|
Мы побывали в музейном магазине "Художественный салон" в Елабуга. 15 апреля в 2003 году в целях возрождения, сохранения и развития традиционной ремесленной культуры и народных художественных промыслов, поддержки мастеров декоративно-прикладного искусства и популяризации народного художественного творчества в структуре Елабужского государственного музея-заповедника был открыт Музейный магазин «Художественный салон», который расположился в здании торгового флигеля усадьбы купца Тарасова (XIX в.). Свыше двухсот представителей народно-художественных промыслов, мастеров декоративно-прикладного творчества, народных умельцев и художников из более чем тридцати городов Российской Федерации являются партнёрами Елабужского государственного музея-заповедника. Их работы в большом разнообразии представлены в Художественном салоне. Это изделия из дерева, бересты и соломки, натурального камня, керамики и лозы, разнообразные вышивки, куклы в национальных костюмах, живописные работы и графика профессиональных художников Прикамья.
Диляра Юсупова
19 ноября 2021
6 комментариев
+6
332
|
|
Скульптурная композиция 2-х метровый бронзовый кованый самовар с баранками установлена в 2008 году на Хлебной площади, за основу которого взят самовар XIX века. В самом широком месте диаметр самовара составляет 1 м. 80 см. Это символ гостеприимства и семейного очага. Автор памятника – Алмаз Хакимов.
По словам автора, самовар-это целая философия. Когда в домах не было ни телевизоров, ни радио, он собирал за одним столом всю семью. Но самовар для Елабуги еще и символ истории, которую жители бережно хрянят и восстанавливают, ведь в свое время Елабуга была известным торговым городом, в котором жило 600 представителей купеческого сословия. Именно купцы и привозили в город с китайской границы на то время такой дорогостоящий чай, который не каждый житель мог себе позволить. Чаще всего чай в Елабуге пили с молоком, медом, плюшками и знаменитыми елабужскими пряниками. Двухметровый красавец из красной меди стоит на украшенном кованым узором постаменте в окружении оригинальных скамеечек и фонарей, выполненных искусными мастерами. |
|
Татарское книжное издательство – крупнейшее национальное издательство Российской Федерации, обеспечивающее татарское население не только республики, но и татар, живущих за ее пределами книгами на родном языке. Пропаганда татарской книги и произведений авторов других народов, проживающих в Республике Татарстан, обеспечение детских садов, школ учебниками и методическими пособиями являются основными задачами Татарского книжного издательства.
Возникновение Татарского книжного издательства связано с централизацией и огосударствлением многочисленных частных, кооперативных и ведомственных издательств и типографий города Казани. Весной 1919 года Центральный татаро-башкирский комиссариат решает перевести отдел печати комиссариата из Москвы в Казань с целью налаживания нового книгоиздательского дела и социалистического просвещения масс татар-мусульман (завотделом печати был классик татарской литературы Галимджан Ибрагимов.) В июле 1919 года в Казани было создано отделение Госиздата РСФСР, которое в декабре 1921 года было преобразовано в самостоятельное издательства Татгосиздат. До организации собственных издательств в его ведении находились Чувашпечать, издательства Марийской автономной и Пермской областей. В 1923 году все партийные и ведомственные издательства и типографии были объединены в комбинат издательства и печати при Совнархозе ТАССР. На протяжении всего времени существования издательство неоднократно реорганизовывалось и меняло своё название: с 1925 года – Татарское государственное издательство (Татгиз), в 1927 году реорганизовано в Татарское издательство (Татиздат), с 1933 года, после присоединения книжной фабрики им. Камиля Якуба, – Татарское государственное издательство (Татгосиздат), в 1954–1958 годы – Таткнигоиздат, с 1958 года издательство носит своё нынешнее название. В 1926–1935 годы издательство занимало первый этаж здания Пассажа на улице Кремлевской. Летом 1935 года оно переехало в здание Дома печати на улице Баумана, которое было построено как база издательства и полиграфии. Татарское книжное издательство (ТАТКНИГОИЗДАТ) в советские времена было основным издательством Татарской автономной республики (ТАСССР, в настоящее время — Республика Татарстан). Художественную литературу оно всегда публиковало исключительно по рекомендациям местного отделения Союза писателей. Фантастики среди публикуемых книг было немного, так как мало кто из казанских писателей работал в этом жанре. После Перестройки количество фантастики чуть прибавилось, но издавалась исключительно классика в мягких обложках. С 2009 года Татарское книжное издательство находится в составе здания филиала ОАО «Татмедиа» Полиграфическо-издательского комплекса «Идел-Пресс». |
|
Памятник Ленину имеет свою историю. Дело в том, что он должен был отправиться на Кубу в дар, к 100-летию со дня рождения В. И. Ленина. Но кубинцы отказались от этого дара. Причина отказа-памятник слишком мал, по сравнению с любовью и признательностью кубинского народа Владимиру Ильючу Ленину. В декабре 1980 года этот памятник установили на Площади Ленина в Елабуге. Автор скульптуры - народный художник СССР, лауреат Ленинской премии Кибальников А.П. (автор памятника В.В.Маяковскому, П.Третьякову, соавтор Мемориала Брестская крепость).
