| Автор блога: | Ралина Гилазутдинова |
| Все рубрики (898) |
| Кремль (6) |
| Развлечения (11) |
| Зоопарк (8) |
| Мечеть (1) |
| Памятники (66) |
| Красивые места (19) |
| Мои дипломы (3) |
| Музеи (31) |
| Елабуга (17) |
| 2020 (193) |
| 2021-1 (87) |
| 2021-2 (95) |
| 2022-1 (63) |
| 2022-2 (114) |
| Лето 2023 (12) |
|
Памятник молодому Володе Ульянову был установлен в Казани 26 октября 1954 года. Его автором стал выдающийся скульптор Владимир Цигаль, который получил за своего «Ленина-гимназиста» Государственную премию СССР.
В своем родном Симбирске (сейчас Ульяновск) Володя учился в классической гимназии и закончил ее с золотой медалью. В 1887 году семья Ульяновых поселилась в Казани. Здесь будущий вождь мирового пролетариата стал студентов Императорского Казанского университете. В характеристике, направленной директором Симбирской гимназии по запросу университета, говорилось: «Весьма талантливый, постоянно усердный и аккуратный, Ульянов во всех классах был первым учеником и при окончании курса награжден золотой медалью, как самый достойнейший по успехам, развитию и поведению…» Именно поведение новоиспеченного первокурсника и стало причиной, по которой он был отчислен спустя три месяца. На Памятнике Ленину возле Казанского университета сером гранитном постаменте есть надпись: «Владимир Ульянов. 1887». Это год знаменитой студенческой сходки студентов Императорского Казанского университета.Трехметровую скульптуру отлили на Ленинградском заводе «Монументскульптура». Казани повезло — ей достался вариант памятника в полный рост. В Ульяновске — на родине Ленина — установили скульптуру, которая наполовину «вмурована» в постамент. В Казань памятник «Ленин-гимназист» прибыл в обычном деревянном ящике. Его решили поставить напротив Университета в центре полукруглой площадки, которая из-за своей формы получила в народе название «Сковородка». Открытие приурочили к 150-летию вуза. Второй фото из интернета.
Ралина Гилазутдинова
19 октября 2019
+9
621
10 комментариев
памятник
|
|
Бюст П.В.Дементьеву – памятник в центре Авиастроительного района, работа рук скульптора М.К.Аникушкина и архитекторов М.Х.Агишева и Н.Е.Тарасовой 1983 года. Бронзовый бюст выдающегося авиационного деятеля, дважды Героя Социалистического Труда установлен на гранитном постаменте с табличкой о заслугай Петра Васильевича.
Дементьев Петр Васильевич родился 11 января (24 января) 1907 года в Симбирской губернии в семье учителя. Трудовую деятельность начал рабочим с 15 лет, закончил профтехучилище. В 1927 году поступил в Московский механический институт им. М.В. Ломоносова. В 1929 году был переведён для продолжения учёбы в Военно-воздушную академию им. Профессора Н.Е. Жуковского, которую успешно закончил в 1931 году. С тех пор вся жизнь и деятельность Петра Васильевича связаны с авиапромом. Генерал-полковник-инженер, дважды Герой Социалистического Труда, награждён девятью орденами Ленина, орденом Красного Знамени, двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденами Суворова II степени и Кутузова I степени, орденом Красной Звезды и многими медалями. Лауреат Государственной премии. |
|
Памятник Владимиру Ленину в парке «Крылья советов» – один из многих памятников вождю, которые были установлены в период Советского Союза в каждом городе.
Памятник, расположенный в парке «Крылья советов», - один из самых больших по размеру и знаменитых. Вождь изображен в достаточно непривычной для себя позе. Левая его рука убрана в карман, правая немного приподнята. Как шутят местные жители по поводу правой руки, в этот момент Ленин декламировал стихи В. Маяковского. |
|
Михаил Васильевич Ломоносов – выдающийся и исключительно разносторонний ученый-полимат, проявивший свой талант почти во всех отраслях науки, реформист русского языка, художник и просветитель, опередивший время на века феномен.
