ГлавнаяБЛОГИКультурные места Казани моими глазами!

Новые записи
Элиста  «НИКТО НЕ ЗАБЫТ, НИЧТО НЕ ЗАБЫТО!»
Элиста «НИКТО НЕ ЗАБЫТ, НИЧТО НЕ ЗАБЫТО!»
20 июля 2024 - Руслан Кашшапов 0 0
СКВЕР им. Давида Никитича Кугультинова Элиста
СКВЕР им. Давида Никитича Кугультинова Элиста
20 июля 2024 - Руслан Кашшапов 0 0
"Пагода Семи дней" Элиста
"Пагода Семи дней" Элиста
20 июля 2024 - Руслан Кашшапов 0 0
Парк Дружбы Элиста
Парк Дружбы Элиста
20 июля 2024 - Руслан Кашшапов 0 0
Выставка "Эмерджентность  красоты"
Выставка "Эмерджентность красоты"
17 июля 2024 - Радель Хадиев 0 0
top IT ACADEMY.
top IT ACADEMY.
15 июля 2024 - Руслан Кашшапов 0 0
Любимый кремль
Любимый кремль
15 июля 2024 - Валерия Гулина 0 0
Театр в лесу
Театр в лесу
14 июля 2024 - Яков Косушкин 0 0
Театр в парке
Театр в парке
13 июля 2024 - Яков Косушкин 0 0
Выездная библиотека День семьи
Выездная библиотека День семьи
11 июля 2024 - Руслан Кашшапов 0 0
«7 историй» в день семьи любви и верности
«7 историй» в день семьи любви и верности
10 июля 2024 - Руслан Кашшапов 0 0
ИгроФест2024
ИгроФест2024
10 июля 2024 - Руслан Кашшапов 0 0
Мой мастер-класс по плетению браслетов
Мой мастер-класс по плетению браслетов
10 июля 2024 - Руслан Кашшапов 2 0
Ай да Пушкин
Ай да Пушкин
10 июля 2024 - Руслан Кашшапов 0 0
Делай добро!
Делай добро!
9 июля 2024 - Валерия Гулина 0 0
Детский спектакль "Клоун и Ку. Необыкновенное представление"
Детский спектакль "Клоун и Ку. Необыкновенное представление"
Век авангарда
Век авангарда
7 июля 2024 - Руслан Кашшапов 0 0
Счастливый год
Счастливый год
7 июля 2024 - Руслан Кашшапов 0 0
Город гения
Город гения
7 июля 2024 - Руслан Кашшапов 0 0
Выставка мастеров мозаики
Выставка мастеров мозаики
7 июля 2024 - Руслан Кашшапов 2 0
+611 RSS-лента RSS-лента

Культурные места Казани моими глазами!

Автор блога: Ильвина Мазитова
Бюст профессору Михаилу Тихоновичу Нужину.
16 ноября 2004 г. напротив главного здания Казанского университета установлен памятник-бюст Михаилу Тихоновичу Нужину - советскому математику, механику, доктору физико-математических наук.
Бюст профессору Михаилу Тихоновичу Нужину.

В Казани часть Университетской улицы на участке от Кремлёвской улицы до улицы Пушкина названа именем М. Т. Нужина — «Профессор Нужин урамы — улица Профессора Нужина».
Бюст профессору Михаилу Тихоновичу Нужину.

Автор памятника — народный художник России, вице-президент Российской Академии художеств Анатолий Бичуков.
Бюст профессору Михаилу Тихоновичу Нужину.

Бюст профессору Михаилу Тихоновичу Нужину.

Михаи́л Ти́хонович Нужин — советский математик и механик; доктор физико-математических наук, профессор (1955); Заслуженный деятель науки РСФСР.

Михаил Тихонович Нужин по праву считается одним из основоположников нового направления в математической физике, получившего название «Обратные краевые задачи теории аналитических функций». Результаты М. Т. Нужина имеют фундаментальное значение и представляют большой теоретический интерес и практическую значимость.
Бюст профессору Михаилу Тихоновичу Нужину.

