ГлавнаяБЛОГИКультурный дневник

Новые записи
Новый театр Камала
Новый театр Камала
29 мая 2025 - Яков Косушкин 0 0
Театр Качалова
Театр Качалова
16 мая 2025 - Полковников Егор 0 0
Полковников Егор
Театр Качалова
16 мая 2025 - Полковников Егор 0 0
«В лесу прифронтовом!»
«В лесу прифронтовом!»
12 мая 2025 - Асель Закирова 0 0
Школа. 80-летие Победы.
Школа. 80-летие Победы.
12 мая 2025 - Асель Закирова 0 0
Мой прадед и прабабушка
Мой прадед и прабабушка
11 мая 2025 - Асель Закирова 0 0
История Войны.
История Войны.
11 мая 2025 - Асель Закирова 0 0
80-летие Победы!
80-летие Победы!
11 мая 2025 - Асель Закирова 0 0
Волшебное дерево
Волшебное дерево
11 мая 2025 - Полина Алексеева 0 0
Царевдвор
Царевдвор
11 мая 2025 - Полина Алексеева 0 0
Сказочная набережная
Сказочная набережная
11 мая 2025 - Полина Алексеева 0 0
Музей Верховного суда Республики Татарстан
Музей Верховного суда Республики Татарстан
11 мая 2025 - Полина Алексеева 0 0
Музей Елабужского городского суда
Музей Елабужского городского суда
11 мая 2025 - Полина Алексеева 0 0
Конкурс «Великой Победе – 80!»
Конкурс «Великой Победе – 80!»
11 мая 2025 - Полина Алексеева 0 0
По зеленым холмам океанам
По зеленым холмам океанам
11 мая 2025 - Полина Алексеева 0 0
Полина Алексеева
По зеленым холмам океанам
11 мая 2025 - Полина Алексеева 0 0
День Победы!
День Победы!
11 мая 2025 - Диана Назарова. 0 0
Мой прадед!
Мой прадед!
11 мая 2025 - Асель Закирова 0 0
80-летие Победы!
80-летие Победы!
11 мая 2025 - Асель Закирова 0 0
Эсперанса-Семья!
Эсперанса-Семья!
11 мая 2025 - Асель Закирова 0 0
+1249 RSS-лента RSS-лента

Культурный дневник

Автор блога: Гулия Муллагалиева
Все рубрики (43)
Музей (15)
Татарское ткачество- Туку станогы
Татарское ткачество
Татарское ткачество-  Туку станогы

Долгие часы, было время, проводили татарские женщины за ткацким станком. Владели они всеми видами техник узорного тканья: бранного (чуплэм), выборного (теслы чуплэм), многоремизного (кыялап сугу). Но наиболее традиционной и присущей для них была техника закладного ткачества (асалап сугу), которая явилась основой производства, помимо узорных тканей, также безворсовых ковров «келэм», половиков и дорожек.


Наряду с простыми гладкими тканями создавались богатые узорные изделия, украшенные разнообразным геометрическим орнаментом: концы полотенец, занавески, края скатертей, подзоры, фартуки.


Сейчас лишь в отдельных деревнях Татарстана можно встретить мастериц, работающих дома на ткацком станке. В основном они ткут безворсовые дорожки с полосатым многоцветным узором, так называемые паласы. Нарядные красочные половики, полосатые, а иногда с узором в клетку, стелятся на пол, накидываются и на мебель.


Мастерицы всегда владели множеством приемов, знали секреты разных приспособлений, подчас столь сложных, что даже не каждая ткачиха могла заправить такой стан. Ведь нужно было уметь точно рассчитать рисунок будущей ткани и соединить все части стана и нить основы в единую систему. Лишь самые опытные ткачихи умели составить схему-расчет узора и заправить стан в нужном порядке.
Татарское ткачество-  Туку станогы
Татарское ткачество-  Туку станогы


