ГлавнаяБЛОГИКультурная среда

Новые записи
Новый театр Камала
Новый театр Камала
29 мая 2025 - Яков Косушкин 1 +1
Театр Качалова
Театр Качалова
16 мая 2025 - Полковников Егор 1 +1
Полковников Егор
Театр Качалова
16 мая 2025 - Полковников Егор 0 0
«В лесу прифронтовом!»
«В лесу прифронтовом!»
12 мая 2025 - Асель Закирова 1 +1
Школа. 80-летие Победы.
Школа. 80-летие Победы.
12 мая 2025 - Асель Закирова 1 +1
Мой прадед и прабабушка
Мой прадед и прабабушка
11 мая 2025 - Асель Закирова 0 0
История Войны.
История Войны.
11 мая 2025 - Асель Закирова 0 0
80-летие Победы!
80-летие Победы!
11 мая 2025 - Асель Закирова 0 0
Волшебное дерево
Волшебное дерево
11 мая 2025 - Полина Алексеева 0 0
Царевдвор
Царевдвор
11 мая 2025 - Полина Алексеева 0 0
Сказочная набережная
Сказочная набережная
11 мая 2025 - Полина Алексеева 0 0
Музей Верховного суда Республики Татарстан
Музей Верховного суда Республики Татарстан
11 мая 2025 - Полина Алексеева 0 0
Музей Елабужского городского суда
Музей Елабужского городского суда
11 мая 2025 - Полина Алексеева 0 0
Конкурс «Великой Победе – 80!»
Конкурс «Великой Победе – 80!»
11 мая 2025 - Полина Алексеева 0 0
По зеленым холмам океанам
По зеленым холмам океанам
11 мая 2025 - Полина Алексеева 0 0
Полина Алексеева
По зеленым холмам океанам
11 мая 2025 - Полина Алексеева 0 0
День Победы!
День Победы!
11 мая 2025 - Диана Назарова. 0 0
Мой прадед!
Мой прадед!
11 мая 2025 - Асель Закирова 0 0
80-летие Победы!
80-летие Победы!
11 мая 2025 - Асель Закирова 0 0
Эсперанса-Семья!
Эсперанса-Семья!
11 мая 2025 - Асель Закирова 0 0
+5206 RSS-лента RSS-лента

Культурная среда

Автор блога: Ралина Гилазутдинова
Культурный центр имени А.С. Пушкина
Миссия Культурного центра имени А.С. Пушкина – сохранение и укрепление единства многонациональной Республики Татарстан через обращение к культурным традициям русского народа, к сокровищнице русского языка и русской словесности в контексте современных условий развития общества.
Культурный центр имени А.С. Пушкина
Культурный центр имени А.С. Пушкина
Культурный центр имени А.С. Пушкина
Культурный центр имени А.С. Пушкина
Культурный центр имени А.С. Пушкина
Скульптурная композиция "на озеро"
Скульптура появилась в 2018г. на крыльце ресторана, расположенного по ул. Дзержинского, 13, называется «На озеро». Выполненная из бронзы композиция состоит из шести фигур: впереди идет широко улыбающийся мальчик с большой уткой на руках, а за ним бегут, неловко спрыгивая со ступенек, пять маленьких утят. Веселая орава торопится на Черное озеро, которое находится прямо через дорогу.
Автор скульптуры - Фаниль Валиуллин. На вопрос, в чем же смысл сюжета новой композиции, скульптор ответил:

- Видел, что уже много разных версий существует на этот счет. На самом деле, как рассказали мне заказчики, была когда-то такая утка с утятами, которая отложила яйца во дворе дома №13 по улице Дзержинского, где сейчас находится ресторан. Когда утята вылупились, пришлось перекрывать проезжую часть, чтобы птица могла отвести птенцов к пруду парка «Черное озеро». Этот случай и вдохновил заказчиков на создание композиции.