Он основал химлабораторию Академии наук, являлся автором проекта знаменитого МГУ, сделал множество открытий в сфере химии, мореходного дела, геологии, филологии, метеорологии, астрономии. Среди его достижений – основы атомно-молекулярного учения, теория света и цвета, открытие электрической природы молний и изобретение громоотвода, усовершенствование конструкций телескопов и обнаружение наличия атмосферы на планете Венера. И по сей день его справедливо считают одним из наиболее ярких гениев человечества. |
|
Русский ученый-энциклопедист, автор фундаментальных работ по химии, физике, химической технологии, метрологии, воздухоплаванию, метеорологии, сельскому хозяйству, экономике и т.д. Самое известное открытие Менделеева — фундаментальный закон природы, периодический закон химических элементов.
Сам полагал, что его имя составили «всего более четыре предмета… периодический закон, исследование упругости газов, понимание растворов как ассоциации и “Основы химии”». Периодический закон был открыт им в ходе работы над «Основами химии». Растворы исследовал всю жизнь, постепенно постигая природу химического соединения как такового, а уравнение Клапейрона—Менделеева (общее уравнение состояния идеального газа) — важная формула, устанавливающая зависимость между давлением, молярным объемом и абсолютной температурой идеального газа. На протяжении всей жизни регулярно участвовал в производственных предприятиях, где теоретические научные проблемы обладали скорее прикладным значением. Кроме того, интересовался весьма разноплановыми сферами деятельности, включая воздухоплавание, кораблестроение и освоение Крайнего Севера. Менделеев — автор более полутора тысяч трудов, в том числе классических «Основ химии», первого систематизированного изложения неорганической химии (1869—1871). Пользовался огромным научным авторитетом во всем мире и был удостоен множества наград — российских и зарубежных орденов и медалей, почетного членства в разнообразных российских и зарубежных научных обществах, многочисленных научных званий и т.д. |
|
Родился в семье морского офицера, адмирала русского флота Ф.Т. Можайского. Окончил Морской кадетский корпус (1841 год); в 1841-1863 годы и 1879-1882 годы служил в военно-морском флоте, в 1863-1879 годах в гражданских ведомствах по проведению крестьянской реформы. В 1882 году вышел в отставку в чине гененерал-майора (с 1886 года контр-адмирал).
С 1856 году Можайский исследовал возможности создания ЛА тяжелее воздуха: изучал полёт птиц, воздушных змеев. В 1876 году совершил первые в мире полёты на буксируемом змее. В 1876-1877 годах с успехом демонстрировал полёты моделей самолётов с неподвижным (относительно корпуса) крылом, приводимых в действие часовой пружиной. 23 марта 1878 года подал в Военное министерство проект натурного самолёта, который комиссия отклонила, указав в том числе на недостаточную мощность силовой установки. 3(15) ноября 1881 года [по заявке от 4(16) июня 1880 года] Можайский получил первый в России патент на ЛА. Летом 1882 году приступил к постройке самолёта в Красном Селе, под Санкт-Петербургом. Летом 1883 года Можайский завершил сборку самолёта. Самолёт представлял собой моноплан деревянной конструкции массой около 934 кг с расчётной скоростью полёта до 40 км/ч; состоял из фюзеляжа-лодки длиной 14,6 м; двух паровых машин мощностью 20 и 10 лошадиных сил (14,9 и 7,46 кВт) с водотрубным котлом и холодильником к ним; трёх винтов одного диаметра; крыльев, каждое длиной 10,7 м; хвоста, который поднимался и опускался и служил для изменения направления полёта по вертикали; четырёхколёсного шасси. Во второй половине июля 1885 года (по другим данным, в начале осени 1884 года) попытка полёта окончилась неудачно. Летательный аппарат Можайского представляет интерес как одна из первых практических попыток построить самолёт, пилотируемый человеком. |
|
Константин Циолковский — ученый-самоучка, ставший основоположником современной космонавтики. Его стремлению к звездам не помешали ни бедность, ни глухота, ни изолированность от отечественного научного сообщества.
