ГлавнаяБЛОГИКультурная среда

Новые записи
«Культурная суббота. Краеведение»
«Культурная суббота. Краеведение»
23 июня 2025 - Полина Алексеева 0 +1
Новый театр Камала
Новый театр Камала
29 мая 2025 - Яков Косушкин 1 +1
Театр Качалова
Театр Качалова
16 мая 2025 - Полковников Егор 1 +1
Полковников Егор
Театр Качалова
16 мая 2025 - Полковников Егор 0 0
«В лесу прифронтовом!»
«В лесу прифронтовом!»
12 мая 2025 - Асель Закирова 1 +1
Школа. 80-летие Победы.
Школа. 80-летие Победы.
12 мая 2025 - Асель Закирова 1 +1
Мой прадед и прабабушка
Мой прадед и прабабушка
11 мая 2025 - Асель Закирова 0 0
История Войны.
История Войны.
11 мая 2025 - Асель Закирова 0 0
80-летие Победы!
80-летие Победы!
11 мая 2025 - Асель Закирова 0 0
Волшебное дерево
Волшебное дерево
11 мая 2025 - Полина Алексеева 0 0
Царевдвор
Царевдвор
11 мая 2025 - Полина Алексеева 0 0
Сказочная набережная
Сказочная набережная
11 мая 2025 - Полина Алексеева 0 0
Музей Верховного суда Республики Татарстан
Музей Верховного суда Республики Татарстан
11 мая 2025 - Полина Алексеева 0 0
Музей Елабужского городского суда
Музей Елабужского городского суда
11 мая 2025 - Полина Алексеева 0 0
Конкурс «Великой Победе – 80!»
Конкурс «Великой Победе – 80!»
11 мая 2025 - Полина Алексеева 0 0
По зеленым холмам океанам
По зеленым холмам океанам
11 мая 2025 - Полина Алексеева 0 0
Полина Алексеева
По зеленым холмам океанам
11 мая 2025 - Полина Алексеева 0 0
День Победы!
День Победы!
11 мая 2025 - Диана Назарова. 0 0
Мой прадед!
Мой прадед!
11 мая 2025 - Асель Закирова 0 0
80-летие Победы!
80-летие Победы!
11 мая 2025 - Асель Закирова 0 0
+5206 RSS-лента RSS-лента

Культурная среда

Автор блога: Ралина Гилазутдинова
Театр оперы и балета
История театра
Российское и мировое достояние культуры и колорит татарских традиций представлены в завораживающих представлениях. В репертуаре храма искусства — только лучшие и самые кассовые шедевры балета и оперы. Заведение поддерживает высочайший уровень лучших театрализованных шоу, интригуя зрителя неожиданными режиссерскими находками.
Первые официальные представления под открытым небом зрители увидели в далеком 1791 году. Спустя почти 60 лет начинается строительство здания, где позже выступали с гастролями приезжие коллективы на площади Свободы. В 1874 году здесь появилась собственная театральная труппа.

Значимые даты театра
Казанский театр на площади Свободы - неотъемлемая часть культуры и истории города. Значимые даты старейшего храма искусства Татарстана:

1874 — старт сезонных выступлений в антрепризу П. Медведева.
1917 — до Октябрьской революции зрители увидели 130 грандиозных выступлений.
1936 — в день открытия современного Татарского академического государственного театра оперы и балета вышла опера "Беглец".
1936 — восстановление помещения после пожара было поручено архитектору Скворцову, однако с началом войны восстановительные работы продолжались почти два десятилетия.
1956 — в честь легендарного татарского поэта Мусы Джалиля казанскому храму искусства присуждается его имя. Джалиль был литератором труппы в 1939-1941 годах.
1981 — руководителем театра становится Рауфаль Мухаметзянов, который начинает практиковать контрактную основу, собирая только самых талантливых хореографов, артистов, исполнителей.
1988 — театр удостаивается статуса академического.

