ГлавнаяБЛОГИКультурный дневник

Новые записи
Новый театр Камала
Новый театр Камала
29 мая 2025 - Яков Косушкин 1 +1
Театр Качалова
Театр Качалова
16 мая 2025 - Полковников Егор 1 +1
Полковников Егор
Театр Качалова
16 мая 2025 - Полковников Егор 0 0
«В лесу прифронтовом!»
«В лесу прифронтовом!»
12 мая 2025 - Асель Закирова 1 +1
Школа. 80-летие Победы.
Школа. 80-летие Победы.
12 мая 2025 - Асель Закирова 1 +1
Мой прадед и прабабушка
Мой прадед и прабабушка
11 мая 2025 - Асель Закирова 0 0
История Войны.
История Войны.
11 мая 2025 - Асель Закирова 0 0
80-летие Победы!
80-летие Победы!
11 мая 2025 - Асель Закирова 0 0
Волшебное дерево
Волшебное дерево
11 мая 2025 - Полина Алексеева 0 0
Царевдвор
Царевдвор
11 мая 2025 - Полина Алексеева 0 0
Сказочная набережная
Сказочная набережная
11 мая 2025 - Полина Алексеева 0 0
Музей Верховного суда Республики Татарстан
Музей Верховного суда Республики Татарстан
11 мая 2025 - Полина Алексеева 0 0
Музей Елабужского городского суда
Музей Елабужского городского суда
11 мая 2025 - Полина Алексеева 0 0
Конкурс «Великой Победе – 80!»
Конкурс «Великой Победе – 80!»
11 мая 2025 - Полина Алексеева 0 0
По зеленым холмам океанам
По зеленым холмам океанам
11 мая 2025 - Полина Алексеева 0 0
Полина Алексеева
По зеленым холмам океанам
11 мая 2025 - Полина Алексеева 0 0
День Победы!
День Победы!
11 мая 2025 - Диана Назарова. 0 0
Мой прадед!
Мой прадед!
11 мая 2025 - Асель Закирова 0 0
80-летие Победы!
80-летие Победы!
11 мая 2025 - Асель Закирова 0 0
Эсперанса-Семья!
Эсперанса-Семья!
11 мая 2025 - Асель Закирова 0 0
+1249 RSS-лента RSS-лента

Культурный дневник

Автор блога: Гулия Муллагалиева
Борынгы өйнең эчке бизәлеш
Борынгы өйнең эчке бизәлеш
Борынгы өйнең эчке бизәлеш
Борынгы өйнең эчке бизәлеш
Борынгы өйнең эчке бизәлеш
Борынгы өйнең эчке бизәлеш

Чаршауларның күбесе турыпочмаклы формада булган. Гадәттә, алар өйдә тукылган, әмма ХIХ гасыр ахыры – ХХ гасыр башында чаршаулар, сатып алынган төсле ситсылардан тегелгән үрнәкләр хисабына “этеп” чыгарылганнар. Чуар чаршаулар аеруча да киң таралыш алган була. Нигездә, аларда шакмаклы һәм буй-буй тукымалар, кызыл, зәңгәр, яшел һәм ак тоннар белән ярашкан. Шулай ук, үзәк кырлары зур геометрик фигуралар белән “тутырылган” чаршаулар да популяр булган.
Келәм. Гомумтөрки киләң “бәрхет” сүзеннән. Келәм – идәнгә җәю, стеналарны бизәү һ.б.лар өчен кулланыла торган төрле-төрле төстә, бизәкләп эшләнгән палас .

Интерьердагы горизонталь өслек, шул исәптән сәке һәм идән, татар өйләрендә келәм белән бизәлгән. Сәкене, гадәттә, киез келәм белән, ә идәнне тукылган йонсыз келәм белән каплаганнар.
Урындыкларда, сандык, сәке өсләрендә утыру өчен сырган аслык – көрпә кулланганнар. Бәйрәм һәм дини җыелышларда алгы стена буйлап сәкегә озын көрпә (50 сантиметрдан башлап бер метрга кадәр һәм аннан да озынрак) җәйгәннәр. Иң кадерле кунакка, мисал өчен муллага, утыру өчен Ашъяулыклар көнкүрештә еш кулланылганнар. Башлыча, аларны аш табыны яисә сәкедә, идәндә яки өстәлдә чәй эчкәндә җәя торган булганнар. Көндәлек файдаланыла торган ашъяулыкларны шакмаклы яки буй-буй рәсемнәр белән тукыганнар. Тантаналы очраклар өчен, ак җитенле яисә тегелгән бизәк белән төсле ефәк ашъяулыклар кулланылган .
Сөлгеләр белән өйнең алгы ягын, түрне бизәгәннәр. Керүче кешегә, иң беренче чиратта, өйнең, нәкъ менә әлеге өлеше күзгә чалына. Сөлгеләрне шулай ук, кырыйдагы стеналарга, тәрәзә араларына, бүлмәара киртәләргә, киштәләргә эләләр, алар белән бүлмә почмаклары да капланыла.

