Автор блога: | Диляфруз Варина |
Диляфруз Варина
20 ноября 2019
+44
516
20 комментариев
|
Риза Фахрутдинович является автором многих драматургических произведений. В 1926 году в Татарском академическом театре были поставлены его первые пьесы («Йокы патшалыгында» — «В царстве сна», «Втек философ» — «Философ-оборванец»). Тематику и содержание драматургии Ишмуратова определяли идеологические установки советского времени. В 1930-е гг. в драматургии Ризы Фахрутдиновича на передний план выступили проблемы утверждения новой советской морали, которые решались на фоне и в ситуациях классовой борьбы на стройках, в деревнях, в среде интеллигенции, студенчества. В годы войны, находясь на фронте, Ишмуратов Р. Ф. не прекращал творчества. Его пьесы с успехом шли на сценах татарских театров. После войны Риза Ишмуратов продолжал заниматься творчеством. В Союзе писателей Татарской АССР он возглавлял секцию драматургов, вел работу с творческой молодежью. Выступал не только как драматург, но и как талантливый публицист и переводчик.
|
Альфия Авзалова родилась 15 января 1933 года в селе Актаныш Актанышского района Республики Татарстан. Рано лишилась родителей. Мамы не стало, когда Альфие было пять лет. Отец погиб на фронте в Великую Отечественную войну. Заботу о сестрах Авзаловых взяла на себя сестра матери. Альфия вспоминает, как они с тетей «воровали» зерно. Чувство телесной боли от колющихся и царапающих зерен Альфия ощущала всю свою жизнь. Она считала, что ее «мон» родом из детства – от нищего сиротства («мон» – это непереводимое с татарского языка понятие, касающееся пения. В приблизительном переводе – «дар петь с душой» – прим ред.). «Дочки мои на всем готовом жили. Пытались петь. Не получилось», – вспоминала она.
Еще в Актаныше Альфия выступала с песнями. Своими первыми наставниками Альфия Авзаловна считает баянистов Марзию Юнусову, Масхута Ахметшина. Именно они научили ее песням, сопутствующим ей всю жизнь: «Салкын чишмэ», «Гульджамал», «Аллюки»... |
Детская школа искусств создана на основании Постановления Главы администрации Актанышского муниципального района Республики Татарстан Э.Н. Фаттахова от 05.07.2003г. № 484 «О создании государственного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детская школа искусств Актанышского района Республики Татарстан». В феврале 2007 года школа была переименована в МОУ ДОД "Детская школа искусств Актанышского муниципального района Республики Татарстан". 19 января 2012 года были изменены тип и наименование учреждения на МБОУ ДОД "Детская школа искусств Актанышского муниципального района Республики Татарстан".
|
«Родной язык — святой язык, отца и матери язык
Как ты прекрасен! Целый мир в твоём богатстве я постиг!» По национальности я- татарка. В нашей школе есть все условия для изучения родного языка. Я изучаю татарский язык и очень люблю читать сказки, особенно татарские. Мой любимый писатель - Габдулла Тукай. Жил он всего лишь 27 лет. Но он оставил нам свои замечательные стихи и сказки. Он является гордостью татарского народа, сделал много для развития татарского языка. На уроках мы читаем стихи, сказки Габдуллы Тукая. Он написал сказку «Водяная», «Шурале», «Сказка о Козе и Баране», «Гали и коза»… и стихи: «Родной язык- святой язык»… Свои сказки Тукай создавал на основе сказаний народа. Героем многочисленных татарских сказок был - Шурале - леший. Тукай написал замечательную сказку «Шурале». Шурале — это существа, чем-то напоминающие леших, лесные духи. И вовсе не безобидные! Прямо сказать, чудовища! Только в уме смекалистому человеку они, к счастью, значительно уступают. Мы узнаём, прочитав сказку, как догадливый дровосек обманул шурале. И сделал это так, как во многих сказочных сюжетах люди умудряются перехитрить чудовищ. Как именно? А не скажу, сказку читайте! Сказка «Водяная» учит тому, что нельзя красть вещи у людей, брать чужие вещи без спроса, необходимо возвращать найденные вещи их владельцу. Мальчик купается в речке и скоро выходит из речки, прячется за кустом и видит, что на берегу сидит страшная женщина, а в её руках – золотая расчёска. Она расчесала свои волосы и нырнула в воду, оставив расчёску на берегу. А мальчик взял расчёску и быстрее побежал домой, но вскоре водяная ,заметив пропажу, погналась за мальчиком. Вернувшись домой, мальчик рассказывает маме о находке. Водяная приходит ночью и кричит, чтоб вернули ей расческу. Мама выбрасывает ее в окно и водяная уходит. С тех пор мальчик чужого больше не трогает. |