По словам владельцев ресторана Руслана Шарафутдинова и Артема Акчурина, установить скульптуру при входе они решили сразу, как только открыли в январе свое заведение. На претворение идеи в жизнь потребовалось несколько месяцев. К радости хозяев, после установки композиции их крыльцо стало привлекать всеобщее внимание. Особенно восторгается утятами детвора.
- У каждой скульптуры есть своя легенда, у нашей она тоже имеется: если потереть хвостик самому маленькому из утят, то вас обязательно ждет большая удача, - обещают работники ресторана.
Скульптурная композиция "на озеро"
Скульптурная композиция "на озеро"
Скульптурная композиция "на озеро"
о. Свияжск
Свияжск — удивительный старинный городок на круглом острове на месте слияния двух рек — Волги и Свияги. Сейчас он полностью превращен в музейный комплекс. Здесь действуют два монастыря, несколько музейных экспозиций и центр исторической реконструкции, так что если вы хотите окунуться в атмосферу русской истории от Ивана Грозного до Льва Троцкого — то сюда обязательно стоит приехать.


Свияжск был основан в 1551 году Иваном Грозным, как база для войны с Казанским ханством. Легенда говорит, что крепость была поставлена на этом месте всего за месяц: все ее детали были изготовлены то ли в Угличе, то ли в Мышкине, пронумерованы, а потом сплавлены по реке и собраны уже на месте.

Свияжская крепость использовалась на протяжении XVI-XVII веков и росла, в ней появлялись храмы и монастыри. Здесь находился Государев двор, казенные учреждения и оружейные склады, сюда приезжали купцы. Но постепенно военный и торговый центр перемещается к востоку, а Свияжск остается небольшим «монастырским» городком. Деревянная крепость оказывается не нужна и разбирается.

На протяжении XVIII-XIX веков Свияжск был административным центром, но некрупным — сначала центром провинции, а потом уезда.

Изначально город не стоял на острове. Он находился на возвышении у слияния двух рек, но строительство водохранилища изменило речные русла. После того как город оказался отрезан от коммуникаций, большинство жителей его покинуло — в конечном итоге именно это и позволило сохранить его застройку и превратить его в музей. С 1960 года Свижяск объявлен памятником истории и культуры.
о. Свияжск
о. Свияжск
о. Свияжск
о. Свияжск
о. Свияжск
о. Свияжск
о. Свияжск
о. Свияжск
о. Свияжск
о. Свияжск
о. Свияжск
о. Свияжск
о. Свияжск
Дом паломника о. Свияжск (гостиница)
Около тридцати лет назад был открыт филиал государственного музея "Остров-Град Свияжск", куда из всей страны потекли реки паломников и религиозных туристов. На территории острова открыто несколько гостиниц для гостей, в числе которых "Монастырский Дом паломника". Это заведение несколько отличается от привычного отеля, так как здесь все строго и набожно - нет дорогого антуража и пафоса, а только самое необходимое для отдыха и ночлега.
Дом паломника о. Свияжск (гостиница)
Дом паломника о. Свияжск (гостиница)
Собор иконы Божьей Матери
Венцом расцвета Свияжского Иоанно-Предтеченского женского монастыря стало построение в последние предреволюционные годы огромного собора в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радосте».

Это редчайший случай, когда главный храм монастыря называют не так, как сам монастырь. Видимо, на то был особый Божий промысл — перед всеми грядущими скорбями ХХ века.

Очень символично название собора. Первое упоминание об иконе Божией Матери «Всех Скорбящих Радосте» находится в описи того, что в XVIII веке досталось женской обители от упразднённой мужской. Свияжский список иконы представляет собой копию известной московской святыни, прославившейся в XVII веке.

Инициатором возведения большого собора, который должен был решить серьезную проблему обители — отсутствия места для храмовой молитвы, была игуменья Апфия.

Собор был заложен в 1898 году 17 апреля по старому стилю архиепископом Казанским Арсением, а освящен 24 сентября 1906 года архиепископом Димитрием. В освящении участвовал и настоятель соседнего Успенского монастыря епископ Иннокентий (будущий святитель Иннокентий Херсонский, †1919 г.).

Возводил собор в 1896-1906 годах знаменитый в Казанской епархии архитектор Фёдор Малиновский. Весь Свияжск с изумлением наблюдал, как за считанные годы на его земле вдруг вырос огромный, небывалый собор. Роспись собора была осуществлена в 1914 году на средства московского фабриканта С.С. Мечникова (по другим сведениям С.С. Мешкова).

