ГлавнаяБЛОГИКультурная среда

Новые записи
«Культурная суббота. Краеведение»
«Культурная суббота. Краеведение»
23 июня 2025 - Полина Алексеева 0 +1
Новый театр Камала
Новый театр Камала
29 мая 2025 - Яков Косушкин 1 +1
Театр Качалова
Театр Качалова
16 мая 2025 - Полковников Егор 1 +1
Полковников Егор
Театр Качалова
16 мая 2025 - Полковников Егор 0 0
«В лесу прифронтовом!»
«В лесу прифронтовом!»
12 мая 2025 - Асель Закирова 1 +1
Школа. 80-летие Победы.
Школа. 80-летие Победы.
12 мая 2025 - Асель Закирова 1 +1
Мой прадед и прабабушка
Мой прадед и прабабушка
11 мая 2025 - Асель Закирова 0 0
История Войны.
История Войны.
11 мая 2025 - Асель Закирова 0 0
80-летие Победы!
80-летие Победы!
11 мая 2025 - Асель Закирова 0 0
Волшебное дерево
Волшебное дерево
11 мая 2025 - Полина Алексеева 0 0
Царевдвор
Царевдвор
11 мая 2025 - Полина Алексеева 0 0
Сказочная набережная
Сказочная набережная
11 мая 2025 - Полина Алексеева 0 0
Музей Верховного суда Республики Татарстан
Музей Верховного суда Республики Татарстан
11 мая 2025 - Полина Алексеева 0 0
Музей Елабужского городского суда
Музей Елабужского городского суда
11 мая 2025 - Полина Алексеева 0 0
Конкурс «Великой Победе – 80!»
Конкурс «Великой Победе – 80!»
11 мая 2025 - Полина Алексеева 0 0
По зеленым холмам океанам
По зеленым холмам океанам
11 мая 2025 - Полина Алексеева 0 0
Полина Алексеева
По зеленым холмам океанам
11 мая 2025 - Полина Алексеева 0 0
День Победы!
День Победы!
11 мая 2025 - Диана Назарова. 0 0
Мой прадед!
Мой прадед!
11 мая 2025 - Асель Закирова 0 0
80-летие Победы!
80-летие Победы!
11 мая 2025 - Асель Закирова 0 0
+5206 RSS-лента RSS-лента

Культурная среда

Автор блога: Ралина Гилазутдинова
Статуя Георгия Победоносца
Статуя Георгия Победоносца - с копьем, на коне и поверженным змеем под ним. Главным персонажем герба Москвы этот святой стал при Иване III (1462-1505), - тогда же, когда "двуглавый орел" стал гербом всего Московского государства. Если присмотреться, на груди всадника можно разглядеть главную государственную эмблему. Произведение скульптора С.А. Щербакова кажется по-настоящему реалистичным: "выписан" каждый мускул лошади, а в самом Георгии подчеркивается не столько святость, сколько физическая сила.
Статуя находится за Ленинградским вокзалом.
Статуя Георгия Победоносца
Статуя Георгия Победоносца
Салих Сайдашев
Салих Замалетдинович Сайдашев – татарский композитор, дирижер, основоположник профессиональной национальной музыки. Он был первым, кто объединил традиции самобытного фольклора с современным звучанием профессиональных музыкальных инструментов, написал музыку к пьесам татарских драматургов. В его биографии были и успех, и слава, и запреты, и гонения. Не было лишь одного – забвения со стороны родного народа, который всегда считал Сайдашева своим выдающимся сыном.
Сайдашев вместе с режиссером театра Каримом Тинчуриным стал основоположником татарской музыкальной драмы. Салих написал музыку к первым спектаклям на татарском языке: «Зәңгәр шәл» («Голубая шаль»), «Кандыр буе» («На реке Кандре»), «Сүнгән йолдызлар» («Угасшие звезды»), «Казан сөлгесе» («Казанское полотенце»). Отдельно стоит в этом списке пьеса «Наемщик» Т. Гиззата, в которой звучит невероятной красоты вальс в исполнении Сайдашева.