Здание театра
Здание театра расположено в самом сердце Казани. С одной стороны помещения установлен монумент А.С. Пушкину, с другой — Габдулле Тукаю. В небольшом тенистом скверике можно отдохнуть, наслаждаясь изысканным фонтаном и благоухающим цветником. Въездные ворота с ажурной решеткой ручной работы приковывают взгляд даже самого искушенного туриста.
Здание театра было построено в 1803 году. Оно несколько раз горело: в 1874 и в 1919 годах. В 1936 году руками архитектора Н.А. Скворцова оно обрело свой современный вид. Изысканно украшенное орнаментами татарской культуры, строение возведено в стиле современного модернизма. К 1000-летию Казани здание театра было отреставрировано.

Интересные факты
Театральный сезон проходит с сентября по июль.
Грандиозные декорации и костюмы к спектаклям изготавливают из огромного количества бисера, страз, вискозы, кожи, пенопласта.
В 1874 году, несмотря на цензуру, артисты участвуют в постановке "Жизнь за царя", при этом другие аналогичные заведения обходили стороной сценарий.
Дважды в год проходит фестивали мирового масштаба им. Ф. Шаляпина и Р. Нуриева.
Каждый год коллектив гастролирует по Европе, представляя новую впечатляющую афишу сезона.
Театр - центр фестивалей на открытом воздухе: у монументов А. Пушкину и Г. Тукаю.
Начиная с 2001 года руководство труппы принципиально меняет академический стиль — начинают осуществляться проекты мирового уровня, что дает возможность театру быть в авангарде передовых тенденций театров современности.
В 2005 году здание было реконструировано, техническая оснащенность дает возможность режиссеру использовать сложнейшую сценографию и спецэффекты.
Театр оперы и балета
Театр оперы и балета
Театр оперы и балета
Театр оперы и балета
Театр оперы и балета
Театр оперы и балета
Спектакль "Баядерка" в театр оперы и балета
Балет на основе драмы древнеиндийского классика Калидасы «Шакунтала» — история несчастной любви танцовщицы-баядерки и храброго воина.

Действие I
Молодые воины во главе с Солором охотятся на тигра. Перед тем как углубиться в лес, Солор поручает факиру Магедавее передать баядерке Никии, что он будет ждать ее у храма.
Из храма торжественно выходят великий брамин и жрецы. Начинается праздник поклонения огню. Факиры и служительницы храма — баядерки исполняют священные танцы, среди них и прекрасная Никия.
Забыв о сане и связанном с ним обете безбрачия, великий брамин говорит Никии о своей любви, обещает положить к ее ногам все богатства Индии. Никия отвергает домогательства верховного жреца.
Вместе с другими баядерками Никия дает факирам воду из священного пруда. Магедавея незаметно сообщает Никии, что Солор придет к ней. Баядерка счастлива. Когда наступает ночь, Никия выходит на зов любимого. Их тайное свидание охраняет факир. Но великому брамину удается подслушать разговор влюбленных. Солор предлагает Никии бежать. Баядерка согласна, но прежде Солор должен поклясться над священным огнем, что будет верен ей. Солор клянется. Великий брамин негодует и грозит, просит богов о каре.

Утром глава княжества Раджа Дугманта сообщает своей дочери Гамзатти, что сегодня она увидит жениха.
Раджа посылает за женихом. Это храбрый воин Солор. Раджа показывает Солору красавицу дочь, объявляет их женихом и невестой. Воин поражен красотой дочери раджи. Но воспоминание о баядерке Никии и клятве, данной ей, приводит его в замешательство.
Наступает время совершить обряд посвящения Гамзатти в невесты. Для этого во дворец приглашают Никию.
Является великий брамин. Он хочет поведать радже некую тайну. Дугманта отсылает всех. Чувствуя, что приход верховного жреца связан с предстоящей свадьбой, Гамзатти подслушивает разговор брамина с отцом. Великий брамин рассказывает о любви Солора и Никии. Дугманта разгневан на Солора, но не меняет решения выдать дочь за молодого воина. Баядерка, которой он дал клятву, должна умереть.
Брамин, надеявшийся уничтожить своего соперника Солора, не ожидал такой развязки. Он грозит радже карой богов за смерть баядерки. Но раджа неумолим.