Михаила Тихоновича Нужин, четверть века (с 1954 по 1979 годы) возглавлявшего Казанский государственный университет. Академик РАН и АН РТ, советник РАН Александр Коновалов, ставший ректором после М.Нужина, поделился воспоминаниями: «Он возглавлял вуз в течение 25 лет (с 1954 по 1979 годы). Ректором он стал в неполные 40 лет.
Когда Нужина спрашивали, что главное в его жизни, он отвечал: «Университет» и его жизнь была неразрывно связана с ним.
Вспоминается, как все, во главе с Михаилом Тихоновичем, готовились к 150-летнему юбилею КГУ. Его жизнь - эта жизнь, отданная Казанскому университету».
Ректоры университета и студенты возлагают цветы в честь него!!
Памятник великому поэту А. С. Пушкину
Памятник Александру Сергеевичу Пушкину в Казани находится около городского Театра оперы и балета, как раз со стороны улицы " Пушкина" , которая тоже названа именем великого поэта. Сам монумент гармонично расположен в полукруглой нише.
Памятнику Пушкину уже почти 60 лет. Его установили в 1956 году, а автором стал скульптор Н. К. Вентцель.
Памятник великому поэту А. С. Пушкину

Фигура выдержана в классическом стиле: поэт стоит со скрещенными на груди руками, в задумчивости, чуть опустив глаза.
Памятник великому поэту А. С. Пушкину

Александр Сергеевич Пушкин - русский поэт, драматург и прозаик, заложивший основы русского реалистического направления, литературный критик и теоретик литературы, историк, публицист, журналист. Родился: 6 июня 1799 г., в Москве.
Умер: 10 февраля 1837 г. (37 лет), в Санкт-Петербурге.
В сентябре 1833 года Пушкин посетил в Казань хоть и ненадолго (всего на три дня), но поездка была очень важной вехой в его творчестве. Как раз в то время он работал над своей «Историей Пугачёва» и хотел осмотреть места, где проходили сражения времён крестьянской войны. Кроме того, в Казани ещё оставались очевидцы тех трагических событий.
Памятник великому поэту А. С. Пушкину

Великий поэт осмотрел город, съездил в Суконную слободу и на Шарную гору, откуда Пугачёв начинал своё наступление на Казань. Встретился Пушкин и со своим лицейским другом — поэтом Евгением Баратынским, проживавшим в то время в Казани, а известным врачом и интеллектуалом Фуксом, профессором университета Суровцевым и другими представителями городской интеллигенции.
Памятник великому поэту А. С. Пушкину

Ежегодно в день рождения поэта, 6 июня, у памятника собираются горожане, деятели культуры и искусства, молодые литераторы. Здесь множество цветов и звучат стихи.
Памятник В. И. Ленину в Парке "Крылья Советов".
Украшением Авиастроительного района является парк " Крылья Советов " И самой заметной деталью парка является памятник В. И. Ленину, находящийся в конце аллеи с фонтанами. Он впечатляет своими размерами. Его возвели еще при открытии парка в период Советского Союза , после чего регулярно реставрировали.
Памятник В. И. Ленину в Парке "Крылья Советов".

Владимир Ильич Ленин родился: 22 апреля 1870 г., Симбирск
Умер: 21 января 1924 г. (53 года), Москва, СССР.
Памятник В. И. Ленину в Парке "Крылья Советов".

Он был русским революционером, крупным теоретиом марксизма, советский политический и государственный деятель, создатель Российской социал-демократической рабочей партии (большевиков), главный организатор и руководитель Октябрьской революции 1917 года в России, первый председатель Совета народных комиссаров РСФСР и Совета народных комиссаров СССР, создатель первого в мировой истории социалистического государства.
Памятник В. И. Ленину в Парке "Крылья Советов".

Памятник Владимиру Ленину - российскому и советскому политическому и государственному деятелю, революционеру, одному из организаторов и руководителей Октябрьской революции 1917 года. Это один из самых больших и знаменитых памятников.
Памятник В. И. Ленину в Парке "Крылья Советов".

Вождь изображен в достаточно непривычной для себя позе.Левая рука в кармане, правая – вытянута вперёд, ладонью вверх.В этот момент Ленин декламирует стихи В. Маяковского.
Памятник В. И. Ленину в Парке "Крылья Советов".


В Казани до сих пор сохранилось много памятников В. И. Ленину.Но Памятник Ленину в парке «Крылья Советов» – пожалуй, один из самых больших из всех сохранившихся в Татарстане.
Зилант - символ города Казань.
Прогуливаясь по центральной части города нельзя не заметить крылатых драконов, которые установлены во многих местах . И конечно хочется сфотографироваться с ними, узнать историю.. А история есть и легенды...
Памятник царю змей Зиланту установлен на ул. Баумана на станции Кремлевкая.
Зилант – это мифическое существо, змей-дракон, о котором сложено множество мифов, народных сказок и легенд.
Зилант - символ города Казань.

