулинарии, заслуженный работник торговли РСФСР. На улице Баумана в Казане есть вот такой красивый дом - дом татарской кулинарии, на это здание установлено мемориальная доска Юнуса Ахметзянов. Исполком Казгорсовета принял решение о постройке Дома татарской кулинарии в начале 1967 года. Уже в 1968-м на углу улиц Астрономической и Баумана появилось здание-аквариум: железобетонный куб c большим количеством окон. Проектом занимался член Союза архитекторов СССР Менир Яваев совместно с инженером Тарховой. Вся их работа проходила под руководством главного архитектора Казани тех лет — Мунира Агишева. Торжественное открытие ДТК состоялось в 1969 году: на первом этаже располагались кафе на 120 посадочных мест и магазин «Кулинария». На втором — банкетный зал на 60 персон, а на третьем — небольшое помещение на 20 посетителей. По рассказам очевидцев, желающих попробовать татарскую кухню было много — люди выстроились по всей улице Баумана. Возглавлял Дом татарской кулинарии легендарный шеф-повар Юнус Ахметзянов. Он проработал с первого дня открытия Дома и до конца своей жизни, с 1969-го по 1984 год. Благодаря ему национальная татарская еда с кухонь домов и квартир перебралась в кафе и рестораны, а чуть позже даже оказалась на Олимпиаде 1980 года. |
|
В выставочном зале Манеж я постела интересную выставку. Выставку о значительном журнале Чаян. Я постела такую интересную выставку. Здесь журналы Чаян разных времен. «Чая́н» (рус. «Скорпион») — татарстанский русский литературно-художественный еженедельный журнал сатиры и юмора, основанный в 1923 году. Выходит на русском и татарском языках. Издаётся на татарском языке с января 1923 года, на русском — с 1956 года. Весёлый журнал со своими смешнемы историями. |
|
Мансур Ахметович Музафаров (6.03.1902-20.11.1966)-татарский композитор,педагог,Заслуженный деятель искусств Татарской АССР,Народный артист ТАССР, Лауреат Государственной премии ТАССР им.Г.Тукая,один из основоположников татарской профессиональной музыки. Творческое наследие М.А.Музафарова огромно,многожанрово,оно выдержало проверку временем, широко признано слушателями и отмечено высокими правительственными наградами.За свою относительно короткую жизнь Музафаров успел ярко и талантливо проявить себя почти во всех жанрах,бывая нередко первопроходцем.Его музыку отличают яркий мелодизм,интонационное богатство,благодаря чему она и сегодня украшает репертуар многих певцов и музыкальных коллективов. |
|
Уникальные часы появились на улице Баумана в Казани в 1999 году. Это монументальная архитектурная композиция вылита из бронзы. Автор проекта — казанский архитектор И. Н. Башмаков. В верхней части скульптуры расположена фигура поэта, рядом еще одна скульптура, изображающего мальчика с дудкой. С двух других сторон расположены Лира и Пегас. В нижней части композиции находятся часы, также обращенные в три стороны. Часы необычные: на концах стрелок — солнце и полумесяц. Кажется, что дневное и вечернее светила постоянно гонятся друг за другом, символизируя бесконечный цикл смены дня и ночи. Цифры на циферблате обозначены числительными, выложенными в арабской графике. Каждый образ этой скульптурной композиции символичен и несет в себе огромный смысл. Мальчик с дудкой — это герой детской сказки, как символ счастливого детства, полной сказочных приключений и бесконечной любви к жизни. Лира и Пегас — извечные символы силы поэзии, ее духовности и величия. А фигура поэта — это образ одного из величайших поэтов Татарстана Габдуллы Тукая. На каждом циферблате есть и строки из его стихотворений, выписанные затейливой арабской вязью. |