Гамзатти приказывает невольнице привести Никию. Да, Никия прекрасна и может быть опасной соперницей. Дочь раджи сообщает баядерке о своей скорой свадьбе и приглашает ее танцевать в день торжества. Гамзатти намеренно показывает баядерке портрет своего жениха — Солора.
Никия протестует. Солор любит только ее, он поклялся ей в вечной верности. Гордая дочь раджи требует, чтобы Никия отказалась от Солора. Но баядерка готова скорее умереть, чем расстаться с ним. Гамзатти предлагает ей драгоценности. Баядерка с пренебрежением бросает их. Ни за какие сокровища она не расстанется с любимым. В гневе Никия заносит над Гамзатти кинжал. Подоспевшая невольница удерживает баядерку. Но Гамзатти никогда не отдаст своего жениха...

Действие II
Сад перед дворцом раджи. Пышное празднество по случаю помолвки Солора и Гамзатти. Баядерка Никия должна развлекать гостей танцами. Она не может скрыть своей скорби. Взор ее устремлен к любимому Солору.
Факир вручает Никии от имени Солора корзину цветов. Бурной радости исполнен танец баядерки. Но неожиданно из цветов выползает змея и кусает ее. Никия понимает, что виновница происшедшего — мстительная дочь раджи.
Великий брамин обещает спасти Никию, если она полюбит его. Но баядерка верна своей любви к воину. Никия умирает. Солор в отчаянии убегает со свадебного торжества.

Действие III
Солор безутешен. Его мучает раскаяние. Он повелевает факиру Магедавее отвлечь его от тяжелых раздумий. Под чарами священного танца Солор погружается в мир сновидений.
Перед ним из мрака возникают тени. Длинной вереницей спускаются они с горных уступов. Среди них Солор видит Никию...
Для Солора нет больше реального мира. Тень прекрасной Никии влечет его за собой.

Спектакль "Баядерка" в театр оперы и балета
Спектакль "Баядерка" в театр оперы и балета
Спектакль "Баядерка" в театр оперы и балета
Спектакль "Баядерка" в театр оперы и балета
Спектакль "Баядерка" в театр оперы и балета
Спектакль "Баядерка" в театр оперы и балета
Спектакль "Баядерка" в театр оперы и балета
Спектакль "Баядерка" в театр оперы и балета
Спектакль "Баядерка" в театр оперы и балета
НКЦ «Казань"
3 февраля 1981 года Центральным Комитетом КПСС было принято решение об организации в Казани филиала Центрального музея В. И. Ленина (КФЦМЛ). Возведение и открытие здания «Ленинского мемориала» (КФЦМЛ) было приурочено к 100-летию революционной сходки студентов Казанского университета и состоялось 24 июня 1987 года. Основными целями и задачами музея были сбор, хранение, обработка и пропаганда документов, связанных с именем В. И. Ленина, а также с историей Коммунистической партии и Советского государства. Основные формы работы — лекционная пропаганда и выставки документов.

В связи с Указом Президента РСФСР от 6 ноября 1991 года «О деятельности КПСС и КП РСФСР» деятельность КПСС и всех её учреждений, в том числе и КФЦМЛ, находящегося на балансе и подчиненного непосредственно отделу пропаганды и агитации Татарского обкома КПСС, была прекращена.

Решением Казанского горсовета в сентябре 1992 года КФМЛЦ был реорганизован в Национальный культурный центр «Казань».

В 2020году к 100-летию ТАССР после реконструкции открыли НКЦ «Казань», который с июля этого года официально называется «Музейный комплекс города Казани». В церемонии принял участие глава Татарстана Рустам Минниханов, сообщает корреспондент Inkazan.
В отремонтированное здание переехала национальная библиотека республики.
Реконструкция началась осенью прошлого года. Чтобы успеть в срок, в начале августа на объекте трудились 400 рабочих.