Памятник подарил городу меценат одной из казанских компаний в 2003 году в честь тысячного дня рождения Казани. Автор скульптуры – М. Губайдуллина. В 2011 году памятник был реставрирован: появились позолоченные чешуйки и изящная корона. Памятник вылит из бронзы, тело дракона матового серого цвета, корона и некоторые чешуйки с позолотой.
Зилант - символ города Казань.

По древним сказаниям, змей-дракон жил на вершине горы, называемой Зилантовой. Городские легенды гласят, что Зилант до сих пор живет в глубинах озере Кабан, где охраняет драгоценности правительницы Казанского ханства Сююмбике.
Зилант - символ города Казань.

Однако, другие мифы говорят о том, что с древних времен Казнь была назеленена сотнями змей, нападающих на людей и дома. Царем змей был Зилант. Он был наделен чудовищной силой и постоянно совершал набеги на поселения людей, разоряя их дома. Жители даже обращались за помощью к местному колдуну, чтобы изгнать змей из города, но у Зиланта были крылья. Он улетел и продолжил набеги на город. Так продолжалось несколько веков, пока однажды смелый батыр не вызвал Зиланта на честный бой. Во время схватки батыр убил змеиного царя, но тот успел нанести несколько ран и батыр погиб.
По другой легенде, батыр не убил царя змей, а склонил его перейти на сторону добра. Змей перестал нападать на жителей и стал охранять город, облетая его по ночам.
Зилант - символ города Казань.

Зилант - символ города Казань.

Зилант – один из символов города. Его изображение украшает герб, флаг, дома, флюгеры, таблички Казани и других городов Татарстана.
Скульптура " Конь- страна"
"Конь-Страна", пятиметровая скульптурная композиция , установленная у станции метро "Кремлёвская" По улице Баумана. Эта скульптурная композиция финского скульптора Рафаэля Сайфулина. Это редкое произведение искусства и конечно же мы про него тоже захотели написать.
Скульптура " Конь- страна"

Скульптура " Конь- страна"

Конь этот, не простой, а с легендой. Имя «Конь-Страна» дал ему величайший художник из Милана Арнальдо Помодоро, чьи работы украшают улицы Ватикана и Нью-Йорка. Отливали бронзового коня с металлическими стержнями внутри в Германии: «Я не такой богатый человек, чтобы отливать дешево и плохо»- говорил скульптор Сайфулин.
6 тыс. евро он вложил в композицию сам, еще 30 тыс. евро на творческое дело пожертвовала «Татнефть». Части скульптуры он привез в своем фургоне .
Фигура коня усыпана множеством мелких деталей с национальным мотивом. На спине бронзового коня на круглом постаменте – подворья татарской деревни с минаретом мечети, на его груди – изображения голубей и надпись "Бәхет сиңа" ("Счастья тебе")
По краю постамента виднеется еще одна надпись – «Олы юлның тузанында югалттым эзләремне», это строчка из татарской народной песни «Пыль большой дороги».
Скульптура " Конь- страна"

Посмотреть есть на что — в оформлении статуи множество деталей, символов, рисунков, связанных с татарской культурой. Тут и гармонист, и звезды в виде колесиков из часового механизма, животные, растения, элементы национального орнамента. По задумке автора, все эти детали должны вести бесконечный диалог со зрителем, в котором возникает разговор — размышление о нации, ее редкой идентичности.
Скульптура " Конь- страна"

Сам автор описывает свою скульптуру так:
Этот стройный, сильный конь, который бережно удерживает на своей спине маленькую, но счастливую страну, - признание в любви к Татарстану человека, который живет в Финляндии, но очень любит свою республику.
Скульптура " Конь- страна"

