Музей исламской культуры.
21 февраля 2006 года на территории Казанского Кремля, на цокольном этаже мечети Кул Шариф состоялось открытие Музея исламской культуры. Не смотря на столь юный возраст, данный музей уже получил широкую популярность не только в странах бывшего СССР, но и во всем мире. Около 50 тыс. туристов со всех уголков света ежегодно приезжают в Казань для того, чтобы посетить музей.
Изначально планировалось строительство мечети под названием Кул Шариф. Одновременно с началом строительства пришла идея создания небольшого музея при мечети. Но данная идея впоследствии переросла в создание целого комплекса, который носит не только культурно-просветительский характер, но и несет миссию сохранения истории ислама среди татарского народа.
Мы обратились к главному специалисту Музея исламской культуры Даутовой Миляуше Ильгизовне с вопросом: а планируется ли перенос музейных экспозиций в отдельно стоящее здание, и, соответственно, расширение самого музея?
«Изначально, когда строилась сама мечеть, в плане проекта было заложено создание Музея исламской культуры на цокольном этаже. Эта мечеть строилась, как соборная мечеть, в которой проводятся все обряды, бракосочетания… И музей исламской культуры – как завершение логической цепочки. Нам кажется, нет смысла его перемещать», - прокомментировала М.Даутова.
МЕЧЕТЬ
Строительство мечети Кул Шариф длилось достаточно долго. Началось оно еще в 1996г., а окончательно закончено было лишь 24 июня 2005г. Примерная стоимость строительства оценена в 400 млн. руб. (около $13,5 млн. – ред.). Что интересно, деньги на постройку были собраны с пожертвований самих граждан.
«Действительно, когда строилась мечеть – помогали все люди. Сегодня же поддержание музея происходит за государственный счет. Мечеть Кул Шариф и Музей исламской культуры входят в состав заповедника Казанский Кремль, а потому находятся на полном гособеспечении», - поделилась ведущий специалист Музея.
Само же здание построено очень необычно: это два квадрата, которые пересеченны под углом 45° в виде известного в мусульманском мире знака, означающего «благословение Аллаха». Всего в мечети расположено 8 минаретов: 4 больших по основным углам, высотой 58м каждый, и 2 малых минарета, которые являются особой «изюминкой» Кул Шариф, а расположены они у центрального входа.
Сегодня мечеть вмещает около 1,5 тыс. человек, а с учетом огромной площади перед входом, там также смогут разместиться порядка 10 тыс. человек.
Авторы-создатели архитектурного комплекса «Мечеть Кул-Шариф» были выдвинуты на соискание Государственной премии Республики Татарстан имени Габдуллы Тукая, а мини копия данной мечети будет построена еще и в городе Cызрань Самарской области (закладка первого камня уже произошла в ноябре 2011г.).
МУЗЕЙ
Основной целью создания музея исламской культуры считается не только сохранение редких экспонатов, но и освещение культурных, исторических моментов жизни мусульман. Особое внимание в музее уделено Среднему Поволжью, жизни мусульманских общин на данной территории. Вот как это описано на официальной страничке музея:
«Распространение Ислама в Поволжье способствовало расцвету культурного уровня и грамотности народов, утверждению высоких идеалов нравственности и морали».
Экскурсионные программы затрагивают самые разнообразные тематики. Это и культура, и экономика, и религия, и история и т.п. Об этом свидетельствуют названия экскурсий:
«Ислам — религия мира»;
«Ислам в истории и культуре татарского народа».
Всего же музей состоит из 2-х залов, которые разделены на отдельные зоны под каждую тему. Подробнее остановимся на каждом из них.
1 ЗАЛ
Попадая в первый зал, гости окунаются в мир истории религии. Тут можно в подробностях узнать о том, откуда возник ислам, кого называют пророками и какую роль играет ислам в нравственности и регулировке самых разных сфер жизни человека. А подкрепят эти слова экспонаты, которые расположены тут же.
В первом зале музея можно увидеть полный комплект предметов современности для намаза (молитвы):
Различные коврики для молитвы;
Необходимый атрибут – компас (он необходим для определения направления в Каабу (Мекку) – именно туда должен быть обращен лик молящегося);
Четки разных веков.
В этом же зале посетители могут рассмотреть одежду паломников разных времен и в масштабе 1:25 увидеть Каабу.
2 ЗАЛ
Второй зал музея больше сосредоточен на исламской цивилизации Среднего Поволжья. Экспонаты этого зала отображают культуру татарского народа и подчеркивают важную роль ислама не только в культуре, но и в истории в целом.
Именно во втором зале находятся серебряные монеты с арабской вязью разных времен, рисунок-реконструкция Соборной мечети в Булгарах, копия прозаического сочинения золотоордынского писателя Махмуда Булгари "Нахдж аль Фарадис".
На сайте музея подробно описана одна из экспозиций, посвященых эпохе Казанского ханства, которая представлена именно во втором зале музея. В данной экспозиции демонстрируются:
портрет Кул Шарифа, выполненный Н. Хазиахметовым;
условный интерьер кабинета Ш. Марджани;
книга на арабском языке: введение к книге "Очевидная истина о достоинствах веры" 1889 года с личной печатью автора.
На территории музея также присутствуют стенды с собранными материалами о мусульманках (татарской национальности) с конца XIXв. – начало XXв. Именно эти женщины всегда боролись за равные права, свободу и светское образование, о чем и свидетельствуют собранные документы, множество учебников и фотографии на стендах.
«Уникальность нашего музея в том, что он единственный музей исламской культуры в Европе. Если быть до конца откровенными – есть один музей в Стамбуле, но там представлены экспонаты, которые конечно имеют отношение к исламской культуре, но… Для сравнения: в нашем музее представлены не просто экспонаты, а история и имена самых известнейших пророков. И когда мы ведем экскурсию, мы рассказываем подробно о истории каждого из них. В этом тоже наше особое отличие. А главное отличие наших экскурсий от остальных – мы со всех сторон рассказываем об исламе: ислам и семья, ислам и государство, ислам и искусство и т.д. Человек, посетивший наш музей, уходит от нас с полным представлением о том, что же такое религия ислам», - рассказала главный специалист Музея исламской культуры.