Автор блога: | Сафира Трофимова |
В музее-заповеднике «Казанский Кремль» идет выставка «Серебро за меха», приуроченная к 1100‑летию принятия ислама Волжской Булгарией.
В ее состав вошло 142 уникальных предмета, большая часть которых впервые представлена публике. Среди экспонатов — шедевры средневековой чеканки по металлу и ювелирного искусства, сосуды из собрания Эрмитажа и средневековое художественное серебро из коллекции Фонда Марджани. Ряд экспонатов представляет высочайшую ценность, по праву считаясь шедеврами декоративно-прикладного искусства средневековой Евразии. Принятие ислама Волжской Булгарией связано с бурным развитием трансконтинентальной меховой торговли. Именно в Волжской Булгарии аккумулировались меха со всего Севера, откуда они начинали свой путь в страны ислама. В обмен на меха шло художественное серебро, которое высоко ценили жители Севера — «Страны Мрака», частично находившейся под властью Волжской Булгарии. Серебряно-меховой путь сложился задолго до утверждения ислама на Среднем Востоке. Ряд экспонатов выставки демонстрирует начальные этапы торговли. Однако наиболее активно меховой путь действовал именно при утверждении ислама как государственной религии. Экономические связи с исламскими странами не прерывались и в эпоху Золотой Орды. Организованная торговля по меховому пути на Восток постепенно прекращается к XV веку, а полностью заканчивается только к моменту вхождения бывших земель Золотой Орды в состав Российского государства. Идеи и художественные традиции людей мехового пути нашли свое воплощение не только в благородных металлах, но и в тканях, керамике, бытовых предметах, которые также представлены на выставке.
Сафира Трофимова
23 марта 2023
0
268
1 комментарий
|
Уткэн атнада Иске Җөри авылы мәдәният йортында II гармунчылар бәйгесенең гала-концерты булып үтте.
Анда районыбыз гармунчыларыннан тыш, Питрәч, Лаеш, Биектау районнарыннан килгән гармунчылар, гармун ясау осталары да катнашты һәм үзләренең гармунда уйнау осталыкларын күрсәттеләр. Чарада Татарстан Республикасының халык артисты Рөстәм Закиров, атказанган артисты Вадим Захаров һәм танылган гармунчы, республикабызның атказанган артисты Ренат Вәлиевның чыгыш ясавы аңа тагын да мәртәбә һәм затлылык өстәде. Бәйгенең җиңүчеләрен һәм призлы урынга лаек булучыларны муниципаль район башлыгы Нәҗип Хаҗипов белән Арча педагогия көллияте укытучысы, республиканың атказанган мәдәният хезмәткәре, бәйгенең жюри рәисе Филарит Гасыймов бүләкләде. Кич буе дәвам иткән Тамаша бик эчтәлекле, мәгънәле һәм зур тәрбияви әһәмияткә ия булды. |
Небольшое двухэтажное каменное здание с арочным проходом во двор, где в марте-августе 1917 года помещались Казанский комитет большевистской партии и редакция её органа — газета «Рабочий».
В честь этого события на фасаде дома установлена мемориальная доска. В состав партийного комитета входили и вели активную революционную деятельность наиболее авторитетные большевики города: В. А. Тихомирнов, Г. Ш. Олькеницкий, И. Н. Волков, И. Я. Гладилов, А. П. Комлев и другие. Газета «Рабочий», первый номер которой вышел 31 марта 1917 года, сыграла важную роль в подготовке Октябрьской революции в Татарии. 1 мая 1917 года по бывшей Рыбнорядской улице (сейчас Пушкина) проходили многочисленные колонны демонстрантов в поддержку программы партии большевиков. |
К нам в Тюлячи замечательной концертной программой приезжал жемчужина и гордость Актанышского района Государственный ансамбль песни и танцы "Агидель".
Ансамбль выступил с юбилейной концертной программой в честь 55-летия образования ансамбля, 10-летия государственного ансамбля песни и танца "Агидель" в которой представлены самые популярные песни и танцы прошедших лет и новые юбилейные номера. Концертная программа рассчитана на разные категории возрастов. «Государственный ансамбль песни и танца «Агидель»– один из лучших профессиональных народных коллективов Республики Татарстан. Репертуар коллектива неизменно востребован на лучших концертных площадках России и за рубежом. В каждом произведении ансамбля "Агидель", выполненном с большим профессионализмом, отражена история, душевные узоры, страсть, простота и в то же время величие нашего народа. |
Вчера мы побывали на празднике "Науруз" в д. Караширма нашего района. Думали будет небольшой праздник, потому что деревня маленькая, жителей не много. Не тут то было, праздник шёл 4 часа. А началось все с угощения горячими оладушками, потом началась концертная программа, песни, танцы, были игры, в которых участвовали все, я тоже посоревновалась в прыжках в мешках.
Слово Навруз, означает «новый день». Навруз, день весеннего равноденствия, отмечается как начало нового года более чем 300 миллионами жителей во всем мире и празднуется во многих странах. Праздник далеких предков Навруз, включенный в 2009 году в Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества как культурная традиция многих народов, знаменует первый день весны и обновление природы. Этот праздник способствует продвижению ценностей мира и солидарности, как между поколениями, так и внутри семьи, а также примирению и добрососедству, что содействует сохранению культурного разнообразия и укреплению дружбы между народами. Было здорово, такой весёлый праздник организовали и для детей, и для взрослых. |
«Гармун белән гомер янәшә» - юбилейный вечер к 80-летию Вилорика Басыровича Валиуллина, лауреата премии имени Файзуллы Туишева, состоялся в районном доме культуры Богатых Сабов.
