Автор блога: | Сафира Трофимова |
В этом году я участвовала в I Республиканском конкурсе среди детей дошкольного и школьного возраста «Красная ромашка», который проводился в рамках объявленного в Республике Татарстан «Года национальных культур и традиций» и ко дню рождения великого татарского поэта Мусы Джалиля.
Организаторами творческого состязания являются Совет Мамадышского муниципального района, филиал АО «ТАТМЕДИА» «Мамадыш-информ», отдел образования исполкома Мамадышского муниципального района. Я исполнила стих М.Джалиля "Беренче дэрес" (Первый урок) и стала лауреатом 1 степени. https://youtu.be/4ruvXJ3_asM
Сафира Трофимова
28 марта 2023
+5
321
6 комментариев
|
В ДК деревни Кукча посмотрели выставку посвящённую татарским орнаментам "Милли бизэклэрдэ- халкыбыз тарихы" (В национальных узорах - история народа).
Народное искусство татар, как искусство других народов тесно связано с бытом. Заведующая Кукчинской сельской библиотекой рассказала очень много интересного про татарские орнаменты: откуда появились, что лежит в основе какого - либо узора, обычно какие узоры используют и где. В украшении жилища, одежды, бытовых предметов, татарские мастера и мастерицы пользовались различными материалами. В разработке орнамента они достигли большой виртуозности, создав многочисленные узоры и приемы их построений. Композиция орнамента, его расположение находятся в определенной взаимосвязи с формой украшаемой поверхности, характером бытового предмета, украшения, что обусловливало степень их декоративности. Характерным признаком татарского орнамента является его контурное решение. В своей основе татарский орнамент состоит из цветочно-растительных, геометрических и зооморфных мотивах. В вышивках, в мозаике по коже, орнамент, за редким исключением состоит из цветочно-растительных мотивах. Растительный орнамент получает широкое распространение почти во всех видах искусства народа и поражает обилием цветочных мотивов, живописностью их трактовки, богатством цветочных сочетаний. Мне было очень интересно послушать откуда появились у татар такие яркие, сочные орнаменты. Ведь ими украшали абсолютно все: одежду, обувь, украшения, ворота, дома и многое другое. |
Вчера в Богатых Сабах прошёл замечательный весенний праздник "Науруз". Несмотря на плохую погоду, праздник прошёл весело. Мы участвовали во многих играх, смотрели концерт, попробовали каши " карга боткасы".
Каждый народ привнес что-то свое в формирование традиций и обычаев этого праздника. Но суть остается одна – люди собираются вместе, общаются. Это всегда возможность увидеться с родными, близкими, оставить в прошлом все негативное и устремиться навстречу новому. В Республике Татарстан традиция празднования Науруза возродилась в 1990-х годах с возникновением национальных общественных объединений. Науруз — праздник единства всех людей на Земле и природы, праздник гармонии, света и добра! |
Вот и закончился XI фестиваль "Талантлы яшьлэр - халкыбыз горурлыгы", который шел 2 месяца по всем деревням Тюлячей. Вчера, в профессиональный праздник работников культуры, состоялся гала - концерт, где собрались победители фестиваля - самые- самые талантливые девушки и юноши нашего района.
В начале концерта показывали уже профессиональных артистов театра, танцоров, певцов, Тюлячинского района, которые когда - то так же начинали с маленьких сцен своих ДК. Это Зульфира Шайдуллина, Ильнат Фархуллин, Марсель Вагизов, Айнур Каюмов и многие другие. А ведь и сегодня некоторые исполнители вышли на такую сцену впервые. Зал был полным, зритель очень тепло встречал каждого участника и провожал громкими аплодисментами. Очень хочется верить, для многих исполнителей это будет началом большой творческой карьеры. |
В выставочном зале здания Присутственных мест Казанского Кремля мы посетили очень красивую выставку «Татарский костюм – традиции и трансформация». Выставка приурочена к 1100-летию принятия ислама народами Волжской Булгарии и Году культурного наследия народов России.