Шул рәвешле, татар телендә өйнең эчке бизәлеш предметлары атамалары, татар халкының милли эстетик һәм этик кыйммәтләре, гадәт, тәртип, үз-үзеңне тотышу, гаиләдә яшәү үзенчәлекләре белән бәйләнгән.
Интерьер татарской избы конца ХIХ в. – начало ХХ в.
Интерьер татарской избы конца ХIХ в. – начало ХХ в.
Интерьер татарской избы конца ХIХ в. – начало ХХ в.
Интерьер татарской избы конца ХIХ в. – начало ХХ в.
Интерьер татарской избы конца ХIХ в. – начало ХХ в.


В лесной и лесостепной зонах вся усадьба по периметру была обычно огорожена: с боковых сторон – строениями и забором из плетня, тёса или брёвен, выполненным в закладной (пазовой) технике; со стороны огорода – пряслом или плетнём, тычинником с воротами для выезда на околицу. Передняя часть ограничивалась клетью, центральными воротами и фасадом избы, перед которой высаживали цветник и декоративные деревья. Если дом располагался в глубине усадьбы, то со стороны улицы устанавливали высокий глухой забор с воротами.
Краеведческий музей
Краеведческий музей
Краеведческий музей
Краеведческий музей
Краеведческий музей
Краеведческий музей

О музее

С 7 мая 2005 года музей арендует 522,1 кв. м. площади в реконструированном помещении бывшего административного здания районного потребительского общества села Актаныш. Село Актаныш – центр Актанышского района, в 381 км к востоку от Казани – столицы Татарстана. Расположен вблизи Нижнекамского водохранилища, в 65 км к югу от железнодорожной станции в Нефтекамске. В южной части района – автодорога Мензелинск – Уфа.



Музей осуществляет следующие основные виды деятельности:

- пропаганда исторических знаний, содействие более полному и глубокому усвоению жителями района богатств отечественной и мировой культуры, патриотическому, эстетическому и нравственному воспитанию населения;

- выявление, изучение, учет, реставрация, сохранение и исследование национальных реликвий, культурно- исторических ценностей и памятников природы;

- организация и развитие всех направлений музейной деятельности, в т.ч. научно - исследовательской, экспозиционно - выставочной, научного комплектования фондов, научно-методической, культурно - образовательной работы.
Краеведческий музей
Краеведческий музей

«Кто не знает прошлого, у того нет и будущего»,- сказал великий педагог – просветитель Шигабуддин Марджани. В наше трудное, сложнейшее время, если стремиться воспитать духовно – нравственную – наполненную чувствами любви к Родине, заинтересованную её историей, достижениями культуры, относящуюся с уважением к национальным символам, священным местам, готовую служить народу и обществу, тактичную и покорную личность, во-первых, нужно начать с того, что ребенку с малых лет надо рассказывать историю своего родного края, своего народа. Тот, кто не ценит себя и своего народа, не уважает и других.
Самовар
Самовар
Самовар
Самовар
Самовар

Самовар – это устройство для приготовления кипятка. «Сам варит» — отсюда и слово "Самовар" произошло. Только на Руси пили чай из самовара. ... Готовые баранки нанизывали на верёвку и когда садились пить чай на самовар вешали баранки.
Металлический сосуд для кипячения воды и приготовления чая. Первоначально вода нагревалась внутренней топкой, представляющей собой высокую трубку, наполняемую древесными углями. Позже появились другие виды самоваров - керосиновые, электрические и пр. Во второй половине XX века почти повсеместно вытеснены электрическими чайниками и чайниками для плит.
Чабата- лапти
Чабата- лапти
Чабата- лапти
Чабата- лапти


Вероятно, поволжские татары переняли лыковую обувь у соседних народов: мордвы, чувашей, русских. Лапти были в основном рабочей обувью. В XIX в. их плели повсеместно, для большей части населения это было домашнее ремесло.

В Казанской и Уфимской губерниях сложился кустарный промысел по изготовлению лаптей татарского образца («татар чабатасы»), которые отличались прямоплетеной головкой, косоплетеной подошвой, низкими бортиками и короткими оборами. Они уступали по красоте плетения русским лаптям, но были практичнее и дешевле; через скупщиков большими партиями такие лапти сбывались в низовых поволжских губерниях, на приисках и т. д.

Лапти носили с холщовыми или суконными чулками («тула оек») либо с портянками; короткие оборы не обматывали голень, а крепились у щиколотки. В распутицу пользовались лаптями на деревянных подпорках («күтәртмә чабата»). Оригинальные лапти («бышымлы чабата») лапти с присборенным и завязывающимся у щиколотки холщовым верхом – были распространены среди татар Приуралья в основном как женская зимняя обувь. Широко использовались лыковые башмаки («җүкә башмак»), зачастую их делали без задников – в виде шлепанцев, на кожаной или деревянной подошве.

Лапти были особо популярны у кряшен, в нагайбакской группе для женщин и детей изготовлялись нарядные цветные лапти – с вплетенными в лыко яркими шерстяными нитями.

Несмотря на то, что в сознании людей ношение лаптей отождествлялось с бедностью и нищетой, во многих сельских районах их использовали вплоть до середины ХХ в
Страницы: Первая Предыдущая 1 2