Наш народ берет свое начало от коня, мы же кочевники были, к тому, кто мы сейчас есть, нас конь привел. Это как бы символ нашего государства. И не найти в нем сходство с настоящей лошадью, это же аллегория!
Также на спине у коня маленькое яблоко. Это авторский знак. Вот такой удивительной скульптурой украшена главную пешеходная улица Казани.
Скульптура " Конь- страна"
Памятник Серго Орджоникидзе
Памятник Серго Орджоникидзе — центральная фигура в Соцгороде, через него проходят оси [жилого массива] с севера на юг и с запада на восток. Именем Орджоникидзе назван и сквер, в который можно пройти через большую арку на улице Белинского. Есть версия, опубликованы даже целые статьи о том, что это памятник Иосифу Сталину. Будто вождя решили замаскировать под видом Серго Орджоникидзе.
В 1931 году первый секретарь Татарского обкома партии Михаил Разумов, видя, что по всему Советскому Союзу происходит индустриализация, решил предложить Сталину построить здесь авиационный комбинат.
Памятник Серго Орджоникидзе

Памятник Серго Орджоникидзе

Именно при наркоме тяжелой промышленности Серго Орджоникидзе было принято было решение о строительстве в Казани авиакомбината – ныне Казанского авиазавода, - говорит краевед Наталья Урейская. - В 1932 году начали строить и авиакомбинат и поселок».
По словам Натальи Урейской, памятник Орджоникидзе установили в Соцгороде не позже 1939 года – есть газетные публикации, датированные этим годом. Монумент демонтировали в июле 2016 года из соображений безопасности, потому что он обветшал. Но это вызвало волну возмущения среди жителей Соцгорода. Сейчас памятник установили вновь на прежнем месте - между улицами Белинского и Лядова, напротив гимназии №36.
Памятник Серго Орджоникидзе

Памятник Серго Орджоникидзе

«Считается, что Орджоникидзе не был либералом, противостоявшим Сталину и Берия. Он был их соратником, - отмечает казанский архитектор Сергей Саначин. - Не протестовал он и против репрессий в отношении выявленных врагов народа. Но памятник в сквере на улице Лядова в Казани поставлен не члену Политбюро ЦК ВКП (б), а человеку, поднявшему промышленность в нашей стране. Орджоникидзе был крупнейшим хозяйственником. Его называли «локомотивом индустриализации». При сопротивлении сторонников первоочередности легкой промышленности Орджоникидзе запускал все заводы-гиганты в стране. Он был проповедником того, что сегодня называют импортозамещением».
Памятник Мусе Джалилю!
Продолжаем о вечном..
Памятник известному татарскому поэту расположен у южного фасада казанского кремля напротив зданий Городской думы и Национального музея Республики Татарстан.
Памятник Мусе Джалилю!

Памятник Мусе Джалилю!

Открытый 3 ноября 1966 года (в год празднования 60-летия со дня рождения Мусы Мустафаевича Залилова) памятник представляет собой пространственно-развитый комплекс, состоящий из трёх основных частей: площадки-стилобата, скульптуры и гранитной стенки. Авторы композиции: скульптор В. Е. Цигаль и архитектор Л. Г. Голубовский.
Памятник Мусе Джалилю!

В 1974 году памятник Мусе Джалилю был включён в список памятников культуры РСФСР, подлежащих охране как памятники государственного значения.
Гранитная площадка трапециевидной формы, приподнятая над уровнем земли, упорядочивает неровный рельеф площади с большим перепадом высоты. В центре располагается цветник, в уменьшенном виде повторяющий конфигурацию площадки. По боковым сторонам поставлены скамьи из полированного гранита.
Со стороны Кремлёвской улицы расположена стоянка для легковых автомашин и туристических автобусов.
От проходящей внизу улицы Баумана и станции метро «Кремлёвская» к площадке с западной стороны ведёт лестница.
Дважды в год — 15 февраля (день рождения Мусы Джалиля) и 25 августа (годовщина казни «группы Курмашева») у памятника проводятся торжественные митинги с возложением цветов.
Скульптура возвышается на 7,9 м от малого основания трапеции. Пластика фигуры отличается монументальной укрупнённостью форм, завершённостью и чёткостью моделировки.
Памятник Мусе Джалилю!

Памятник Мусе Джалилю!

Идейно-образный замысел динамичной композиции заключён в том, что Муса Джалиль дан в неукротимом порыве. Погибший в берлинской тюрьме Плётцензее поэт как бы разрывает сковывающие его путы колючей проволоки. Обнажённая по пояс фигура выражает мощь и энергию, гордо поднятая голова, непреклонный решительный взгляд говорят о мужестве, стойкости, нравственной силе и героизме.
На бронзовом пьедестале, представляющем единое скульптурное целое с фигурой Мусы Джалиля, факсимильная надпись: «М. Җәлил».
Барельеф в память о «группе Курмашева».
По длинному основанию трапеции площадки возведена стенка из гранитных блоков, частично полированных, частично лишь слегка обработанных. На блоках — стилизованные изображения ласточек и три цитаты из стихотворений Мусы Джалиля (на татарском и русском языках).
Памятник Мусе Джалилю!