Во второй половине XIX – начале XX вв. произошло становление татарского общенационального костюма. Влияние европейской моды и развитие новых отраслей, связанных с массовым производством изделий внесли изменения в комплекс татарского костюма. Появились новые виды одежды, и постепенно классический национальный костюм трансформировался в общенациональный костюм буржуазной эпохи. В экспозиции выставки – воссозданные исторические костюмы казанских татар, выполненные мастерами Татарстана из подлинных материалов XIX – начала XX веков (китайского шелка, итальянской винтажной ткани и т.д). На выставке «Татарский костюм – традиции и трансформация» можно увидеть и современные стилизованные коллекции дизайнеров национальных костюмов. Костюмы дополнены антикварными деталями женских национальных украшений и изделиями, выполненными в технике «кожаная мозаика» с применением казанского шва. Сегодня татарстанские дизайнеры продолжают создавать реплики костюмов и украшений, которые выставлялись и продолжают демонстрироваться в Национальном музее Республики Татарстан и на международных, всероссийских и региональных выставках, а также модных показах. Глубинный подходи внимание к деталям дают возможностьреконструировать старинные прообразы татарской традиционной одежды и проследить этапы трансформации. Выставка нам очень понравилась, какой же все таки красивый и разнообразный татарский костюм. |
В Сабинском Доме Культуры посмотрели фольклорное представление "Нигез салдыру" (закладывание фундамента дома). Обычай показывали работники, родители и сами воспитанники детского сада номер 1.
Дом – это самое сокровенное в душе, в сердце, в целой жизни. Это такое место, под крышей которого находятся близкие, родные люди, где проходит детство, отрочество, где из маленького, неповоротливого дитятки превращаются в крепкого юношу или статную деву. И в жизни татарского народа испокон веков дом играл особенную роль, представляя собой не только место для жизни, но и являясь оплотом семейного очага, хранимым каждым членом семьи. Основой дома конечно же является фундамент (Нигез салдыру). Обычно молодые люди жили с родителями, но когда семью создавал младший сын( топчек) , с родителями оставалась жить его семья в основныом доме.( топ йорт). Старшие строили свои дома. Стройка всегда проходила под руководством бабая ( отца парней). В четырёх углах дома закладывали монеты, чтобы молодые жили в достатке. И читалась специальная сура. В отличие от других тюркских народов, казанские татары столетиями жили не в юртах и кибитках, а в избах. Правда в соответствии с общетюркскими традициями у татар сохранился особый способ отделения женской половины и кухни особым занавесом – чаршау. Во второй половине XIX века взамен старинных занавесей в татарских жилищах появилась перегородка. На мужской половине избы находилось почётное место для гостей и место хозяина. Здесь же выделялось пространство для отдыха, накрывался семейный стол, проводились многие домашние работы: мужчины занимались портняжным, шорным ремеслом, плетением лаптей, женщины трудились за ткацким станком, сучили нити, пряли, катали войлок. Особенный декор, хранящий в себе культуру и религию татарского народа. Передняя стена избы от угла до угла была занята широкими нарами, на которых раскладывались мягкие пуховики, перины и подушки, у бедняков заменяемые войлоками. Нары в моде и по сей день, ибо за ними традиционно было закреплено почётное место. Обязательным атрибутом интерьера были красные или зелёные сундуки. По обычаю, они составляли непременную часть приданого татарской невесты. Помимо своего прямого назначения — хранения одежды, тканей, драгоценностей и других ценных вещей – сундуки заметно оживляли интерьер, особенно в сочетании с живописно уложенными на них постельными принадлежностями, зачастую вышитыми вручную хозяйками дома. Когда дом был достроен, первым делом в доме кричали Азан, потом делали аш( застолье), где женщины и мужчины сидели по разные стороны или концы стола, а М0улла читал молитву для дома и молодой семьи. Очень интересное и познавательное представление. |
16 марта в рамках Года национальных культур и традиций в Республике Татарстан в Тюлячинской Центральной библиотеке прошел тематический вечер “Толымларда чыңлай чулпылар” (“звенят чулпы") с участниками клуба "яшь гаилә" ("молодая семья").
