| Автор блога: | Зайнап Валиахметова |
|
ДЖАЛИЛЯ ГРУППА", подпольная антифашистская орг-ция сов. военнопленных в 1942-43 на терр. Польши, оккупированной нем. войсками, и фашистской Германии. Была созд. из сов. военнопленных, содержавшихся в польск. крепости Демблин, лейтенантом Сов. Армии Гайнаном Курмашем в 1942.
Зайнап Валиахметова
3 апреля 2023
+1
212
1 комментарий
|
|
Казанский кремль строился во времена, когда каждый камень любого здания должен был выполнять оборонительную функцию. Прежде по периметру он был укреплен тринадцатью башнями, из которых до наших дней уцелели семь. Одна из них, Юго-Западная, была построена в 1556-1562 годах псковскими архитекторами Ширяем и Яковлевым. Находится она с западной стороны Кремля, слева от Спасской башни. Юго-Западная башня имеет высоту 17 метров, а диаметр у её основания составляет 9,5 метров. В ней два яруса, увенчанные конической крышей, под которой находятся узкие окна-бойницы, необходимые для того, чтобы безопасно и эффективно отстреливаться от врагов. Кстати, в прежние времена, коническая крыша была уникальна, ведь обычно оборонительные башни имели сверху площадку с зубчатыми парапетами. Реставрационные работы стен и башен Казанского кремля проводятся постоянно, начиная с XVIII века. Усиливаются фундаменты, обновляется белая облицовка, открываются заваленные бойницы. Деревянный конус-шатёр на Юго-Западной башне был восстановлен в 1977-1986 годах. |
|
Что означают животные на воротах башни Сююмбике? Что означают животные на воротах башни Сююмбике? С 2003 г. арку в нижнем ярусе башни Сююмбике стали украшать створки кованых ворот «День и Ночь», изготовленных по проекту, разработанному известным татарским зодчим современности Р.М. Забировым. Такое название не только поэтично по звучанию, но и является в полной мере утилитарным в связи с направленностью оси арки точно на восход Солнца в день зимнего солнцестояния. Не случайна и последовательность размещения зодиакальных символов: наступление дня и бодрствование природы призваны символизировать весенне-летние знаки Зодиака, а ночи и отошедшей ко сну природы – осенне-зимние. В процессе создания эскизного проекта архитектор руководствовался такими примерами, как Златые врата при Теремном дворце и решетчатое ограждение Лобного места у церкви Василия Блаженного. При этом петли-кочета и решетчатый свод ворот – подлинники. Это позволило точно определиться с размерными параметрами и стилевой декоративно-художественной оформительской концепцией ворот. Своеобразным лейтмотивом при украшении ворот как в восточной, так и в западноевропейской фольклорной традиции восемнадцатого столетия является флористическая спираль (в данном случае – растительный орнамент с тюльпанами) с зооморфными символами на ней. В воротах «День и Ночь» такими символами стали сказочные животные из мифов Древнего Востока. Так, птица Сирин переносит героя в волшебные просторы сказочной страны, а изображение Лебедя – символ чудесного спасения царицы Сююмбике. Сокол, который пожирает Лань — аллегорический символ жестокости власти (врата башни расположены в непосредственной близости к бывшему Ханскому дворцу). А изображение Перевёрнутой Уточки, несущей в клювике кусочек глины, напоминает о предании про создание мира. Как арка, так и ворота башни Сююмбике сегодня выполняют лишь дизайнерскую функцию, однако два века тому назад сквозь них осуществлялся въезд во двор Оберкомендантского дома, что объясняет наличие на створках присущего той эпохе секирного замка. Обращают на себя внимание оригинальные стукала в виде Льва – оберег, призванный отпугивать духов зла. 205 просмотров |
|
В сельской библиотеке деревне Кукча Тюлячинского района организована выставка про Габдуллы Тукая и про родной язык.
