ГлавнаяБЛОГИМоя культурная жизнь

Новые записи
«Культурная суббота. Краеведение»
«Культурная суббота. Краеведение»
23 июня 2025 - Полина Алексеева 0 +1
Новый театр Камала
Новый театр Камала
29 мая 2025 - Яков Косушкин 1 +1
Театр Качалова
Театр Качалова
16 мая 2025 - Полковников Егор 1 +1
Полковников Егор
Театр Качалова
16 мая 2025 - Полковников Егор 0 0
«В лесу прифронтовом!»
«В лесу прифронтовом!»
12 мая 2025 - Асель Закирова 1 +1
Школа. 80-летие Победы.
Школа. 80-летие Победы.
12 мая 2025 - Асель Закирова 1 +1
Мой прадед и прабабушка
Мой прадед и прабабушка
11 мая 2025 - Асель Закирова 0 0
История Войны.
История Войны.
11 мая 2025 - Асель Закирова 0 0
80-летие Победы!
80-летие Победы!
11 мая 2025 - Асель Закирова 0 0
Волшебное дерево
Волшебное дерево
11 мая 2025 - Полина Алексеева 0 0
Царевдвор
Царевдвор
11 мая 2025 - Полина Алексеева 0 0
Сказочная набережная
Сказочная набережная
11 мая 2025 - Полина Алексеева 0 0
Музей Верховного суда Республики Татарстан
Музей Верховного суда Республики Татарстан
11 мая 2025 - Полина Алексеева 0 0
Музей Елабужского городского суда
Музей Елабужского городского суда
11 мая 2025 - Полина Алексеева 0 0
Конкурс «Великой Победе – 80!»
Конкурс «Великой Победе – 80!»
11 мая 2025 - Полина Алексеева 0 0
По зеленым холмам океанам
По зеленым холмам океанам
11 мая 2025 - Полина Алексеева 0 0
Полина Алексеева
По зеленым холмам океанам
11 мая 2025 - Полина Алексеева 0 0
День Победы!
День Победы!
11 мая 2025 - Диана Назарова. 0 0
Мой прадед!
Мой прадед!
11 мая 2025 - Асель Закирова 0 0
80-летие Победы!
80-летие Победы!
11 мая 2025 - Асель Закирова 0 0
+1043 RSS-лента RSS-лента

Моя культурная жизнь

Автор блога: Сафира Трофимова
Старинный обряд - сватовство (кыз сорау)
В Сабинском Доме Культуры посмотрели старинный обряд- сватовство. Очень интересно было посмотреть, как же раньше все это происходило....
Старинный обряд  - сватовство (кыз сорау)

Свадебный обряд в целом является единым для всех татар, но каждая этническая группа имеет ряд свойственных только ей особенностей, что связано, в первую очередь, с условиями расселения и проживания на той или территории.
Старинный обряд  - сватовство (кыз сорау)

Старинный обряд  - сватовство (кыз сорау)

Предсвадебный этап начинается со сватовства – ярәшү – яучы җибәрү, димләү. Сватовство заключалось в обговаривании условий предстоящего брака. В качестве сватов (яучы, димче) засылали людей непосредственно занимающихся этим занятием, которые пользовались уважением, обладали красноречием и даром внушения. Иногда данную роль брали на себя родственники или знакомые жениха. Разумеется, сваты имели определенную выгоду. Непренебрегали димче и возможностью заработать, когда девушку нужно было засватать за нелюбимого или пожилого человека. Путем различных уловок, ложных сведений находчивым расторопным старухам удавалось устроить такую женитьбу.
Старинный обряд  - сватовство (кыз сорау)

Старинный обряд  - сватовство (кыз сорау)

В народе сложилось немало поговорок, открывающие истинное их лицо: «Димче диңгез кичерер, төртеп суга төшерер»("Димче через море проведёт, да в воду столкнет").
На сегодняшний день обряд сватовства претерпел существенные изменения и представляет собой приход в дом невесты родителей или близких родственников жениха, которые просят руки девушки.
Старинный обряд  - сватовство (кыз сорау)

Старинный обряд  - сватовство (кыз сорау)

Определенным предписаниям следовал яучы и в доме, куда пришел свататься. В прошлом у татар сваты, объявив о цели своего визита, старались сесть под матицу, подложив под себя предложенную им подушку или хотя бы свою шапку, полагая, что это обеспечит им удачу при сватовстве.
Старинный обряд  - сватовство (кыз сорау)

Старинный обряд  - сватовство (кыз сорау)