Архитекторы постарались «открыть» мрачное здание, прозванное казанцами крематорием. Пристрой для современной библиотеки сделали стеклянным. В той части здания, куда свет не может просочиться через окна, сделали световоды с системой зеркал.

В обновленном центре расположатся классическая и национальная библиотеки, детское читальное пространство, компьютерный зал, трансформируемый универсальный зал для исполнительских искусств, студия звукозаписи, кофепоинты, книжный и сувенирный магазины.
НКЦ «Казань"
НКЦ «Казань"
Зимний книжный фестиваль Центра современной культуры «Смена»
12 и 13 декабря в Национальной библиотеке РТ, расположенной в обновленном здании НКЦ, прошел ежегодный Зимний книжный фестиваль Центра современной культуры «Смена».
На книжной ярмарке были представлены 20 стендов с книгами российских издательств. Здесь можно было найти книги на любой вкус: современный нон-фикшн, издания по культуре и искусству, архитектуре и урбанистике, бизнес- и деловую литературу, книги по психологии, гуманитарным наукам, академическую, научно-популярную и документальную литературу, современную и классическую прозу, а также книги для детей, которые будут продаваться по издательским ценам.

В лектории гости смогли ознакомиться с анонсами и презентациями проектов, которые запускает «Смена» в рамках книжного фестиваля.

Образовательная часть проходила онлайн и офлайн. Посетители смогли послушать лекции о механизмах старения, драгоценностях, которые заложили фундамент советской индустрии, близости чувств, мышлении и поведении животных и человека, а также другие выступления авторов со всего мира.

На 1 этаже библиотеки, мы с мамой оформили подписку на журнал, а также не ушли без покупки книг.
Зимний книжный фестиваль Центра современной культуры «Смена»
Зимний книжный фестиваль Центра современной культуры «Смена»
Зимний книжный фестиваль Центра современной культуры «Смена»
Зимний книжный фестиваль Центра современной культуры «Смена»
Зимний книжный фестиваль Центра современной культуры «Смена»
Лядской сад
История парка началась в XVIII веке. В центре Казани находилась одноэтажная усадьба генерал-майора Алексея Петровича Лецкого (1725—1800 гг.), в которой в 1798 году останавливался император Павел I и в благодарность за гостеприимство генерала приказал назвать в его честь находящуюся рядом улицу (ныне — улица Горького). Генерал Лецкой рядом со своей усадьбой организовал сад. В саду были посажены деревья, установлены три дуговых фонаря мощностью в 600 свечей каждый для освещения в ночное время, а также фонтанчик в виде бронзовой скульптуры девушки с кувшином в руках — она была установлена в ознаменование открытия первого в Казани водопровода. Сад, названный Лецким, стал местом встреч и прогулок высшего общества Казани, здесь проводились светские рауты. Однако народ Лецкой сад называл Лядским, и постепенно прижилось именно это название.

В советские времена усадьба Лецкого была снесена, а на её место в 1950 году установили памятник Горькому (скульптор М. К. Аникушин, архитектор А. А. Любимов), в 1999 году перенесённый в начало улицы Горького. В 1970-е годы была снесена скульптура девушки, а на её месте был открыт новый фонтан шарообразной формы, прозванный в народе яблоком или гнилым апельсином.

В 2003 году парк был реконструирован: здесь были расчищены посадки, выполнена перепланировка дорожек, а у входа в парк был установлен памятник Державину — копия памятника, существовавшего в Казани в 1847—1932 годах.

В 2015 году сквер был заново отреставрирован, благоустроен, в нём восстановлен фонтан. В сквере на деревьях нашли себе дом две белки. Возле детской площадки появилась скульптура доброй бабушки Аняни («эбики» от тат. әби — «бабушка») работы Винеры Абдуллиной.

