Автор блога: | Гулия Муллагалиева |
Риза Фахрутдинович Ишмурат (Ишмуратов) (1 ноября 1903 — 29 октября 1995) — татарский драматург, общественный деятель, публицист, режиссёр, Заслуженный деятель искусств Татарской АССР, Заслуженный деятель искусств РСФСР (1983), участник Великой Отечественной войны 1941—1945 годов
Риза Фахрутдинович является автором многих драматургических произведений. В 1926 году в Татарском академическом театре были поставлены его первые пьесы («Йокы патшалыгында» — «В царстве сна», «Втек философ» — «Философ-оборванец»). Тематику и содержание драматургии Ишмуратова определяли идеологические установки советского времени. В 1930-е гг. в драматургии Ризы Фахрутдиновича на передний план выступили проблемы утверждения новой советской морали, которые решались на фоне и в ситуациях классовой борьбы на стройках, в деревнях, в среде интеллигенции, студенчества. В годы войны, находясь на фронте, Ишмуратов Р. Ф. не прекращал творчества. Его пьесы с успехом шли на сценах татарских театров. После войны Риза Ишмуратов продолжал заниматься творчеством. В Союзе писателей Татарской АССР он возглавлял секцию драматургов, вел работу с творческой молодежью. Выступал не только как драматург, но и как талантливый публицист и переводчик.
Гулия Муллагалиева
9 ноября 2022
+28
479
21 комментарий
|
Это раненый полумесяц, снятый с минарета мечети деревни Чатово (Чат). В него попала пуля, когда через татарскую деревню прошли отступающие войска Колчака. Полумесяц пережил советскую эпоху, хранился в одной семье, теперь его можно увидеть в музее.
|
Ранняя история и основание Актаныша представлены интереснейшими экспонатами - памятниками материальной культуры, прослеживающие основные этапы развития человека на территории нашего района Материалы многочисленных археологических раскопок послужили основой экспозиции. Кости. Кремниевые наконечники стрел, каменные топоры, фрагменты глиняных сосудов с богатым орнаментом созданы руами обитателей неолитических стоянок. |
Авзалова Альфия Авзаловна – эстрадная певица из Татарстана, исполняющая песни на четырнадцати разных языках. Ей присвоили звание народной артистки Татарской АССР и заслуженной артистки РСФСР. Альфия появилась на свет 15 января 1933 г. В небольшом селе Актаныш (Республика Татарстан). В пятилетнем возрасте девочка потеряла маму, еще толком не успев отойти от утраты, девочка узнает, что на фронте во время ВОВ погиб ее папа. Воспитывала будущую звезду ее тетя. Будучи еще юной, обнаружила у себя прекрасный вокал и стала солисткой Татарского государственного ансамбля песни и танца. Тогда ей было 15 лет. Она исполняла исторические и современные народные песни, а также в ее репертуар вошли композиции популярных композиторов тех времен. Нотную грамоту и профессиональное пение девушка осваивала в Татарской Государственной филармонии имени Габдуллы Тукая |
Музейные экспонаты Барсу́к обыкнове́нный - барсу́к (лат. Melesmeles), хищное млекопитающее семейства куньих, единственный вид в роде барсуков. Находится под угрозой исчезновения с 1990г. в Татарстане.Таксидермическая работа из г. Наб. Челнов. Приобретен музеем 2005 г. Большая поганка или чомга (лат.Podiceps cristatus) - вид водных птиц из семейства поганковых. Таксидермическая работа из г. Наб. Челнов. Приобретен музеем 2005 г. Вальдшнеп (лат.Scolopax rusticola) - небольшая птица семейства бекасовых, гнездящаяся в умеренном и субарктическом поясе Евразии. На большей части ареала перелётная птица, ведёт скрытный ночной образ жизни.Таксидермическая работа из г. Наб. Челнов. Приобретен музеем 2005 г. Белка обыкновенная (Sciurusvulgaris) - ее так же еще называют векша является грызуном из семейства беличьих. Это единственный представитель рода белок, который обитает в фауне России. Таксидермическая работа из г. Наб. Челнов. Приобретен музеем 2005 г. Суслик (Spermophilus) - млекопитающее из отряда грызунов (Rodentia), семейства белковых (Sciuridae). Суслики - жители открытых пространств. Они заселяют степные и лесостепные районы нашейстраны Таксидермическая работа из г. Наб. Челнов. Приобретен музеем 2005 г. Рысь (лат.Lynx) — род хищных млекопитающих семейства кошачьих, наиболее близкий к роду собственно кошек (Felis).Таксидермическая работа из г. Наб. Челнов. Приобретен музеем 2005 г. |
