На территории Казанского Кремля, прямо под открытым небом, можно найти необычную выставку "Мелодия камня". Это работы разных скульпторов из Турции, Азербайджана,России и Украины по тюркской пластике. Все скульптуры разные, выполнены из одного и того же камня. Можно по долгу вдумчиво смотреть на них, изучать, разглядывать и осмысливать.
Символично исполнение замысла известного казанского мастера Ильдара Ханова. Его работу «Крест человечества», задуманную ещё в конце семидесятых годов, выполнил выпускник Казанского филиала Суриковского института Фаниль Валиуллин. Эта небольшая композиция, похожая на хаотично несущий вверх вихрь, требует ощупывания пластических форм в гипнотическом ритме выпуклостей и углублений. Скульптура таит в себе огромную концентрированную энергию, повышенное ощущение жизни. Внимательно разглядывая, увидишь в ломаных и резких линиях очертания двух гармонично переплетённых фигур, единение мужского и женского начал, рождение божественного союза, породившего всё живое. И в то же время «Крест человечества» Ильдара Ханова - это метафора жизненного пути, изобилующего неожиданными поворотами и
препятствиями, метафора поиска сокровенной мудрости.
Изящная и утончённая композиция уфимца Руслана Нигматуллина «Ашина», развивающая рельефную композицию скульптуры, перекликается с пластикой древнеегипетского искусства. Художник в тонко гравированном рельефе, в плавной непрерывной линии изображает прекрасную гибкую небожительницу Ашину, легендарную волчицу - прародительницу всех тюрков. Нежно и трепетно всё её тело в мягком изгибе рук, наклоне головы с распущенными волосами, изящны ноги, изогнутые в коленях. Неземные пальцы рук подчёркивают божественную женственность образа.
Женская красота - одна из главных тем в творчестве москвича Тагира Субханкулова. Он опирается на традиции европейского ваяния, эксперименты скульпторов‑модернистов первой трети - середины двадцатого века.
Скульптура «Тайна озера Кабан» завораживает утончённой грацией. В плотном упругом теле женщины, в округлых формах угадываются и камни древних цивилизаций, и черты каменных балбалов. Видна и перекличка с работами Генри Мура. В скульптуре достигнута максимальная динамика, доступная лежащей фигуре, своеобразно сочетаются юмор и монументальность, мощь и вялость.
Живой непосредственностью и плавным ритмом движения привлекает небольшая скульптура «Мелодия» («Моң») казанца Рустама Габбасова. Это гротесковая фигура музыканта, играющего на курае, выразительная с разных точек зрения. Магия музыки воспроизведена в этом образе с захватывающей силой. Скруглённая фигура кураиста напоминает графику, наполненную объёмом с гладко обработанной поверхностью.
Если «Мелодию» можно созерцать по кругу, как бы повторяя ритм круговращения Вселенной,
а вот «Воин» Асии Минулиной, продолжающей тюркские восточные традиции с их тяготением к рельефу, фронтальностью, родственностью с эпиграфикой, рассчитан на одну точку восприятия. Округлое скуластое лицо воина воплощает канонический тюркский тип красоты. По первоначальному замыслу это должен был быть лучник, но в ходе работы у автора возникла идея создать образ защитника Казанского кремля. Лук был заменён на щит.
В абстрактной динамичной композиции «Любовь» («Ашик») Метина Кара из Турции, состоящей из двух форм, напоминающих пластику арабской буквы, проявляется одна из особенностей изображения человека в искусстве ислама. Автор напоминает зрителю о метафорическом переосмыслении незыблемых вещей в красивые и меткие иносказания. З
Здесь можно увидеть противостояние и единство, мощь и беззащитность, а в устремлённой ввысь вертикали - божественную торжественность. Мастер стремился
сохранить в законченной работе следы необработанного материала, как бы показывая рождение живого образа из аморфной массы.
Мамед Рашидов из Баку в своей скульптурной группе обратился к древнейшим фигуративным и орнаментальным мотивам. Сохраняя природную цветовую гамму камня, он экспериментирует с яркой тонировкой, используя роспись в авангардном ключе как современный граффитист. Тонирование с эффектом патины придаёт глыбам древний естественный вид. Причудливые формы тотемов ненароком напоминают загадочного Шурале, высеченного из скалы.
Композиция «Остров» крымчанина Айдера Алиева посвящена древней Киммерии, где пластический язык впитал восточные и западные культурные традиции. В ней торжество стихии природы, стихии скал и холмов, романтики моря, игры света и тени. Мы чувствуем подвижность мира и ощущаем неокончательность всего сущего, неопределённость и неуловимость, недоговорённость.