Какой же театр без оркестра – композитор лично занялся созданием постоянного односоставного симфонического театрального оркестра. И в 1923 году коллектив начал свою работу, дирижером стал сам Салих Сайдашев.
Салих Сайдашев
Галиаскар Камал
Галиаскар Камал – татарский литератор, автор драматургических произведений, общественный деятель и основоположник театрального дела в Татарстане. Он переводил произведения русских классиков и способствовал их постановке на подмостках в родном городе.
Настоящее имя писателя – Галиаскар Галиакбарович Камалетдинов. О детстве литератора известно немного. Он родился 6 января 1879 года в Казани. Отец мальчика работал кустарем, и семья не отличалась большим достатком.
Первой опубликованной пьесой, вышедшей из-под пера будущего драматурга, стало произведение «Несчастный юноша». Галиаскар написал его в 1898 году, а в 1907-м создал вторую редакцию. Главным лейтмотивом сочинения стали социальные вопросы и просветительские идеи, которые высказывал начинающий автор.
Ярко выраженный демократ, он поощрял революционное движение 1905-1907 годов и стал основателем нескольких газет. В 1906-м появилось издание «Азат», что переводится как «Свобода», позднее «Азат халык» («Свободный народ»), а спустя 2 года в тираж вышли первые выпуски журнала «Яшен» («Молния»), который Галиаскар Камал выпускал совместно с поэтом Габдуллой Тукаем.
Юношеское увлечение театром не оставляло Камала и в старшем возрасте. Он пропагандировал развитие театрального дела и участвовал в создании первой постановки, презентованной публике в 1906 году. Драматург писал произведения для сцены, в которых сквозили реализм, актуальные конфликты и яркие характеры. Его пьесы легли в основу репертуара татарского дореволюционного театра.
Любопытно, что, помимо театральной и литературной деятельности, Галиаскар Камал увлекался рисунком и каллиграфией. Он оказался автором многих изображений на социально-политическую тематику. Сотрудничая с типографиями издательств, мужчина уделял большое внимание модернизации татарской каллиграфии. Он также участвовал в работе художественно-постановочной части в театре, занимаясь оформлением спектаклей.
Галиаскар Камал
Галиаскар Камал
Габдулла Кариев
Сына, родившегося у Мустакима 8 мая 1886 года, назвали Минлебай. Когда он подрос, его отдали в деревенское медресе. Толковый, шустрый мальчик, с прекрасной памятью, к 12-и годам выучил наизусть Коран, чем привел в изумление всех окружающих. Тогда Зариф мулла, посчитав, что имя Минлебай – слишком мужицкое, переименовал его в Габдуллу («алла колы» – «раб божий»), а так как знатоки Корана назывались «карый», то впоследствии это название превратилось в псевдоним – Кариев.
В театр им. Камала в труппу был принят артист, с осенних дней 1907 года начинается театральная одиссея Габдуллы Кариева. Очень скоро, неожиданно для всех, и прежде всего для самого себя он становится руководителем этой труппы.
Современники вспоминают, что он был фанатично предан театру. У него никогда не было личной жизни – ни семьи, ни дома: только сцена, являющаяся смыслом жизни. Кариев был глубоко порядочным, благородным, чистым человеком.
Понятия справедливости, правды, совести, чести были для него превыше всего. У него никогда не было ни капельки зазнайства, хотя для того и были основания – его очень любил зритель. Все дела он решал совместно с актерами.
Габдулла Кариев
Марсель Хакимович Салимжанов
Режиссёр, педагог, профессор, заслуженный деятель искусств Татарской АССР, народный артист СССР, лауреат Государственной премии Татарской АССР имени Габдуллы Тукая, лауреат Государственной премии РСФСР имени К.С.Станиславского Салимжанов Марсель Хакимович родился 7 ноября 1934 года в Казани в семье актеров. После окончания средней школы он поступил на юридический факультет Казанского государственного университета, а затем перевелся на режиссерский факультет Государственного института театрального искусства имени А. В. Луначарского. После окончания ГИТИСа в 1962 года режиссер казанского ТЮЗа. В 1966 году – главный режиссер Татарского государственного академического театра имени Галиасгара Камала. Одновременно преподаватель Казанского театрального училища. Профессор Казанской академии культуры и искусств (1992). Народный артист СССР (1984), заслуженный деятеля искусств Российской Федерации и ТАССР, присуждены Государственная премия РТ имени Г.Тукая, Государственная премия РСФСР им. К.С.Станиславского, национальная театральная премия «Золотая маска». Награжден орденом Дружбы.
Марсель Хакимович Салимжанов
Марсель Хакимович Салимжанов
Марсель Хакимович Салимжанов
Скульптуры рады Нигматуллиной в театре им. Г.Камала
Автор скульптур - заслуженный деятель искусств, народный художник, лауреат государственной премии Республики Татарстан имени Габдуллы Тукая Рада Хусаиновна Нигматуллина
Рада Нигматуллина внесла в современное искусство Татарстана «яркую национальную тематику, живописно-импрессионистическую струю, виртуозную композиционность, воздушность и светоносность фактуры и силуэта». Она работала во всех основных видах скульптуры – монументальном, декоративном, станковом искусстве, мелкой пластике, портретном жанре.
Рада Окончила Казанское художественное училище и Академию искусств в Ленинграде. Была удостоена званий народного художника Татарстана и заслуженного художника РФ. В 2007 году за серию «Тукайны яратып» Нигматуллиной и ее дочерям вручили государственную премию им. Г. Тукая.
Рада Нигматуллина скончалась 11 октября 2019г., после продолжительной болезни на 89-м году жизни.
Скульптуры рады Нигматуллиной в театре им. Г.Камала
Скульптуры рады Нигматуллиной в театре им. Г.Камала
Скульптуры рады Нигматуллиной в театре им. Г.Камала
Скульптуры рады Нигматуллиной в театре им. Г.Камала
Скульптуры рады Нигматуллиной в театре им. Г.Камала
Скульптуры рады Нигматуллиной в театре им. Г.Камала
Скульптуры рады Нигматуллиной в театре им. Г.Камала
Скульптуры рады Нигматуллиной в театре им. Г.Камала
Скульптуры рады Нигматуллиной в театре им. Г.Камала
Скульптуры рады Нигматуллиной в театре им. Г.Камала
Скульптуры рады Нигматуллиной в театре им. Г.Камала
Скульптуры рады Нигматуллиной в театре им. Г.Камала
Скульптуры рады Нигматуллиной в театре им. Г.Камала
Скульптуры рады Нигматуллиной в театре им. Г.Камала
Скульптуры рады Нигматуллиной в театре им. Г.Камала
Бюст К.Г. Тинчурина
В фойе Татарского государственного театра драмы и комедии имени Карима Тинчурина находится бюста великого татарского драматурга, актера и режиссера Карима Тинчурина.
Автор бюста — скульптор, живописец, член Союза художников России Рустам Габбасов.
Карим Галеевич Тинчурин (15 сентября 1887 — 15 ноября 1938) — актер, режиссер, театральный педагог и организатор — подлинно ренессансная фигура в истории татарского театра. В 1988 году театру драмы и комедии присвоено имя К.Тинчурина.
Бюст К.Г. Тинчурина
Памятник г. Тукаю
Габдулла Тукай — это светоч татарской литературы, можно сказать положивший жизнь в её основу. Судьба поэта складывалась нелегко, если не сказать трагически. В раннем детстве смерть забрала у мальчика сначала отца, а затем и мать. Все эти печальные события приводят к скитаниям сироты по родне и чужим людям.

