| Автор блога: | Амира Трофимова |
|
На прошлой неделе мы с бабушкой сходили на фольклор. Показывали традиционное плетение лаптей.
В начале XX века Россию еще нередко называли страной "лапотной", вкладывая в это понятие оттенок примитива и отсталости. Лапти, ставшие своего рода символом, вошедшим во множество пословиц и поговорок, традиционно считали обувью беднейшей части населения. Широкое распространение плетеной обуви породило невероятное разнообразие ее сортов и фасонов, зависящих, прежде всего, от сырья, использованного в работе. А плели лапти из коры и подкорья многих лиственных деревьев: липы, березы, вяза, дуба, ракиты и т.д. Самыми прочными и мягкими в этом ряду считались лыковые лапти, изготовленные из липового лыка, а самыми плохими - ивовые коверзни и мочалыжники, которые делали из мочала. Сегодня, конечно, в суете повседневности, вряд ли кому-то из нас придет в голову надеть лапти и гулять в них по городу, но иметь лапти как сувенир в своем доме было бы здорово! В наше время лапоть стал ярким символом прошлого и образа жизни наших предков. В лапте сконцентрировано все самое позитивное, что было у простого русского и татарского народа, с ним связано так много народных историй и поговорок. Интересно было наблюдать как делают лапти. Настоящие лапти я видела только в музеях, а мама сказала, что у нас дедушка раньше на заказ их делал, но на память ни одной не осталось....
Амира Трофимова
28 марта 2023
+6
270
6 комментариев
|
|
Сегодня в день театра в районном доме культуры Сабинского района детская студия театра "Сэяхэт" поставила сказку -пьесу " Мактанчык Этэч" (Хвастливый петух).
Спектакль на татарском языке. Героями этой увлекательной музыкальной сказки являются домашние животные: Петух, Утка, Курица, Гусь, Цыпленок и Гусенок, которые проводят лето в живописном уголке доме… Театр — это живое действие, которое происходит перед ребенком здесь в жизни, а не на экране. Здесь реальные люди — актеры, мимика, жесты, музыка, декорации, что создает эффект реального присутствия. Спектакль мне очень понравился. Еще больше понравилось, как же здорово играют дети! Мама сказала, что я сама участвовала в этом спектакле в садике на какой- то конкурс, играла я гусенка) Мы отыскали это видео на просторах ютуба, хочу и с вами поделиться, если интересно - посмотрите.))) https://youtu.be/Fm8ozvt8tU8 |
|
Аллея Славы была открыта 8 мая 2009 года на улице Петербургской неподалеку от административного здания МУП «Метроэлектротранс».
На аллее был установлены мемориальный обелиск в память о работниках городского электрического транспорта, погибших на полях сражений в военные годы, раритетный городской трамвай-музей, в котором еще до войны работал герой Советского Союза Иван Кабушкин, доска почета передовиков МУП «Метроэлектротранс» и «Дерево любви» — символ мира, единения сердец, взаимного счастья и согласия. Чуть позже на аллее появилось еще два ретро-вагона. Здесь установлены вагон «Конка», который эксплуатировался в столице Татарстана с 1875 по 1900-ые годы и первый электрический трамвай, который начал эксплуатационную деятельность с 1899 года. Все это время раритеты бережно хранились на предприятиях городского электрического транспорта. |
|
Сегодня в ДК Богатых Сабов показывали мультфильм "Энканто".
Удивительная семья Мадригалов живет в спрятанном в горах Колумбии волшебном доме, расположенном в чудесном и очаровательном уголке под названием Энканто. Каждого ребёнка в семье Мадригалов магия этого места благословила уникальным даром — от суперсилы до способности исцелять. Увы, магия обошла стороной одну лишь юную Мирабель. Главная героиня очень открытая, активная, добрая девочка, очень красиво поет. Мультик очень яркий, интересный, весёлый и трогательный. |
|
В нашем сельском ДК есть замечательная выставка юных художников. Картины все очень красивые и разнообразные.