Тукучылык - татарларда киң таралган һәм борынгы кәсепләрнең берсе. Тукучылык өчен чимал булып җитен, киндер һәм йон кулланылган. Әлеге чималны тукыма хәленә китергәнче, халык, эшкәртү срокларын төгәл саклап, аларны төрле алымнар һәм ысуллар белән камилләштергән. Җитен һәм киндерне иң элек төрле формадагы талкыларда (русча - мялка) - авыш, горизонталь кәүсәле, горизонталь такталы һәм бүкәнгә казылып куелган вертикаль борыслы - ваклаганнар. Күбрәк, ясау өчен уңайлы булганлыктан, такталы горизонталь талкылар кулланылган. Ваклаганнан соң, җепселләрне кулдан эшләнгән каккыч ярдәмендә талкыштан һәм киндер сөягеннән чистартканнар. Аннан соң барлыкка килгән сүсне саклык белән генә махсус ясалган тараклар белән тараганнар. Мондый тараклар агач тактага тимер энәләр кагып ясалганнар. Ә сарык йонын тараганчы чүбеннән арындырып, йон или торган станокта аяганнар. Йонны эрләү өчен каба һәм орчык кулланылган. Кабаларның күп кенә формалары билгеле булган, әмма еш таралганы - җыелма каба булган, ягъни яссы тактага урнаштырылган вертикаль такта. Бу тактага йон бәйләнеп куелган. Әзер җепне тубырча дип аталган станокта аркылы һәм буй җепләргә аерганнар.

XIX гасыр ахырында - XX гасыр башында тукучылык төрле бизәкләр куллану белән характерлана. Бизәкләр эре дә, вак та, төсләр палитрасы да бай булган.

Йорт шартларында тукылган тукымалардан урын-җир, сөлгеләр, эскәтер һәм пәрдәләр тегелгән. Аларның урта өлеше гади үрелеп тукылса, башлары полосалар белән бизәлгән. Кайбер тукымаларны аз сандагы такталар кулланып, төрле бизәк ясап та тукыганнар. Андый бизәкләр йөзек кашы, уймак чүпләм дип аталганнар. Татарларда борын-борыннан билгеле булган чыбылдыклар да шул техника белән тукылган. Татарлар катлаулы техника (һәр орнаменталь форма аерым җепләр белән) белән башкарылган кырык шырпылы тукымалар ясау белән дә шөгыльләнгәннәр.
Борынгы өйнең эчке бизәлеш
Борынгы өйнең эчке бизәлеш
Борынгы өйнең эчке бизәлеш
Борынгы өйнең эчке бизәлеш
Борынгы өйнең эчке бизәлеш
Борынгы өйнең эчке бизәлеш

Чаршауларның күбесе турыпочмаклы формада булган. Гадәттә, алар өйдә тукылган, әмма ХIХ гасыр ахыры – ХХ гасыр башында чаршаулар, сатып алынган төсле ситсылардан тегелгән үрнәкләр хисабына “этеп” чыгарылганнар. Чуар чаршаулар аеруча да киң таралыш алган була. Нигездә, аларда шакмаклы һәм буй-буй тукымалар, кызыл, зәңгәр, яшел һәм ак тоннар белән ярашкан. Шулай ук, үзәк кырлары зур геометрик фигуралар белән “тутырылган” чаршаулар да популяр булган.
Келәм. Гомумтөрки киләң “бәрхет” сүзеннән. Келәм – идәнгә җәю, стеналарны бизәү һ.б.лар өчен кулланыла торган төрле-төрле төстә, бизәкләп эшләнгән палас .

Интерьердагы горизонталь өслек, шул исәптән сәке һәм идән, татар өйләрендә келәм белән бизәлгән. Сәкене, гадәттә, киез келәм белән, ә идәнне тукылган йонсыз келәм белән каплаганнар.
Урындыкларда, сандык, сәке өсләрендә утыру өчен сырган аслык – көрпә кулланганнар. Бәйрәм һәм дини җыелышларда алгы стена буйлап сәкегә озын көрпә (50 сантиметрдан башлап бер метрга кадәр һәм аннан да озынрак) җәйгәннәр. Иң кадерле кунакка, мисал өчен муллага, утыру өчен Ашъяулыклар көнкүрештә еш кулланылганнар. Башлыча, аларны аш табыны яисә сәкедә, идәндә яки өстәлдә чәй эчкәндә җәя торган булганнар. Көндәлек файдаланыла торган ашъяулыкларны шакмаклы яки буй-буй рәсемнәр белән тукыганнар. Тантаналы очраклар өчен, ак җитенле яисә тегелгән бизәк белән төсле ефәк ашъяулыклар кулланылган .
Сөлгеләр белән өйнең алгы ягын, түрне бизәгәннәр. Керүче кешегә, иң беренче чиратта, өйнең, нәкъ менә әлеге өлеше күзгә чалына. Сөлгеләрне шулай ук, кырыйдагы стеналарга, тәрәзә араларына, бүлмәара киртәләргә, киштәләргә эләләр, алар белән бүлмә почмаклары да капланыла.

