ГлавнаяБЛОГИЯ и мой любимый город Альметьевск

Новые записи
Благотворительный концерт в Верхнем Нурлате
Благотворительный концерт в Верхнем Нурлате
вчера в 23:16 - Риана Ярмеева 0 0
Радель Хадиев
Совместный просмотр матча Рубин-Ахмат
вчера в 13:02 - Радель Хадиев 0 0
Радель Хадиев
Совместный просмотр матча Рубин-Ахмат
вчера в 13:01 - Радель Хадиев 0 0
Радель Хадиев
Совместный просмотр матча Рубин-Ахмат
вчера в 12:59 - Радель Хадиев 0 0
Фабрика Алафузова
Фабрика Алафузова
вчера в 11:29 - Радель Хадиев 0 0
Радель Хадиев
Фабрика Алафузова
вчера в 11:28 - Радель Хадиев 0 0
Алиса Морозова
Посиделки с Домовым
17 апреля 2025 - Алиса Морозова 0 0
Ирке Хуснутдинова
Сэйяр театр фестивале. МБОУ ООШ 1, г.Бавлы
17 апреля 2025 - Ирке Хуснутдинова 0 0
ЭКОвесна марафон продолжается Подари земле сад!
ЭКОвесна марафон продолжается Подари земле сад!
17 апреля 2025 - Риана Ярмеева 0 0
Благотворительный концерт
Благотворительный концерт
17 апреля 2025 - Риана Ярмеева 0 0
Муниципальный конкурс творческих работ  «Победный май»
Муниципальный конкурс творческих работ «Победный май»
17 апреля 2025 - Ирке Хуснутдинова 0 0
Баулыда хәйрия концерты
Баулыда хәйрия концерты
17 апреля 2025 - Ирке Хуснутдинова 0 0
Круглый стол «СВОих не бросаем»
Круглый стол «СВОих не бросаем»
16 апреля 2025 - Ирке Хуснутдинова 0 0
Встречаем «Эковесну»! 3 неделя "Подари земле сад"
Встречаем «Эковесну»! 3 неделя "Подари земле сад"
16 апреля 2025 - Ирке Хуснутдинова 0 0
Я помню!Я горжусь!
Я помню!Я горжусь!
15 апреля 2025 - Диана Назарова. 0 0
Диана Назарова.
Моя любимое село.
15 апреля 2025 - Диана Назарова. 0 0
Моя любимое село.
Моя любимое село.
15 апреля 2025 - Диана Назарова. 0 0
Диана Назарова.
Моя любимое село.
15 апреля 2025 - Диана Назарова. 0 0
Конкурс военно-патриотической песни, посвящённый 80-летию Победы.
Конкурс военно-патриотической песни, посвящённый 80-летию Победы.
15 апреля 2025 - Диана Назарова. 0 0
Диана Назарова.
Конкурс военно-патриотической песни, посвящённый 80-летию Победы.
15 апреля 2025 - Диана Назарова. 0 0
+1756 RSS-лента RSS-лента

Я и мой любимый город Альметьевск

Автор блога: Камиль Хисматуллин
Драматический театр
Вышла книга об истории Альметьевского татарского драматического театра

Драматический театр


Вышла в свет первая книга об истории Альметьевского татарского государственного драматического театра. Ее презентация состоялась 20 ноября на сцене театра.