Юность Габдуллы прошла в Уральске под опекой тётки со стороны отца. Именно здесь он начал своё обучение в медресе, стал открывать для себя поэзию Пушкина, Лермонтова и делать первые шаги в творчестве. Зарабатывая на хлеб в типографии, юноша не мог мириться с царящей вокруг рабской эксплуатацией труда, что приводило к излиянию мыслей на бумагу в виде проникновенных стихов. Сердце поэта всегда было связано незримой нитью с Казанью, о чем свидетельствует немало строк, посвящённых этому городу. Тут Габдулла в апреле 1913 году уступил в борьбе со своим недугом — туберкулёзом. Ему было всего 27 лет.

В столице Татарстана в честь Тукая названа площадь, улица, сквер, открыты памятники. Один из них находится по ул. Театральная, у стен Татарского академического театра оперы и балета им. М. Джалиля. В день рождения поэта у монумента проходят творческие мероприятия. Примечателен тот факт, что с противоположной стороны театра установлен схожий памятник одному из тех, на чьих произведениях взращивал себя юный талант — А. С. Пушкину. Что неслучайно, так как вклад Г. Тукая в татарскую культуру сравним по значимости с вкладом русского классика.
Памятник г. Тукаю
Фонтан за театром Оперы и Балета
Фонтан за зданием театра оперы и балета имени Джалиля считается одним из старейшних в городе и датируется 19 веком.
Старинный фонтан находится за зданием Татарского театра оперы и балета имени М. Джалиля.
Это сегодня он на задворках роскошного театрального здания. А когда-то фонтан был украшением Театральной площади.
Фонтан за театром Оперы и Балета
Памятник Рудольфу Нуриеву
Памятник представляет собой фигуру летящего человека. Вместе с постаментом скульптура в высоту составляет порядка пяти метров.
Рудольф Нуриев был ведущим солистом Ленинградского театра оперы и балета имени Кирова (Мариинский театр). В 1961 году во время гастролей в Париже он принял решение не возвращаться в СССР, попросив у французских властей политического убежища. Он обосновался в столице, а через 22 года стал балетмейстером Парижской Оперы.
Памятник артисту балета и балетмейстеру Рудольфу Нуриеву работы Зураба Церетели.
Зураб Церетели отметил, что он «радостно работал и создавал» эту скульптуру. «Это — мой крик души. Я обожаю этот уникальный город, много раз здесь бывал. У вас хорошая история, и ее надо поднять языком искусства», — заявил скульптор.
Памятник Рудольфу Нуриеву
Памятник Рудольфу Нуриеву