Памятник Мусе Джалилю!

Памятник Мусе Джалилю!

25 августа 1994 года в память о соратниках Мусы Джалиля и в связи с 50-летием со дня их гибели в тюрьме Плётцензее, на гранитной стенке был открыт посвящённый им барельеф. Он представляет собой портреты десяти членов татарского подполья: Гайнана Курмашева, Абдуллы Алиша, Фуата Сайфульмулюкова, Фуата Булатова, Гарифа Шабаева, Ахмета Симаева, Абдуллы Батталова, Зинната Хасанова, Ахата Атнашева и Салима Бухарова.
Памятник П. В. Дементьеву
Петр Васильевич Дементьев (1907 – 1977) - советский государственный деятель, министр авиационной промышленности СССР, генерал-полковник-инженер. Дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Сталинской премии. Его имя прочно связано с авиационной промышленностью и ее развитием, поэтому не удивительно, что ряд памятных объектов имеется в авиастроительном районе Казани.
Памятник П. В. Дементьеву

Помимо названной его именем улицы, в Казани имеется и памятник Дементьеву. Он установлен на площади около дома культуры имени В.И. Ленина (этот дом культуры принадлежал авиастроительному заводу и тесно связан с его историей). Бронзовый бюст установлен в 1983 году. Скульптор — М. К. Аникушкин, архитекторы — М. Х. Агишев и Н. Е. Тарасова. У памятника очень интересный постамент, необычный по форме, напоминающий колонну с равномерно распределенными по поверхности вертикальными полосами-выемками.
Памятник П. В. Дементьеву

Интересно оформлена и памятная табличка – в виде развернутого свитка, на котором перечислены заслуги Дементьева. Стоит обратить внимание, что это редкий казанский памятник, где информация только на русском языке.
Памятник П. В. Дементьеву

Вот такая гордость района!
Памятник Зодчим Казанского кремля
Прогуливаясь по территории Кремля невозможно пройти мимо красивого памятника Зодчим. Он расположен у здания бывшего Архиерейского дома, рядом с Благовещенским Собором в скверике. А установлен памятник и посвящен зодчим Казанского кремля.
Памятник Зодчим Казанского кремля

Открытие скульптурной композиции состоялось в ноябре 2003 года. Авторы проекта группа казанских скульпторов А. Головачева, В. Демченко и архитектор Р. Забиров. Посвящен памятник зодчим разных эпох и национальностей, создававших своим талантом и трудом уникальный архитектурный комплекс – Казанский кремль.
Памятник Зодчим Казанского кремля

Зодчий – это человек, объединявший в одном лице архитектора, инженера, астронома, геодезиста и дизайнера. Кроме того, зодчий это художник, для которого создание прекрасного – превыше всего. Глубина их знаний и приемов — поражает. Структура Казанского кремля была сформирована в период Казанского ханства в XVI в. трудом татарских зодчих. После взятия Казани Иваном Грозным кремль строили русские зодчие.
Памятник Зодчим Казанского кремля

Памятник Зодчим Казанского кремля

В 2000 году кремль признан уникальным объектом Всемирного культурного наследия. В связи с этим было решено увековечить память зодчих, в скульптурной композиции представлены собирательные образы, две бронзовых фигуры — татарский зодчий со свитком, на котором представлен план Ханского дворца и русский зодчий, держащий чертеж Спасской башни. Постамент памятника дополняет пояс с орнаментами двух народов, символизируя последовательность культурных слоев кремлевских построек.
Выставка скульптур"Мелодия Камня"
На территории Казанского Кремля, прямо под открытым небом, можно найти необычную выставку "Мелодия камня". Это работы разных скульпторов из Турции, Азербайджана,России и Украины по тюркской пластике. Все скульптуры разные, выполнены из одного и того же камня. Можно по долгу вдумчиво смотреть на них, изучать, разглядывать и осмысливать.
Выставка скульптур"Мелодия Камня"