К яучы относились с уважением, старались почтительно разговаривать, сажали за стол, где угощали свежим хлебом. Хлеб у татар выступает одним из главных, почитаемых яств, поэтому угощение свата хлебом является знаком доброго отношения и большого уважения к нему.
Сватание старались осуществлять в благоприятные, по мнению татар, дни – понедельник, четверг, пятницу, и избегать вторника, субботы.
Консисторская башня Казанского Кремля
Кирпично-каменное здание башни появилось в XVII в. на юго-восточном краю ханской крепости в т. н. второй строительный период Кремля. Оно пришло на смену деревянному, построенному в конце XVI в. Когда-то в этом месте старая крепость заканчивалась, о чем свидетельствуют следы засыпанного рва (позже стены Кремля были продолжены на юг более чем на 100 м). Башню назвали Консисторской в честь расположенной поблизости Духовной консистории. Это произошло уже в XVIII в., т. к. епархиальное сооружение появилось позже башни.
Консисторская башня Казанского Кремля

Консисторская башня Казанского Кремля

Консисторская башня Казанского Кремля

Консисторская башня с тремя ярусами боя, несомненно, была важным объектом в ряду оборонительных сооружений Кремля. Четвертый ярус служил складом боеприпасов. Сквозного проезда не было, но имелся арочный выход во внутреннее пространство крепости.
Сооружение имеет 23 м в высоту и диаметр в нулевой отметке 14 м. Обрамленные кирпичом бойницы оборудованы для стрельбы из тяжелых орудий. Выложенные из крупных блоков кирпича третий и четвертый ярусы разделены по фасаду валиками; первые два яруса – белокаменные. Благодаря таким башням, как Консисторская, Казанский кремль, по мнению английского посланника Флетчера, был хорошо укреплен и защищен, способен выдержать любую осаду. Всего башен было 13, из которых до наших дней сохранилось восемь, и одна из них – Консисторская.
Консисторская башня Казанского Кремля

Консисторская башня Казанского Кремля

Консисторская башня Казанского Кремля

В XVIII в. на территории башни действовала тюрьма. В верхней части ее перестроили, установили купол, скрыли зубцы, переделав парапет «ласточкин хвост» в пологий карниз. Деревянную кровлю в виде шатра вернули зданию только в 80-е годы прошлого века, проект разработал архитектор С. Мамлеев. В наше время объект открыт для туристов, на его территории действует музейная экспозиция, продаются сувениры.
Памятник Благотворителю
Памятник Благотворителю.Асия Минуллина, 2008 год.
Этот памятник виден издалека, он очень интересен. А история про Асхат-абый ещё интереснее. Хочу и с вами поделиться. Прообраз — Асгат Галимзянов (1936–2016) или Асхат-абый он подарил детским домам 70 автобусов, пожертвовал свои дом и квартиру…
Памятник Благотворителю

Памятник Благотворителю

В конце 1970-х годов начал работать возчиком Бауманского райпищеторга Казани, развозил товары на казанском Колхозном рынке и стал использовать отходы рынка на корм скоту в подсобном хозяйстве. Держать скот населению было строго запрещено, поэтому, Асгат сконструировал для них подземное жилище в сарае по соседству со своим конём Орликом. Асгат вырыл погреб, провёл туда воду, установил свет, придумал механизмы для подачи корма и уборки навоза.
Памятник Благотворителю

Памятник Благотворителю

Каждый день мужчина вёз отходы с рынка в сарай и кормил ими поросят. Навоз убирал ночью, запрягая собак в сани, чтобы не было слышно стука копыт. Для этого вставал каждый день в три утра, а выращенный скот сдавал государству. Так Галимзянов зарабатывал в течение 12 лет, а о его ферме никто не знал шесть лет благодаря тому, что всё хозяйство мужчина держал в идеальной чистоте. Деньги хранил под кроватью в эмалированном тазике. ОБХСС завёл на Галимзянова уголовное дело, но за него вступились директора нескольких детдомов, которым он помогал, и Асгату Галимзяновичу официально разрешили держать скот.
Памятник Благотворителю

А интересно, можно ли найти в нынешнее время такого Асхат-абый?)
Памятник градостроительства и архитектуры собственный дом Кекина
Домовладение первоначально принадлежало В.М. Молоствову, затем с 1890 г.- С.П. Романовой, вдове купца К.И. Романова, с 1897 г. - предпринимателю Л.В. Кекину. Владелец дома Владимир Модестович Молоствов (1829-1890 гг.) - офицер, помещик и видный общественный деятель. Он был председателем Тетюшской уездной земской управы и Казанской губернской земской управы. По его инициативе открыта Казанская школа для образования народных учительниц.
Памятник градостроительства и архитектуры собственный дом Кекина