На территории Лядского сада находится истинный географический центр Казани, в границах по состоянию на 2016 год. При этом, памятный знак «Географический центр Казани» находится на расстоянии одного километра от истинного географического центра на пересечении ул. Баумана и ул. Кави Наджми.
Лядской сад
Лядской сад
Лядской сад
Лядской сад
Лядской сад
Лядской сад
Лядской сад
Лядской сад
Памятник Г.Р. Державину в Лядском саду
Памятник Г.Р. Державину в Лядском саду посвящен великому поэту и драматургу, первому министру юстиции России. Он расположен у центрального входа сада в городе Казань. Однако, история увековечивания личности этого великого человека в своем родном крае местами очень печальна.

В XIX веке был объявлен конкурс на лучший вариант памятника Г.Р. Державину, и Николаю I лучшим показался проект скульптуров Гальберга и Тона. Довольно длительное время готовый памятник по частям перевозился в место своего пребывания – университетский двор около анатомического театра города Казани, и лишь в августе 1847 года памятник открыли для публики.

Спустя 23 года памятник перенесли на Театральную площадь. Впоследствии, советские власти решили, что она мешает строительству оперного театра и памятник был разрушен. Однако все детали памятника были полностью восстановлены, и с 2003 года он украшает центральный вход Лядского сада.
Памятник Г.Р. Державину в Лядском саду
Памятник Г.Р. Державину в Лядском саду
Фонтан в Лядском саду
Создатель композиции для исторического фонтана в Лядском - один из самых маститых казанских скульпторов, лауреат Госпремии им. Тукая Асия Миннуллина, автор любимых горожанами «Водовоза», «Благотворителя», «Шурале» и многих других. Для работы над новым заказом Миннуллина собрала команду из своих бывших учеников. Ее сотворцами стали супруги Ася и Михаил Ушаковы, специально приехавшие из Москвы, и член Союза художников России Артур Давыдов, который на данном проекте контролировал технические этапы работы. По словам Давыдова, всего для композиции было отлито 50 фрагментов вплоть до отдельных листочков и цветов, через которые проходит система подачи воды для фонтана.

В 2002 году Лядской сад поставили на государственную охрану как недвижимый памятник градостроительства и архитектуры местного значения. А через 13 лет, в январе 2015-го, Кабмин РТ принял постановление о воссоздании исторического фонтана на объекте.
Необходимые экспертизы и другие процедуры завершились в октябре 2016 года. Автором проекта воссоздания фонтана XIX века со скульптурной группой в первоначальных габаритах и пропорциях стала казанский архитектор и реставратор, старший преподаватель КГАСУ Юлия Балабанова. Тему она знает досконально, поскольку защитила диссертацию «Архитектурное планирование и организация городских садов Казани в конце XVIII - начале XX веков».

Балабанова разъяснила, почему в руке у фонтанной девушки нет кувшина:

- Дело в том, что мы не обнаружили источника, который бы со стопроцентной точностью подтвердил наличие кувшина в исторической композиции. В архивах не сохранилось ни чертежей, ни упоминания об авторе скульптуры. В источниках 1880 - 1895 годов указано лишь, что в саду был фонтан с девушкой. На фото, предоставленных Национальным музеем РТ, кувшина также четко не видно, потому что они сделаны с одного ракурса. В итоге мы приняли решение отказаться от вольных трактовок. А вообще, это была довольно распространенная типовая скульптура. Например, похожая девушка стояла в Панаевском саду, держа в одной руке лавровый венок, а в другой – фонарь. После революции 1917 года всех «девушек» из казанских садов и парков удалили в неизвестном направлении, судьба их неизвестна. Последнее упоминание о «девушке» из Лядского датировано 1915 годом. Лишь чудом уцелел фонтан в Ленинском (Николаевском) саду, он – ровесник фонтана в Лядском и также подарен городу Обществом водоснабжения. Чаша воссозданного нами фонтана сделана из искусственного мрамора в форме четырехлистника и вписана в окружность диаметром 8 метров, за основу взяли чашу из Ленинского сада. По центру на постаменте расположена скульптурная группа из пяти фигур, отлитых из бронзы. Кстати, рассматривались и другие варианты – например создать скульптуры из современных полимеров, но в итоге все эксперты сошлись на том, что следует использовать бронзу. Скульптуры максимально реалистичны. Вокруг девушки расположены четыре одинаковые фигурки девочек. Вода будет литься из-под ступней девушки и из цветов в руках девочек на общий постамент, накапливаться в чашах-ракушках и потом стекать в главную чашу фонтана.
Фонтан в Лядском саду
Фонтан в Лядском саду
Фонтан в Лядском саду
Скульптура "Аняни"
В 2015г. в Лядском саду установили памятник бабушке, сидящей на скамейке. Она молчаливо наблюдала за детьми, играющими на детской площадке, пока ее не стали замечать прохожие. Кто-то даже заботливо повязал шарф, когда ударили холода. Никто не знал, откуда она взялась.

