В Сабинском Доме Культуры посмотрели старинный обряд- сватовство. Очень интересно было посмотреть, как же раньше все это происходило....
Свадебный обряд в целом является единым для всех татар, но каждая этническая группа имеет ряд свойственных только ей особенностей, что связано, в первую очередь, с условиями расселения и проживания на той или территории.
Предсвадебный этап начинается со сватовства – ярәшү – яучы җибәрү, димләү. Сватовство заключалось в обговаривании условий предстоящего брака. В качестве сватов (яучы, димче) засылали людей непосредственно занимающихся этим занятием, которые пользовались уважением, обладали красноречием и даром внушения. Иногда данную роль брали на себя родственники или знакомые жениха. Разумеется, сваты имели определенную выгоду. Непренебрегали димче и возможностью заработать, когда девушку нужно было засватать за нелюбимого или пожилого человека. Путем различных уловок, ложных сведений находчивым расторопным старухам удавалось устроить такую женитьбу.
В народе сложилось немало поговорок, открывающие истинное их лицо: «Димче диңгез кичерер, төртеп суга төшерер»("Димче через море проведёт, да в воду столкнет").
На сегодняшний день обряд сватовства претерпел существенные изменения и представляет собой приход в дом невесты родителей или близких родственников жениха, которые просят руки девушки.
Определенным предписаниям следовал яучы и в доме, куда пришел свататься. В прошлом у татар сваты, объявив о цели своего визита, старались сесть под матицу, подложив под себя предложенную им подушку или хотя бы свою шапку, полагая, что это обеспечит им удачу при сватовстве.
К яучы относились с уважением, старались почтительно разговаривать, сажали за стол, где угощали свежим хлебом. Хлеб у татар выступает одним из главных, почитаемых яств, поэтому угощение свата хлебом является знаком доброго отношения и большого уважения к нему.
Сватание старались осуществлять в благоприятные, по мнению татар, дни – понедельник, четверг, пятницу, и избегать вторника, субботы.