Участниками выставки являются молодые художники, окончившие за последние годы специальные высшие и средние учебные заведения, а также и некоторые студенты, ныне обучающиеся в художественных учебных заведениях. Сам факт организации выставки молодых художников, широкого показа их творчества в различных областях изобразительного искусства является положительным явлением. Выставка свидетельствует о наличии среди ее участников большого числа талантливой молодежи, хорошо владеющей основами реалистической школы и способной самостоятельно создавать произведения искусства. Многие молодые художники в своем творчестве стремятся к поискам более яркого красочного решения картины. На выставке представлен очень много талантливых работ. Среди этих картин есть и работы известного казанского журналиста, члена Союза журналистов РТ и РФ Дании Гайнетдиновой. Картины Заслуженного деятеля искусств Республики Татарстан, лауреата премии им. Абдуллы Алиша, обладательницы (дважды) престижной награды Союза журналистов России «Ника» неоднократно выставлялись на всероссийских и международных выставках в Москве, Санкт – Петербурге, Нижнем Новгороде, Тюмени, Турции, Париже. Дания Гайнетдинова — личность многогранных талантов. Она пишет стихи, рассказы, повести, автор 10 книг. 30 лет своей жизни Дания Загериевна отдала служению радиожурналистике, работая на главном радио республики «Татарстан». |
|
Вчера в Сабинском Доме культуры мы посмотрели татарский обряд "Кыз биру" (Сватание). Свадебный обряд в целом является единым для всех татар, но каждая этническая группа имеет ряд свойственных только ей особенностей, что связано, в первую очередь, с условиями расселения и проживания на той или территории.
Предсвадебный этап начинается со сватовства – ярәшү – яучы җибәрү, димләү. Сватовство заключалось в обговаривании условий предстоящего брака. В качестве сватов (яучы, димче) засылали людей непосредственно занимающихся этим занятием, которые пользовались уважением, обладали красноречием и даром внушения. Иногда данную роль брали на себя родственники или знакомые жениха. Разумеется, сваты имели определенную выгоду. Непренебрегали димче и возможностью заработать, когда девушку нужно было засватать за нелюбимого или пожилого человека. Путем различных уловок, ложных сведений находчивым расторопным старухам удавалось устроить такую женитьбу. В народе сложилось немало поговорок, открывающие истинное их лицо: «Димче диңгез кичерер, төртеп суга төшерер»("Димче через море проведёт, да в воду столкнет"). На сегодняшний день обряд сватовства претерпел существенные изменения и представляет собой приход в дом невесты родителей или близких родственников жениха, которые просят руки девушки. Что касается традиционного сватовства, то оно было представлено визитом свата/свахи (яучы) со стороны жениха употребляли особые приговоры, шутки, восхваления. Определенным предписаниям следовал яучы и в доме, куда пришел свататься. В прошлом у татар сваты, объявив о цели своего визита, старались сесть под матицу, подложив под себя предложенную им подушку или хотя бы свою шапку, полагая, что это обеспечит им удачу при сватовстве. К яучы относились с уважением, старались почтительно разговаривать, сажали за стол, где угощали свежим хлебом. Хлеб у татар выступает одним из главных, почитаемых яств, поэтому угощение свата хлебом является знаком доброго отношения и большого уважения к нему. Сватание старались осуществлять в благоприятные, по мнению татар, дни – понедельник, четверг, пятницу, и избегать вторника, субботы. Фольклор очень понравился, мне было интересно узнать старинные обряды. |
|
В центре Казани в сквере у Театра оперы и балета в ноябре 2018 года торжественно открыли памятник артисту балета Рудольфу Нуриеву. В церемонии открытия приняли участие глава РТ Рустам Минниханов, госсоветник РТ Минтимер Шаймиев, автор скульптуры Зураб Церетели, мэр Казани Ильсур Метшин.
Минниханов поблагодарил за работу Церетели и руководство города. «Это знаковое событие. Рудольф Нуриев величина международная. Такие люди рождаются раз в сто лет», - сказал глава республики. Памятник Нуриеву в Казани стал первым в России. По словам Церетели, его работа над скульптурой – это «крик души». «Я много здесь бывал. У Казани хорошая история и ее надо поднять языком искусства», - сказал скульптор. Нуриев попал в профессиональный балет в 15 лет. 1961 года жил за границей – во Франции. В 1964 году поставил в Венской опере «Лебединое озеро». С 1993 года с разрешения Нуриева фестиваль классического балета носит его имя. |
|
В выставочном зале «Манеж» мы посетили выставку «Чаян». Сто лет в ногу с республикой». Датой рождения «Чаяна» считается январь 1923 года. Именно тогда появился первый номер журнала — будущего народного любимца. Первые номера выглядели скромно: они были черно-белыми, и преобладали в них тексты.