Секрет раскрыла сама автор памятника - скульптор Винера Абдуллина.

- Скульптура бабушки Аняни – это обобщенный, собирательный образ. Я очень переживала за результат. Сама формовала, лепила, контролировала литье и шлифовку. Заварили литейщики, а обрабатывала я сама. А то, бывает, сделают оловянных солдатиков – все отчеканено, забито. У меня же лепка неклассическая, немного импрессионистская, и образы неклассические.


В образе Аняни жители Казани видят что-то свое - бабушку, тещу или свекровь. В ней есть что-то близкое, родное.

- Я думаю, что больше всего моя эбика близка татарам. Я люблю, когда видны все мазки, и можно посчитать каждую морщинку. Оттого она становится более реальной. Образ скульптуры становится теплым, трепетным. Эби, мне кажется, села, как живая. И знаете, чем-то даже на мою маму похожа.


Весь процесс создания "бабушки" снимала на камеру молодая художница, соседка по лестничной клетке скульптора.

- Я родилась в татарской семье в Санкт-Петербурге. Но до пяти лет жила у бабушки в селе Семеновка (татарская деревня, недалеко от Нижнего Новгорода - прим.ред.). Потом, пока я училась в художественных школах, ездила к «абике». Воспоминания до сих пор живут во мне. Когда я воплощаю идеи в формы, будто заново всепереживаю. Это помогает мне в главной задаче – через живые, знакомые всем образы донести до современников культурно-историческое наследие своего народа.
Скульптура "Аняни"
Забег "Я обещаю"
В сентябре 2020г. в Горкинско-Ометьевском лесу для детей в возрасте 6-13 лет, а также детей с ограниченными возможностями здоровья состоялся забег «Я обещаю». Идея спортивного мероприятия – перед началом стартом дать себе обещание, поставить цель и записать ее на своем стартовом номере.
Забег "Я обещаю"
Забег "Я обещаю"
Забег "Я обещаю"
Забег "Я обещаю"
Забег "Я обещаю"
Забег "Я обещаю"
Забег "Я обещаю"
Забег "Я обещаю"
Забег "Я обещаю"
Забег Timerkids
10 и 11 октября 2020 года прошел легкоатлетический забег по главным улицам спортивной столицы России.
Я уже второй год учувствую в данном забеге!

Марафон — это не просто забег, это стиль жизни. Рано или поздно бег и спорт становятся неотъемлемой частью привычных будней. И вот почему:

⃣ Мотивация
Участие в любых беговых событиях мотивирует к продолжению тренировок, а еще и к улучшению своих результатов и спортивной формы

⃣ Соревновательный процесс
Строгие планы тренировок, питание, самые дорогие девайсы и борьба за личный рекорд

⃣ Контрольная тренировка перед самим собой
Когда бег настолько привычное дело, что забег становится разновидностью привычных тренировок, но с дополнительными бонусами

⃣ Единомышленники
Один большой общий интерес к бегу и здоровая атмосфера — главные составляющие дня старта

⃣ Путешествие
Лучший вариант туристической поездки в другие города и страны — маршруты дистанций проходят по историческим центрам столиц с перекрытием дорожного движения, что позволяет взглянуть на достопримечательности с недоступных пешеходам ракурсов.
Забег Timerkids
Забег Timerkids
Забег Timerkids
Забег Timerkids
Забег Timerkids