Константин Эдуардович Циолковский, выдающийся исследователь, крупнейший ученый в области воздухоплавания, авиации и космонавтики, подлинный новатор в науке, родился 5(17) сентября 1857 года в селе Ижевском Рязанской губернии в семье лесничего Эдуарда Игнатьевича Циолковского. Он рос смышленым, любознательным и впечатлительным ребенком. Уже в эти годы формировался характер будущего ученого — самостоятельный, настойчивый и целеустремленный. «Я думаю, что получил соединение сильной воли отца с талантливостью матери», — писал впоследствии Циолковский. В 10-летнем возрасте Циолковского постигло большое несчастье — он заболел скарлатиной и в результате осложнения почти полностью потерял слух. Выдающиеся способности, склонность сына к самостоятельной работе и изобретательству заставили отца задуматься над его дальнейшим образованием. Циолковскому было 16 лет, когда отец решил отправить его в Москву для продолжения учебы. Три года самостоятельных целеустремленных занятий в библиотеке Румянцевского музея обогатили юношу знаниями в области математики, физики и астрономии. После возвращения из Москвы осенью 1879 года Циолковский экстерном сдал экзамен в Рязанской гимназии на звание учителя уездных училищ и спустя три месяца получил назначение в небольшой городок Боровск Калужской губернии. В течение 12 лет Циолковский жил и работал в Боровске, преподавая арифметику и геометрию. Там же он женился на Варваре Евграфовне Соколовой, ставшей его верной помощницей и советчицей, матерью его семерых детей. Учительствуя, Циолковский начал заниматься научной работой. Уже в 1883 году он написал работу «Свободное пространство», в которой сделал важный вывод о возможности использования реактивного движения для перемещения в мировом пространстве. Почти всю жизнь Циолковский много занимался вопросами воздухоплавания. Его первая научная работа по воздухоплаванию «Аэростат металлический, управляемый» увидела свет в 1892 году. В этом же году в связи с переводом Циолковского в Калужское уездное училище семья Циолковских переехала в Калугу. Многие годы семье пришлось жить на частных квартирах, прежде чем удалось приобрести на окраине города небольшой домик. В 1903 году в журнале «Научное обозрение» № 5 появилась первая статья Циолковского по ракетной технике «Исследование мировых пространств реактивными приборами». В этом труде ученый впервые для реального осуществления космического полета предложил проект жидкостной ракеты, обосновал теорию ее полета. Первая часть статьи Циолковского «Исследование мировых пространств реактивными приборами» прошла незамеченной для широких научных кругов. Вторая часть, опубликованная в журнале «Вестник воздухоплавания», увидела свет в 1911-1912 годах и вызвала большой резонанс. Известные популяризаторы науки и техники В.В. Рюмин, Я.И. Перельман и Н.А. Рынин занялись распространением космических идей Циолковского, стали со временем его настоящими друзьями. Большую помощь оказывали Циолковскому и многочисленные калужские друзья: В.И. Ассонов, П.П. Каннинг, С.Е. Еремеев, а позднее А.Л. Чижевский и С.В. Щербаков. В 1914 году Циолковский издал отдельной брошюрой «Дополнение к «Исследованию мировых пространств реактивными приборами». Научная деятельность занимала все свободное время Циолковского, но основной в течение многих лет все же была учительская работа. Его уроки вызывали у учащихся интерес, давали им практические навыки, знания. Только лишь в ноябре 1921 года в возрасте 64 лет Циолковский оставил педагогическую работу. После Великой Октябрьской социалистической революции его научная деятельность получила поддержку государства. В 1918 году Циолковский был избран членом Социалистической академии. В 1921 году Циолковскому была назначена повышенная персональная пенсия. |
|
НЕСТЕРОВ Петр Николаевич (15.02.1887-26.08.1914), русский военный летчик, штабс-капитан. Нестеров — один из основоположников высшего пилотажа, им впервые были выполнены глубокие виражи, а 27 августа 1913 — замкнутая кривая в вертикальной плоскости (“мертвая петля”, “петля Нестерова”). Занимался изысканием способов взаимодействия с наземными войсками и вопросами ведения воздушного боя. Им был разработан оригинальный проект моноплана. В 1913 — 14 совершил рекордные перелеты Киев — Одесса — Севастополь и Киев — Петербург. В н. 1-й мировой войны совершил 13 боевых вылетов. Погиб в районе г. Жолквы (ныне Нестеров) в воздушном бою, впервые применив воздушный таран и уничтожив австрийский самолет.
|
|
Валерий Чкалов - легендарный советский лётчик-испытатель, Герой Советского Союза, совершивший первый беспосадочный перелёт через Северный полюс.