С революцией 1917 года для Свияжска наступило трагическое время лихолетья. В 1924 году монастыри были упразднены и на их территориях организованы совхозы. В 1997 году вновь начал действовать Успенский мужской монастырь, и братия во главе с настоятелем игуменом Кириллом (Коровиным) взяла на себя ответственность за реконструкцию храмов и зданий монастыря.

В 2010 году на острове начались масштабные восстановительные работы в рамках комплексной программы «Культурное наследие Татарстана: древний город Болгар и остров-град Свияжск» под руководством фонда «Возрождение». 18 октября 2014 года состоялось торжественное освящение отреставрированного храма, которое совершил митрополит Казанский и Татарстанский Анастасий.

В настоящее время в соборе иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радосте» пребывает рака с мощами основателя Свияжского Успенского монастыря — святителя Германа, архиепископа Казанского и Свияжского.
Собор иконы Божьей Матери
Собор иконы Божьей Матери
Собор иконы Божьей Матери
Собор иконы Божьей Матери
Сергиевская церковь о. Свияжск
Сергиевская церковь XVII века является первой каменной постройкой в монастыре. Она была построена псковскими зодчими, которые работали на строительстве «русской Казани». По архитектуре это очень простое сооружение кубовидной формы, выполненное из белого камня. Венчает его непропорционально маленькая головка.

Изначально Сергиевская церковь была возведена в 1551 году из дерева. Место для неё было выбрано между крепостной стеной и Троицкой церковью, стоявшей у ворот — практически в центре территории монастыря. Время возведения Сергиевского храма совпало со временем возведения Собора Рождества Богородицы. Храм был освящён соборным протопопом Афанасием Антоновым 17 июня 1551 года.

Двухэтажный каменный храм был построен на месте старого деревянного псковскими мастерами в 1604 году при Борисе Годунове и был переименован в Церковь Преподобного Сергия Радонежского Чудотворца и снова освящён 7 октября 1604 года во имя преподобного отца игумена Сергия Радонежского. Об этом свидетельствует древняя надпись на одной из стен храма.

Сергиевский храм — яркий образец архитектуры столпообразных русских храмов периода XVI – начала XVII веков. Церковь сложена из тёсаного белого камня разных размеров. На нижнем этаже был устроен склад для монастырского хозяйства, здесь же, по преданиям, раньше были кельи, в которых жили монахи. На втором этаже была церковь и трапезная монастыря.

Справа от портального входа в церковь, на западной стене, сохранились остатки фрески начала XVII века. На ней изображены Сергий и Никон, просматриваются элементы композиции ветхозаветной Троицы.

Из-за большой толщины стен внутри храма довольно тесно. В нём размещено три престола, с особым приделом каждый. Главная святыня Свияжска находилась здесь. Это древняя храмовая икона Сергия Радонежского, покровителя Свияжска и молитвенника земли русской. Известно, что икону привезли из Троице-Сергиевской Лавры в 1551 году, до возведения города на Круглой горе. В настоящее время икона преподобного Сергия хранится в церкви Ярославских чудотворцев в Казани.

Примечателен иконостас храма, расписанный в древнерусском стиле. Сюда же на зиму переносят раку с мощами святителя Германа. Летом она хранится в Успенском соборе, который он при жизни построил.
Сергиевская церковь о. Свияжск
Сергиевская церковь о. Свияжск
Сергиевская церковь о. Свияжск
Троицкая церковь о. Свияжск
На острове Свияжск с XVI века сохранился уникальный и единственный памятник деревянного зодчества Поволжья —Троицкая церковь.

Троицкая церковь — это всё, что осталось от средневекового деревянного острова-града. Об уникальности храма свидетельствует и сама история этого памятника.

Храм первоначально относился к Троице-Сергиевскому монастырю, который был основан в 1551 году на острове Свияжске по указу Ивана Грозного. Строительство монастыря и церкви финансировалось не только из царской казны, но и подмосковным Троице-Сергиевским монастырём, к нему и был приписан строящийся монастырь.

