| Автор блога: | Ралина Гилазутдинова |
| Все рубрики (898) |
| Кремль (6) |
| Развлечения (11) |
| Зоопарк (8) |
| Мечеть (1) |
| Памятники (66) |
| Красивые места (19) |
| Мои дипломы (3) |
| Музеи (31) |
| Елабуга (17) |
| 2020 (193) |
| 2021-1 (87) |
| 2021-2 (95) |
| 2022-1 (63) |
| 2022-2 (114) |
| Лето 2023 (12) |
|
Статуя Георгия Победоносца - с копьем, на коне и поверженным змеем под ним. Главным персонажем герба Москвы этот святой стал при Иване III (1462-1505), - тогда же, когда "двуглавый орел" стал гербом всего Московского государства. Если присмотреться, на груди всадника можно разглядеть главную государственную эмблему. Произведение скульптора С.А. Щербакова кажется по-настоящему реалистичным: "выписан" каждый мускул лошади, а в самом Георгии подчеркивается не столько святость, сколько физическая сила.
Статуя находится за Ленинградским вокзалом.
Ралина Гилазутдинова
9 ноября 2019
+8
522
12 комментариев
статуя
|
|
Салих Замалетдинович Сайдашев – татарский композитор, дирижер, основоположник профессиональной национальной музыки. Он был первым, кто объединил традиции самобытного фольклора с современным звучанием профессиональных музыкальных инструментов, написал музыку к пьесам татарских драматургов. В его биографии были и успех, и слава, и запреты, и гонения. Не было лишь одного – забвения со стороны родного народа, который всегда считал Сайдашева своим выдающимся сыном.
Сайдашев вместе с режиссером театра Каримом Тинчуриным стал основоположником татарской музыкальной драмы. Салих написал музыку к первым спектаклям на татарском языке: «Зәңгәр шәл» («Голубая шаль»), «Кандыр буе» («На реке Кандре»), «Сүнгән йолдызлар» («Угасшие звезды»), «Казан сөлгесе» («Казанское полотенце»). Отдельно стоит в этом списке пьеса «Наемщик» Т. Гиззата, в которой звучит невероятной красоты вальс в исполнении Сайдашева. Какой же театр без оркестра – композитор лично занялся созданием постоянного односоставного симфонического театрального оркестра. И в 1923 году коллектив начал свою работу, дирижером стал сам Салих Сайдашев. |
|
Галиаскар Камал – татарский литератор, автор драматургических произведений, общественный деятель и основоположник театрального дела в Татарстане. Он переводил произведения русских классиков и способствовал их постановке на подмостках в родном городе.
Настоящее имя писателя – Галиаскар Галиакбарович Камалетдинов. О детстве литератора известно немного. Он родился 6 января 1879 года в Казани. Отец мальчика работал кустарем, и семья не отличалась большим достатком. Первой опубликованной пьесой, вышедшей из-под пера будущего драматурга, стало произведение «Несчастный юноша». Галиаскар написал его в 1898 году, а в 1907-м создал вторую редакцию. Главным лейтмотивом сочинения стали социальные вопросы и просветительские идеи, которые высказывал начинающий автор. Ярко выраженный демократ, он поощрял революционное движение 1905-1907 годов и стал основателем нескольких газет. В 1906-м появилось издание «Азат», что переводится как «Свобода», позднее «Азат халык» («Свободный народ»), а спустя 2 года в тираж вышли первые выпуски журнала «Яшен» («Молния»), который Галиаскар Камал выпускал совместно с поэтом Габдуллой Тукаем. Юношеское увлечение театром не оставляло Камала и в старшем возрасте. Он пропагандировал развитие театрального дела и участвовал в создании первой постановки, презентованной публике в 1906 году. Драматург писал произведения для сцены, в которых сквозили реализм, актуальные конфликты и яркие характеры. Его пьесы легли в основу репертуара татарского дореволюционного театра. Любопытно, что, помимо театральной и литературной деятельности, Галиаскар Камал увлекался рисунком и каллиграфией. Он оказался автором многих изображений на социально-политическую тематику. Сотрудничая с типографиями издательств, мужчина уделял большое внимание модернизации татарской каллиграфии. Он также участвовал в работе художественно-постановочной части в театре, занимаясь оформлением спектаклей. |
|
Сына, родившегося у Мустакима 8 мая 1886 года, назвали Минлебай. Когда он подрос, его отдали в деревенское медресе. Толковый, шустрый мальчик, с прекрасной памятью, к 12-и годам выучил наизусть Коран, чем привел в изумление всех окружающих. Тогда Зариф мулла, посчитав, что имя Минлебай – слишком мужицкое, переименовал его в Габдуллу («алла колы» – «раб божий»), а так как знатоки Корана назывались «карый», то впоследствии это название превратилось в псевдоним – Кариев.