В этот вечер страницы книги словно ожили, и на сцене появились первые актеры и первые спектакли. Ну и что, что в помещении, где проходили репетиции, не было света и тепла, актеров согревала мысль о том, что в Альметьеве, тогда еще селе, будет свой татарский колхозно-совхозный театр! Постановление об этом было издано Советом Народных Комиссаров Татарской АССР 20 марта 1944 года, и срок для открытия установлен ну просто мизерный – 1 апреля 1944 года.
В первый же год был поставлен спектакль «Кайту» («Возвращение»), а уже в 1946-м – пять спектаклей, среди которых и «Аршин мал алан», в этом сезоне вновь пришедший на сцену театра. Когда в 1949 году закрылись колхозно-совхозные театры в Мамадыше и Буинске, в Альметьево приехала плеяда актеров, среди которых Закия Туишева, Бари Гатауллин, Камиля Игламова, Агзам Галиуллин, Амина Садыкова. Тогда-то появилась возможность ставить полновесные спектакли и работать в две бригады.
Бари Гатауллин вспоминал, что порой репетиции шли до шести утра, а зрители были готовы стоя смотреть спектакли, лишь бы только смотреть. Кстати, именно Бари Гатауллин и начал уже в те годы вести летопись театра: его фотографии и тетради, в которых записаны дата постановки спектакля, имена режиссера и актеров, задействованных в постановке, и стали источником воспоминаний.
Первым же профессиональным режиссером театра был Саид Булатов, назначенный художественным руководителем Альметьевского театра в 1954 году, до этого времени работавший директором Татарского государственного театрального училища. Саид Булатов, затем Габдулла Юсупов, Гали Хусаинов помогли театру обрести свое имя и лицо. Да какое! В 70-80 годы Альметьевский театр стал лучшим татарским театром, имена его актеров гремели на всю республику. В 1979 году спектакль «Ай булмаса, йолдыз бар» («Если нет луны, то есть звезды») получил высочайшую оценку: автор пьесы Туфан Миннуллин, режиссер Гали Хусаинов и исполнительница главной роли Дамира Кузаева были удостоены Государственной премии ТАССР имени Г. Тукая.
… «Мы счастливы, потому что мы дети Гали ага Хусаинова и Закии апа Туишевой», – эти слова произнесли со сцены в день презентации книги актеры старшего поколения – Луиза Султанова, Роза Салихова, Иван Горбатов, Камиль Валеев, Фоат Зарипов. Они вспоминали, как частой гостьей на их спектаклях была сама Сажида Сулейманова, как их гастроли в Казани превращались в праздник, как доброжелательны были критики, а часы марки «Заря», врученные каждому молодому актеру за победу в республиканском конкурсе были дороже премии имени Тукая.
И все же самой высокой наградой для актеров всех поколений остается признание зрителей. И забавная миниатюра, повествующая о пресс-конференции в Актанышском районе после спектакля Карло Гольдони «Тылсымлы кыз» («Трактирщица»), когда каждый зритель дал свою оценку увиденному от критичного «Для чего такой спектакль: и время непонятное, и проблемы не наши?!» до трепетного «Душа живет с вами!», разбудила во мне искреннее желание увидеть эту и другие пьесы, отрывки из которых были показаны в этот вечер. И еще подумалось: эх, такого бы неравнодушного зрителя да в наши дни!..
Через несколько дней – 5 декабря – Альметьевский драматический театр торжественно отметит 70-летний юбилей. И хотя книга приурочена к этой дате, можно смело сказать, что служить она будет многие-многие годы, потому что в ней собран уникальный материал об истории театра. Авторы книги – театральный критик Даниа Гимранова, к сожалению, ушедшая из жизни 29 октября и не увидевшая сборник, руководитель литературно-драматической части театра Аниса Тагирова, директор Альметьевского театра Фарида Исмагилова, руководитель музея театра Розалия Мухаметзянова поведали не только о вчерашнем дне театра, вспомнив всех актеров и режиссеров, оставивших яркий след в судьбе театра, но и рассказали о дне сегодняшнем. Книга проиллюстрирована большим количеством фотографий сцен из спектаклей, афиш, которые помогают составить представление об эпохе.
Поздравляя всех пришедших на презентацию с выходом первой книги о театре, Фарида Исмагилова поблагодарила не только соавторов, ветеранов сцены, ныне действующий коллектив, но и тех, кто ушел в мир иной. Ведь если бы не их искреннее желание в том далеком 1944-м создать в Альметьевске настоящий театр, могли бы мы сегодня говорить о нем?!
Альметьевский татарский государственный драматический театр
Альметьевский татарский государственный драматический театр

Альметьевский государственный драматический передвижной театр был организован в 1944 году. Театр формируется на базе дома культуры, где директором работала Нагима Давлетшина. Вскоре появилась и первая профессиональная актриса – Нагима Кимова, окончившая театральный техникум. Затем в театр прибыли артисты Гибадулла Хабибов, Сания Хабибова, Касим Еникеев, Тагира Яббарова, Хади Залятов, Хамза Рамазанов, и коллектив смог обратиться к полноценным драматическим произведениям. Первой такой пьесой стала драма Р. Ишмурата «Возвращение», её поставил А. Галиев. Пока шло становление творческого состава театра приходилось больше обращаться к одноактным пьесам, как современных авторов, так и классиков татарской драматургии. Если учесть, что в то время не было элементарных сценических средств и, чтобы встретиться со своим зрителем приходилось шагать за десятки километров, да ещё тащить на себе реквизит и костюмы, понятен энтузиазм актеров, их любовь к искусству.