Была легендарная история о том, что, ещё задолго до закладки первого камня на Острове-граде, сам Сергий Радонежский, особо почитаемый православными христианами святой, благословил этот остров для христианского города. В четыре недели был выстроен недалеко от Казани город Свияжск. О строительстве города Иван VI “почал мыслити” ещё в 1550 году. Он выбрал «то место в Свияжском устие на Круглой горе за двадцать верст от Казани», где «стройно и пригоже быт в городу».

Храм был построен в честь высадки передового отряда русских войск у подножия Круглой горы 17 мая 1551 года, чтобы «тесноту бы учинити казанской земле». Строительный материал деревянной церкви был срублен в углических лесах и доставлен на судах к устью Свияги. Храм основал князь Серебряный. По легенде в Троицкой церкви молился сам царь Иван Грозный перед последним походом на Казань в 1552 году, а так же его воеводы и герои Казанского похода.

На протяжении нескольких столетий храм перестраивался, что серьёзно изменило его облик. Первоначально церковь была выстроена в распространённом для древней Руси клетском типе, как и большинство русских средневековых деревянных церквей. Главные искажения храма произошли в XVIII – XIX веках. Такие изменения были вызваны заботой о сохранении памятника церковного зодчества. До нас дошёл сильно перестроенный храм. Который больше выглядит не как памятник средневекового зодчества, а как церковь XVIII века.



Хронология ремонтно-реставрационных работ Троицкой церкви.



1742 год — перестилаются полы.

После 1764 года Троицкая церковь (к тому времени холодная) стоит заперта.

1795 год — сгорели строения женского Иоанно-Предтеченского монастыря и, как следствие, переделки и ремонты Троицкой церкви.

1808 год — сделана новая деревянная крыша.

1810 год — главка и малый восьмерик впервые обшиты листами железа.

1818 год — разобрано гульбище (галерея) и устроены открытая паперть и крыльца.

1821 год — срубы обшиты тесом.

1832 год — церковь покрыта листовым железом.

1853 год — тесовая обшивка окрашена масляной краской.

1882 — 1883 года — подведение фундаментов и остекление паперти и крылец.


Интерьер храма, несмотря на многочисленные изменения, хорошо сохранился и представляет собой деревянную избу. Больше всего поражают бревенчатые стены и широкие половицы. Церковь, возможно, по замыслу архитекторов, должна была представлять из себя не только дом Божий, но и уютную домашнюю избу, в которой человек бы находил себе покой. Усиливается ощущение домашней избы благодаря длинным лавкам, стоящим вдоль стен. В этом храме чувствуется народный дух.

Иконостас храма — одна из его загадок. Странно,что святые снабжены поясняющими надписями на латыни, манера письма — не русская, да и среди персонажей — такие неизвестные в России , но обычные на западе «деятели», как «разумный разбойник Рах». Предполагается, что иконостас создали украинские униатские мастера в начале XVII века по заказу воеводы Льва Шляповского, поляка по крови. Иконостас, видимо, стоял в Вечесловском монастыре, который располагался на Большой улице города. Монастырь поляк строил сам, целиком под свои вкусы, и, наверное, там всё было в польско-украинском духе

В 1661 году монастырь превратили в подворье казанского митрополита и упразднили, тогда же иконостас и оказался в Троицком храме. А от монастыря-подворья впоследствии не осталось и следа. Эта же украинская артель работала, наверное, и над ремонтом Успенского храма в Свияжске, и Благовещенского храма в Казани — тут и там чувствуется сильное влияние юга.

Средневековый храм, несмотря на многочисленные трудности, пережитые в советский период, сохранился до нашего времени и продолжает радовать не только всех христиан, но и людей, приезжающих сот всех концов нашей планеты, желающих прикоснуться к живой средневековой истории.
Троицкая церковь о. Свияжск
Троицкая церковь о. Свияжск
Троицкая церковь о. Свияжск
Музей художника Геннадия Архиреева о. Свияжск
В 2017году вСвияжке состоялось торжественное открытие музея художника Геннадия Архиреева. Музей, расположен в двухэтажном деревянном здании на улице Троицкая. Дом был построен в конце XIX века, тогда он принадлежал Иоанно-Предтеченскому женскому монастырю.
Художник Геннадий Архиреев родился в Свияжске, где его мать находилась в заключении в годы политических репрессий. «Его мать – честная комсомолка, за руку поймала на молокозаводе свое начальство в 47-м году, ее обвинили в контрреволюционной деятельности, арестовали. Через полтора года в Свияжске в заключении родился Гена, жил он в детдоме. Когда мать освободилась, будучи больной открытой формой туберкулеза, то забрала его в Казань к своим родителям. Здесь она долго, по полгода, лечилась, а бабушке, отморозившей в очереди ноги, их ампутировали. В итоге Гена снова попал в интернат. Получается, что он только два года жил в семье. В седьмом классе он ушел из школы самовольно и стал подрабатывать в ДК имени Урицкого расклейщиком афиш.