Шул рәвешле, татар телендә өйнең эчке бизәлеш предметлары атамалары, татар халкының милли эстетик һәм этик кыйммәтләре, гадәт, тәртип, үз-үзеңне тотышу, гаиләдә яшәү үзенчәлекләре белән бәйләнгән.
Интерьер татарской избы конца ХIХ в. – начало ХХ в.
Интерьер татарской избы конца ХIХ в. – начало ХХ в.
Интерьер татарской избы конца ХIХ в. – начало ХХ в.
Интерьер татарской избы конца ХIХ в. – начало ХХ в.
Интерьер татарской избы конца ХIХ в. – начало ХХ в.


В лесной и лесостепной зонах вся усадьба по периметру была обычно огорожена: с боковых сторон – строениями и забором из плетня, тёса или брёвен, выполненным в закладной (пазовой) технике; со стороны огорода – пряслом или плетнём, тычинником с воротами для выезда на околицу. Передняя часть ограничивалась клетью, центральными воротами и фасадом избы, перед которой высаживали цветник и декоративные деревья. Если дом располагался в глубине усадьбы, то со стороны улицы устанавливали высокий глухой забор с воротами.
Краеведческий музей
Краеведческий музей
Краеведческий музей
Краеведческий музей
Краеведческий музей
Краеведческий музей

О музее

С 7 мая 2005 года музей арендует 522,1 кв. м. площади в реконструированном помещении бывшего административного здания районного потребительского общества села Актаныш. Село Актаныш – центр Актанышского района, в 381 км к востоку от Казани – столицы Татарстана. Расположен вблизи Нижнекамского водохранилища, в 65 км к югу от железнодорожной станции в Нефтекамске. В южной части района – автодорога Мензелинск – Уфа.



Музей осуществляет следующие основные виды деятельности:

- пропаганда исторических знаний, содействие более полному и глубокому усвоению жителями района богатств отечественной и мировой культуры, патриотическому, эстетическому и нравственному воспитанию населения;

- выявление, изучение, учет, реставрация, сохранение и исследование национальных реликвий, культурно- исторических ценностей и памятников природы;

- организация и развитие всех направлений музейной деятельности, в т.ч. научно - исследовательской, экспозиционно - выставочной, научного комплектования фондов, научно-методической, культурно - образовательной работы.
Краеведческий музей
Краеведческий музей

«Кто не знает прошлого, у того нет и будущего»,- сказал великий педагог – просветитель Шигабуддин Марджани. В наше трудное, сложнейшее время, если стремиться воспитать духовно – нравственную – наполненную чувствами любви к Родине, заинтересованную её историей, достижениями культуры, относящуюся с уважением к национальным символам, священным местам, готовую служить народу и обществу, тактичную и покорную личность, во-первых, нужно начать с того, что ребенку с малых лет надо рассказывать историю своего родного края, своего народа. Тот, кто не ценит себя и своего народа, не уважает и других.
Выставка про родной язык
Выставка про родной язык

На книжной выставке "Дөньяда иң матур тел. Ул минем туган телем "в библиотеке представлены издания по истории татаркого языка и культуре речи, различные словари, справочники, энциклопедии, посвященные родному слову, а также литература по фольклору: книги с пословицами, поговорками, загадками, сказками.
Выставка "Динем -ислам, милләтем - татар"
Выставка "Динем -ислам, милләтем - татар"
Выставка "Динем -ислам, милләтем - татар"

