| Автор блога: | Полященко Матвей |
| Все рубрики (520) |
| Лето 2022. (5) |
| Памятники (51) |
| Казанский Кремль (5) |
| Музеи (72) |
| Мои достижения (13) |
| Театр (16) |
| Кино (8) |
| Парки/Скверы (10) |
| Цирк (8) |
| Выставка (45) |
| ~Новый Год ~ (7) |
| Мои увлечения (5) |
| Библиотека (77) |
| Архитектурные достопримечательности. (29) |
| Мастер-классы (4) |
| Филармония (2) |
| Зоопарк (1) |
| 2 этап 2024 (81) |
| 1 этап 24/25 год КДШ (29) |
|
Дом Юнусовых — Апанаевых (дом Б. К. Апанаева, третья усадьба Апанаевых) — историческое здание в Казани, в Старо-Татарской слободе.Построено в первой половине XIX века, перестроено в начале XX века. Объект культурного наследия регионального значения.
Первоначальное здание было возведено городским головой Татарской ратуши Мухамет-Рахимом Юнусовым в начале XIX века. Его внук И. Г. Юнусов дважды, в 1848 и 1861 годах, перестраивал здание. С конца 1880-х гг. дом перешёл к купцу первой гильдии Б. К. Апанаеву, который ещё раз перестроил дом в 1906 году. Именно в таком облике здание сохранилось до настоящего времени. С 1918 года особняк национализирован, занят медицинскими учреждениями (до настоящего времени, сейчас городская поликлиника № 7). В 1981 году сзади пристроено новое трёхэтажное здание поликлиники. В 2006—2009 гг. дом Апанаева был отреставрирован. Стиль здания характеризуется как модерн национально-романтического направления, в восточном колорите, с псевдобарочными элементами. Особняк двухэтажный, кирпичный, в плане Г-образный. Парадный угол дома украшает прямоугольный эркер, в котором имеется крупное ячеистое окно. Эркер венчает высокий шатёр-епанча в форме усечённой пирамиды. Главный вход в дом — в левой части фасада, со стороны Юнусовской площади и улицы Тукая. Над главным входом — ещё один, плоский, эркер. Другой вход, с улицы Карима, вероятно, вёл в женскую половину дома. Правое крыло, по улице Карима, более протяжённое, два ризалита разделяют его на три части. Ризалиты на обоих боковых крыльях сильно выступают над карнизом дома, образуя аттики с фронтонами сложной формы, близкие к барочным. В их тимпанах расположены люкарны, окружённые лепным декором. Выступ углового эркера над карнизом уступчатый по форме, а примыкающие к нему ризалиты имеют лучковые завершения. Над широкими оконными проёмами лучковой формы второго этажа в ризалитах находятся многоступенчатные лучковые сандрики, над прочими окнами, обрамлёнными валиками — небольшие сандрики с волютами, а также лепными украшениями под карнизом. Профилированный карниз, над которым находится полоса из подоконных ниш, разделяет два этажа. Верхний карниз аналогичен ему по профилю, снабжён чередующимися конусовидными и ступенчатыми кронштейнами. Планировка традиционная для татарских домов.
Полященко Матвей
23 марта 2023
+3
357
8 комментариев
старо татарская слобода, культурный дневник, #домюнусовыхапанаевых
|
|
Мечеть аль-Марджани — первый соборный мусульманский храм в Казани. Была построена в 1770-х годах после объявления императрицей Екатериной II о толерантном отношении к различным религиозным конфессиям в России.