|
|
Перед высоким зданием Татмедиа (Декабристов, 2) установлен даже не совсем памятник в привычном фигурном виде, а скорее большая мемориальная доска «В память о журналистах и полиграфистах, защищавших Родину в Великой Отечественной войне». Это один из довольно большого количества памятников, отражающих участие Татарстана в войне. Памятник установили к 65-й годовщине победы, 9 мая 2010 года. Инициатором его создания и установки стало агентство по печати и массовым коммуникациям Республики Татарстан и компании «Идел-Пресс». Памятник представляет собой прямоугольную плиту, облицованную белым мрамором, на которой закреплена мемориальная гранитная доска с нанесенным символом Вечного огня. В годы войны на фронт ушло 118 казанских журналистов и писателей, 31 из них погиб. По данным исследователей деятельности журналистов во времена ВОВ, корреспонденты шли на передовую вместе с обычными солдатами ради получения эксклюзивных кадров и материалов. Иногда им даже приходилось вступать в бой, чтобы получить сенсационный материал. Обусловлено это было не только героизмом советских журналистов, которые самоотверженно исполняли свой долг, но и тем, что редакции газет в принудительном порядке требовали от своих работников сенсаций. При этом цена, которую может заплатить журналист, их не интересовала. Кроме того, корреспонденты носили офицерские звания. В связи с этим они были обязаны выполнять не только свой профессиональный, но и гражданский долг. Военные журналисты не только рассказывали гражданам о подвигах советских солдат, но и выполняли идеологическую функцию, демонстрируя всем жителям Советского Союза то, что врага можно победить благодаря героизму и верности Родине. |
|
Музее современного этноискусства работает выставка участников III Елабужской биеннале уникального рисунка и IV Международной Елабужской триеннале экслибриса. На выставке представлено 40 работ, которые раскрыли экслибрис не только как современный жанр графического искусства, но и как предметную память об ушедших временах и людях, и 31 образец уникального рисунка. Авторы этих работ — 31 участник конкурса биеннале из 4 стран (Германия, Черногория, Финляндия, Россия) и 26 участников из 9 стран (Италия, Украина, Мексика, Турция, Польша, Беларусь, Сербия, Казахстан, Россия) конкурса триеннале экслибриса, посвященного татарскому поэту Мусе Джалилю. |
|
Халиков Ислам Рахимович
![]() Двенадцать Лениногорских Героев Советского Союза Халиков Ислам Рахимович Родился 15 ноября 1918 года в селе Старое Шугурово ныне Лениногорского района РТ. Татарин. Окончил 7 классов. Работал бухгалтером на нефтебитумном заводе. В Советской Армии с 1939 года. Член КПСС с 1941 года. Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 года. Командир орудия отдельного истребительно-противотанкового артиллерийского дивизиона 83-й морской стрелковой бригады (46-я армия, 3-й Украинский фронт) старший сержант Халиков отличился при форсировании Днестровского лимана и в боях по освобождению Бессарабии. 29 августа 1944 года в бою за село Успенка (Саратский район Одесской области) расчёт его орудия вступил в бой с колонной противника и нанёс ему значительный урон в живой силе и боевой технике. В этом бою Халиков погиб. Звание Героя Советского Союза ему присвоено 24 марта 1945 года посмертно. Награждён орденом Ленина, Отечественной войны II степени, Красной Звезды, медалью. В посёлке городского типа Сарата Одесской области и в посёлке Шугурово Лениногорского района РТ установлен обелиск, в городе Лениногорске его именем названа улица. |
|