В рамках духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения в читальном зале библиотеки есть книжная выставка ."Динем -ислам, милләтем - татар"

Из книг, представленных на выставке, посетители смогут узнать о периоде возникновения и становления ислама. Откроют для себя много интересного о жизни и деятельности Пророка Мухаммада (с.а.с.), познакомятся с переводом сур и аятов из книги «Коран»

Библиотекарь Нургалиева Гузалия проведет обзор представленного материала, ознакомит посетителей с материалом из тематической папки"Динем -ислам, милләтем - татар" и расскажет о том, что ислам — это миролюбивая религия, целью ниспослания которой является облегчение жизни для человека. Выставка будет доступна для широкого круга пользователей общедоступной библиотеки.
Выставка "Ул елларны ничек онытасың...""
Выставка "Ул елларны ничек онытасың...""
Выставка "Ул елларны ничек онытасың...""
Выставка "Ул елларны ничек онытасың...""

Была организована выставка "Ул елларны ничек онытасың..." ». Здесь представлена историческая и художественная литература, посвященная Великой Отечественной войне (1941 – 1945гг.) Всем читателям, которые знакомились с выставкой, сотрудник библиотеки вручал георгиевские ленточки – символ Великой Победы.
Самовар
Самовар
Самовар
Самовар
Самовар

Самовар – это устройство для приготовления кипятка. «Сам варит» — отсюда и слово "Самовар" произошло. Только на Руси пили чай из самовара. ... Готовые баранки нанизывали на верёвку и когда садились пить чай на самовар вешали баранки.
Металлический сосуд для кипячения воды и приготовления чая. Первоначально вода нагревалась внутренней топкой, представляющей собой высокую трубку, наполняемую древесными углями. Позже появились другие виды самоваров - керосиновые, электрические и пр. Во второй половине XX века почти повсеместно вытеснены электрическими чайниками и чайниками для плит.
Чабата- лапти
Чабата- лапти
Чабата- лапти
Чабата- лапти


Вероятно, поволжские татары переняли лыковую обувь у соседних народов: мордвы, чувашей, русских. Лапти были в основном рабочей обувью. В XIX в. их плели повсеместно, для большей части населения это было домашнее ремесло.

В Казанской и Уфимской губерниях сложился кустарный промысел по изготовлению лаптей татарского образца («татар чабатасы»), которые отличались прямоплетеной головкой, косоплетеной подошвой, низкими бортиками и короткими оборами. Они уступали по красоте плетения русским лаптям, но были практичнее и дешевле; через скупщиков большими партиями такие лапти сбывались в низовых поволжских губерниях, на приисках и т. д.

Лапти носили с холщовыми или суконными чулками («тула оек») либо с портянками; короткие оборы не обматывали голень, а крепились у щиколотки. В распутицу пользовались лаптями на деревянных подпорках («күтәртмә чабата»). Оригинальные лапти («бышымлы чабата») лапти с присборенным и завязывающимся у щиколотки холщовым верхом – были распространены среди татар Приуралья в основном как женская зимняя обувь. Широко использовались лыковые башмаки («җүкә башмак»), зачастую их делали без задников – в виде шлепанцев, на кожаной или деревянной подошве.

Лапти были особо популярны у кряшен, в нагайбакской группе для женщин и детей изготовлялись нарядные цветные лапти – с вплетенными в лыко яркими шерстяными нитями.

Несмотря на то, что в сознании людей ношение лаптей отождествлялось с бедностью и нищетой, во многих сельских районах их использовали вплоть до середины ХХ в
Авылым мәчетендә
Авылым мәчетендә
Авылым мәчетендә

Мәчетнең яңалыгы, матурлыгы гына түгел, аның намаз әһелләре белән тулы булуы да кыйммәт. Мәчетнең бөтен күрке – халык. Моңа кадәр дә мөслимлеләр яратып йөргән гыйбадәт йорты тагын күбрәк дин кардәшләребезне үзенә тартсын. Яшь буын да, өлкәннәр белән бергәлектә булып, гамәл-гыйбадәтләрен бергә-бергә үтәсеннәр иде.