Гордость столицы Татарстана входит в комплекс исторических памятников Старо-Татарской слободы. Мечеть явилась историческим знаковым воплощением начала общества многоконфессиональной веротерпимости в России, провозглашённой императрицей Екатериной II в конце XVIII века, более чем два века была самой крупной и главной в Казани соборной мечетью-джами и остаётся историческим центром татаро-мусульманской духовности в Татарстане. Мечеть построена в 1766—1770 годах на средства прихожан по личному разрешению Екатерины II, полученному во время её приезда в Казань. Это была первая каменная мечеть, построенная в Казани после её взятия Иваном Грозным в 1552 году. Здание построено в традициях татарской средневековой архитектуры мечетей с минаретом на крыше и стилевых формах провинциального барокко. Двухэтажная двухзальная мечеть имеет трёхъярусный минарет. В оформлении фасадов и интерьеров архитектурный декор «петербургского» барокко сочетается с орнаментальными мотивами татарского декоративного искусства. Архитектором предположительно был В. И. Кафтырев. В 1861 году на средства И. Г. Юнусова с северной стороны сделан пристрой с лестницей. В 1863 году на его же средства расширили михраб с пробивкой окна. В 1885 году на средства купца З. Усманова был перестроен минарет, который в 1887 году украшен ажурной оградой на средства купцов В. Гизетуллина и М. Валишина. Мечеть названа по имени имама Шигабутдина Марджани, служившего в ней в 1850—1889 годах. Долгое время называлась Юнусовской по династии купцов Юнусовых, живших в махалле и тративших деньги на содержание мечети. До этого называлась Эфенди (тат. Әфәнде — Господская). В советское время была единственной действующей мечетью в Казани. Мечеть и её территория неоднократно реставрировались и благоустраивались, в том числе особенно тщательно перед празднованием Тысячелетия Казани. Мечеть имеет золочёные наконечники с полумесяцами минарета и малых архитектурных элементов, белую окраску стен, крыши зелёного цвета, хорошую ночную архитектурную подсветку. Первый этаж — служебный. В молельных залах второго этажа своды и стены украшены лепниной голубого, зелёного, золотистого цвета и позолоченными орнаментами растительной темы. В мечети хранится надмогильный камень Мухаммад-гали бека эпохи. В мечети проводятся собрания, конкурсы и прочие учебные и культурные мероприятия мусульманской общественности, никах. На территории мечети проводятся ярмарки мусульманской литературы, обряды Курбан-байрама и часто разбиты шатры для коллективного разговения Ураза-байрама и собраний в другие мусульманские праздники и события. В комплексе зданий вокруг мечети располагается мухтасибат города Казани Духовного Управления Мусульман Республики Татарстан, напротив через пешеходную часть улицы Зайни Султана — Казанский исламский колледж, рядом и напротив через улицу Каюма Насыри — кафе и магазин продуктов халяль и магазин мусульманской литературы и символики. Мечеть — важная городская достопримечательность, посещаемая туристами. |
|
Дом Исанбаевых — историческое здание в Казани, в Старо — Татарской слободе.
Построен в конце XIX века.Является объектом культурного наследия регионального значения. Небольшой участок с 1856 года принадлежал муэдзину соседней Апанаевской Мечети Мустафе Исанбаеву, сохранившийся дом на нём построен в 1880-х гг. В 1889 году владение унаследовал его сын Ибрагим, также муэдзин той же мечети. Дом был отреставрирован в 2012—2013 гг. Здание построено в традициях народного зодчества. На красную линию улицы Насыри дом, имеющий в плане прямоугольную форму, выходит торцом. Дом деревянный, на кирпичном полуподвале, под двускатной крышей, образующей фронтон на личном фасаде. Имеет три оконных оси по уличному фасаду. Окна полуподвала, имевшего хозяйственную функцию, находятся низко, у земли, они лишены декора. Основной, жилой этаж оформлен нарядно: наличники окон имеют скатные щипцы по центру и декорированы пропильной резьбой, стены и углы дома обшиты «в ёлочку». Кроме того, резьбой украшены карниз и скаты, а также небольшой наличник окна в мезонине, имеющего три створки. Необычно устроен фриз, на котором размещены украшения. Это напоминает «красную доску» в русском деревянном зодчестве. После реставрации дом, ранее окрашенный в коричневых тонах, приобрёл яркие цвета «ёлочки» на углах дома и на фронтоне — зелёный и красный. |
|
Дом А. Ф. Рахматуллина — А. Г. Хусаинова — историческое здание в Казани в Старо — Татарской слободе.Объект культурного наследия местного значения .