Вечер состоял из трех частей. Первая часть - ”национальные украшения". Сначала библиотекари познакомили нас с одним из женских украшений- чулпами. У татарских женщин украшение кос считалось естественным, прически являлись частью национального костюма. Волосы девочек были заплетены в косы и их украшали чулпами, в дальнейшем женщина должна была всю жизнь заплетать волосы в косу и носить чулпы. Они такие тяжелые, как их постоянно носили? Нам было очень интересно, мы задавали много вопросов, а библиотекари делились своими знаниями. Вторая часть называлась” мастерская красоты". Библиотекарь Елена Фатыхова показала мастер-класс по плетению различных кос. Такие косы никогда не выходят из моды. Девушки остались довольны прическами, заплетенными в различные формы. В третьей части речь шла о легендах, сказках, баснях. Была инсценирована сказка "Три дочери", где я исполнила роль средней дочки. Я давно знаю эту сказку, она мне очень нравится. Затем мы играли в национальные игры. Мероприятие заставило молодые семьи задуматься, порадоваться и погрустить. Но ещё больше усилила любовь к родному языку, родному краю. |
Памятник российскому и советскому политическому и государственному деятелю, революционеру, одному из организаторов и руководителей Октябрьской революции 1917 года Владимиру Ильичу Ленину является одной из достопримечательностей города Казани. Памятник авторства скульптора Петра Яцыно и архитектора Александра Гегелло был открыт в 1954 году на Площади Свободы в Вахитовском районе города.
Памятник установлен перед главным фасадом Театра оперы и балета имени Джалиля. Он представляет фигуру Ленина, переданную в спокойной позе — одна рука опущена, а другая держится возле груди за одежду. Скульптура водружена на трёхуровневый постамент прямоугольной формы со ступенчатой трибуной, облицованный тёмно-красным кварцитом. В центральной части лицевой трибуны находится барельеф из бронзы, посвящённый студенческой сходке в Казанском университете, произошедшей в 1887 году. Также на постаменте есть надпись «Ленин». Ранее на площади Свободы, возле этого памятника отмечались День победы, 1 мая, 7 ноября и другие праздники. С приходом XXI века общественно-политическая обстановка в России изменилась и памятник потерял прежнее значение. |
Конкурс, в котором за титул "Татар кызы-2023" боролись двенадцать школьниц, прошел в рамках Года национальных культур и традиций с сельском доме культуры нашего района.
Методисты районного отдела образования в составе жюри оценили таланты в четырех этапах.В первой, ознакомительной части конкурса участницы продемонстрировали свои таланты, свои победы. Выступления были не похожи друг на друга. Некоторые участники в своих выступлениях говорили о сохранении татарской культуры. Другие продемонстрировали свои вокальные и танцевальные навыки. В общем, во всех выступлениях прослеживался творческий подход. В трехчасовом соревновании титул “Татар кызы - 2023” завоевала ученица Старозюринской средней школы Гульфия Муртазина. Несмотря на то, что победительницей стала только одна, остальные победили в самых разных номинациях. Они показали, что действительно заслуживают своего имени. Ведь все подготовились к конкурсу на должном уровне, это настоящие Татарки! Такие конкурсы показывают, что девушки удивительно талантливы, энергичны, любознательны, активны. Среди участниц не было наших знакомых, поэтому мы болели и поддерживали всех! Участницы конкурса были умелыми в рукоделии, пении, танцах и художественном слове. |
В сельском доме культуры сделали выставку, в которой отражена частичка быта во времена ВОВ.
О том, как выживало и голодало местное население оккупированных территорий в годы войны, невозможно слышать и читать без слез. Все продовольствие у людей отнимали фашисты, увозили в Германию. Российские и женщины- матери страдали сами, но еще больше – видя мучения своих детей, голодных и больных родственников, раненых солдат. Чем они жили, что ели – за пределами понимания нынешних поколений. Каждая живая травинка, веточка с зернышками, шелуха от мороженых овощей, отбросы и очистки – все шло в дело. И часто даже самое малое добывалось ценой человеческой жизни. Маленькая выставка с большим содержанием. Она заставляет задуматься, начать ценить то, что у нас есть, чем питаемся и как живём. У каждого из нас были свои дедушка и бабушка, свои истории о войне. Как подумаешь, что им всем пришлось пережить, а главное - победить в этой войне, диву даёшься… Способны ли мы на такой подвиг и самоотдачу? Дай Бог, чтобы никогда не пришлось проверить. От нас-то и требуется сейчас всего лишь помнить. И уважать, и беречь. Нужная выставка. |