Он родился в 1904 году в селе Василёво, расположенном в Нижегородской губернии. Интересно, что сейчас это местечко получило не только статус города, но и новое название в честь великого уроженца. Родители Валеры были простыми людьми. Папа Павел Григорьевич работал котельщиком на судоверфи, а мама Ирина Ивановна занималась домашним хозяйством. К сожалению, она скончалась, когда ее сыну было 6 лет. Вскоре мальчик начал учиться в школе. К урокам Чкалов не проявлял особого интереса, но буквально с первых дней в нем обнаружился талант к математике, а также великолепная память, позволяющая запоминать большое количество информации, услышанной фактически краем уха. После обязательной семилетки Валерий отправился в Череповецкое техническое училище, но окончить подростку не удалось. Из-за отсутствия финансов училище было ликвидировано.Парень возвращается к отцу и начинает работать кочегаром на пароходе. Никто не знает, как сложилась бы судьба будущего Героя Советского Союза, если бы в 1919 году он не увидел своими глазами самолет. В голове Чкалова словно что-то щелкнуло, и он стал мечтать связать свою жизнь с летательными аппаратами. В 15 лет Валера, благодаря тому что добровольно вступил в ряды Красной Армии, стал учеником слесаря при военном авиационном заводе. |
|
Советский ученый в области теоретической механики и гидроаэромеханики. Академик АН СССР (1929). Герой Социалистического Труда (1941). Ученик и соратник Н. Е. Жуковского. Профессор. Сергей Алексеевич Чаплыгин родился 24 марта (5 апреля) 1869 года в городе Раненбурге Рязанской губернии в семье приказчика Алексея Тимофеевича Чаплыгина. После его смерти (1871 г.) мать Сергея Анна Петровна вторично вышла замуж за воронежского мещанина и переехала с сыном в Воронеж. В 1877 году Сергей поступил в Воронежскую классическую гимназию. Учился он с легкостью, так как в дополнение к исключительным и разносторонним способностям природа наделила его феноменальной памятью. Существует легенда, что в студенческие годы он на спор за три дня выучил наизусть учебник общей химии и мог почти дословно воспроизвести любую страницу. В 1886 году окончил 8 классов гимназии и поступил на физико-математический факультет Московского университета, который закончил в 1890 году с дипломом первой степени, и был оставлен при университете (по представлению Н.Е. Жуковского) для приготовления к профессорскому званию по кафедре теоретической механики (1891-1893).
В 1900 году три работы Чаплыгина были удостоены первой почетной золотой медали Академии наук. В 1902 году он опубликовал выдающуюся работу «О газовых струях». Эта работа в 1903 году была защищена в Московском университете как докторская. В 1914 году была напечатана работа С.А. Чаплыгина «Теория решетчатого крыла». Эта работа послужила основой для создания теории лопаточных машин. В 1903 году С.А. Чаплыгин был избран экстраординарным профессором теоретической механики Московского университета, где читал лекции по механике до 1911 года. 1912-1917 гг. – ординарный профессор Московского коммерческого института. 1918-1925 гг. – профессор механики Лесотехнического института. В 1919 году в Бюллетене Научно-экспериментального института путей сообщения вышли две статьи Сергея Алексеевича, в которых был разработан метод приближенного решения дифференциальных уравнений с заранее установленной точностью «Новый метод интегрирования общего дифференциального уравнения движения поезда» и «Основания нового способа приближенного интегрирования». Данный метод носит название «метод Чаплыгина». В 1922-1923 годах Чаплыгин являлся Председателем Центрального научно-технического совета НТО ВСНХ. В 1921 году С.А. Чаплыгин был избран председателем Коллегии Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ). Сергей Алексеевич возглавлял институт до 1931 года. В 1941 г. получил звание Героя Социалистического Труда, одновременно был награжден орденом Ленина и золотой медалью «Серп и молот». В 1941 году Сергей Алексеевич вместе с частью сотрудников ЦАГИ был эвакуирован в Новосибирск. Сергей Алексеевич Чаплыгин скончался от инсульта 8 октября 1942 года. |