Актанышский район – один из важнейших центров и оплот татарской культуры и языка. Это ясно видно на практике,в самом райцентре и селах,на улицах редко слышится русская и иная речь,местные жители и гости в основном говорят на татарском.Да актанышцы говорят хорошо и на русском,но особым актанышским (татарским) акцентом. В этом регионе родились и выросли немало выдающихся деятелей культуры татарского народа : артисты, писатели, поэты и музыканты Бүген Актаныш гармунчылары: “Гармун моңын кире кайтарасы иде! Гармунны элеккеге дәрәҗәле урынына күтәрәсе иде!”, - ди алар. Актаныш районының һәр авылы тальян моңын әле дә булса хәтерләвенә шик юк. Кабатланмас шушы моңны бездән соң киләчәк буынга да илтеп җиткерәсе иде, җәмәгать! Актаныш гармунчыларын да көйләреннән генә түгел, тышкы кыяфәтләреннән үк танытасы килә – горурланырлыгың гармуның бар бит синең, татарым! |
Ларек — киоск, ларек временное или постоянное помещение, используемое для торговли или оказания услуг, с обслуживанием покупателя вне помещения;
Ларек - кечкенә генә кибет, сату итү чатыры |
"Ислам динен үстерү үзебездән тора" исемле әңгәмәдәге фотолар -Ислам – Аллаһ дине. Ул кыямәткә кадәр яшәячәк, Аллаһы боерса. Динебез сүнмәячәк, иншә Аллаһ. Шулай да ислам динен алып бару бездән тора. Ул - Аллаһы Тәгаләнең әмере, дип гаиләләребезгә, туганнарыбызга, күршеләребезгә аңлата барсак, динебез сүнмәячәк. Барысы да үзебездән тора. Тик мәңге сакланачак динебезне үзебезгә алып барырга һәм сакларга кирәк. Мин аны шулай күзаллыйм. |
традиционная одежда татар, комплекс предметов одежды, сложившийся на протяжениолетий среди татарского народа. Под татарским костюмом следует понимать весьма широкий спектр национальной одежды различных подгрупп татар. На формирование единообразного современного вида национального костюма значительное влияние оказал сформировавшийся в конце XIX века комплекс одежды поволжских татар. Сильное влияние на татарский костюм оказали также традиции восточных народов В современном виде татарский костюм сложился к началу XIX века, времени бурного развития татарского торгового капитала, нацеленного царским правительством на торговлю со Средней Азией. В настоящее время национальный костюм используется в основном в качестве сценического реквизита. Однако костюмы, надеваемые представителями татарской эстрады (а также на официальных мероприятиях вроде торжественных встреч гостей) и представляемые как народные, стилизованы до такой степени (в частности, перегружены декоративными элементами), что зачастую имеют мало чего общего с аутентичными образцами (стоит отметить, что в среде крещёных татар бытуют ансамбли народной ансамбли, участники которых носят аутентичные народные костюмы, а). Несколько более достоверные образцы народных костюмов носят участники Сабантуя. |
Актанышский район Республики Татарстан богат своими знаменитыми людьми. Предлагаемая экскурсия дает возможность нам познакомиться с известными скульпторами и художниками, уроженцами малой родины. Например, село Старое Курмашево Актанышского района — родина трех художников, знаменитых не только в Татарстане, но и за ее пределами: З.Р. Басырова, народного художника Башкортостана, лауреата Премии им. Акмуллы, В.М. Маликова, народного художника Татарстана, лауреата Государственной премии ТАССР имени М. Джалиля А.Г. Сафаргалина, заслуженного деятеля искусств Украины, лауреата Премии им. Зубарева, председателя Союза художников Харьковской области. В экскурсии была интересная и полезная информация про их жизнь и творчество |