Музее современного этноискусства Елабуги работает выставка «Энергетическая живопись Рашида Гилазова». Автор выставки — заслуженный деятель искусств Республики Татарстан, сейчас проживает в Санкт-Петербурге. Этой осенью он специально приехал в Елабугу на две недели, чтоб создать серию работ о городе. На выставке представлены созданные на пленэре полотна с видами старинного города Елабуги и его живописных окрестностей. Здесь можно увидеть город и уголки природы в осенних красках, проникнутся сердечной теплотой, с которой Рашид Гилазов создает свои полотна. На картинах изображены елабужские храмы, музеи, старинные улочки, достопримечательные места, башня древнего городища. Выставка мне очень понравилась, яркая, теплая! Очень позитивные картины! |
|
Музей современного этноискусства Елабужского государственного музея-заповедника представляет персональную выставку заслуженного художника Российской Федерации, члена Союза художников СССР, члена-корреспондента Петровской академии науки и искусств, почетного члена Российской академии художеств Р.А. Лысениной. Раиса Алексеевна обучалась в Абрамцевском художественно-промышленном училище и Ленинградском высшем художественно-промышленным училище имени В.И. Мухиной. Более 40 лет она посвятила станковой и монументально-декоративной скульптуре. В своем творчестве Лысенина использует разный материал: дерево, камень, керамику, бронзу. Избегая сюжетной занимательности, успешно работает в мелкой пластике и монументальной скульптуре, тонко чувствует особенности натурного этюда и формально декоративной композиции. Многие произведения художницы несут в себе глубокий философский смысл, однако не чужды автору и добродушный юмор, и тонкая ирония. На выставке в Музее современного этноискусства представлены 86 работ Раисы Алексеевны – 26 графических листов, выполненных пастелью, и серия из 60 скульптурных композиций, соединяющих в себе самые разные материалы: дерево, кожу, бронзу, горячую эмаль, стекло, смолы, известняк, гранит и другие материалы. Большая часть представленной экспозиции отведена православной теме, которая выражает сокровенные чувства автора: скорбь от потерь, боль от пережитого, ниспосланные чудеса, любовь и восхищение: «Поцелуй Иуды», «Четыре игуменьи Казанского женского монастыря» «Вербное воскресенье», образы рязанских святых Петра и Февронии, прославивших семейное счастье. Кроме того, в графике и скульптуре Р.А. Лысенина выражает свои впечатления и раздумья, навеянные путешествиями по России и зарубежью. Основными жанрами здесь являются сельский и городской пейзаж, а также бытовые зарисовки: «Утро в деревне», «На деревенском огороде», «Царь полей – борщевик». Часто природные формы сами служат источником вдохновения для автора и помогают наиболее точно воплотить замысел. Так, «Скоро в небо», «Полет к детству» из серии скульптурных композиций «Неслучайные случайности» помогают увидеть чудо в незаметных на первый взгляд предметах. Раиса Алексеевна удостоена многочисленных наград от государственных, общественных и религиозных организаций России и зарубежья. Работы художницы находятся в Государственном музее-заповеднике С.А. Есенина, Рязанском государственном областном художественном музее имени И.П. Пожалостина, Башкирском государственном художественном музее имени В.М. Нестерова и других российских музеях. |
|
Музей современного этноискусства открыт 1 августа 2018 года. Целью его создания является экспонирование произведений лучших мастеров живописи, графики декоративно-прикладного и искусства советского периода и современности. Музей открывает посетителю дверь в многогранный мир искусства, объединяющий различные по жанру, стилю и технике исполнения работы.
В Музее современного этноискусства представлены работы художников – участников этно-арт-проектов, которые Елабужский государственный музей-заповедник проводит на протяжении 13 лет. Это графические и живописные работы мастеров со всей России, стран ближнего и дальнего зарубежья. Здесь проводятся передвижные выставки современных фотографов и художников. |