Родился 23 мая 1921 года в дер. Такталачук Актанышского района Татарской АССР в крестьянской семье. Учился в татарской семилетней школе города Магнитогорска. В 1937 году поступил в педагогическое училище г. Троицка, но через год по состоянию здоровья оставил учёбу. С 1940 по 1949 гг. работал слесарем механического цеха Магнитогорского металлургического комбината и занимался в татарском драматическом кружке, писал стихи. Позднее стал руководителем этого кружка. В 1964 году с семьей переезжает в Альметьевск. Первый сборник его стихов «Кар сулары» («Талая вода») был издан в 1957 году. Широко известен как писатель – сатирик. Гамиль Афзал — автор более сорока книг, напечатанных на татарском, башкирском и русском языках. За сборник стихов «Айлы кичлэр» (1977), за стихи из цикла «Борылам да карыйм» награждён Государственной премией Татарстана им. Г. Тукая. Удостоен звания народный поэт Республики Татарстан. В 2006 году на улице Радищева была установлена мемориальная доска в честь лауреата Тукаевской премии Гамиля Афзала |
Афиша - рекламное или справочное листовое издание, оповещающее о предстоящем культурном мероприятии и предназначенное для расклейки. Афиши вывешиваются у входов в театры, на улицах, площадях и в других публичных местах… |
В прошлом батрак, Нур Баян в 1921 году уезжает в Пермь чернорабочим. Страстно желая учиться, в 1923 году приезжает в Казань и поступает в татаро-башкирскую военную школу. Закончив учебу, становится журналистом. Работает литературным сотрудником в редакции газеты "Кызылармеец" (1928), секретарем журнала "Колхоз яшьляре" (1929-1930), редактором челнинской районной газеты (1930-1932). В 1932 году Н.Баян возвращается в Казань и до 1938 года работает инструктором Организационного комитета Союза советских писателей Татарской АССР, затем старшим редактором художественной литературы в Татгосиздате. С 1938 года всецело посвящает себя литературной деятельности. С первых дней Великой Отечественной войны Баян уходит на фронт. За доблесть и отвагу награжден орденами Красной Звезды, Отечественной войны I степени, медалями. Невзирая на трудности фронтавой жизни и большую занятость (Н.Баян был секретарем партийной организации полка, редактором дивизионной газеты, заместителем командира по политчасти), он продолжал заниматься литературным творчеством, создавал новые произведения. К сожалению, до нас дошла незначительная часть его литературного наследия периода Великой Отечественной войны - сборник стихов "Три сокола" (1942), "Избранные произведения" (1948). Начало поэтического творчества Нура Баяна относится к 1925 году. В 1928 году из печати вышли первые сборники его стихов: "Разрушенные окопы" и "Девушки-жницы". Н.Баян высоко ценил поэзию X.Такташа и не удивительно, что стремился творчески усвоить его идейно-художественные принципы. В своих произведениях Н.Баян правдиво запечатлел важнейшие события современной жизни, воссоздал образы зачинателей строительства периода первых пятилеток. Особенно выразительно звучат его стихи и поэмы о колхозной жизни: "Симфония полей" (1931), поэма "Дождливая ночь" (1933) и "Весенняя ночь" (1939). В произведениях, посвященных защите Родины, поэт убедительно показал свободолюбие советского народа, силу и глубину патриотических чувств ("Когда я надел шлем", "Деревня у подножия Урала", "На посту", "Письмо пограничнику", "В окопе", "Санитарка" и др.). |