Татарский поэт Габдулла Тукай прожил недолго: всего 26 лет. Но за это время он издал около 30 томов стихов, одним из первых в Казани стал писать для детей и выпустил несколько трудов о татарском фольклоре. Благодаря Тукаю жители Татарстана познакомились с творчеством Пушкина, Лермонтова и других русских поэтов, многие его произведения стали основой для песен, а балет по поэме «Шурале» ставили на сцене Мариинского и Большого театров. Тата́рский язы́к (тат. татар теле) — национальный язык татар, каратаев и государственный язык Республики Татарстан. Является вторым по распространённости и по количеству говорящих национальным языком в России.Относится к поволжско-кыпчакской подгруппе кыпчакской группы тюркских языков. |
|
Памятник зодчим Казанского кремля
Памятник зодчим Казанского кремля находится в сквере, разбитом у Благовещенского собора и Архиерейского дома кремля. Скульптурную композицию задумали как собирательный образ зодчих различных национальностей, строивших объекты кремля в разные эпохи. Это памятник всем зодчим, работавшим в кремле и создавшим неповторимый архитектурный облик комплекса. |
|
Памятник Мусе Джалилю – это уникальный скульптурный комплекс, расположенный в Казани, на площади Первого Мая. Монумент установлен и открыт в 1966 году в память об известном поэте, который сочинял литературные произведения, наполненные патриотизмом, гуманизмом, любовью к Родине. Муса Джалиль – известный поэт, журналист, военный корреспондент, герой, которого поспешно и несправедливо обвинили в измене Родине. Это была страшная статья, мгновенно перечеркнувшая все прошлые заслуги знаменитого поэта. И только через несколько лет после смерти Сталина удалось возвратить герою честное имя. Это произошло только благодаря настойчивости Константина Симонова, переводившего лагерные тетради поэта, павшего в неравной схватке с фашистами. Погибшему поэту было присвоено звание Героя Советского Союза. |
|
Мавзолей казанских ханов (Россия). Этот мавзолей на территории кремля в Казани. Захоронение было совершенно случайно обнаружено в 1977 году во время прокладки ливневых труб под башней Сююмбике. Гидротехники, углубившись в землю примерно на 3 метра и наткнувшись на усыпальницы, прекратили работу и вызвали археологов. В результате экспертиз удалось выяснить, что обнаруженные останки относятся к концу XV-началу XVI веков. Ученым также удалось определить создателя мавзолея, им оказался хан Махмуд. Изначально усыпальницы находились в здании из белого камня, которое было разрушено в XVII веке. Две из богато расписанных деревянных гробниц, обитых кожей и серебряными гвоздями, сохранились в хорошем состоянии до наших времен. Сегодня мавзолей казанских ханов музеефицирован. Над двумя наиболее сохранившимися усыпальнями подготовлен стеклянный купол, надежно защищающий их от любого внешнего воздействия, но позволяющий хорошо их видеть |
|
Ещё одна достопримечательности Казани на территории Казанского Кремля - это Башня Сююмбике
Башня Сююмбике - объект культурного наследия и один из символов Казани. Описание, легенды и истории падающей башни. ... В России есть своя падающая башня и находится она в столице Татарстана. Это - дозорная башня Сююмбике. Шпиль сооружения отклоняется от вертикали на 1,98 метров. Историки до сих пор спорят о периоде строительства, сходясь во мнении, что она была возведена между 1645-1650 годами. |
|
Открытый в 1998 г. фонтан-памятник Су Анасы, спроектированный выдающимся архитектором-монументалистом, Народным художником и Заслуженным деятелем искусств Республики Татарстан Игорем Николаевичем Башмаковым, расположен в центральной части Казани, на ул. Баумана, неподалеку от ГУМа. Выполненная из кованой меди гибкая девичья фигура восседает на погруженной в воду глыбе красного гранита. Отложив позолоченный гребень, которым она расчесывала пряди длинных волос, русалка, прищурив глаза, воздела руки к небу, словно призывая высшие силы защитить город и его население от любых невзгод. О популярности памятника наглядно свидетельствует тот факт, что со времени его установки среди жителей и гостей Казани сложилась традиция бросать в воду фонтана монетки, отдавая дань уважения прекрасной Су Анасы. |
|
В г. Казань на ул. Баумана, д.45 находится дом Гагаева М.Т. Это памятник градостроительства и архитектуры второй половины XIX века. Этот дом является объектом культурного наследия, он охраняется государством. В оформлении уличного фасада преимущественно использованы барочные мотивы: картуш, расположенный в полуциркульном фронтоне центрального окна в левой части; гирлянды в прямоугольных фронтонах над окнами и стилизованные картуши под прямоугольными сандриками; растительная лепнина в прямоугольных вставках фриза; венки, акцентирующие места завершения пилястр. Памятник жилой архитектуры в стиле эклектики. |