В театр им. Камала в труппу был принят артист, с осенних дней 1907 года начинается театральная одиссея Габдуллы Кариева. Очень скоро, неожиданно для всех, и прежде всего для самого себя он становится руководителем этой труппы. Современники вспоминают, что он был фанатично предан театру. У него никогда не было личной жизни – ни семьи, ни дома: только сцена, являющаяся смыслом жизни. Кариев был глубоко порядочным, благородным, чистым человеком. Понятия справедливости, правды, совести, чести были для него превыше всего. У него никогда не было ни капельки зазнайства, хотя для того и были основания – его очень любил зритель. Все дела он решал совместно с актерами. |
|
Режиссёр, педагог, профессор, заслуженный деятель искусств Татарской АССР, народный артист СССР, лауреат Государственной премии Татарской АССР имени Габдуллы Тукая, лауреат Государственной премии РСФСР имени К.С.Станиславского Салимжанов Марсель Хакимович родился 7 ноября 1934 года в Казани в семье актеров. После окончания средней школы он поступил на юридический факультет Казанского государственного университета, а затем перевелся на режиссерский факультет Государственного института театрального искусства имени А. В. Луначарского. После окончания ГИТИСа в 1962 года режиссер казанского ТЮЗа. В 1966 году – главный режиссер Татарского государственного академического театра имени Галиасгара Камала. Одновременно преподаватель Казанского театрального училища. Профессор Казанской академии культуры и искусств (1992). Народный артист СССР (1984), заслуженный деятеля искусств Российской Федерации и ТАССР, присуждены Государственная премия РТ имени Г.Тукая, Государственная премия РСФСР им. К.С.Станиславского, национальная театральная премия «Золотая маска». Награжден орденом Дружбы.
|
|
Автор скульптур - заслуженный деятель искусств, народный художник, лауреат государственной премии Республики Татарстан имени Габдуллы Тукая Рада Хусаиновна Нигматуллина
Рада Нигматуллина внесла в современное искусство Татарстана «яркую национальную тематику, живописно-импрессионистическую струю, виртуозную композиционность, воздушность и светоносность фактуры и силуэта». Она работала во всех основных видах скульптуры – монументальном, декоративном, станковом искусстве, мелкой пластике, портретном жанре. Рада Окончила Казанское художественное училище и Академию искусств в Ленинграде. Была удостоена званий народного художника Татарстана и заслуженного художника РФ. В 2007 году за серию «Тукайны яратып» Нигматуллиной и ее дочерям вручили государственную премию им. Г. Тукая. Рада Нигматуллина скончалась 11 октября 2019г., после продолжительной болезни на 89-м году жизни. |
|
В фойе Татарского государственного театра драмы и комедии имени Карима Тинчурина находится бюста великого татарского драматурга, актера и режиссера Карима Тинчурина.
Автор бюста — скульптор, живописец, член Союза художников России Рустам Габбасов. Карим Галеевич Тинчурин (15 сентября 1887 — 15 ноября 1938) — актер, режиссер, театральный педагог и организатор — подлинно ренессансная фигура в истории татарского театра. В 1988 году театру драмы и комедии присвоено имя К.Тинчурина. |
|
Габдулла Тукай — это светоч татарской литературы, можно сказать положивший жизнь в её основу. Судьба поэта складывалась нелегко, если не сказать трагически. В раннем детстве смерть забрала у мальчика сначала отца, а затем и мать. Все эти печальные события приводят к скитаниям сироты по родне и чужим людям.
Юность Габдуллы прошла в Уральске под опекой тётки со стороны отца. Именно здесь он начал своё обучение в медресе, стал открывать для себя поэзию Пушкина, Лермонтова и делать первые шаги в творчестве. Зарабатывая на хлеб в типографии, юноша не мог мириться с царящей вокруг рабской эксплуатацией труда, что приводило к излиянию мыслей на бумагу в виде проникновенных стихов. Сердце поэта всегда было связано незримой нитью с Казанью, о чем свидетельствует немало строк, посвящённых этому городу. Тут Габдулла в апреле 1913 году уступил в борьбе со своим недугом — туберкулёзом. Ему было всего 27 лет. В столице Татарстана в честь Тукая названа площадь, улица, сквер, открыты памятники. Один из них находится по ул. Театральная, у стен Татарского академического театра оперы и балета им. М. Джалиля. В день рождения поэта у монумента проходят творческие мероприятия. Примечателен тот факт, что с противоположной стороны театра установлен схожий памятник одному из тех, на чьих произведениях взращивал себя юный талант — А. С. Пушкину. Что неслучайно, так как вклад Г. Тукая в татарскую культуру сравним по значимости с вкладом русского классика. |
|
Фонтан за зданием театра оперы и балета имени Джалиля считается одним из старейшних в городе и датируется 19 веком.
Старинный фонтан находится за зданием Татарского театра оперы и балета имени М. Джалиля. Это сегодня он на задворках роскошного театрального здания. А когда-то фонтан был украшением Театральной площади. |
|
Памятник представляет собой фигуру летящего человека. Вместе с постаментом скульптура в высоту составляет порядка пяти метров.
Рудольф Нуриев был ведущим солистом Ленинградского театра оперы и балета имени Кирова (Мариинский театр). В 1961 году во время гастролей в Париже он принял решение не возвращаться в СССР, попросив у французских властей политического убежища. Он обосновался в столице, а через 22 года стал балетмейстером Парижской Оперы. Памятник артисту балета и балетмейстеру Рудольфу Нуриеву работы Зураба Церетели. Зураб Церетели отметил, что он «радостно работал и создавал» эту скульптуру. «Это — мой крик души. Я обожаю этот уникальный город, много раз здесь бывал. У вас хорошая история, и ее надо поднять языком искусства», — заявил скульптор. |