Построен в первой половине XIX века, неоднократно перестраивался. Здание, которое являлось главным домом усадьбы, построено в первой половине — середине XIX века по образцовому проекту. Длительное время им владел купец Ахметзян Рахматуллин. Ахметзян Фазлуллович Рахматуллин (1832-1910) - выходец из Буинского уезда Симбирской губернии, в 1852 основал фирму по торговле сахаром и чаем. В течение последующих двадцати лет он сумел добиться внушительных успехов на коммерческом поприще. В 1869 был приписан во вторую, а в 1874 - в первую гильдию казанского купечества. Рахматуллин активно участвовал в общественной жизни Казани. В 1883-1887 он избирался гласным городской Думы, состоял членом правления Общества взаимного кредита. Этот предприниматель прославился широкой благотворительной деятельностью. Именно Рахматуллин был одним из инициаторов и попечителей строительства новых зданий медресе "Марджания" и "Касимия". В 1896 он продал свой дом на левой набережной Кабана оренбургскому первой гильдии купцу А.Г.Хусаинову. Здание, изначально двухэтажное, ныне трёхэтажное, имеет прямоугольную в плане форму с длинным фасадом в 11 оконных осей вдоль улицы Марджани. Его композиция симметрична, выделена центральная часть в три оси, первоначально над ней был фронтон. В 1872 году в центральной части был добавлен балкон. На нижнем этаже прямоугольные окна оформлены ленточными наличниками. Оконные проёмы второго, более высокого, этажа имели прямоугольные ниши под окнами и прямоугольные сандрики над ними, которые в центральной части имели форму профилированных бровок. Горизонтально фасад членится тягой между первым и вторым этажами. Венчавший здание выше второго этажа карниз сохранился только на углах здания. Даже после перестроек здание сохраняет черты классицизма .
Полященко Матвей
16 марта 2023
+4
399
10 комментариев
культурный дневник, казань, #домкупцоврахматуллина хусаинова
|
|
Один из старейших домов в Татарской слободе Казани – дом купца Валиуллы Гизетуллина – знаменитого Валибая.
Объект культурного наследия местного значения. Один из старейших домов в Татарской слободе Казани – дом купца Валиуллы Гизетуллина – знаменитого Валибая.Объект культурного наследия местного значения. Он расположен на пересечении улиц Марджани и Зайни Султана, рядом с первой каменной мечетью Казани «аль-Марджани». Большой двухэтажный дом выходит окнами на набережную озера Кабан и производит впечатление своей монументальностью. Как и многие другие дома Старотатарской слободы, это – деревянный сруб, поставленный на высокий кирпичный подклет хозяйственного назначения. Любопытна архитектура дома со стороны двора. Здесь к нему примыкает пристрой, в котором когда-то располагались туалеты, главный вход в дом и складские помещения. По второму этажу со двора тянулась галерея, имелся мезонин с балконом, украшенным деревянными тосканскими колоннами. Говорят, в интерьере дома сохранились деревянные лестницы с балясинами, три печи с изразцами, печная заслонка с изображением пахаря с лошадью и лепнина. Сама усадьба построена в 1823 году по проекту казанского губернского архитектора Александра Кирилловича Шмидта для казанского же мещанина Ядыгара Ишимова. Он значился среди достаточно успешных городских предпринимателей и торговал «сырейными» кожами. В семидесятые годы XIX столетия домовладение Ишимовых перешло в собственность казанского второй гильдии купца Валиуллы Гизетуллина, или – Валибая, как его называли в Татарской слободе. Валибай выбился в купцы из крестьян. Торговал азиатскими коврами и бакалеей в собственных магазинах на Сенной площади и Рыбнорядской улице. Обладая солидным капиталом, существенную часть своих доходов он тратил на богоугодные дела. Был одним из попечителей и почетных прихожан мечети «Марджани», выделял деньги на ее обустройство и содержание. Занимал он и высокое общественное положение – избирался гласным городской Думы, членом казанского сиротского суда и других городских органов управления. Интересно, что светская интеллигенция Казани считала Валибая сторонником консервативных взглядов. Его даже сделал героем своих сатирических статей татарский писатель и публицист Фатых Амирхан. Валибай умер в 1916 году. Его сын Хабибулла вместе с купцом Сулейманом Аитовым в начале XX века приобрели в собственность знаменитый мыловаренный завод Исхака Арсланова и сделали его одним из самых передовых промышленных предприятий страны. Там выпускалось мыло «Арслан» со львом на этикетке. Которое успешно продавалось по всей империи. Одно время в этом доме размещался ресторан, который так и называется «Валибай». Судя по отзывам – не очень! Лет пять-шесть назад в доме и вовсе случился пожар. Погиб человек, но само здание, по счастью, сильно не пострадало. Ресторан закрыли. Сейчас в здании расположился магазин фермерской продукции для туристов. Наверное. это неплохо, ведь и Валибай в свое время был торговцем. |
|
Дом Ахмет-бая стоит на берегу озера Нижний Кабан и служит достойным украшением Старо-Татарской слободы .