Памятник градостроительства и архитектуры собственный дом Кекина

Двухэтажный дом, являвшийся основным объемом городской усадьбы. Функциональное зонирование основного объема с разделением на служебно-хозяйственную (нижний этаж) и жилую (верхний) прослеживается и на фасаде, где оконные проемы нижнего этажа в 1,5 раза ниже верхних. Центральная часть уличного фасада выделена ризалитом в 3 окна, арочные проемы которого завершены щипцевидным сандриком на консольках и богато оформлены лепниной.
Памятник градостроительства и архитектуры собственный дом Кекина

Фризовая часть украшена каменными консольками. Ризалит завершен трехчастным аттиком с треугольным фронтоном. Профилированные с ушком оконные наличники второго этажа, игольные прямоугольные нишки под окнами, зубчатый поясок карниза, филенчатый парапет на крыше являются характерными элементами архитектуры второй половины XIX в. С восточной стороны к дому примыкает одноэтажный пристрой входа с великолепной чугунной решеткой в стиле эклектики, ограждающей крытую, на металлических столбах террасу.
Памятник архитектуры в стиле эклектики классицистического направления.
Год создания Построен в 1850 г.
Объект культурного наследия Биржа купеческая
Дом был построен в 1913 году по проекту архитектора В. П. Александрова для Казанского общественного банка. Сам банк был учрежден городскими властями в 1848 году, размещался прежде в здании Думы, и до 1863 года должность городского главы и директора банка совмещались. После городской реформы 1870 года в капитал банка влились средства Приказа общественного призрения. Прибыли банка шли на… городские нужды и благотворительные цели.
Объект культурного наследия Биржа купеческая

Объект культурного наследия Биржа купеческая

Отмечается, что первый этаж двухэтажного здания имеет проемы витражного остекления в конструктивистском стиле, а три дверных проема и их столярка – в модерне. Весь 2-й этаж (который продается) имеет образ итальянских лоджий: «большая площадь остекленения сочетается с тонкими пилястрами в простенках, полубалясины в подоконных блоках». Весь фасад имеет ритмическое членение: крайние тройки, более широкие, отделены широкими и более высокими пилястрами.
Объект культурного наследия Биржа купеческая

Объект культурного наследия Биржа купеческая

Объект культурного наследия Биржа купеческая

Средняя часть имеет тройной ритм: проемы сгруппированы попарно пилястрами промежуточного модуля. Таким образом, по фасаду 2-го этажа употреблены три модуля ионического ордера. Дом - памятник гражданской архитектуры в стиле эклектики с элементами итальянского романтизма.
Впрочем, нынешний облик здания из-за многочисленных перестроек кардинально изменился.
Объект культурного наследия Дом Шарова
Бело- красное, яркое здание, которое привлекает внимание многих туристов - это доходный дом купца В.Шарова. Он украсил Большую Проломную улицу в середине 30-х годов 19 столетия (архитектор Ф.Петонди).
Объект культурного наследия Дом Шарова

Объект культурного наследия Дом Шарова

Первый этаж этого прекрасного памятника поздней классической архитектуры предполагал размещение торговых площадей, а два верхних отводились под жилые помещения. Когда-то здесь процветали торговые заведения в виде Кондитерской Аппельгрена, фруктовой лавки Подуруева, мыльной лавки Замановых и т.д.
Объект культурного наследия Дом Шарова

Объект культурного наследия Дом Шарова

Объект культурного наследия Дом Шарова

Очень отрадно, что внешний вид этого строения сохранился практически в первозданном виде. Здесь невольно хочется остановиться и проникнуться духом ушедших столетий, полюбоваться декором здания, его закругленным углом, и особенно его центральным фасадом, украшенным портиком коринфского ордена с десятью пилястрами. Некоторые туристы находят, что Особняк Шарова своим стилем и цветовым решением схож с домами центральной части Вены.
Выставка «Соло с красной пилой»
«Соло с красной пилой» – это персональная выставка Заслуженного художника Российской Федерации Олега Леонова, представляющая ретроспективу творческих поисков и методов мастера, а также его взгляд на предназначение человека в этом мире, в контексте современного реалистического искусства. Выставка является неким творческим отчетом художника, прежде всего перед зрителем, а потом перед собой.
Выставка «Соло с красной пилой»

Выставка «Соло с красной пилой»

Выставка «Соло с красной пилой»

Выставка «Соло с красной пилой»

Выставка «Соло с красной пилой»