Мы ходили с моей дэу эникой, в свое время они вместе работали. На юбилейный вечер баяниста собрались десятки его почитателей. В зале присутствовали ученики Велорика Валиуллина. В адрес юбиляра прозвучало много добрых и тёплых слов. Администрация района тоже тепло поздравила Велорик Валиуллина и высоко оценила его заслуги в области культуры. Юбиляру неизменно желали новых творческих успехов. В концертной программе принимали участие артисты народного коллектива, приглашённые артисты. Выступал районный хореографический ансамбль ветеранов, фольклорный ансамбль , в котором многие годы выступал сам юбиляр. Он и сам выступил с многими выступающими, аккомпонировал. Концертная программа была настолько насыщенной и разнообразной, что мы даже не заметили как прошло больше 2 часов. |
В деревне Кибякози посмотрели выставку рукоделий национальных костюмов и головных уборов.
Традиционная одежда – один из наиболее важных и достаточно древних элементов культуры. Она всегда рассматривается как отражение многовекового опыта и образа жизни народа. Представляя собой уникальное явление культуры, и отличаясь самобытностью и яркой этнической спецификой. У каждой национальности свой неповторимый костюм, узоры на нем, каждый интересен и красив по своему. Мне очень понравились тюбетейки. Раньше тюбетейки носили в основном мужчины, а женщины были в платках. Но современность внесла свои корректировки и изюминки, теперь головные уборы у женщин в основном миниатюрные, стилизованные тюбетейки. |
Памятник Гумилёву появился в столице Татарстана не случайно. Дело в том, что историк очень многие свои работы посвятил изучению тюркских народов, в частности, татарского этноса, влиянию Востока, его традиций и культуры на Россию. Гумилёв — один из крупнейших экспертов по истории кочевых народов Евразии.
С установкой памятника связан любопытный курьёз. Вначале здесь должна была появиться скульптура Петра I, но власти узнали, что царь-реформатор в своё время выступал ярым противником татарского народа. Так что более уместным сочли установку памятника Гумилёву. На постаменте — известная цитата историка: «Я, русский человек, всю жизнь защищаю татар от клеветы…». Связан Лев Гумилёв с татарским народом и по крови. Известно, что прабабушка его матери — Анны Ахматовой — была татаркой. |
В феврале в Большом концертном зале имени Сайдашева посмотрели фотопроект «Жены героев», в котором приняли участие 40 жительниц Татарстана, чьи мужья посвятили свои жизни служению Родине. Каждая из женщин фотографировалась, надев китель мужа. Фотопортреты сопровождаются письмом или стихами, которые жены отправляли мужьям в зону СВО.
"Участницы проекта волновались, многие не решались на разговор – переживали, что в любую минуту расплачутся. Да и слушать их истории – настоящее испытание на стойкость, каждая трогает до глубины души, а читать письма, написанные солдатам, просто невозможно без слез,"- говорили организаторы проекта. Этот проект рассказывает о любви сквозь километры. Здесь женщины через письма, через выражение глаз, которое подчеркнул фотограф, рассказывают об этом. Фотографии передают тепло, которое хранится в душах этих женщин, и этим теплом они сберегают свой дом, и ждут своих мужей из зоны боевых действий. Фотопроект создан в поддержку участников СВО и их семей . Идея проекта Катерины Колотовкиной г. Самара, инициатором в г.Казани стала Оксана Бородина. Из каждого города уехали на зону СВО свои герои, из нашего района тоже. И такой фотопроект сделали и у нас. Вот несколько ждущих и любящих сердец!Среди них есть и мой однокассник!Пусть все дождутся своих любимых живыми и здоровыми! |
На прошлой неделе мы с бабушкой посмотрели фольклор. Показывали традиционное плетение лаптей.
В начале XX века Россию еще нередко называли страной "лапотной", вкладывая в это понятие оттенок примитива и отсталости. Лапти, ставшие своего рода символом, вошедшим во множество пословиц и поговорок, традиционно считали обувью беднейшей части населения. Широкое распространение плетеной обуви породило невероятное разнообразие ее сортов и фасонов, зависящих, прежде всего, от сырья, использованного в работе. А плели лапти из коры и подкорья многих лиственных деревьев: липы, березы, вяза, дуба, ракиты и т.д. Самыми прочными и мягкими в этом ряду считались лыковые лапти, изготовленные из липового лыка, а самыми плохими - ивовые коверзни и мочалыжники, которые делали из мочала. Сегодня, конечно, в суете повседневности, вряд ли кому-то из нас придет в голову надеть лапти и гулять в них по городу, но иметь лапти как сувенир в своем доме было бы здорово! В наше время лапоть стал ярким символом прошлого и образа жизни наших предков. В лапте сконцентрировано все самое позитивное, что было у простого русского и татарского народа, с ним связано так много народных историй и поговорок. "Без снаряда и лаптя не сплетешь." "Не учась (не умеючи) и лаптя не сплетешь." |