Однако, узнав о новом издании, художники не заставили себя долго ждать. Героями карикатур в те годы становились в основном «бывшие люди» — богатеи, баи, муллы и кулаки. Графика рисунков поначалу была далека от совершенства — ведь профессиональных карикатуристов тогда в «Чаяне» просто не было. В журнал приходили молодые художники, желающие попробовать себя в сатирической графике. Поварившись в «чаяновском» котле, они через несколько лет превращались в самобытных мастеров карикатуры и уже до конца своих дней не расставались с любимым делом. В июне 1941 года вышел единственный номер «Чаяна» военного времени. После этого издание журнала было прервано на долгие десять лет. Второе рождение произошло в декабре 1951 года. Если в довоенном «Чаяне» художников можно было пересчитать по пальцам и отдельные номера оформлялись порой одним-двумя из них, то в пятидесятые годы вокруг «Чаяна» сложилось мощное ядро самобытных художников с яркими, запоминающимися почерками. Шестидесятые годы с их «оттепелью» принесли «Чаяну» возможность касаться более широкого круга тем — журнал получил второе дыхание. Семидесятые годы подарили «Чаяну» целую плеяду молодых художников, делавших тогда первые шаги в карикатуре. Они были полны юношеского задора и желания изменить мир к лучшему своими рисунками. Их рисунки обладали яркой индивидуальностью и современной манерой. «Чаян» был для них великолепной школой — ведь семидесятые и восьмидесятые можно назвать «золотым веком» журнала. «Чаян» — это не только художники, но и поэты, прозаики, журналисты, фельетонисты, которые также составляют часть «чаяновского» юмора. Сегодня «Чаян» — один из немногих сохранившихся юмористических изданий на постсоветском пространстве. Редакция выпускает веселый журнал для веселых людей, стараясь сохранить лучшие «чаяновские» традиции — юмор, народность, высмеивание нелепостей и глупостей нашей жизни. В то же время «Чаян» идет в ногу со временем, осваивая новые юмористические подходы и темы. Выставка очень интересная, веселая. Я в одно время тоже увлекалась карикатурой, но но это не мое. А на выставке картины смешные, мне понравилось. |
|
На этой неделе в д.Шинар Сабинского района посмотрели очень интересное фольклорное представление "Сбор крашенных яйц"
Одним из ожидаемых, запоминающихся моментов весны в татарских деревнях был подворный сбор крашеных яиц. Бытовал у всех татар Среднего Поволжья и Урала, правда, различался день его проведения. Население об этом дне оповещалось заранее, поэтому хозяйки красили яйца с вечера. Яйца красили чаще всего в отваре луковой шелухи, в зависимости от концентрации которого цвет яиц варьировал от золотисто-желтого до темно-коричневого. В отваре березовых листьев получали различные оттенки зеленого цвета. Кроме того, пекли особые тестяные шарики — төш, иногда из ржаной муки, или мелкие булочки — шишара, крендели, покупали конфеты. У казанских татар, как правило, это был просто сбор яиц и гостинцев, канун праздника. Лишь в редких деревнях информаторы отмечали, что дети, благодарят за угощение, желали хозяевам, чтобы кур было много, чтоб семье сопутствовал успех: "рәхмәт, тавыкларыгыз куп булсын, уңышларыгыз булсын". Этот праздник сохранился у нас и сейчас. Каждый год 1 мая мы с друзьями и родными собираемся яйца и сладости. |
|
11 марта в Узякском сельском Доме культуры прошёл концерт в рамках молодёжного фестиваля «Талантливая молодёжь-гордость нашего народа».
Как замечательно, что наша молодежь так активна и зажигательна. На протяжение всей программы зритель тепло поддерживал каждого участника бурными аплодисментами. А иначе было нельзя. Ведь все участники очень старались, за что им огромное спасибо. Мы ушли с хорошим настроением и огромным желанием встретиться вновь в этом зале! Хочется верить, что у всех останутся приятные воспоминания о том вечере. |