Постепенно сложились традиции, в которых происходило воспитание молодых актеров. Как правило, в театре оставались те, у кого актерские способности сочетались с целеустремленностью, способностью преодолевать любые трудности. В результате в театре стали работать Сарвар Валиева, Галимзян Валиев, Ильгизар Катиев, Халима Маннурова, Гилемхан Камалов, Тайфур Кичубаев, Гульжиган Кичубаева, Жиган Саитова. Репертуар театра обогатился драмой «Песня жизни» М. Амира, пьесой «Тайна» Г. Ахмета, переводной пьесой «Сестренка» А. Назарова. В 1946 г. главным режиссером театра стал Камал Халяпов. Условия передвижного колхозно-совхозного театра накладывали определенный отпечаток на качество постановок, на творчество актеров. Это была одна из сложностей работы, другая, не менее сложная проблема – выполнение финансового плана. Театр дробился на три бригады, и каждая выступала с определенным спектаклем. Вся труппа встречалась только в тех спектаклях, когда ставились широкие полотна, посвященные какой-нибудь торжественной дате. Всё это сказывалось на облике театра, на игре актеров, на их судьбах. Главные усилия театра были направлены на то, чтобы создать профессиональный единый коллектив, близкий и понятный зрителю.

В 1952 – 59 г.г. художественным руководителем театра стал известный деятель татарского театрального искусства Саид Булатов. Будучи человеком образованным, с большой практикой постановочной работы, он вложил много сил в сплочение коллектива и повышение профессионального мастерства актеров, их теоретического уровня. Он поставил такие спектакли, как «Габбас Галин» Ш. Камала, «Встреча с юностью» А. Арбузова, «Последняя встреча», «Верный спутник», «Звезды сияют» С. Кальметова, «За туманом» Ш. Камала, «Нурихан» М. Хасанова, «Тайные следы» Х. Вахита, «Молодые сердца» Ф. Бурнаша. В этих спектаклях сумели утвердить себя художниками такие мастера, как З. Туишева, И. Умеров, Р. Губайдуллина, А. Галиуллин, Б. Батауллин, Л. Садыкова, А. Галиакберов, Т. Кичубаев, Г. Кичубаева. Но театр ещё был лишь на подступах к своей известности. После ухода С. Булатова сами актеры взялись за постановочную работу, иногда приглашая режиссеров из Казани и Уфы.

В 1963г. главным режиссером театра назначается известный режиссер с большим творческим и жизненным багажом, заслуженный деятель искусств ТАССР Габдулла Юсупов. За четыре года работы он поставил 17 спектаклей разного жанра и разнопланового характера, театр изменился до неузнаваемости. Серьезное внимание Г. Юсупов обратил на режиссерскую политику театра, и были поставлены такие спектакли, как «Потоки» Т. Гиззата, «Костры горят» Г. Ахунова, «Осенние ветры» А. Гилязова, «В ночь лунного затмения» М. Карима, «Зубайда – дитя человеческое» Ш. Хусаинова. При нём в театре была организована студия, выпускники которой К. Валеев, Д. Кузаева, Л. Султанова, А. Мусина, Дж. Исмагилов заняли впоследствии ведущее положение в театре. Ещё одна большая заслуга режиссера Г. Юсупова заключается в том, что он заглядывал в будущее театра, сумел создать условия для артистов желающих заниматься постановочной работой. Уже при нем уверенно заявила о себе Закия Туишева. Он привлек её к режиссерской работе, совместно сотрудничая с ней во время репетиций над спектаклями. Пробует свои силы в режиссуре и артист Рамазан Ихсанов. Итак, в середине шестидесятых театр стал набирать творческую высоту.

Но настоящее признание пришло, когда в коллектив пришел режиссер, заслуженный деятель искусств РТ и России Гали Хусаинов. Неугомонный, беспокойный, жадный до творчества, требовательный во всем режиссер Гали Хусаинов буквально заразил театр своей трудоспособностью, одержимостью, любовью к театру. Улучшился микроклимат в театре, творческая обстановка стала наравне с большими творческими коллективами. Актерский состав стал стабильным. Фундамент театра, заложенный первыми актерами, режиссерами С. Булатовым и С. Юсуповым, стал прочной основой для строительства настоящего очага культуры. Популярность театра стала расти из года в год. Поставленные им «Козы – Корпеш и Баян – Сылу» Мусрепова, «Материнское поле» Ч. Айтматова, «Трактирщица» Гольдони, «Если нет луны, есть звезды» Т. Миннуллина (драматург, режиссер Г. Хусаинов, исполнитель главной роли Д. Кузаева в 1979 году были удостоены Государственной премии им. Г. Тукая), «Антигона» Ж. Ануя вывели театр на новые рубежи, обозначили творческую зрелость коллектива.