Символично исполнение замысла известного казанского мастера Ильдара Ханова. Его работу «Крест человечества», задуманную ещё в конце семидесятых годов, выполнил выпускник Казанского филиала Суриковского института Фаниль Валиуллин. Эта небольшая композиция, похожая на хаотично несущий вверх вихрь, требует ощупывания пластических форм в гипнотическом ритме выпуклостей и углублений. Скульптура таит в себе огромную концентрированную энергию, повышенное ощущение жизни. Внимательно разглядывая, увидишь в ломаных и резких линиях очертания двух гармонично переплетённых фигур, единение мужского и женского начал, рождение божественного союза, породившего всё живое. И в то же время «Крест человечества» Ильдара Ханова - это метафора жизненного пути, изобилующего неожиданными поворотами и
препятствиями, метафора поиска сокровенной мудрости.
Выставка скульптур"Мелодия Камня"

Изящная и утончённая композиция уфимца Руслана Нигматуллина «Ашина», развивающая рельефную композицию скульптуры, перекликается с пластикой древнеегипетского искусства. Художник в тонко гравированном рельефе, в плавной непрерывной линии изображает прекрасную гибкую небожительницу Ашину, легендарную волчицу - прародительницу всех тюрков. Нежно и трепетно всё её тело в мягком изгибе рук, наклоне головы с распущенными волосами, изящны ноги, изогнутые в коленях. Неземные пальцы рук подчёркивают божественную женственность образа.
Женская красота - одна из главных тем в творчестве москвича Тагира Субханкулова. Он опирается на традиции европейского ваяния, эксперименты скульпторов‑модернистов первой трети - середины двадцатого века.
Выставка скульптур"Мелодия Камня"

Скульптура «Тайна озера Кабан» завораживает утончённой грацией. В плотном упругом теле женщины, в округлых формах угадываются и камни древних цивилизаций, и черты каменных балбалов. Видна и перекличка с работами Генри Мура. В скульптуре достигнута максимальная динамика, доступная лежащей фигуре, своеобразно сочетаются юмор и монументальность, мощь и вялость.
Выставка скульптур"Мелодия Камня"

Живой непосредственностью и плавным ритмом движения привлекает небольшая скульптура «Мелодия» («Моң») казанца Рустама Габбасова. Это гротесковая фигура музыканта, играющего на курае, выразительная с разных точек зрения. Магия музыки воспроизведена в этом образе с захватывающей силой. Скруглённая фигура кураиста напоминает графику, наполненную объёмом с гладко обработанной поверхностью.
Если «Мелодию» можно созерцать по кругу, как бы повторяя ритм круго­вращения Вселенной,
Выставка скульптур"Мелодия Камня"

а вот «Воин» Асии Минулиной, продолжающей тюркские восточные традиции с их тяготением к рельефу, фронтальностью, родственностью с эпиграфикой, рассчитан на одну точку восприятия. Округлое скуластое лицо воина воплощает канонический тюркский тип красоты. По первоначальному замыслу это должен был быть лучник, но в ходе работы у автора возникла идея создать образ защитника Казанского кремля. Лук был заменён на щит.
Выставка скульптур"Мелодия Камня"

В абстрактной динамичной композиции «Любовь» («Ашик») Метина Кара из Турции, состоящей из двух форм, напоминающих пластику арабской буквы, проявляется одна из особенностей изображения человека в искусстве ислама. Автор напоминает зрителю о метафорическом переосмыслении незыблемых вещей в красивые и меткие иносказания. З
Здесь можно увидеть противостояние и единство, мощь и беззащитность, а в устремлённой ввысь вертикали - божественную торжественность. Мастер стремился
сохранить в законченной работе следы необработанного материала, как бы показывая рождение живого образа из аморфной массы.
Мамед Рашидов из Баку в своей скульптурной группе обратился к древнейшим фигуративным и орнаментальным мотивам. Сохраняя природную цветовую гамму камня, он экспериментирует с яркой тонировкой, используя роспись в авангардном ключе как современный граффитист. Тонирование с эффектом патины придаёт глыбам древний естественный вид. Причудливые формы тотемов ненароком напоминают загадочного Шурале, высеченного из скалы.
Композиция «Остров» крымчанина Айдера Алиева посвящена древней Киммерии, где пластический язык впитал восточные и западные культурные традиции. В ней торжество стихии природы, стихии скал и холмов, романтики моря, игры света и тени. Мы чувствуем подвижность мира и ощущаем неокончательность всего сущего, неопределённость и неуловимость, недоговорённость.