Геннадий Архиреев с детства увлекся живописью, посещал студии и мастерские казанских художников. Отслужив в армии, стал учиться живописи в изостудии художника Ильдара Зарипова. В 1970-х годах представил свои первые работы на выставке в музее изобразительных искусств ТАССР. После работал бутафором в театре имени Качалова, художником-рекламистом в кинотеатре «Родина».

Несмотря на отсутствие систематического художественного образования, Геннадий Архиреев получил известность как художник-нонконформист, став одной из самых заметных фигур татарстанского андеграунда.


В музее воссоздана домашняя среда художника: вдовой художника в дар музею переданы около 100 предметов быта и личных вещей Архиреева. В экспозиции музея представлены свыше 30 картин художника, находящихся в собственности государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника «Остров-град Свияжск».
Музей художника Геннадия Архиреева о. Свияжск
Музей художника Геннадия Архиреева о. Свияжск
Музей художника Геннадия Архиреева о. Свияжск
Музей художника Геннадия Архиреева о. Свияжск
Музей художника Геннадия Архиреева о. Свияжск
Усадьба купца Ф.Т. Каменева о. Свияжск
Построен в конце XIX века для купца Ф.Т.Каменева — крупного торговца бакалейными, промышленными товарами, хлебобулочными изделиями, владевшего несколькими небольшими заводами в Свияжске, грузовыми и пассажирскими пароходами. На первом этаже здания размещались пекарня и магазин, второй был жилым. В советское время здание частично использовалось под жилье.

Здание двухэтажное, полукаменное, главным фасадом обращено к площади; со стороны ул.Троицкой сохранилась часть каменной ограды и двухарочных ворот. Стены первого этажа прорезаны прямоугольными, с лучковым завершением окнами, северный фасад первого этажа — глухой, в обрамлении наличников в виде валика по периметру окон, с подоконными полочками. С главного фасада на первом этаже расположены три входа в дом.

Второй этаж был деревянным, обшит тесом, окна прямоугольные. Над главным входом был балкон.

Наличники окон, подзоры карниза, стилизованные пилястры, карниз большого выноса — все это украшено богатой барочной и пропильной резьбой.

Памятник жилой архитектуры, важный элемент в застройке площади, выполненный в классицистических традициях с использованием элементов русского деревянного зодчества.
Усадьба купца Ф.Т. Каменева о. Свияжск

Усадьба купца Ф.Т. Каменева о. Свияжск
Пожарная каланча (художественная галерея Свияжска)
Двухэтажное здание было построено в середине XIX века, а корпуса пожарной части и обоза возведены в 1877 году. Позднее каланча была разрушена, и только недавно её восстановили. Сейчас комплекс зданий пожарного обоза является не только памятником гражданской архитектуры в стиле эклектики, но и информационно-туристическим центром, а также художественной галереей.
В галерее, расположенной в здании бывшей ремесленной школы 19 века, вы сможете увидеть произведения художников 20 века, вдохновленных Свияжском. Также экспонируются уникальные иконы, выполненные на линолеуме, находившиеся в Соборе Божией Матери «Всех Скорбящих Радость».
Пожарная каланча (художественная галерея Свияжска)
Пожарная каланча (художественная галерея Свияжска)
Пожарная каланча (художественная галерея Свияжска)
Пожарная каланча (художественная галерея Свияжска)
Пожарная каланча (художественная галерея Свияжска)
Пожарная каланча (художественная галерея Свияжска)
Пожарная каланча (художественная галерея Свияжска)