Являясь художником-философом, Олег Леонов дает возможность оглянуться и вспомнить все и всех, предлагая зрителю пережить вместе с ним важные моменты его жизни и творчества. Не случайно, большинство работ, представленных в экспозиции, на генетическом уровне связаны с малой родиной художника и посвящены природе, флоре и фауне средней полосы России. Уже с рождения в поиске себя, своего места, своего пути в жизни, человек ищет близких людей и соратников, ищет родные места, выбирает любимое дело и цель.
Выставка «Соло с красной пилой»

Выставка «Соло с красной пилой»

Выставка «Соло с красной пилой»

Выставка берет на себя некую ответственность остановить взгляд зрителя, сделать паузу в этом суетном мире и посмотреть на себя со стороны. Как всегда, с этим может кто-то не согласиться, у кого-то взгляды будут совпадать, а кто-то может остаться вообще равнодушным. Задача художественного произведения – дать возможность зрителю научиться останавливать мгновение на пути к совершенству.
Очень необычная, современная, своеобразная, яркая и интересная выставка.
Памятник Коту Казанскому
В выходные я познакомилась с очень милым котиком.
Памятник находится на середине центральной пешеходной улицы Баумана (на её пересечении с улицейй Мусы Джалиля, рядом со зданием исторической гостиницы «Казань»).
Памятник Коту Казанскому

Памятник Коту Казанскому

Памятник Коту Казанскому

Металлическая скульптурно-архитектурная композиция высотой 3 метра и шириной 2,8 метра в виде лежащей на кушетке упитанной фигуры сытого кота в беседке с мышкой на шатровой крыше была создана казанским скульптором, заслуженным деятелем искусств Татарстана Игорем Башмаковым и отлита из алюминия на заводе художественного литья в городе Жуковский.
Памятник Коту Казанскому

Памятник Коту Казанскому

Памятник Коту Казанскому

Скульптура тонирована в цвет старого серебра, по объяснению автора, всегда бывшего излюбленным металлом жителей Казани. Колонны и купол конструкции украшены цветными стеклами и кусочками зеркал. У подножия выгравирована фраза «Кот казанский: ум астраханский, разум сибирский…» Памятник стоимостью около миллиона рублей был изготовлен на средства спонсоров-предпринимателей при поддержке администрации города и стал одной из достопримечательностей и одним из символов города.
Мастер - класс от "Абый - Сабый"
На прошлой неделе мы побывали на мастер - классе от "Абый - сабый". Делали брелок в виде тюльпана из кожи. Мне очень нравится творить с этой мастерской,а зимой мы делали браслет из кожи.
Мастер - класс от "Абый - Сабый"

Мастер - класс от "Абый - Сабый"

Мастер - класс от "Абый - Сабый"

Мастер - класс от "Абый - Сабый"

Мастер - класс от "Абый - Сабый"

У каждого народа есть свой символ, который имеет значение только для него. Много мастеров использует татарский орнамент, в котором основным мотивом является тюльпан. Для данного народа это, прежде всего, символ возрождения. Тюльпан находится на флаге Татарстана. Во-вторых, тюльпан неразрывно связан с религиозными воззрениями мусульманского мира. Цветок ассоциируется с именем Аллаха. Написание названия растения на арабском состоит из тех же букв, что и имя бога мусульманского мира. С точки зрения нумерологической системы Абаджа (каждая буква имеет собственное число) сумма букв в словах «тюльпан» и «Аллах» одинакова и равна 66.
Мастер - класс от "Абый - Сабый"

Мастер - класс от "Абый - Сабый"

Мастер - класс от "Абый - Сабый"

Мастер - класс от "Абый - Сабый"

На мастер- классе неожиданно встретились с активистами КДШ, было очень приятно со всеми познакомиться. Как же здорово посещать мероприятия с культурной командой.
Объект культурного наследия здание редакции газеты "Татарстан"
Объект культурного наследия республиканского значения, здание редакции газеты " Татарстан" поставлен на охрану постановлением Совета Министров ТАССР от 23.10.1981 №601
Объект культурного наследия здание редакции газеты  "Татарстан"

Объект культурного наследия здание редакции газеты  "Татарстан"

Существовавший на этом месте двухэтажный кирпичный дом был возведен в 1866 году в качестве флигеля углового дома по проекту архитектора П.Е.Аникина.
Объект культурного наследия здание редакции газеты  "Татарстан"

Заказчиком являлся казанский купец,почетный гражданин Иван Михайлович Щербаков. Впоследствии дом перешел во владение его сына - купца,потомственного почетного гражданина Александра Ивановича Щербакова.В конце XIX века в здании размещалось Первое городское начальное училище.
Объект культурного наследия здание редакции газеты  "Татарстан"

В этом доме в 1923 году в редакции газеты "Красный Татарстан" работал татарский поэт, Герой Советского Союза Муса Джалиль.