Особняк был построен в начале ХХ века купцами Апанаевыми. Он стал свадебным подарком для одного из представителей этой знатной фамилии - Гаруна-аль-Рашида. Дом возведен в духе традиционной татарской архитектуры с элементами классицизма и имеет прямоугольную форму. Первый этаж выстроен из кирпича, второй из дерева. В особняк есть два входа, главный из них - с улицы Сафьян, второй - с другого угла дома. Второй вход предназначался для женской половины дома. Особняк был дважды реставрирован - в 1960-х годах и в 2012 - 2013 годы. При последней реставрации верхний деревянный этаж дома полностью перебран с заменой ветхих бревен и крыши, укреплены фундаменты и стены, восстановлена мраморная лестница. Дом Ахмет-бая является памятником местного (муниципального) значения. Охраняется государством. В настоящее время в особняке размещается муниципальное учреждение - Префектура территории «Старый город», которая отвечает за сохранение культурного наследия древней Казани.
Полященко Матвей
8 марта 2023
+4
398
8 комментариев
старо татарская слобода, культурный дневник, казань, #домахметбая
|
|
Улица Баумана в Казани — известная пешеходная улица для туристов. Проходит от площади Тысячелетия до улицы Пушкина, протяжённость 2,5 км.
На улице Баумана находится дом с мемориальной доской, на которой написано: «В этом доме в 1954-1974 международный мастер по шахматам ,мастер спорта по шашкам ,заслуженный тренер СССР,годы жил пятикратный чемпион РСФСР,трижды чемпион СССР в командных первенствах страны «. В СССР Рашид Нежметдинов был первым мастером спорта по шахматам и шашкам.Он стал первым татарским игроком ,которому удалось достичь немалых высот в советской системе шахмат . Дом, в котором в 1954-1974 годах жил международный мастер по шахматам Р.Г.Нежметдинов -это объект культурного наследия муниципального значения. Поставлен на охрану постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 10.06.2009 ю "О перечне объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории г.Казани Республики Татарстан".
Полященко Матвей
26 февраля 2023
+4
440
10 комментариев
культурный дневник, баумана, #мемориалнежметдинову
|
|
Мечеть «Кул-Шариф» - главная мечеть города Казани и Республики Татарстан ,расположенная на территории Казанского Кремля .
Строительство храма было начато в 1996 году как воссоздание легендарной многоминаретной мечети столицы Казанского Ханства. При посещении Казанского Кремля привлекает внимание архитектурный объект,это памятный знак торжественно заложенный на месте будущей мечети 21 февраля 1996 года Указом Президента Республики Татарстан Минтимера Шаймиева (13 ноября 1995 года). Текст указа размещен на камне: «В целях сохранения исторической преемственности воссоздать здание мечети Кул Шариф…» Изначально камень был заложен на территории бывшего Юнкерского училища . С началом активного строительства камень был перенесен севернее мечети. Площадка перед мечетью и камнем предназначена для совершения религиозных обрядов во время крупных мусульманских праздников.
Полященко Матвей
2 февраля 2023
+8
763
11 комментариев
памятный камень в казанском кремле, культурный дневник, кул шариф
|
|
Побывав на Главной Ёлке невозможно пройти мимо «Чаши» центра семьи Казан,особенно в ночное время .Является он самым центральным ЗАГСом города Казани.
Место данное отведено для проведения масштабных мероприятий и самой дорогой Елки на Новый год .Смотровая площадка на Чаше даст ощутить с птичьего полета красоту Казани и увидеть расположение главных достопримечательностей города. Расположена Чаша Казан на насыпном полуострове, здание высотой 32 метра, в конце Кремлевской дамбы Казани. Архитектопр отразил в теме с чашей уважительное отношение местных жителей к семейным ценностям, подогреваемой теплой пищей в казане для всех, кто знает, как приятно и важно быть вместе, собираться после всех мирских побед! Также, легенда о зарождении города Казани от слова казан - котел, тоже символизирует данный архитектурный монумент, размером 8 этажный высотный дом. На мой взгляд фото ,сделанное на фоне Чаши кажется особенным ) |